Праздник, установленный в память об удивительной встрече, произошедшей в Иерусалимском храме в 1 год от Рождества Христова. Об этом событии повествует Евангелие от Луки, 2 глава.
Евангелист рассказывает нам о том, как Мария принесла Иисуса первый раз в храм, потому что всякого первенца – будь то ребенок или приплод домашнего скота – закон Моисея предписывал относить в храм для освящения. После рождения сына женщина у евреев считалась нечистой первые семь дней, в следующие же тридцать три дня ей запрещалось входить в храм и дотрагиваться до священных предметов (в случае рождения дочери эти сроки удваивались). В качестве очистительной жертвы матери надлежало принести ягненка и голубя или горлицу, тем же, кто был беден, – двух голубей или двух горлиц. Приношение Марии было приношением бедной женщины.
А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
Симеон чаял утешения Израилева, т.е. успокоения и благого порядка, которые, по представлениям израильтян, должен был принести их стране Мессия. Именно движимый Святым Духом, Симеон в нужный момент пришел в храм и распознал в Младенце Христа.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Он увидел Младенца, через Которого предстояло прийти в мир Божиему спасению. Симеон называет Иисуса «светом в просвещение язычников», буквальный перевод звучит так: “свет в откровение язычников”, т.е. свет, который откроет, возвестит язычникам тайну домостроительства Божия.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
По всей видимости, чудесное рождение Сына Мария связывала скорее с чудом зачатия (как, например, это было с Анной, матерью Самуила, еще раньше – с Саррой, а в бытность Марии – с Елисаветой), чем с Самим Ребенком.
И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.
Служение Иисуса и завершившая его крестная смерть станут нелегким испытанием и для Марии. Кроме того, ей также предстоит пересмотреть свои представления и уяснить для себя, кем был ее Сын.