Сре­те­ние

Празд­ник, уста­нов­лен­ный в память об уди­ви­тель­ной встре­че, про­изо­шед­шей в Иеру­са­лим­ском хра­ме в 1 год от Рож­де­ства Хри­сто­ва. Об этом собы­тии повест­ву­ет Еван­ге­лие от Луки, 2 глава.

Еван­ге­лист рас­ска­зы­ва­ет нам о том, как Мария при­нес­ла Иису­са пер­вый раз в храм, пото­му что вся­ко­го пер­вен­ца – будь то ребе­нок или при­плод домаш­не­го ско­та – закон Мои­сея пред­пи­сы­вал отно­сить в храм для освя­ще­ния. После рож­де­ния сына жен­щи­на у евре­ев счи­та­лась нечи­стой пер­вые семь дней, в сле­ду­ю­щие же трид­цать три дня ей запре­ща­лось вхо­дить в храм и дотра­ги­вать­ся до свя­щен­ных пред­ме­тов (в слу­чае рож­де­ния доче­ри эти сро­ки удва­и­ва­лись). В каче­стве очи­сти­тель­ной жерт­вы мате­ри над­ле­жа­ло при­не­сти ягнен­ка и голу­бя или гор­ли­цу, тем же, кто был беден, – двух голу­бей или двух гор­лиц. При­но­ше­ние Марии было при­но­ше­ни­ем бед­ной женщины.

А когда испол­ни­лись дни очи­ще­ния их по зако­ну Мои­се­е­ву, при­нес­ли Его в Иеру­са­лим, что­бы пред­ста­вить пред Гос­по­да, как пред­пи­са­но в законе Гос­под­нем, что­бы вся­кий мла­де­нец муже­ско­го пола, раз­вер­за­ю­щий ложе­сна, был посвя­щен Гос­по­ду, и что­бы при­не­сти в жерт­ву, по речен­но­му в законе Гос­под­нем, две гор­ли­цы или двух птен­цов голубиных.

Тогда был в Иеру­са­ли­ме чело­век, име­нем Симе­он. Он был муж пра­вед­ный и бла­го­че­сти­вый, чаю­щий уте­ше­ния Изра­и­ле­ва; и Дух Свя­тый был на нем.

Симе­он чаял уте­ше­ния Изра­и­ле­ва, т.е. успо­ко­е­ния и бла­го­го поряд­ка, кото­рые, по пред­став­ле­ни­ям изра­иль­тян, дол­жен был при­не­сти их стране Мес­сия. Имен­но дви­жи­мый Свя­тым Духом, Симе­он в нуж­ный момент при­шел в храм и рас­по­знал в Мла­ден­це Христа.

Ему было пред­ска­за­но Духом Свя­тым, что он не уви­дит смер­ти, доко­ле не уви­дит Хри­ста Гос­под­ня. И при­шел он по вдох­но­ве­нию в храм. И, когда роди­те­ли при­нес­ли Мла­ден­ца Иису­са, что­бы совер­шить над Ним закон­ный обряд, он взял Его на руки, бла­го­сло­вил Бога и ска­зал: Ныне отпус­ка­ешь раба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по сло­ву Тво­е­му, с миром, ибо виде­ли очи мои спа­се­ние Твое, кото­рое Ты уго­то­вал пред лицем всех наро­дов, свет к про­све­ще­нию языч­ни­ков и сла­ву наро­да Тво­е­го Израиля.

Он уви­дел Мла­ден­ца, через Кото­ро­го пред­сто­я­ло прий­ти в мир Божи­е­му спа­се­нию. Симе­он назы­ва­ет Иису­са «све­том в про­све­ще­ние языч­ни­ков», бук­валь­ный пере­вод зву­чит так: “свет в откро­ве­ние языч­ни­ков”, т.е. свет, кото­рый откро­ет, воз­ве­стит языч­ни­кам тай­ну домо­стро­и­тель­ства Божия.

Иосиф же и Матерь Его диви­лись ска­зан­но­му о Нем.

По всей види­мо­сти, чудес­ное рож­де­ние Сына Мария свя­зы­ва­ла ско­рее с чудом зача­тия (как, напри­мер, это было с Анной, мате­рью Саму­и­ла, еще рань­ше – с Сар­рой, а в быт­ность Марии – с Ели­са­ве­той), чем с Самим Ребенком.

И бла­го­сло­вил их Симе­он и ска­зал Марии, Мате­ри Его: се, лежит Сей на паде­ние и на вос­ста­ние мно­гих в Изра­и­ле и в пред­мет пре­ре­ка­ний, – и Тебе Самой ору­жие прой­дет душу, – да откро­ют­ся помыш­ле­ния мно­гих сердец.

Слу­же­ние Иису­са и завер­шив­шая его крест­ная смерть ста­нут нелег­ким испы­та­ни­ем и для Марии. Кро­ме того, ей так­же пред­сто­ит пере­смот­реть свои пред­став­ле­ния и уяс­нить для себя, кем был ее Сын.