Время от времени все мы попадаем в трудные ситуации, из которых не можем выбраться самостоятельно, поэтому надеемся, что нам протянут руку помощи. Еврейское слово «мошиа», которое встречается на страницах Писания, переводится как «спаситель» и «избавитель».
В Библии читаем: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Эти слова на первый взгляд такие простые, но если вдуматься глубже, то возникает вопрос: «Что же такое спасение? Кому оно нужно?» И ответ на него раскрывается постепенно с первых страниц Священного Писания.
После возвращения евреев из Египта в землю обетованную и до воцарения Саула Израилем правили судьи. Библия называет судью Гофониила спасителем. В те времена израильтяне переняли у других народов, которые жили среди них, языческие традиции и обряды, что им было категорически запрещено Богом. «И сделали сыны Израилевы злое перед очами Господа, и забыли Господа, Бога своего, и служили Ваалам и Астартам» (Суд. 3:7). За сделанным злом всегда следует наказание. «И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского, и служили сыны Израилевы Хусарсафему восемь лет» (Суд. 3:8). Еврейскому народу казались привлекательными некоторые языческие традиции, поэтому они и переняли их, но при этом израильтяне не собирались полностью подчиняться другому государству. И в нашей жизни бывает так же: человеку нравятся отдельные грехи; ему кажется, что он знает меру, но грех затягивает, и человек сам того не замечает, как оказывается на самом дне, где «любимый» грех больше не кажется таким уж привлекательным. Так было и с израильским народом: когда их подчинил себе языческий царь и, казалось бы, они теперь могли заниматься идолопоклонством сколько угодно, их жизнь стала горькой. И тогда народ возопил к Богу, и Бог ответил на их молитвы.
Господь наказывает человека не для того, чтобы погубить оступившегося, а для того, чтобы дать ему возможность переосмыслить свою жизненную позицию. «Тогда возопили сына Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова. На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема» (Суд. 3:9–10). Под руководством этого лидера страна вновь обрела независимость, «И покоилась земля сорок лет…» (Суд. 3:11), поэтому он и был назван спасителем. При этом особо отмечено, что на Гофонииле был Дух Господень, без Которого Гофониил не смог бы выполнить свою миссию, то есть даже Ветхий Завет дает понять, что спасение исходит прежде всего от Бога. Если читать Библию, то можно заметить, что избранный народ Божий вновь и вновь наступал на одни и те же грабли: забывал Господа и начинал поклоняться истуканам. Следствием идолопоклонства всегда была потеря независимости, после чего тяжелые обстоятельства вынуждали израильтян возвращаться к Богу и молить Его о спасении. Они молились, сжигали своих идолов, и Бог даровал им победу, и они снова становились свободными.
Когда родился Иисус, Израиль находился под властью Римской империи. Людям не нравилось такое положение, они ждали Мессию, надеялись, что Он спасет Израиль от завоевателей, подобно как судья Гофониил спас страну от Месопотамского царя. И вот Иисус ходит по земле, проповедует, исцеляет, и народ следует за Ним. Многие пропускали мимо ушей суть Его проповедей, но все равно шли за Ним, потому что видели чудеса и надеялись, что рано или поздно Он использует Свою силу, чтобы прогнать римлян и восстановить независимость Израиля. Они представляли, что именно так Мессия спасет Свой народ. Но такое понимание было в корне неправильным. Другими словами, чтобы получить спасение, уготовленное нам Господом, нужно прежде всего понимать, что это такое. Если человек умирает от голода, и кто-то протягивает ему кусок хлеба, в этой ситуации каждый поймет, что в куске хлеба — спасение. Если человек болен и обращается за помощью к врачу, то здесь ситуация сложнее. Если больной считает себя умнее врача, но на самом деле абсолютно не понимает сути своей болезни, не следует рекомендациям доктора, то в результате он может потерять жизнь, в то время как спасение было так близко. Незадолго до того, как Иисус начал Свое служение, Иоанн Креститель звал людей к покаянию. Его миссия была дать уразуметь народу, что спасение —- в прощении грехов, и тем самым приготовить путь Христу (см. Лк. 1:77).
В ветхозаветные времена народ грешил и, как следствие, на какое-то время попадал под оккупацию своих соседей. Затем народ удалял от себя всех чужеземных идолов, взывал к Господу, и Бог посылал им лидера, который избавлял от завоевателей. В истории Израиля и Иудеи было много праведных царей и пророков, с которыми был Бог, но все они лишь временно спасали людей от последствий греха, и притом ничего не могли поделать с корнем проблемы. Иисус же пришел для того, чтобы устранить причину, — спасти людей Своих от грехов их. Это и отличает Сына Божьего от всех праведников, которых мы встречаем на страницах Писания. Бог предлагает спасение всем людям через Иисуса Христа, но не все готовы принять его. Каждый, оказавшийся в безвыходном положении, хотел бы, чтобы кто-то очень влиятельный и со связями помог бы выйти из тупиковой ситуации. Но далеко не каждый человек готов признать свои ошибки, покаяться и изменить свою жизнь.
В Евангелии читаем историю о том, как Иисус исцелил больного, который был парализован и лежал в течение 38 лет. Иисус сказал лишь слово, и потерявший надежду человек снова стал ходить. Казалось бы, что еще нужно? Но Спаситель посчитал необходимым еще раз увидеть этого человека, чтобы сказать ему нечто важное. «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Иисус исцелял, некоторых даже воскрешал, но все исцеленные все равно умерли. Миссия Христа не в том, чтобы немного облегчить и продлить жизнь страдающего человека (хотя Он делал и это), а в том, чтобы указать ему на грех, который препятствует обретению вечного спасения души.
В Библии мы читаем о том, как Иисус встретил самарянку у колодца в Сихари, и между ними завязалась беседа на духовную тему. И вот совсем неожиданно Иисус говорит ей: «…пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4:16). Самарянка ответила, что у нее нет мужа. «…Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:17–18). Другими словами, у этой женщины было далеко не все в порядке в личной жизни, и Иисус показал ей, что, если человек ищет ответы на духовные вопросы, прежде всего нужно обратить внимание на свои собственные грехи. Как же отреагировала самарянка? Другой на ее месте начал бы возмущаться, мол, моя личная жизнь — это мое личное дело, и так далее. Самарянка же поступила мудро: смиренно приняла обличение, уверовала и обрела спасение. А как поступишь ты?
Леонид Каночкин