Судь­бы наших детей (про­дол­же­ние)

Под­рост­ки: пути благовестия

Сло­ва «под­рост­ко­вый пери­од» вызы­ва­ют у нас обыч­но твер­дую ассо­ци­а­цию с кри­зи­сом «пере­ход­но­го воз­рас­та». Этот пери­од харак­те­ри­зу­ет­ся частой сме­ной настро­е­ния, депрес­си­я­ми, неусид­чи­во­стью и пло­хой кон­цен­тра­ци­ей вни­ма­ния, раз­дра­жи­тель­но­стью, импуль­сив­ность, тре­во­гой, агрес­си­ей и про­блем­ным пове­де­ни­ем. Как пра­ви­ло, все вокруг уве­ре­ны, что при­чи­на тако­го пове­де­ния – физи­че­ское созре­ва­ние. Одна­ко уче­ные сде­ла­ли выво­ды, что пря­мой свя­зи меж­ду био­ло­ги­че­ским раз­ви­ти­ем в под­рост­ко­вом воз­расте и эти­ми фор­ма­ми пове­де­ния нет.

Рез­кие изме­не­ния в пове­де­нии про­ис­хо­дят дале­ко не у всех под­рост­ков. Поэто­му нуж­но искать дру­гие фак­то­ры, ока­зы­ва­ю­щие вли­я­ние на эти фор­мы пове­де­ния: куль­ту­ра, семей­ная обста­нов­ка и сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции гораз­до более зна­чи­мы в воз­дей­ствии на пси­хи­ку под­рост­ков. Более того, если отно­ше­ния меж­ду роди­те­ля­ми и ребен­ком хоро­шие, роди­те­ли про­дол­жа­ют ока­зы­вать поло­жи­тель­ное вли­я­ние на сво­их детей. Несмот­ря на необ­хо­ди­мость допол­ни­тель­ных иссле­до­ва­ний, уче­ные уже при­шли к выво­ду, что пред­став­ле­ние о том, буд­то пове­де­ние под­рост­ков непо­сред­ствен­но вызва­но «бушу­ю­щи­ми гор­мо­на­ми», явля­ет­ся мифом. Гораз­до важ­нее соци­аль­ные фак­то­ры, мораль­ные суж­де­ния и уве­рен­ность в буду­щем. Био­ло­ги­че­ские фак­то­ры не явля­ют­ся для под­рост­ков судьбоносными.

То же мож­но ска­зать и о про­бле­ме кон­флик­та меж­ду детьми и роди­те­ля­ми, на кото­ром сосре­до­то­чи­ли вни­ма­ние сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции. Но эти пуб­ли­ка­ции не под­твер­жде­ны иссле­до­ва­ни­я­ми. Все кон­флик­ты, так­же как и неста­биль­ность в пове­де­нии, не явля­ют­ся неиз­беж­но­стью в раз­ви­тии. Под­рост­ко­вый пери­од не обя­за­тель­но ведет к бун­ту или непри­я­тию роди­тель­ских цен­но­стей. Соглас­но дан­ным иссле­до­ва­ний 1989 года, в кото­рых при­ни­ма­ли уча­стие 6000 под­рост­ков из 10 стран, боль­шин­ство ладят со сво­и­ми роди­те­ля­ми и поло­жи­тель­но отно­сят­ся к сво­им семьям. Отве­ты респон­ден­тов раз­ни­лись в зави­си­мо­сти от того, в какой стране живет под­ро­сток, что ука­зы­ва­ет на важ­ность куль­тур­но­го кон­тек­ста раз­ви­тия. Сре­ди участ­ни­ков дан­но­го иссле­до­ва­ния у изра­иль­ской моло­де­жи, напри­мер, наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные отно­ше­ния в семье. Воз­мож­но, это отра­жа­ет то осо­бое зна­че­ние, кото­рое тра­ди­ци­он­ная еврей­ская куль­ту­ра при­да­ет внут­ри­се­мей­ным свя­зям и домаш­не­му воспитанию.

Домаш­няя цер­ковь, веру­ю­щие роди­те­ли обя­за­ны ока­зы­вать под­держ­ку под­рост­ку и доно­сить Еван­ге­лие до него и его дру­зей. Заблуд­шие дети – это поте­рян­ный для Бога, для церк­ви и для обще­ства чело­ве­че­ский потен­ци­ал. Самая эффек­тив­ная защи­та от раз­ру­ши­тель­но­го вли­я­ния мира, кото­ро­му под­вер­га­ет­ся каж­дый моло­дой чело­век – это обу­че­ние. «Наставь юно­шу при нача­ле пути его: он не укло­нит­ся от него, когда и соста­рит­ся» (Прит.22:6). Духов­ное обра­зо­ва­ние, или настав­ле­ние, долж­но начи­нать­ся в семье и даже на уровне семьи оно долж­но быть систе­ма­ти­че­ским. Ребе­нок о спа­се­нии, о Биб­лии, о води­тель­стве Свя­то­го Духа, о хри­сти­ан­ских прин­ци­пах пове­де­ния дол­жен узна­вать в семье.

Дет­ское обра­зо­ва­ние и в церк­ви, и дома долж­но демон­стри­ро­вать искрен­нюю и при­ни­ма­ю­щую любовь, един­ство веру­ю­щих. Огром­ная доля обще­ния в хри­сти­ан­ском слу­же­нии про­ис­хо­дит в фор­ме уве­ще­ва­ния или про­по­ве­ди. В обще­нии с детьми и дома, и на уро­ках Вос­крес­ной шко­лы без убеж­де­ния не обойтись.

Эффек­тив­ное убеж­де­ние содер­жит четы­ре элемента:

1. Объ­яс­не­ние. Обра­ти­тесь к здра­во­му смыс­лу под­рост­ка. Муд­рый вос­пи­та­тель соб­ствен­ные дет­ские вопро­сы исполь­зу­ет так, что­бы управ­лять их мыш­ле­ни­ем. 
2. Пре­ду­пре­жде­ние. Мы обя­за­ны чест­но пре­ду­пре­ждать детей о при­ро­де зла. Необ­хо­ди­мо искать води­тель­ства Духа Свя­то­го, что­бы уметь гово­рить с любо­вью, но в то же вре­мя откры­вать им послед­ствия гре­ха. 
3. Поста­нов­ка зада­чи. Поставь­те перед ними зада­чу раз­ви­вать свои дары и талан­ты ради слу­же­ния Богу. 
4. Воз­мож­ность отре­а­ги­ро­вать. Как бы ни пыта­лись мы их убе­дить, все­гда нуж­но давать детям воз­мож­ность выра­зить свои чувства.

И все­гда, при любом слу­чае, умест­но гово­рить с детьми о спа­се­нии и покаянии.

Очень часто взрос­лые люди муча­ют­ся от того, что пыта­ют­ся узнать волю Божью. Они хотят знать, на какую пой­ти рабо­ту, на ком женить­ся, и т.д. Божья воля для всех роди­те­лей заклю­ча­ет­ся в том, что­бы они вос­пи­та­ли сво­их детей бого­бо­яз­нен­ны­ми людь­ми. При­мер роди­те­лей, вос­пи­та­ние и любовь остав­ля­ет свой отпе­ча­ток на детях. Пре­не­бре­гать роди­тель­ски­ми обя­зан­но­стя­ми – зна­чит не выпол­нять Божий замы­сел. Из-за без­от­вет­ствен­но­сти роди­те­лей дети не ста­но­вят­ся таки­ми, каки­ми их хочет видеть Хри­стос. Роди­те­ли долж­ны явить для детей при­мер молит­вы, чте­ния Биб­лии. Есть мно­же­ство сви­де­тельств о под­рост­ках, повер­нув­ших­ся спи­ной к Богу, а затем сно­ва посвя­тив­ших Ему свою жизнь. Они рас­ска­зы­ва­ют, что в самом раз­га­ре сво­е­го бун­та, когда они при­хо­ди­ли домой, они слы­ша­ли, как роди­те­ли взы­ва­ли за них к Богу. Как ни пыта­лись убе­жать они от Бога, они не мог­ли убе­жать от молитв родителей.

Один чело­век ска­зал сво­им дру­зьям, что, каким бы напря­жен­ным ни было его рас­пи­са­ние, он все­гда молит­ся со сво­и­ми дву­мя сыно­вья­ми до того, как они ухо­дят в шко­лу. «Я не знаю, с чем они столк­нуть­ся, – ска­зал он, – Я не могу посто­ян­но нахо­дить­ся рядом, но Бог все­гда с ними». 
Так­же дети вме­сте со сво­и­ми семья­ми долж­ны участ­во­вать в жиз­ни церк­ви, толь­ко так они смо­гут под­го­то­вить­ся к буду­ще­му слу­же­нию и к Божье­му призванию.

Бог запо­ве­дал нам про­воз­гла­шать Его после­ду­ю­щим поко­ле­ни­ям. Он предо­став­ля­ет для это­го все необ­хо­ди­мое. С Божьей мило­стью роди­те­ли могут от все­го серд­ца ска­зать: «Вот насле­дие от Гос­по­да: дети; награ­да от Него» (Пса­лом 126).

В.М. Сафо­но­ва, стар­шая сест­ра в Хра­ме Христа