Стро­и­тель Цар­ства Божьего

Фет­лер Виль­гельм Андре­евич (1883 – 1957) – вид­ный тру­же­ник на ниве Божи­ей, изда­тель жур­на­лов «Вера» и «Гость», пер­вый пре­сви­тер церк­ви Дома Еван­ге­лия в Петер­бур­ге. 
Фет­лер родил­ся в горо­де Тал­сы в Лат­вии в семье извест­но­го дея­те­ля бап­тист­ско­го дви­же­ния. 
В отро­че­ском воз­расте он при­нял вод­ное кре­ще­ние, кото­рое ему пре­по­дал отец. 
С 1903 по 1907 год учил­ся в Бап­тист­ском кол­ле­дже име­ни Спер­дже­на в Лон­доне. Вла­дел язы­ка­ми: англий­ским, немец­ким, лат­вий­ским, швед­ским, гре­че­ским, еврей­ским, латин­ским и рус­ским. После окон­ча­ния уче­бы он тру­дил­ся в Петер­бур­ге, про­по­ве­до­вал Сло­во Божие как сре­ди ари­сто­кра­тов, так и в сре­де бед­ня­ков. Воз­гла­вил стро­и­тель­ство Дома Еван­ге­лия, кото­рый был тор­же­ствен­но открыт в кон­це 1911 года. Так­же при его содей­ствии спу­стя неко­то­рое вре­мя была откры­та бап­тист­ская цер­ковь в Москве. 
Супру­гой Фет­ле­ра ста­ла Вар­ва­ра, урож­ден­ная Кова­лев­ская. Она окон­чи­ла уни­вер­си­тет в Петер­бур­ге. Акт бра­ко­со­че­та­ния совер­шил в 1913 году пре­сви­тер В.В.Иванов в «Доме Еван­ге­лия». 
Позд­нее В.А.Фетлер пере­нес свою дея­тель­ность в Ригу. При его уча­стии был открыт Молит­вен­ный Дом «Гол­го­фа» в сто­ли­це Лат­вии. 
В 1915 году была пред­при­ня­та попыт­ка отпра­вить Фет­ле­ра на ссыл­ку в Сибирь, но под вли­я­ни­ем высо­ко­по­став­лен­ных лиц, сим­па­ти­зи­ро­вав­ших его духов­но­му тру­ду, ему было раз­ре­ше­но выехать в Шве­цию, отку­да он пере­се­лил­ся с женой и пер­вым ребен­ком в Аме­ри­ку. 
С 1915 по 1920 год тру­дил­ся в Аме­ри­ке, осно­вал Рус­ский Биб­лей­ский Инсти­тут в горо­де Фила­дель­фии в 1917 году (110 сту­ден­тов). Затем пере­се­лил­ся в Поль­шу, где в 1921 году осно­вал при­ют для сирот воз­ле Вар­ша­вы, до 1924 года зани­мал­ся под­го­тов­кой слу­жи­те­лей. Содер­жал 75 бла­го­вест­ни­ков на Укра­ине и в Рос­сии, 100 мис­си­о­не­ров в Поль­ше, Румы­нии, Бол­га­рии, Лат­вии и Южной Аме­ри­ке. 
Пре­по­да­вал в Илин­ной­ской Люте­ран­ской семи­на­рии и рус­ском биб­лей­ском инсти­ту­те в г. Фила­дель­фии. 
В 1924 году Фет­лер воз­вра­тил­ся в Ригу и воз­гла­вил Биб­лей­скую шко­лу, кото­рая про­су­ще­ство­ва­ла до 1928 года. Сотруд­ни­чал с мис­си­о­нер­ски­ми обще­ства­ми, про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие при боль­шом сте­че­нии слу­ша­те­лей, руко­во­дил хора­ми. Его мно­го­гран­ная дея­тель­ность в Лат­вии про­дол­жа­лась до 1939 года. 
Послед­ние годы жиз­ни В.А.Фетлер про­вел в Соеди­нен­ных Шта­тах, где он и ото­шел в вечность.

Дом Еван­ге­лия в 
Санкт-Петер­бур­ге

В пер­вый день Рож­де­ства в 1911 году было откры­тие Дома Еван­ге­лия. Само откры­тие отно­си­лось толь­ко к боль­шо­му залу, в то вре­мя как два ниж­них зала: «Гол­го­фа» и «Вифа­ния», и дру­гие поме­ще­ния не были гото­вы. 
«На Доме Еван­ге­лия лежит боль­шой долг: пять­де­сят тысяч руб­лей. Два­дца­то­го мар­та теку­ще­го года мы жела­ем собрать­ся, что­бы во имя Гос­по­да общи­ми друж­ны­ми сила­ми пога­сить хоть часть это­го дол­га и обес­пе­чить, таким обра­зом, буду­щую рабо­ту в Доме Еван­ге­лия, Вслед­ствие недо­стат­ка средств, сам Дом Еван­ге­лия не совсем закон­чен; изнут­ри не ошту­ка­ту­рен, а, кро­ме того, мно­го еще оста­лось совер­шен­ство­вать в доме: отде­лать ниж­ние залы «Гол­го­фа» и «Вифа­ния», устро­ить поме­ще­ния для хоров и сде­лать еще мно­гое дру­гое. В этот день все чле­ны общи­ны Дома Еван­ге­лия и все дру­зья при­гла­ша­ют­ся в обя­за­тель­ном поряд­ке быть в Доме Еван­ге­лия, так как в этот день будут собра­ны копил­ки, роз­дан­ные всем жела­ю­щим при­нять уча­стие в фев­ра­ле теку­ще­го года». 
(Жур­нал «Гость» №3 за 1914 год) 
В Доме Еван­ге­лия изда­вал­ся еже­ме­сяч­ный жур­нал «Гость», редак­то­ром-изда­те­лем кото­ро­го был Фет­лер, а на стене лице­во­го фаса­да Дома Еван­ге­лия кра­со­ва­лась над­пись: «Кни­го­из­да­тель­ство полез­ной лите­ра­ту­ры». Там же изда­ва­лись и духов­ные пес­ни. Сбор­ник име­но­вал­ся «Пес­ни Дома Еван­ге­лия». 
Еже­год­но про­во­ди­лись дет­ские празд­ни­ки. На вто­рой день Рож­де­ства Хри­сто­ва зажи­га­ли елку, про­во­ди­ли Бого­слу­же­ние с уча­сти­ем дет­ско­го хора, декла­ма­ций детей. 
Без­вы­ход­ное поло­же­ние пья­ниц и без­дом­ных натолк­ну­ло Фет­ле­ра на мысль отве­сти для таких пока­яв­ших­ся людей вре­мен­ный при­ют в зале «Вифа­ния». 10 декаб­ря 1913 года пер­вый ноч­леж­ник посе­лил­ся в Доме Еван­ге­лия. Это был быв­ший музы­кант и певец, а теперь жал­кий, с опух­шим от пьян­ства лицом чело­век. С неде­лю он про­жил один, а потом при­вел това­ри­ща, кото­рый тоже заявил, что хочет оста­вить преж­нюю жизнь. Меся­ца пол­то­ра спу­стя в зале было уже 18 чело­век. Так мало-пома­лу дошло до пяти­де­ся­ти. 
Ленин­град­ская общи­на поль­зо­ва­лась Домом все­го 19 лет. В 30‑х годах его кон­фис­ко­вал народ­ный суд.

Дом Гол­го­фы в Риге

В Риге Фет­лер купил быв­шую пол­ко­вую цер­ковь, обшир­ное дере­вян­ное зда­ние, и обо­ру­до­вал его для бого­слу­жеб­ных целей. 
Основ­ной зал вме­щал 1000 чело­век, вто­рой зал – до 200. Был бап­ти­сте­рий, под­соб­ные поме­ще­ния и четы­ре квар­ти­ры: пре­сви­те­ру, двор­ни­ку, дру­гим слу­жа­щим. Дом назы­вал­ся «Дом Гол­го­фы», и на кры­ше элек­три­че­ская рекла­ма: «Бог есть любовь». 
Как раз перед импе­ри­а­ли­сти­че­ской вой­ной в Риге долж­но было состо­ять­ся все­об­щее собра­ние латы­шей из раз­ных мест. Губер­на­тор Звя­гин­цев запре­тил это собра­ние, сле­дуя пред­пи­са­нию пра­ви­тель­ства. В кон­це кон­цов, он все-таки раз­ре­шил, но с усло­ви­ем, что­бы съезд был бес­шум­ным и немно­го­люд­ным. Конеч­но, собра­ние состо­я­лось, а после съез­да, несмот­ря на то, что губер­на­тор велел Фет­ле­ру не зажи­гать на кры­ше «Бог есть любовь», Фет­лер опять осве­тил все кру­гом эти­ми элек­тро­лам­поч­ка­ми. 
«Я слу­ша­юсь боль­ше Бога, чем губер­на­то­ра», – пояс­нил Фетлер.

Послед­няя проповeдь

Послед­нюю про­по­ведь брат Фет­лер про­из­нес 11 авгу­ста 1957 года в боль­шой англий­ской церк­ви в Кана­де. 
Цер­ковь была пол­на людей, в том чис­ле мно­го­чис­лен­ны­ми сла­вян­ски­ми веру­ю­щи­ми. Сло­во его было, как все­гда, силь­ное, глу­бо­кое, искрен­нее… Про­по­ве­до­вал око­ло часа, но это вре­мя для при­сут­ству­ю­щих пока­за­лось одной коро­тень­кой мину­той. После Бого­слу­же­ния он сошел, дер­жась за поруч­ни… 
Все окру­жи­ли его тес­ным коль­цом, каж­до­му хоте­лось при­кос­нуть­ся его руки… Он сел на ска­мью и ска­зал: «Бра­тья, спой­те мне что-нибудь». Кто-то начал гимн, напи­сан­ный бра­том Фет­ле­ром, «Бра­тья, все ликуй­те!» … по его лицу пока­ти­лись сле­зы. 
Потом он вышел из церк­ви, очень взвол­но­ван, но радост­ный и счаст­ли­вый. Каж­до­му мило улыб­нул­ся, каж­до­му подал руку. Никто тогда не пред­чув­ство­вал, что видит­ся с ним в послед­ний раз… 
В эту же неде­лю Фет­лер и ото­шел к сво­е­му Спа­си­те­лю, Кото­ро­му вер­но про­слу­жил всю свою жизнь…

Цен­траль­ное место в бесе­дах и про­по­ве­дях бра­та Фет­ле­ра при­над­ле­жа­ло теме искуп­ле­ния греш­ни­ка через жерт­ву Хри­сто­ву на кре­сте, о чем сви­де­тель­ству­ет запись в днев­ни­ке Софьи Андре­ев­ны, жены писа­те­ля Л.Н. Тол­сто­го: 
«Сего­дня я отпра­ви­лась наве­стить мать Черт­ко­ва, Ели­за­ве­ту Ива­нов­ну. У нее теперь гостят два про­по­вед­ни­ка… Малов (сла­вян­ский псев­до­ним Фет­ле­ра) сей­час же стал усерд­но обра­щать меня к сво­ей вере в Искупление».

«Доб­ро­та, любовь, щед­рость, серд­це широ­кое, как мир, – все это дела­ет его вели­ким даром Божьим нынеш­не­му поко­ле­нию… Когда он берет на себя руко­вод­ство собра­ни­ем, сра­зу все меня­ет­ся… Ино­гда он ска­жет толь­ко несколь­ко слов или про­из­не­сет молит­ву… и серд­ца людей сокру­ша­ют­ся, со всех сто­рон слы­шат­ся плач, вздо­хи и молит­вы»… 
(вос­по­ми­на­ние д‑ра О. Сми­та из Канады).

В.А.Фетлер 
“Истин­ные стро­и­те­ли Цар­ства Божия” 
Запи­са­ла Руха­ма в Доме Еван­ге­лия, на Бого­слу­же­нии 7‑го сен­тяб­ря 1913 года

Сего­дня вече­ром я хочу гово­рить вам на тему из кни­ги Нее­мии об истин­ных стро­и­те­лях Цар­ства Божия. 
Цен­траль­ной мыс­лью этой кни­ги явля­ет­ся 20-ый стих 9‑ой гла­вы: 
И Ты дал им Духа Тво­е­го бла­го­го, что­бы настав­лять их, и ман­ну Твою не отни­мал от уст их, и воду давал им для уто­ле­ния жаж­ды их. Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не тер­пе­ли недо­стат­ка; одеж­ды их не вет­ша­ли, и ноги их не пух­ли. 
Дух, ман­на и вода – эти три эле­мен­та необ­хо­ди­мы были для детей Изра­и­ле­вых; они необ­хо­ди­мы так­же и для нас теперь, и истин­ные стро­и­те­ли Цар­ства Божия все­гда поль­зу­ют­ся ими. Ман­на – это Сло­во Божие, кото­рым мы уто­ля­ем наш духов­ный голод, а вода живая есть Иисус Хри­стос, един­ствен­ный, могу­щий уто­лить нашу духов­ную жаж­ду. 
Все стро­и­те­ли руко­вод­ству­ют­ся преж­де все­го Духом Божи­им, Духом Бла­гим. Раз­бе­рем­ся в этом вопро­се… Заметь­те, что иметь Духа Свя­то­го зна­чить иметь силу, а сила необ­хо­ди­ма стро­и­те­лям. Отсю­да сле­ду­ет, что если вы хоти­те быть стро­и­те­лем Цар­ства Божия, вы непре­мен­но долж­ны быть кре­ще­ны Духом Свя­тым… Слу­шай! Если ты рабо­та­ешь и не видишь резуль­та­тов, то это пото­му, что в рабо­те тво­ей недо­ста­ет силы. Молись о Духе Свя­том, и из сла­бо­го и негод­но­го ты ста­нешь силь­ным стро­и­те­лем Цар­ства Божия… 
Дру­зья мои! Стро­им ли мы Цар­ство Божие? Стро­им ли мы с любо­вью, с рев­но­стью, с само­по­жерт­во­ва­ни­ем, как это делал Нее­мия? Сре­ди нас есть неко­то­рые такие, кото­рые при­дут на собра­ние, помо­лят­ся, дадут несколь­ко копе­ек или руб­лей на дело Божие, но серд­це их все вре­мя пол­но зем­ны­ми инте­ре­са­ми. Что ска­зал бы Нее­мия, если бы он сей­час был в Рос­сии? Ведь у нас есть мно­го веру­ю­щих, через кото­рых года­ми почти не быва­ет обра­ще­ний от неве­рия, пьян­ства, дру­гих гре­хов! Мож­но ли не скор­беть об этом? Преж­де все­го Нее­мия испо­ве­дал перед Богом свои гре­хи и гре­хи сынов Изра­и­ле­вых… Нее­мия оста­вал­ся в печа­ли несколь­ко дней. Он скор­бел до тех пор, пока Гос­подь не услы­шал его молит­ву. Если б я был живо­пис­цем, я бы напи­сал кар­ти­ну о том, как Нее­мия ночью отправ­ля­ет­ся осмат­ри­вать сте­ны Иеру­са­ли­ма. Я пред­став­ляю себе тихую лун­ную ночь. Все спят: какое им дело до того, что сте­ны Иеру­са­ли­ма раз­ру­ше­ны огнем! Вот Нее­мия оста­нав­ли­ва­ет­ся и пла­чет, ста­но­вит­ся на коле­ни, под­ни­ма­ет руки к небу и гово­рит: “Гос­по­ди! Я до тех пор не успо­ко­юсь, пока не воз­двиг­ну сте­ны Иеру­са­ли­ма!” 
Мне кажет­ся, что сего­дня вече­ром Иисус Хри­стос берет нас за руку и ведет к воро­там… Сте­ны раз­ру­ше­ны, сожже­ны огнем гре­ха и неве­рия… Как мы отне­сем­ся к это­му? 
Гос­по­ди! Дай и нам серд­це Нее­мии! Сози­жди духов­ные сте­ны Иеру­са­ли­ма в нашей стране!