150 лет – Слу­же­ние любящих

С 13–15 сен­тяб­ря в Вели­ком Нов­го­ро­де в Хра­ме Хри­ста про­хо­ди­ла не про­сто меж­ду­на­род­ная откры­тая науч­ная кон­фе­рен­ция, посвя­щён­ная 150-летию Еван­гель­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­чине. Это был Еван­ге­лизм в дей­ствии! Эку­ме­низм Духа! Нем­цы, латы­ши, сла­вяне, иудеи – все, воз­вы­си­ли свой голос к Богу. Это было насто­я­щее Брат­ство, насто­я­щее еди­не­ние в Люб­ви. Мы как буд­то посвет­ле­ли душой! Это было «Слу­же­нье любя­щих, слу­же­нье искрен­них», как поет­ся в одном из гим­нов, кото­рый здесь, в Хра­ме Хри­ста, осо­бен­но любим! Мы пре­бы­ва­ли в Боге и друг в дру­ге. Были друг для дру­га «еван­гель­ски­ми слу­га­ми». 
 
Новая Песнь, Песнь о Един­стве сла­га­лась все­ми участ­ни­ка­ми кон­фе­рен­ции. О един­стве духов­но­го как един­ства хри­сти­ан­ско­го вещал в сво­ем докла­де Йозеф Барон. «Еди­но­мыс­лие в Церк­ви, на кото­ром в посла­ни­ях наста­и­ва­ет сам Апо­стол, имен­но из-за него, кажет­ся, дав­но утра­че­но. До сих пор ведут­ся дис­кус­сии о том, как же интер­пре­та­ция Пав­ла вли­я­ет на пони­ма­ние един­ства и мно­го­об­ра­зия в Хри­сти­ан­стве вооб­ще» (Й. Барон, «Тео­ло­гия Св. Апо­сто­ла Пав­ла»). 
 
Но в эти неза­бы­ва­е­мые сен­тябрь­ские дни еди­но­мыс­лие, еди­но­ду­шие скво­зи­ли во всём. Не ино­че­ство, а ина­че­ство про­воз­гла­ша­лось каж­дым сло­вом, каж­дым дея­ни­ем в эти дни кон­фе­рен­ции. Это было слу­же­ние со-роди­чей! 
 
На юге лас­ко­вом, на хму­ром севе­ре – 
Вез­де, где межи Церк­ви про­лег­ли, 
Слу­жи­те Гос­по­ду со всем усер­ди­ем, 
И скорбь, и радость брат­ства раз­де­лив. 
 
Слу­же­нье любя­щих, слу­же­нье искрен­них 
Про­явит­ся не толь­ко на сло­вах: 
Кто Иису­су слу­жит, тот поис­ти­не 
Для ближ­не­го – еван­гель­ский слу­га. 
 
Отрад­но для души Хри­ста уче­ние, 
Но поощ­ре­нья в нём для пло­ти нет, 
Слу­жи­те Гос­по­ду без раз­вле­че­ния, 
Заба­вы – это при­знак дет­ских лет. 
 
Может, поэто­му докла­ды даже самых юных участ­ни­ков были испол­не­ны бла­го­го­ве­ния и стро­го­сти. Напри­мер, доклад Моро­зо­ва Андрея, кан­ди­да­та исто­ри­че­ских наук, доцен­та Калуж­ско­го инсти­ту­та на тему «Веро­ис­по­вед­ная рефор­ма П.А.Столыпина» про­зву­чал со всей новиз­ной откро­ве­ния извне. 
 
Мы можем назы­вать себя хри­сти­а­на­ми по раз­ным при­чи­нам, «но толь­ко неко­то­рая часть из нас состав­ля­ет мень­шин­ство Хри­сти­ан веру­ю­щих и спо­соб­ных вос­при­ни­мать рели­ги­оз­ные настро­е­ния; ещё мень­ше тех, кто мисти­че­ски чув­ству­ет; ещё гораз­до мень­ше таких, кото­рые во всём суще­стве сво­ём мисти­че­ски про­ник­ну­ты рели­ги­оз­ны­ми веро­ва­ни­я­ми и иде­а­ла­ми; нако­нец, совсем мало тех оду­хо­тво­рён­ных людей, кото­рые нико­гда не рас­ста­ют­ся со сво­им ярко зажжён­ным факе­лом Веры, осве­щая им свой жиз­нен­ный путь, и от види­мой все­ми «реаль­но­сти» жиз­ни не отде­ля­ют той, для боль­шин­ства неви­ди­мой, но все­гда дей­ствен­ной и види­мой для избран­ных, реаль­но­сти, кото­рая состав­ля­ет духов­ную область жиз­ни, основ­ной и все­объ­ем­лю­щий её смысл» ( Ф.Винберг). 
 
Неволь­но вспом­ни­лись сло­ва из сти­хо­тво­ре­ния, кото­рое я сочи­ни­ла перед кон­фе­рен­ци­ей: «Ангел-серд­це здесь вита­ет, Бог Лам­па­ду воз­жи­га­ет». А так­же сти­хо­тво­ре­ние наше­го совре­мен­ни­ка, поэта, кри­ти­ка Алек­сея Фили­мо­но­ва «Ангел-серд­це» из сбор­ни­ка «Сире­не­вая гро­за»: 
 
Вода, босая, шлё­па­ла по лужам, 
И алый сумрак про­сту­пал вез­де, 
И ангел окры­лён­ный был не нужен 
Томи­тель­но­му стран­но­му Нигде. 
 
Никто дро­жал у сине­го подъ­ез­да, 
Зия­ла без­дна на вось­ми вет­рах, 
И ангел, пота­ён­ный и не мест­ный, 
Свет окро­ва­вил у людей впотьмах. 
 
Так им каза­лось – он запра­вил серд­це, 
В лам­па­ду снов он пре­вра­тил сосуд, 
И мас­ло незем­но­го ино­вер­ца 
Любовь тво­ри­ло и вер­ши­ло суд. 
 
Сия­ни­ем над­мир­ным и все­власт­ным, 
И пре­тво­ря­ло в веч­но­сти вино, 
То, что дождём каза­лось бес­при­страст­ным, 
И тка­ло ман­ны саван-полот­но. 
 
Я счи­таю, что в сли­я­нье душ, в отра­же­нии друг в дру­ге заклю­ча­ет­ся основ­ная мета­нойя созна­ния хри­сти­а­ни­на. Заклю­ча­ет­ся осно­ва бес­кров­ной рефор­ма­ции Духа! Мы разъ­е­ха­лись по сво­им госу­дар­ствам и Церк­вям, но всем нам до сих пор осве­ща­ет путь Свет тех трёх неза­бвен­ных дней, когда мы вдруг ока­за­лись вне стен, вне врат и вне вре­ме­ни-про­стран­ства! В Хра­ме Хри­ста… 
 
Оль­га Соко­ло­ва, поэт, фило­лог, кри­тик.