Собы­тие исклю­чи­тель­ной важности

Вто­рая гла­ва кни­ги Дея­ний Апо­сто­лов посвя­ще­на опи­са­нию Пяти­де­сят­ни­цы в год смер­ти и вос­кре­се­ния Иису­са Хри­ста. В этот день нача­ла сози­дать­ся Цер­ковь Иису­са Хри­ста, и пер­вы­ми кам­ня­ми в фун­да­мен­те это­го небес­но­го стро­е­ния ста­ли уче­ни­ки Хри­ста, с кото­ры­ми про­изо­шло собы­тие исклю­чи­тель­ной важ­но­сти: они были кре­ще­ны и испол­не­ны Духом Свя­тым. С тех пор кре­ще­ние Духом Свя­тым зани­ма­ет колос­саль­ное место в духов­ной жиз­ни каж­до­го хри­сти­а­ни­на, и Апо­стол Павел отно­сит его, наря­ду с уче­ни­ем о вод­ном кре­ще­нии, к начат­кам уче­ния Хри­сто­ва (Евр.6.1), то есть к одно­му из исход­ных момен­тов, к нача­лу или к осно­ва­нию хри­сти­ан­ской жиз­ни и учения.


«Ибо Иоанн кре­стил водою, а вы, через несколь­ко дней после сего, буде­те кре­ще­ны Духом Свя­тым». (Деян.1:5).


Что­бы понять, что пред­став­ля­ет собой кре­ще­ние Духом Свя­тым, надо преж­де все­го заду­мать­ся над тем, что такое кре­ще­ние вооб­ще? С поня­ти­ем «кре­ще­ние» мы встре­ча­ем­ся бук­валь­но на пер­вых стра­ни­цах Ново­го Заве­та, где еван­ге­ли­сты повест­ву­ют об Иоанне, сыне Заха­рии. Так, как никто из четы­рех еван­ге­ли­стов, опи­сы­ва­ю­щих его дея­тель­ность, спе­ци­аль­но не объ­яс­ня­ет зна­че­ние это­го сло­ва, а так­же из сви­де­тель­ства исто­ри­ков и зна­то­ков того вре­ме­ни и из назва­ния, дан­но­го иуде­я­ми Иоан­ну, сыну Заха­рия, – Кре­сти­тель, ста­но­вит­ся ясно, что поня­тие «кре­ще­ние» было хоро­шо извест­но на рубе­же ста­рой и новой эры. 
 
Дослов­ный смысл еврей­ско­го и гре­че­ско­го сло­ва «кре­ще­ние» – озна­ча­ет «погру­же­ние», но в пере­нос­ном смыс­ле оно озна­ча­ло «При­со­еди­не­ние». Через обряд кре­ще­ния языч­ни­ки в меж­за­вет­ный пери­од при­ни­ма­ли иудей­ство, хотя по зако­ну для это­го доста­точ­но было обре­за­ния, этот обряд прак­ти­ко­вал­ся для тех, кто впер­вые при­ни­мал уча­стие в гре­че­ских мисте­ри­ях. Погру­жа­ясь в воду при кре­ще­нии, чело­век как бы види­мым обра­зом сви­де­тель­ство­вал о сво­ем при­об­ще­нии к новой рели­гии или о сво­ем погру­же­нии в новое уче­ние. Об этом же гово­рит пере­нос­ный смысл упо­треб­ле­ния это­го сло­ва в мир­ской лек­си­ке. Сре­ди воен­ных рас­про­стра­нен тер­мин «бое­вое кре­ще­ние», то есть ситу­а­ция, при кото­рой ново­бра­нец пер­вый раз попа­да­ет в бой. Итак, гово­ря о кре­ще­нии, нам необ­хо­ди­мо понять, «во что» чело­век крестится?


Во что кре­стил Иоанн-Креститель?


Иоанн кре­стил, погру­жая при­хо­див­ших к нему в воду, одна­ко Свя­щен­ное Писа­ние вез­де, где повест­ву­ет­ся о кре­ще­нии Иоан­на, ясно гово­рит, что оно совер­ша­лось водой, а не в воду, несмот­ря на то, что все собрав­ши­е­ся на бере­гу Иор­да­на виде­ли имен­но погру­же­ние в воду. То есть воды Иор­да­на высту­па­ли в дан­ном слу­чае не как сре­да, в кото­рую погру­жа­лись люди, а как сред­ство, кото­рым осу­ществ­ля­лось кре­ще­ние. Ясно что, кро­ме внеш­ней, види­мой, сто­ро­ны Иоан­но­во­го кре­ще­ния, была дру­гая, духов­ная, сто­ро­на. И Свя­щен­ное Писа­ние дает ответ, «во что кре­стил», то есть погру­жал, или при­со­еди­нял, при­хо­дя­щих к нему людей Иоанн. 
 
Еван­ге­лист Мат­фей пере­да­ет сло­ва Иоан­на: «Я кре­щу вас в воде в пока­я­ние» (Мф.3.11). Здесь совер­шен­но ясно ука­за­но, что Иоанн кре­стил в воде, а в дру­гих пере­во­дах – водой, но вода была сред­ством или внеш­ней фор­мой кре­ще­ния, а на вопрос «Во что?» про­ис­хо­дит кре­ще­ние, Иоанн дает ответ – «В пока­я­ние». Таким обра­зом, хотя внешне про­ис­хо­ди­ло погру­же­ние в воду, но вода была не тем, «во что» погру­жал Иоанн сво­их после­до­ва­те­лей. Суть его кре­ще­ния заклю­ча­лась в том, что­бы погру­зить людей в пока­я­ние. 
 
Таким обра­зом, Иоанн кре­стил (погру­жал, при­со­еди­нял) чем? – водой, во что? – в покаяние.


Во что кре­стил Иисус Хри­стос Духом Святым?


Иоанн, погру­жая людей в пока­я­ние, гото­вил их к при­хо­ду Мес­сии, о Кото­ром он так­же гово­рит как о Кре­сти­те­ле. Но сопо­став­ляя Его кре­ще­ние со сво­им, Иоанн посто­ян­но под­чер­ки­вал пре­вос­ход­ство гря­ду­ще­го кре­ще­ния и его прин­ци­пи­аль­ное отли­чие от того, что делал сам Иоанн. «Я кре­стил вас водою, а Он будет кре­стить вас Духом Свя­тым», утвер­жда­ет Иоанн-Кре­сти­тель (Мк.1.8). Эти сло­ва почти дослов­но повто­ря­ют все Еван­ге­ли­сты (Мф.3.11; Лк.3.16; Ин.1.33), на них ссы­ла­ет­ся сам Иисус Хри­стос (Деян.1.5), об этих же сло­вах гово­рит Апо­стол Петр (Деян.11.15–16). По сути, кро­ме этих шести тек­стов в Биб­лии нет сти­хов с пря­мым ука­за­ни­ем на кре­ще­ние Духом Свя­тым. 
 
Из этих слов Иоан­на ясно, что он кре­стил, то есть погру­жал, водой, а дру­гой (Иисус Хри­стос, как сле­ду­ет из Ин.1.29–30) будет кре­стить, то есть погру­жать, Духом Свя­тым. Но Иоанн не объ­яс­нил, «во что?» будет кре­стить сво­их после­до­ва­те­лей Иисус. 
 
Кре­ще­ние Духом Свя­тым Иисус впер­вые совер­шил в день Пяти­де­сят­ни­цы (Деян.2.1–4). В этот день иудеи, при­шед­шие на покло­не­ние в Иеру­са­лим, уви­де­ли уче­ни­ков Хри­ста в совер­шен­но новом каче­стве: сме­лы­ми и реши­тель­ны­ми, под­креп­ля­ю­щи­ми свои сло­ва чудес­ны­ми дей­стви­я­ми, то есть они виде­ли их в бук­валь­ном смыс­ле погру­жен­ны­ми в Боже­ствен­ную силу Духа Свя­то­го. И созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что в этот день Апо­сто­лы погру­зи­лись в Дух Свя­той, но все тек­сты Свя­щен­но­го Писа­ния, гово­ря­щие о духов­ном кре­ще­нии, ука­зы­ва­ют, что Дух Свя­той – это не есть То, во что погру­жа­ет Хри­стос сво­их после­до­ва­те­лей, а То, Чем Он это дела­ет. Сле­до­ва­тель­но, Дух Свя­той, будучи тре­тьим лицом Боже­ствен­ной Ипо­ста­си, высту­па­ет в дан­ном слу­чае сред­ством кре­ще­ния, как напи­са­но: «Вы буде­те кре­ще­ны Духом Свя­тым» (Деян.1.5) Так же, как Иоанн кре­стил водой, а не в воду, хотя види­мым обра­зам это было погру­же­ние в воду, так и Иисус Хри­стос кре­стил Духом Свя­тым, а не в Дух Святой.


Во что же тогда кре­стил Хри­стос сво­их учеников?


Свя­щен­ное Писа­ние не остав­ля­ет нас в неве­де­нии. Апо­стол Павел пишет: «Ибо все мы одним Духом кре­сти­лись в одно тело» (1Кор.12.13). Это клю­че­вой стих в изу­че­нии исти­ны о кре­ще­нии Духом Свя­тым. Писа­ние утвер­жда­ет, что все веру­ю­щие кре­сти­лись Кем? – Духом, то есть ясно, что речь идет о кре­ще­нии Духом Свя­тым, во что? – в одно тело. О каком Теле идет речь? В Свя­щен­ном Писа­нии упо­ми­на­ет­ся толь­ко одно тело, в кото­рое погру­жа­ет нас Дух Свя­той – это Тело Хри­ста: «…Мы чле­ны тела Его, от пло­ти Его и от костей Его» (Еф.5.30) 
 
Павел пря­мо заяв­ля­ет: «Тело Его, кото­рое есть Цер­ковь» (Кол.1.24), а в дру­гом месте он гово­рит, что Бог поста­вил Хри­ста «Выше все­го, гла­вою Церк­ви, кото­рая есть тело Его» (Еф.1.22–23). Зна­чит, погру­жая избран­ных Сво­их Духом Свя­тым в Свое Тело, при­со­еди­няя их к Себе, Иисус Хри­стос тем самым вво­дит их в Свою Неви­ди­мую Все­лен­скую Цер­ковь. Таким обра­зом, через кре­ще­ние Духом Свя­тым Хри­стос дела­ет нас чле­ном Сво­ей Церк­ви, и Сло­во Божье не ука­зы­ва­ет дру­го­го спо­со­ба стать чле­ном Церк­ви Хри­сто­вой, как толь­ко соеди­нить­ся со Хри­стом посред­ством кре­ще­ния в Него Духом Свя­тым. 
 
Таким обра­зом, Иисус кре­стит. Кем? – Духом Свя­тым, во что? – в Свое Тело, Кото­рое есть Цер­ковь.