Судь­бы наших детей

(про­дол­же­ние)

Сред­нее дет­ство (6 – 12 лет): пути благовестия

Опа­са­ясь за свою жизнь, Све­та поки­ну­ла пью­щих мать, бабуш­ку и дедуш­ку, когда ей было все­го десять лет. В две­на­дцать ей уда­лось сбе­жать от чело­ве­ка, подо­брав­ше­го ее и возив­ше­го с собой по всей стране для удо­вле­тво­ре­ния сво­их похо­тей. Она ока­за­лась на ули­це, оде­тая, как маль­чиш­ка, свя­за­лась с какой-то ком­па­ни­ей, нача­ла нюхать клей, но все вре­мя тос­ко­ва­ла по дому в надеж­де на лучшее.
Что там гово­рит эта пожи­лая жен­щи­на? Дру­зья Све­ты валя­лись с ней на тра­ве в пар­ке, гля­дя на жен­щи­ну, назы­вав­шую себя хри­сти­ан­кой. Клей, кото­ро­го наню­ха­лась Све­та, силь­но дей­ство­вал – она ниче­го не понимала…
Вне­зап­но все про­яс­ни­лось. Жен­щи­на чита­ла псалмы. 
— Я знаю несколь­ко псал­мов! Моя мама когда-то чита­ла их мне, даже когда была пья­ной. Я могу вам рас­ска­зать 90‑й и 120‑й. они мне очень помогают.
Так нача­лась новая жизнь Све­ты. Она содро­га­лась, когда ее отвез­ли в рай­он, в кото­ром она жила, когда в каж­дом баре иска­ли ее мать. Когда ее нако­нец нашли, мать закри­ча­ла от радости. 
Дома они про­чи­та­ли все вме­сте 126 пса­лом. Каза­лось, созна­ние мате­ри про­яс­ни­лось. Она рас­ска­за­ла, что два года назад отец Све­ты рас­ска­зал ей, что видел, как доч­ка попа­ла под маши­ну. Мать не пове­ри­ла и обра­ти­лась к Богу:
— Гос­подь, если Ты можешь услы­шать пья­ную жен­щи­ну, вер­ни мою дочь или дай мне умереть.
Гос­подь услы­шал. Бла­го­да­ря хри­сти­а­нам, кото­рых Бог в пар­ке при­вел к ребен­ку, к Цар­ству Божье­му при­шли еще две души.

Сред­нее дет­ство – вре­мя раз­ви­тия чув­ства соб­ствен­но­го досто­ин­ства и само­ува­же­ния, при усло­вии, что роди­те­ли или сверст­ни­ки отно­сят­ся доб­ро­же­ла­тель­но к ребенку. 
Самое важ­ное усло­вие раз­ви­тия ребен­ка – семья, кото­рая, к сожа­ле­нию, в послед­нее вре­мя пре­тер­пе­ла суще­ствен­ные изме­не­ния. Часто гла­вой семьи сего­дня явля­ет­ся мать, кото­рая сама испы­ты­ва­ет от это­го тяже­лей­ший стресс. Часто ей не хва­та­ет сил на то, что­бы поиг­рать с детьми, раз­де­лить с ними их дет­ские горе­сти и радо­сти или про­кон­тро­ли­ро­вать про­кон­тро­ли­ро­вать их уче­бу. А ведь един­ствен­ным фак­то­ром, как утвер­жда­ют пси­хо­ло­ги, кото­рый может помочь ребен­ку спра­вить­ся с мно­го­чис­лен­ны­ми стрес­са­ми, явля­ет­ся семья. 
Поми­мо семей­ных отно­ше­ний, сред­нее дет­ство несет про­гресс в соци­аль­ном позна­нии, в обра­зе мира, в кото­ром ребе­нок живет, и в пред­по­ло­же­ни­ях о чув­ствах и мыс­лях дру­гих людей, что уже важ­но для все­го обще­ства цели­ком. Так, аме­ри­кан­ский пси­хо­лог Сел­ман выявил несколь­ко эта­пов раз­ви­тия друж­бы детей: до 6 лет – эго­цен­трич­ная друж­ба, с 7 до 9 лет – появ­ля­ет­ся инте­рес к чув­ствам дру­го­го чело­ве­ка, 9 – 12 лет – появ­ля­ют­ся вза­им­ные обя­за­тель­ства и оцен­ка дей­ствий. Бла­го­да­ря друж­бе, дети усва­и­ва­ют соци­аль­ные поня­тия и раз­ви­ва­ют чув­ство соб­ствен­но­го достоинства. 
Поэто­му все­гда луч­ше, если ребе­нок живет в окру­же­нии хри­сти­ан­ской семьи и его дру­зья – тоже дети из хри­сти­ан­ской семьи. Соглас­но Божье­му пред­на­зна­че­нию, семья – самая луч­шая, самая укреп­ля­ю­щая сре­да для вос­пи­та­ния ребен­ка в люб­ви к Богу, к себе и к окру­жа­ю­щим. Такой ребе­нок надеж­но защи­щен духов­но, у него есть все шан­сы познать Бога. Для тех детей, чьи семьи не явля­ют­ся бла­го­по­луч­ны­ми, семьей долж­на стать Цер­ковь, они долж­ны най­ти обще­ние, в кото­ром реа­ли­зо­ва­лось бы их само­ува­же­ние, в нашей Вос­крес­ной Школе. 
Поэто­му, несо­мнен­но, очень важ­но, что­бы уро­ки были инте­рес­ны­ми и отли­ча­лись от обыч­ных в шко­ле. Хоро­шо, если учи­тель поощ­ря­ет детей к уча­стию в слу­же­нии: выучить песен­ку, сти­хо­тво­ре­ние, пока­зать сценку.
Напри­мер, вот неслож­ная сцен­ка, пока­зы­ва­ю­щая, как Хри­стос объ­еди­ня­ет людей, несмот­ря на их наци­о­наль­ность. Мож­но под­го­то­вить эту сцен­ку к уро­ку, на кото­ром будет изу­чать­ся мате­ри­ал 2 гла­вы Дея­ний Апо­сто­лов, где опи­са­но, как люди услы­ша­ли Божье Сло­во каж­дый на сво­ем язы­ке. А мож­но – на Рож­де­ствен­ском уро­ке, объ­яс­няя, как Хри­стос при­шел на зем­лю и научил людей любить друг друга.
Нам потре­бу­ют­ся аль­бом­ные листоч­ки и фло­ма­сте­ры. Раз­ны­ми цве­та­ми, кро­ме крас­но­го, мы напи­шем на этих листоч­ках (все при­го­тов­ле­ния весе­лее делать вме­сте с детьми на уро­ке) «Я тебя люб­лю» на раз­ных язы­ках: Китай­ский (Уо-Ай-Ни), фран­цуз­ском (Же таме), Немец­кий (Их либе дих), Иврит (Ани Охев Отах), Япон­ский (Уата­ку­ши-УаА­на­та-УоАй­ши­ма­су), Корей­ский (Танг­си­нуи Саранг Ха Уо), Испан­ский (Те Амо), Суа­хи­ли (Нику­пен­да), Тай­ский (Чан Рате Хун), Вьет­нам­ский (Той Йеу Эм). На обрат­ной сто­роне листоч­ков напи­шем крас­ным фло­ма­сте­ром по-рус­ски: «Я тебя люб­лю». Участ­ни­ки сцен­ки бро­дят по клас­су стал­ки­ва­ясь друг с дру­гом и пока­зы­ва­ют всем пла­ка­ты, кото­рые никто не пони­ма­ет. Затем раз­да­ет­ся рож­де­ствен­ская песен­ка (кото­рую могут испол­нить дру­гие дети из клас­са), после кото­рой все пере­во­ра­чи­ва­ют пла­ка­ты и пока­зы­ва­ют теперь понят­ный текст. Все начи­на­ют радо­вать­ся и обни­мать друг друга. 
Отре­пе­ти­ро­ван­ную сцен­ку мы можем пока­зать поз­же и всей церк­ви на Богослужении.
Для учи­те­ля Вос­крес­ной Шко­лы каж­дый при­шед­ший ребе­нок – бес­цен­ный Божий дар. Учи­тель не может пре­не­бре­гать ни одним из них, стре­мясь каж­до­го при­ве­сти к пока­я­нию. Если мы суме­ем создать на уро­ке атмо­сфе­ру друж­бы и вза­и­мо­по­ни­ма­ния, если каж­дый уче­ник вос­пол­нит отно­ше­ни­я­ми с дру­зья­ми по клас­су Вос­крес­ной шко­лы свою потреб­ность в обще­нии, мы обя­за­тель­но при­ве­дем тако­го ко Христу.

В. М. Сафо­но­ва, стар­шая сест­ра в Хра­ме Христа

Остав­лять ли ребен­ка дома одного?
Ребе­нок, спря­тав­ший­ся под кро­вать и умо­ля­ю­щий по теле­фо­ну о помо­щи – это не кар­тин­ка из филь­ма «Один дома», а вполне реа­ли­стич­ная кар­ти­на наше­го вре­ме­ни, когда мате­ри, рабо­та­ю­щие на 2–3 рабо­тах, вынуж­де­ны остав­лять ребен­ка одного. 
За рубе­жом ростом по всей стране чис­ла оста­ю­щих­ся без при­смот­ра детей шко­ла и цер­ковь пред­при­ни­ма­ют попыт­ка как-то облег­чить их оди­но­че­ство. Напри­мер, созда­ют­ся цер­ков­ные служ­бы «Теле­фон­ный друг», куда мож­но позво­нить днем. По ста­ти­сти­ке такая служ­ба полу­ча­ет око­ло 15 000 звон­ков за год (В пери­од вой­ны в Пер­сид­ском зали­ве, бес­по­ряд­ков в Лос-Андже­ле­се, обще­на­ци­о­наль­ных и мест­ных кри­зи­сов коли­че­ство звон­ков усиливается).
Боль­шин­ство звон­ков – это кри­ки о помо­щи от детей, кото­рым про­сто скуч­но и оди­но­ко. 20% – звон­ки детей, дей­стви­тель­но столк­нув­ши­ми­ся или с мел­ки­ми про­бле­ма­ми (Как мне изба­вить­ся от жвач­ки в воло­сах?), или с доволь­но серьез­ны­ми (пожар или грабители).