Сплет­ни. Невин­ное удовольствие?

По мне­нию уче­ных, до 66% чело­ве­че­ских раз­го­во­ров содер­жат сплет­ни. Люди обсуж­да­ют чужие харак­те­ры и при­выч­ки, внеш­ность, семей­ную жизнь, успе­хи и неудачи.

В при­цел спле­тен попа­да­ют зна­ме­ни­то­сти, но чаще наши род­ствен­ни­ки, дру­зья, кол­ле­ги и сосе­ди. Сто­ле­тия назад муд­рец Соло­мон отме­тил: «Людям нра­вят­ся сплет­ни. Это слов­но вкус­ная пища для них» (Кни­га Прит­чей 18:8, совре­мен­ный пере­вод). Для мно­гих обсуж­де­ние подроб­но­стей чужой жиз­ни — невин­ное раз­вле­че­ние, спо­соб инте­рес­но про­ве­сти вре­мя и под­дер­жать бесе­ду. Сего­дня уже и неко­то­рые пси­хо­ло­ги утвер­жда­ют, что сплет­ни полез­ны, что они, напри­мер, помо­га­ют людям адап­ти­ро­вать­ся в кол­лек­ти­ве, почув­ство­вать себя «сво­им». Одна­ко в Биб­лии кле­ве­та и зло­ре­чие пере­чис­ля­ют­ся в том же ряду поступ­ков, что и убий­ство. Насколь­ко же пра­во­мер­но подоб­ное сопо­став­ле­ние? 
Как и все чело­ве­че­ские поступ­ки, сплет­ни име­ют послед­ствия. Что­бы оце­нить, насколь­ко хоро­шо или пло­хо какое-то дей­ствие, сто­ит рас­су­дить о том, какие пло­ды оно при­но­сит. Так как зло­сло­вие — явле­ние рас­про­стра­нен­ное, и почти каж­дый чело­век стал­ки­вал­ся с ним в сво­ей жиз­ни, то не нуж­но быть экс­пер­том в меж­лич­ност­ных отно­ше­ни­ях, что­бы рас­суж­дать об этом со зна­ни­ем дела. Я реши­ла задать несколь­ким моло­дым людям вопрос: «К каким послед­стви­ям при­во­дят сплет­ни?» Уди­ви­тель­но, но отве­ты лишь по сти­лю и оформ­ле­нию отли­ча­ют­ся от тех, к кото­рым неко­гда при­шли муд­ре­цы древ­но­сти. Почти для каж­дой из выска­зан­ных мои­ми собе­сед­ни­ка­ми мыс­лей мож­но най­ти соот­вет­ствие в Биб­лии. Ока­за­лось инте­рес­ным сопо­ста­вить «совре­мен­ные» и «древ­ние» формулировки.

Итак, послед­ствия сплетен.

• Недо­ве­рие. Когда мы слы­шим нега­тив­ную инфор­ма­цию о чело­ве­ке. наше пред­став­ле­ние о нем меня­ет­ся. Услы­шан­ное (даже если мы и сомне­ва­ем­ся в истин­но­сти фак­тов) фор­ми­ру­ет у нас опре­де­лен­ное отно­ше­ние к объ­ек­ту раз­го­во­ра. Биб­лия заме­ча­ет: «Науш­ник раз­лу­ча­ет дру­зей» (Пр. 16:28). Очень мно­гие близ­кие и дове­ри­тель­ные отно­ше­ния ока­за­лись раз­ру­шен­ны­ми из-за сплетен.

• Умно­же­ние зло­сло­вия. Не раз, когда я ста­но­ви­лась участ­ни­цей подоб­ных раз­го­во­ров, меня посе­ща­ла мысль: «Инте­рес­но, а что мой собе­сед­ник ска­жет обо мне в мое отсут­ствие?» Закон сея­ния и жат­вы верен и в чело­ве­че­ских отно­ше­ни­ях: сего­дня я гово­рю пло­хое о ком-то за его спи­ной, а зав­тра уже сам ста­нов­люсь мише­нью для зло­сло­вия. «Что посе­ет чело­век, то и пожнет», — гово­рит нам Свя­щен­ное Писание.

• Испор­чен­ная репу­та­ция. Со сплет­ни­ком быва­ет инте­рес­но общать­ся, но вряд кто-то все­рьез стре­мит­ся дове­рить подоб­но­му чело­ве­ку тай­ное или важ­ное дело. «Кто ходит пере­нос­чи­ком, тот откры­ва­ет тай­ну; и кто широ­ко рас­кры­ва­ет рот, с тем не сооб­щай­ся», — настав­ля­ет потом­ков муд­рый Соломон.

• Ссо­ры. Очень мно­гие явные кон­флик­ты ока­зы­ва­ют­ся спро­во­ци­ро­ва­ны тай­ны­ми сло­ва­ми «за гла­за». Ссо­ры и рас­при — неотъ­ем­ле­мые чер­ты любо­го кол­лек­ти­ва, где любят сплет­ни­чать. Кни­га Прит­чей гово­рит: «Где нет боль­ше дров, огонь пога­са­ет, и где нет науш­ни­ка, раз­дор утихает».

• Само­об­ман и неспо­соб­ность при­ни­мать кри­ти­ку. Что застав­ля­ет людей сплет­ни­чать? Моти­вов доста­точ­но мно­го, но чаще все­го это гор­дость или скры­тая зависть. Осуж­дая или зло­сло­вя дру­гих, мы ста­вим себя в пози­цию судьи. «Уж я‑то точ­но не такой…», — дума­ем мы, зача­стую совер­шая еще худ­шие про­ступ­ки, чем осуж­да­е­мый нами чело­век. Не зря же у мно­гих наро­дов вошли в пого­вор­ку сло­ва Хри­ста из Нагор­ной про­по­ве­ди про сорин­ку в гла­зу бра­та и брев­но в собственном.

• Разо­ча­ро­ва­ние. Хотя подоб­ные раз­го­во­ры быва­ют очень инте­рес­ны­ми, резуль­та­том их чаще все­го ста­но­вит­ся некое недоб­рое чув­ство. Боль­шин­ство людей начи­на­ют испы­ты­вать вину (ведь совесть под­ска­зы­ва­ет им, что и сами они несо­вер­шен­ны). Дру­гие, с менее чув­стви­тель­ной сове­стью, могут доста­точ­но дол­го упи­вать­ся сплет­ня­ми, но и их насти­га­ет ощу­ще­ние горе­чи. Образ тако­го чело­ве­ка рису­ет нам древ­няя поэ­ти­че­ская кни­га Иова: «Если слад­ко во рту его зло, и он таит его под язы­ком сво­им, бере­жет и не бро­са­ет его, а дер­жит его в устах сво­их, то эта пища его в утро­бе его пре­вра­тит­ся в желчь аспи­дов внут­ри его».

Итак, сплет­ни­ка дей­стви­тель­но мож­но срав­нить с убий­цей. «Невин­ное удо­воль­ствие» ока­зы­ва­ет­ся весь­ма раз­ру­ши­тель­ным как для него само­го, так и для его окру­же­ния. «Как же пре­кра­тить сплет­ни­чать?» — вот еще один вопрос, кото­рый я зада­ва­ла сво­им собе­сед­ни­кам. И полу­чи­ла несколь­ко инте­рес­ных сове­тов от людей, кото­рые столк­ну­лись в сво­ей жиз­ни с подоб­ной проблемой:

• Преж­де все­го осо­знать, что сплет­ни — это серьез­ное зло. Борь­ба с любой зави­си­мо­стью или дур­ной при­выч­кой начи­на­ет­ся с это­го шага.

• Пре­кра­тить под­дер­жи­вать подоб­ные раз­го­во­ры «из веж­ли­во­сти», «бояз­ни оби­деть собе­сед­ни­ка» и т. п. Научить­ся тут же пере­во­дить тему, если бесе­да скло­ня­ет­ся к осуж­де­нию или злословию.

• Зада­вать себе вопро­сы: «Поче­му я хочу это рас­ска­зать?», «Готов ли я выска­зать это в лицо чело­ве­ку, о кото­ром гово­рю?», «К каким послед­стви­ям может при­ве­сти этот разговор?»

• Не обе­щать сохра­нить инфор­ма­цию в тайне, если вы не соби­ра­е­тесь это­го делать.

• Учить­ся пря­мо и так­тич­но выска­зы­вать чело­ве­ку свое недо­воль­ство, а не обсуж­дать его недо­стат­ки с дру­ги­ми. Конеч­но, это тре­бу­ет боль­ше сме­ло­сти, но подоб­ные «труд­ные раз­го­во­ры» при­не­сут гораз­до боль­ше поль­зы, чем зло­сло­вие или ропот.

«Кто хра­нит уста свои и язык свой, тот хра­нит от бед душу свою»…

Евге­ния Рау 
Иллю­стра­ция Юлии Фоки­ной 
https://vio.media/school-for-human-beings/spletni-nevinnoe-udovolstvie/