С 13–15 сентября в Великом Новгороде в Храме Христа проходила не просто международная открытая научная конференция, посвящённая 150-летию Евангельского движения на Новгородчине. Это был Евангелизм в действии! Экуменизм Духа! Немцы, латыши, славяне, иудеи – все, возвысили свой голос к Богу. Это было настоящее Братство, настоящее единение в Любви. Мы как будто посветлели душой! Это было «Служенье любящих, служенье искренних», как поется в одном из гимнов, который здесь, в Храме Христа, особенно любим! Мы пребывали в Боге и друг в друге. Были друг для друга «евангельскими слугами».
Новая Песнь, Песнь о Единстве слагалась всеми участниками конференции. О единстве духовного как единства христианского вещал в своем докладе Йозеф Барон. «Единомыслие в Церкви, на котором в посланиях настаивает сам Апостол, именно из-за него, кажется, давно утрачено. До сих пор ведутся дискуссии о том, как же интерпретация Павла влияет на понимание единства и многообразия в Христианстве вообще» (Й. Барон, «Теология Св. Апостола Павла»).
Но в эти незабываемые сентябрьские дни единомыслие, единодушие сквозили во всём. Не иночество, а иначество провозглашалось каждым словом, каждым деянием в эти дни конференции. Это было служение со-родичей!
На юге ласковом, на хмуром севере –
Везде, где межи Церкви пролегли,
Служите Господу со всем усердием,
И скорбь, и радость братства разделив.
Служенье любящих, служенье искренних
Проявится не только на словах:
Кто Иисусу служит, тот поистине
Для ближнего – евангельский слуга.
Отрадно для души Христа учение,
Но поощренья в нём для плоти нет,
Служите Господу без развлечения,
Забавы – это признак детских лет.
Может, поэтому доклады даже самых юных участников были исполнены благоговения и строгости. Например, доклад Морозова Андрея, кандидата исторических наук, доцента Калужского института на тему «Вероисповедная реформа П.А.Столыпина» прозвучал со всей новизной откровения извне.
Мы можем называть себя христианами по разным причинам, «но только некоторая часть из нас составляет меньшинство Христиан верующих и способных воспринимать религиозные настроения; ещё меньше тех, кто мистически чувствует; ещё гораздо меньше таких, которые во всём существе своём мистически проникнуты религиозными верованиями и идеалами; наконец, совсем мало тех одухотворённых людей, которые никогда не расстаются со своим ярко зажжённым факелом Веры, освещая им свой жизненный путь, и от видимой всеми «реальности» жизни не отделяют той, для большинства невидимой, но всегда действенной и видимой для избранных, реальности, которая составляет духовную область жизни, основной и всеобъемлющий её смысл» ( Ф.Винберг).
Невольно вспомнились слова из стихотворения, которое я сочинила перед конференцией: «Ангел-сердце здесь витает, Бог Лампаду возжигает». А также стихотворение нашего современника, поэта, критика Алексея Филимонова «Ангел-сердце» из сборника «Сиреневая гроза»:
Вода, босая, шлёпала по лужам,
И алый сумрак проступал везде,
И ангел окрылённый был не нужен
Томительному странному Нигде.
Никто дрожал у синего подъезда,
Зияла бездна на восьми ветрах,
И ангел, потаённый и не местный,
Свет окровавил у людей впотьмах.
Так им казалось – он заправил сердце,
В лампаду снов он превратил сосуд,
И масло неземного иноверца
Любовь творило и вершило суд.
Сиянием надмирным и всевластным,
И претворяло в вечности вино,
То, что дождём казалось беспристрастным,
И ткало манны саван-полотно.
Я считаю, что в слиянье душ, в отражении друг в друге заключается основная метанойя сознания христианина. Заключается основа бескровной реформации Духа! Мы разъехались по своим государствам и Церквям, но всем нам до сих пор освещает путь Свет тех трёх незабвенных дней, когда мы вдруг оказались вне стен, вне врат и вне времени-пространства! В Храме Христа…
Ольга Соколова, поэт, филолог, критик.