Вторая глава книги Деяний Апостолов посвящена описанию Пятидесятницы в год смерти и воскресения Иисуса Христа. В этот день начала созидаться Церковь Иисуса Христа, и первыми камнями в фундаменте этого небесного строения стали ученики Христа, с которыми произошло событие исключительной важности: они были крещены и исполнены Духом Святым. С тех пор крещение Духом Святым занимает колоссальное место в духовной жизни каждого христианина, и Апостол Павел относит его, наряду с учением о водном крещении, к начаткам учения Христова (Евр.6.1), то есть к одному из исходных моментов, к началу или к основанию христианской жизни и учения.
«Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». (Деян.1:5).
Чтобы понять, что представляет собой крещение Духом Святым, надо прежде всего задуматься над тем, что такое крещение вообще? С понятием «крещение» мы встречаемся буквально на первых страницах Нового Завета, где евангелисты повествуют об Иоанне, сыне Захарии. Так, как никто из четырех евангелистов, описывающих его деятельность, специально не объясняет значение этого слова, а также из свидетельства историков и знатоков того времени и из названия, данного иудеями Иоанну, сыну Захария, – Креститель, становится ясно, что понятие «крещение» было хорошо известно на рубеже старой и новой эры.
Дословный смысл еврейского и греческого слова «крещение» – означает «погружение», но в переносном смысле оно означало «Присоединение». Через обряд крещения язычники в межзаветный период принимали иудейство, хотя по закону для этого достаточно было обрезания, этот обряд практиковался для тех, кто впервые принимал участие в греческих мистериях. Погружаясь в воду при крещении, человек как бы видимым образом свидетельствовал о своем приобщении к новой религии или о своем погружении в новое учение. Об этом же говорит переносный смысл употребления этого слова в мирской лексике. Среди военных распространен термин «боевое крещение», то есть ситуация, при которой новобранец первый раз попадает в бой. Итак, говоря о крещении, нам необходимо понять, «во что» человек крестится?
Во что крестил Иоанн-Креститель?
Иоанн крестил, погружая приходивших к нему в воду, однако Священное Писание везде, где повествуется о крещении Иоанна, ясно говорит, что оно совершалось водой, а не в воду, несмотря на то, что все собравшиеся на берегу Иордана видели именно погружение в воду. То есть воды Иордана выступали в данном случае не как среда, в которую погружались люди, а как средство, которым осуществлялось крещение. Ясно что, кроме внешней, видимой, стороны Иоаннового крещения, была другая, духовная, сторона. И Священное Писание дает ответ, «во что крестил», то есть погружал, или присоединял, приходящих к нему людей Иоанн.
Евангелист Матфей передает слова Иоанна: «Я крещу вас в воде в покаяние» (Мф.3.11). Здесь совершенно ясно указано, что Иоанн крестил в воде, а в других переводах – водой, но вода была средством или внешней формой крещения, а на вопрос «Во что?» происходит крещение, Иоанн дает ответ – «В покаяние». Таким образом, хотя внешне происходило погружение в воду, но вода была не тем, «во что» погружал Иоанн своих последователей. Суть его крещения заключалась в том, чтобы погрузить людей в покаяние.
Таким образом, Иоанн крестил (погружал, присоединял) чем? – водой, во что? – в покаяние.
Во что крестил Иисус Христос Духом Святым?
Иоанн, погружая людей в покаяние, готовил их к приходу Мессии, о Котором он также говорит как о Крестителе. Но сопоставляя Его крещение со своим, Иоанн постоянно подчеркивал превосходство грядущего крещения и его принципиальное отличие от того, что делал сам Иоанн. «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым», утверждает Иоанн-Креститель (Мк.1.8). Эти слова почти дословно повторяют все Евангелисты (Мф.3.11; Лк.3.16; Ин.1.33), на них ссылается сам Иисус Христос (Деян.1.5), об этих же словах говорит Апостол Петр (Деян.11.15–16). По сути, кроме этих шести текстов в Библии нет стихов с прямым указанием на крещение Духом Святым.
Из этих слов Иоанна ясно, что он крестил, то есть погружал, водой, а другой (Иисус Христос, как следует из Ин.1.29–30) будет крестить, то есть погружать, Духом Святым. Но Иоанн не объяснил, «во что?» будет крестить своих последователей Иисус.
Крещение Духом Святым Иисус впервые совершил в день Пятидесятницы (Деян.2.1–4). В этот день иудеи, пришедшие на поклонение в Иерусалим, увидели учеников Христа в совершенно новом качестве: смелыми и решительными, подкрепляющими свои слова чудесными действиями, то есть они видели их в буквальном смысле погруженными в Божественную силу Духа Святого. И создается впечатление, что в этот день Апостолы погрузились в Дух Святой, но все тексты Священного Писания, говорящие о духовном крещении, указывают, что Дух Святой – это не есть То, во что погружает Христос своих последователей, а То, Чем Он это делает. Следовательно, Дух Святой, будучи третьим лицом Божественной Ипостаси, выступает в данном случае средством крещения, как написано: «Вы будете крещены Духом Святым» (Деян.1.5) Так же, как Иоанн крестил водой, а не в воду, хотя видимым образам это было погружение в воду, так и Иисус Христос крестил Духом Святым, а не в Дух Святой.
Во что же тогда крестил Христос своих учеников?
Священное Писание не оставляет нас в неведении. Апостол Павел пишет: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор.12.13). Это ключевой стих в изучении истины о крещении Духом Святым. Писание утверждает, что все верующие крестились Кем? – Духом, то есть ясно, что речь идет о крещении Духом Святым, во что? – в одно тело. О каком Теле идет речь? В Священном Писании упоминается только одно тело, в которое погружает нас Дух Святой – это Тело Христа: «…Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5.30)
Павел прямо заявляет: «Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1.24), а в другом месте он говорит, что Бог поставил Христа «Выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его» (Еф.1.22–23). Значит, погружая избранных Своих Духом Святым в Свое Тело, присоединяя их к Себе, Иисус Христос тем самым вводит их в Свою Невидимую Вселенскую Церковь. Таким образом, через крещение Духом Святым Христос делает нас членом Своей Церкви, и Слово Божье не указывает другого способа стать членом Церкви Христовой, как только соединиться со Христом посредством крещения в Него Духом Святым.
Таким образом, Иисус крестит. Кем? – Духом Святым, во что? – в Свое Тело, Которое есть Церковь.