Спа­се­ние от грехов

Вре­мя от вре­ме­ни все мы попа­да­ем в труд­ные ситу­а­ции, из кото­рых не можем выбрать­ся само­сто­я­тель­но, поэто­му наде­ем­ся, что нам про­тя­нут руку помо­щи. Еврей­ское сло­во «мошиа», кото­рое встре­ча­ет­ся на стра­ни­цах Писа­ния, пере­во­дит­ся как «спа­си­тель» и «изба­ви­тель».

В Биб­лии чита­ем: «Родит же Сына, и наре­чешь Ему имя Иисус, ибо Он спа­сет людей Сво­их от гре­хов их» (Мф. 1:21). Эти сло­ва на пер­вый взгляд такие про­стые, но если вду­мать­ся глуб­же, то воз­ни­ка­ет вопрос: «Что же такое спа­се­ние? Кому оно нуж­но?» И ответ на него рас­кры­ва­ет­ся посте­пен­но с пер­вых стра­ниц Свя­щен­но­го Писания.

После воз­вра­ще­ния евре­ев из Егип­та в зем­лю обе­то­ван­ную и до воца­ре­ния Сау­ла Изра­и­лем пра­ви­ли судьи. Биб­лия назы­ва­ет судью Гофо­ни­и­ла спа­си­те­лем. В те вре­ме­на изра­иль­тяне пере­ня­ли у дру­гих наро­дов, кото­рые жили сре­ди них, язы­че­ские тра­ди­ции и обря­ды, что им было кате­го­ри­че­ски запре­ще­но Богом. «И сде­ла­ли сыны Изра­и­ле­вы злое перед оча­ми Гос­по­да, и забы­ли Гос­по­да, Бога сво­е­го, и слу­жи­ли Ваа­лам и Астар­там» (Суд. 3:7). За сде­лан­ным злом все­гда сле­ду­ет нака­за­ние. «И вос­пы­лал гнев Гос­по­день на Изра­и­ля, и пре­дал их в руки Хусар­са­фе­ма, царя Месо­по­там­ско­го, и слу­жи­ли сыны Изра­и­ле­вы Хусар­са­фе­му восемь лет» (Суд. 3:8). Еврей­ско­му наро­ду каза­лись при­вле­ка­тель­ны­ми неко­то­рые язы­че­ские тра­ди­ции, поэто­му они и пере­ня­ли их, но при этом изра­иль­тяне не соби­ра­лись пол­но­стью под­чи­нять­ся дру­го­му госу­дар­ству. И в нашей жиз­ни быва­ет так же: чело­ве­ку нра­вят­ся отдель­ные гре­хи; ему кажет­ся, что он зна­ет меру, но грех затя­ги­ва­ет, и чело­век сам того не заме­ча­ет, как ока­зы­ва­ет­ся на самом дне, где «люби­мый» грех боль­ше не кажет­ся таким уж при­вле­ка­тель­ным. Так было и с изра­иль­ским наро­дом: когда их под­чи­нил себе язы­че­ский царь и, каза­лось бы, они теперь мог­ли зани­мать­ся идо­ло­по­клон­ством сколь­ко угод­но, их жизнь ста­ла горь­кой. И тогда народ возо­пил к Богу, и Бог отве­тил на их молитвы.

Гос­подь нака­зы­ва­ет чело­ве­ка не для того, что­бы погу­бить осту­пив­ше­го­ся, а для того, что­бы дать ему воз­мож­ность пере­осмыс­лить свою жиз­нен­ную пози­цию. «Тогда возо­пи­ли сына Изра­и­ле­вы к Гос­по­ду, и воз­двиг­нул Гос­подь спа­си­те­ля сынам Изра­и­ле­вым, кото­рый спас их, Гофо­ни­и­ла, сына Кена­за, млад­ше­го бра­та Хале­во­ва. На нем был Дух Гос­по­день, и был он судьею Изра­и­ля. Он вышел на вой­ну, и пре­дал Гос­подь в руки его Хусар­са­фе­ма, царя Месо­по­там­ско­го, и пре­одо­ле­ла рука его Хусар­са­фе­ма» (Суд. 3:9–10). Под руко­вод­ством это­го лиде­ра стра­на вновь обре­ла неза­ви­си­мость, «И поко­и­лась зем­ля сорок лет…» (Суд. 3:11), поэто­му он и был назван спа­си­те­лем. При этом осо­бо отме­че­но, что на Гофо­ни­и­ле был Дух Гос­по­день, без Кото­ро­го Гофо­ни­ил не смог бы выпол­нить свою мис­сию, то есть даже Вет­хий Завет дает понять, что спа­се­ние исхо­дит преж­де все­го от Бога. Если читать Биб­лию, то мож­но заме­тить, что избран­ный народ Божий вновь и вновь насту­пал на одни и те же граб­ли: забы­вал Гос­по­да и начи­нал покло­нять­ся исту­ка­нам. След­стви­ем идо­ло­по­клон­ства все­гда была поте­ря неза­ви­си­мо­сти, после чего тяже­лые обсто­я­тель­ства вынуж­да­ли изра­иль­тян воз­вра­щать­ся к Богу и молить Его о спа­се­нии. Они моли­лись, сжи­га­ли сво­их идо­лов, и Бог даро­вал им побе­ду, и они сно­ва ста­но­ви­лись свободными.

Когда родил­ся Иисус, Изра­иль нахо­дил­ся под вла­стью Рим­ской импе­рии. Людям не нра­ви­лось такое поло­же­ние, они жда­ли Мес­сию, наде­я­лись, что Он спа­сет Изра­иль от заво­е­ва­те­лей, подоб­но как судья Гофо­ни­ил спас стра­ну от Месо­по­там­ско­го царя. И вот Иисус ходит по зем­ле, про­по­ве­ду­ет, исце­ля­ет, и народ сле­ду­ет за Ним. Мно­гие про­пус­ка­ли мимо ушей суть Его про­по­ве­дей, но все рав­но шли за Ним, пото­му что виде­ли чуде­са и наде­я­лись, что рано или позд­но Он исполь­зу­ет Свою силу, что­бы про­гнать рим­лян и вос­ста­но­вить неза­ви­си­мость Изра­и­ля. Они пред­став­ля­ли, что имен­но так Мес­сия спа­сет Свой народ. Но такое пони­ма­ние было в корне непра­виль­ным. Дру­ги­ми сло­ва­ми, что­бы полу­чить спа­се­ние, уго­тов­лен­ное нам Гос­по­дом, нуж­но преж­де все­го пони­мать, что это такое. Если чело­век уми­ра­ет от голо­да, и кто-то про­тя­ги­ва­ет ему кусок хле­ба, в этой ситу­а­ции каж­дый пой­мет, что в кус­ке хле­ба — спа­се­ние. Если чело­век болен и обра­ща­ет­ся за помо­щью к вра­чу, то здесь ситу­а­ция слож­нее. Если боль­ной счи­та­ет себя умнее вра­ча, но на самом деле абсо­лют­но не пони­ма­ет сути сво­ей болез­ни, не сле­ду­ет реко­мен­да­ци­ям док­то­ра, то в резуль­та­те он может поте­рять жизнь, в то вре­мя как спа­се­ние было так близ­ко. Неза­дол­го до того, как Иисус начал Свое слу­же­ние, Иоанн Кре­сти­тель звал людей к пока­я­нию. Его мис­сия была дать ура­зу­меть наро­ду, что спа­се­ние —- в про­ще­нии гре­хов, и тем самым при­го­то­вить путь Хри­сту (см. Лк. 1:77).

В вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на народ гре­шил и, как след­ствие, на какое-то вре­мя попа­дал под окку­па­цию сво­их сосе­дей. Затем народ уда­лял от себя всех чуже­зем­ных идо­лов, взы­вал к Гос­по­ду, и Бог посы­лал им лиде­ра, кото­рый избав­лял от заво­е­ва­те­лей. В исто­рии Изра­и­ля и Иудеи было мно­го пра­вед­ных царей и про­ро­ков, с кото­ры­ми был Бог, но все они лишь вре­мен­но спа­са­ли людей от послед­ствий гре­ха, и при­том ниче­го не мог­ли поде­лать с кор­нем про­бле­мы. Иисус же при­шел для того, что­бы устра­нить при­чи­ну, — спа­сти людей Сво­их от гре­хов их. Это и отли­ча­ет Сына Божье­го от всех пра­вед­ни­ков, кото­рых мы встре­ча­ем на стра­ни­цах Писа­ния. Бог пред­ла­га­ет спа­се­ние всем людям через Иису­са Хри­ста, но не все гото­вы при­нять его. Каж­дый, ока­зав­ший­ся в без­вы­ход­ном поло­же­нии, хотел бы, что­бы кто-то очень вли­я­тель­ный и со свя­зя­ми помог бы вый­ти из тупи­ко­вой ситу­а­ции. Но дале­ко не каж­дый чело­век готов при­знать свои ошиб­ки, пока­ять­ся и изме­нить свою жизнь.
В Еван­ге­лии чита­ем исто­рию о том, как Иисус исце­лил боль­но­го, кото­рый был пара­ли­зо­ван и лежал в тече­ние 38 лет. Иисус ска­зал лишь сло­во, и поте­ряв­ший надеж­ду чело­век сно­ва стал ходить. Каза­лось бы, что еще нуж­но? Но Спа­си­тель посчи­тал необ­хо­ди­мым еще раз уви­деть это­го чело­ве­ка, что­бы ска­зать ему нечто важ­ное. «Потом Иисус встре­тил его в хра­ме и ска­зал ему: вот, ты выздо­ро­вел; не гре­ши боль­ше, что­бы не слу­чи­лось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Иисус исце­лял, неко­то­рых даже вос­кре­шал, но все исце­лен­ные все рав­но умер­ли. Мис­сия Хри­ста не в том, что­бы немно­го облег­чить и про­длить жизнь стра­да­ю­ще­го чело­ве­ка (хотя Он делал и это), а в том, что­бы ука­зать ему на грех, кото­рый пре­пят­ству­ет обре­те­нию веч­но­го спа­се­ния души.

В Биб­лии мы чита­ем о том, как Иисус встре­тил сама­рян­ку у колод­ца в Сиха­ри, и меж­ду ними завя­за­лась бесе­да на духов­ную тему. И вот совсем неожи­дан­но Иисус гово­рит ей: «…пой­ди, позо­ви мужа тво­е­го и при­ди сюда» (Ин. 4:16). Сама­рян­ка отве­ти­ла, что у нее нет мужа. «…Иисус гово­рит ей: прав­ду ты ска­за­ла, что у тебя нет мужа. Ибо у тебя было пять мужей, и тот, кото­ро­го ныне име­ешь, не муж тебе; это спра­вед­ли­во ты ска­за­ла» (Ин. 4:17–18). Дру­ги­ми сло­ва­ми, у этой жен­щи­ны было дале­ко не все в поряд­ке в лич­ной жиз­ни, и Иисус пока­зал ей, что, если чело­век ищет отве­ты на духов­ные вопро­сы, преж­де все­го нуж­но обра­тить вни­ма­ние на свои соб­ствен­ные гре­хи. Как же отре­а­ги­ро­ва­ла сама­рян­ка? Дру­гой на ее месте начал бы воз­му­щать­ся, мол, моя лич­ная жизнь — это мое лич­ное дело, и так далее. Сама­рян­ка же посту­пи­ла муд­ро: сми­рен­но при­ня­ла обли­че­ние, уве­ро­ва­ла и обре­ла спа­се­ние. А как посту­пишь ты?

Лео­нид Каночкин