Солн­це не зво­нит в колокола

В 1923 — 1926 годах все чле­ны ВСЕХ (Все­со­юз­но­го сове­та еван­гель­ских хри­сти­ан) совер­ша­ли поезд­ки по стране, тру­дясь на ниве Божьей. В спи­сок этих мест вхо­ди­ла и Нов­го­род­ская губер­ния. Так как руко­во­ди­те­ли Сою­за усмат­ри­ва­ли пер­спек­ти­ву раз­ви­тия Еван­гель­ской церк­ви в посел­ке, или, как еще тогда назы­ва­ли, стан­ции Шимск, общи­ну несколь­ко раз посе­щал, начи­ная с 1925 года, Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич Дуб­ров­ский, один из самых рев­ност­ных дея­те­лей ВСЕХ, заве­ду­ю­щий кан­це­ля­ри­ей Сою­за (в эти же годы он посе­щал и дру­гие места: Харь­ков, Арме­нию, Гру­зию, Север­ный Кавказ).

Чита­тель непре­мен­но дол­жен знать, каким был этот бла­го­сло­вен­ный тру­же­ник Цар­ства Божье­го. Он успе­вал вез­де: руко­во­дил ста­ци­о­нар­ны­ми тогда Биб­лей­ски­ми кур­са­ми, писал ста­тьи в жур­нал «Хри­сти­а­нин», и, как мы уже ска­за­ли, кури­ро­вал мно­гие церк­ви еван­гель­ско­го брат­ства в России.

«Я познал кра­со­ту и смысл жиз­ни с 1917 года, всту­пил в Завет с Гос­по­дом в 1919‑м», — пишет о себе Вла­ди­мир Александрович.

Как сви­де­тель­ству­ет о нем брат А.В.Карев, необы­чай­ной энер­гии Дуб­ров­ско­го не было предела:

«Мое пер­вое зна­ком­ство с Дуб­ров­ским про­изо­шло в апре­ле 1922 года в Ленин­гра­де, где в то вре­мя нахо­дил­ся центр Сою­за Еван­гель­ских Хри­сти­ан. Его труд по заве­до­ва­нию кан­це­ля­ри­ей ВСЕХ досто­ин под­ра­жа­ния. Он вни­кал в рабо­ту каж­до­го сотруд­ни­ка кан­це­ля­рии, и дис­ци­пли­на в рабо­те была на самом высо­ком уровне. Сотруд­ни­ки кан­це­ля­рии не зна­ли, что зна­чат «окна» в рабо­те. Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич сам не знал таких «окон» и орга­ни­зо­вы­вал рабо­ту так, что­бы их не было и у сотруд­ни­ков наше­го еван­гель­ско­го цен­тра».

А вот как рас­ска­зы­ва­ет о встре­че с Дуб­ров­ским в апре­ле 1923 в Мос­ков­ском ГПУ Мар­цин­ков­ский В.Ф.:

«Отво­ря­ет­ся вход­ная дверь, и явля­ют­ся… мои ста­рые дру­зья: И.С.Проханов (пред­се­да­тель сою­за еван­гель­ских хри­сти­ан) и его сек­ре­тарь Дуб­ров­ский, оба с сак­во­я­жа­ми в руках.

- Ба! Вы каки­ми судь­ба­ми? — спра­ши­ваю я их.

- Да вот вызва­ли из Пет­ро­гра­да для объяснения.

Я еще не успел уйти, как мой сле­до­ва­тель при­гла­ша­ет к сто­лу Про­ха­но­ва… Начи­на­ет допрос в зна­ко­мом уже мне поряд­ке. Я про­ща­юсь с ним: «Ну, может быть, в Пра­ге уви­дим­ся… Я соби­ра­юсь туда»…


При­е­хав в Моск­ву с сак­во­я­жа­ми, бра­тья уже тогда были гото­вы стра­дать за Хри­ста. Вот как опи­сы­ва­ет этот арест Проханов:

«Меня сопро­вож­дал в Моск­ву один из сек­ре­та­рей, брат Дуб­ров­ский. В Москве мы посе­ти­ли нашу цер­ковь. Я про­из­нес там корот­кую про­по­ведь и помо­лил­ся с теми чле­на­ми мос­ков­ской церк­ви, кото­рые там при­сут­ство­ва­ли. Затем мой сек­ре­тарь и я отпра­ви­лись в управ­ле­ние ЧК (в отли­чие от Мар­цин­ков­ско­го, кото­рый назы­ва­ет ГПУ, — авт.) Когда мы вошли в зда­ние, брат Мар­цин­ков­ский, извест­ный лек­тор по хри­сти­ан­ским вопро­сам, выхо­дил из зда­ния. Он ска­зал нам, что ему при­ка­за­но пре­кра­тить рабо­ту, и в этот же день полу­чить свой пас­порт и оста­вить Рос­сию. Мы рас­ста­лись с глу­бо­ким чув­ством сожаления… 


Пер­вый день Пас­хи мы про­ве­ли в ком­на­те внут­рен­ней тюрь­мы. Пита­ние было очень пло­хое. По утрам нам дава­ли кипя­че­ную воду и два кусоч­ка саха­ра. В 12 часов нам дава­ли суп, сва­рен­ный из рыбьих костей… Но в пер­вый день Пас­хи меня вызва­ли в кон­то­ру внут­рен­ней тюрь­мы. Когда я вошел, мне дали подуш­ку, оде­я­ло, а так­же два пас­халь­ных яйца и свет­лый кулич, пас­халь­ный хлеб с запис­кой, что все это от моих дру­зей. Брат Дуб­ров­ский и дру­гие так­же полу­чи­ли посыл­ки. Никто не может опи­сать то вели­кое чув­ство радо­сти, кото­рое пере­пол­ня­ло наше серд­це. Мы оба пре­кло­ни­лись перед Гос­по­дом и бла­го­да­ри­ли его за див­ные дары, полу­чен­ные нами.


Мы доста­ли с боль­шим тру­дом Новый Завет, кото­рый мы чита­ли сами и дава­ли читать дру­гим узни­кам. Истин­ная атмо­сфе­ра нача­ла скла­ды­вать­ся в каме­ре. Оба, брат Дуб­ров­ский и я, по оче­ре­ди чита­ли гла­вы из Писа­ния и моли­лись каж­дый день утром и вече­ром. Это был источ­ник духов­ной силы для нас и сви­де­тель­ство для дру­гих узников».


Не слу­чай­но Вла­ди­мир, будучи заве­ду­ю­щим кан­це­ля­рии, был выбран лич­ным сек­ре­та­рем Проханова.

«Я жил на поло­же­нии сына Ива­на Сте­па­но­ви­ча», — так напи­шет об отно­ше­ни­ях с настав­ни­ком Дуб­ров­ский. Невзи­рая на боль­шую раз­ни­цу в воз­расте, Иван Сте­па­но­вич любил Вла­ди­ми­ра. Даже нахо­дясь в тюрь­ме, делил с ним и тяго­сти, и радо­сти, и служение.

Будучи при­мер­но тако­го же воз­рас­та, как сыно­вья Ива­на Сте­па­но­ви­ча, Вла­ди­мир Дуб­ров­ский, по сынов­ни, пер­вый при­нял на себя всю тяжесть и боль утра­ты в свя­зи с тра­ги­че­ской гибе­лью млад­ше­го сына Про­ха­но­ва, Всеволода.

Пер­вый со сле­за­ми на гла­зах обсто­я­тель­но опи­сал всю тра­ге­дию слу­чив­ше­го­ся и ото­слал в США, где в слу­жеб­ной коман­ди­ров­ке нахо­дил­ся Иван Степанович.

Неуто­ми­мый Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич ста­рал­ся быть похо­жим на сво­е­го настав­ни­ка. Толь­ко по виду они были очень раз­ные. Если Иван Сте­па­но­вич напо­ми­нал рус­ско­го бога­ты­ря, то Вла­ди­мир, худень­кий и не очень высо­кий, выгля­дел гораз­до моло­же сво­их 25 лет. Зато в тру­де и уче­нии ему не было равных.

Когда в 1926–1928 годах Все­со­юз­ный Совет Еван­гель­ских Хри­сти­ан раз­вер­нул самую широ­кую дея­тель­ность по изда­нию Биб­лий, Новых Заве­тов, Сим­фо­ний, Сбор­ни­ков духов­ных песен с нота­ми и без нот, энер­гия бра­та Дуб­ров­ско­го опять мно­го спо­соб­ство­ва­ла успе­ху всех упо­мя­ну­тых изданий.

Но, как и во все вре­ме­на, не спал «враг душ чело­ве­че­ских»… Его не устра­и­ва­ли те, кото­рые, не щадя себя, слу­жи­ли Гос­по­ду, при­во­дя души ко Спасению…

Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич Дуб­ров­ский был сослан на север в 1929 году. В 1932, как раз в год смер­ти мате­ри Про­ха­но­ва, Дуб­ров­ский, осво­бо­див­ший­ся в пер­вый раз, нахо­дил­ся в Москве и напи­сал ста­тью. Это был некро­лог, посвя­щен­ный «Агра­фене Саве­льевне, ушед­шей в веч­ность в 1932 году».

Недол­гим было обще­ние с бра­тья­ми в Москве (из пись­ма Дуб­ров­ско­го 1963 года):  


«Мой путь в Цар­ство Неба не был усе­ян золо­тым пес­ком и аро­ма­та­ми роз. Узкий путь — воля Бога; мы позна­ем его так­же лег­ко, как узна­ем путь, про­ло­жен­ный дос­ка­ми через тря­си­ну; вся­кое откло­не­ние от пути — завяз­нешь в тря­сине зла. На моем пути — пять раз сидел в тюрь­мах при тяже­лом режи­ме: в ноч­ни­ке — 4 меся­ца и в оди­ноч­ке — 11 меся­цев; два лаге­ря — Соло­вец­кий и Иркут­ский. Два раза был выслан из Моск­вы. Ссыль­ни­че­ское поло­же­ние 10 лет. Но что мож­но ска­зать в ито­ге? — Путь мой и поныне обли­ва­ет­ся моло­ком: «ска­ла исто­ча­ет для меня ручей елея»

В 1938 Дуб­ров­ско­му В.А., нахо­див­ше­му­ся в рай­оне Вор­ку­ты, был про­длен срок. Дол­гое заклю­че­ние подо­рва­ло здо­ро­вье и силы неуто­ми­мо­го бра­та. В тяже­лой болез­ни про­жил он оста­ток сво­ей дол­гой жиз­ни и в 1968 году отпра­вил­ся на небо к Тому, Кому он посвя­щал каж­дое свое дыхание…

Перед сво­ей кон­чи­ной Дуб­ров­ский напи­сал:  


«За все, за все сла­ва мое­му Гос­по­ду. Для меня смерть — не страх, не ужас, а при­об­ре­те­ние. Иисус гово­рит: «Ска­жи­те пра­вед­ни­ку: бла­го ему», допол­ним: «и здесь, и там». Не падай­те духом… Солн­це не зво­нит в коло­ко­ла, что­бы дать знать о сво­ем вос­хо­де; его соб­ствен­ное сия­ние застав­ля­ет вся­ко­го заме­тить его. Что вам поже­лать далее? Сохра­няй­те скром­ность и кро­тость с чув­ством досто­ин­ства и веж­ли­во­сти. Будем забо­тить­ся о внут­рен­нем чело­ве­ке. Ведь, кто име­ет надоб­ность в лам­пе, тот дол­жен быть оза­бо­чен и о горю­чем для нее».