Из Библии следует, что первым социальным институтом на земле был брак и учредил его Сам Бог (Быт. 2:24). В замысле Творца есть только одна форма брачных отношений: нерушимый завет, заключенный между одним мужчиной и одной женщиной.
Примечательно, что Библия начинается описанием брака. А величайшая поэма о любви, Песнь Песней, расположена в середине Писания. В глазах Бога брак настолько хорош (Быт. 1:31), что служит символом отношений благого и любящего Господа с Его народом. В Ветхом Завете Израиль часто называется женой Бога (Ис. 61:5; Иер.2:2; Ос. 2:16–20). В Новом Завете Иисус предстает в образе Жениха (Мк. 2:19–20; Ин. 3:29), обручившегося с Церковью (2Кор. 11:2). Апостол Павел, рассуждая в Послании к ефесянам о союзе мужчины и женщины, сравнивает его с тем единением Христа и Церкви, которое стало возможно благодаря искупительной Жертве Спасителя (Еф. 5:31–32). В Книге Откровения наступление Божьего Царства выражено в образе брачного пира (Откр. 19:6–9, 21:2, 9–11). Пророк Малахия, обличая человека, который нечестно обошелся со своей женою, говорит: «…Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (евр., «жена по завету» – Мал. 2:14). В Книге Притчей упоминается блудная жена, «которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего» (Прит.2:17). Еврейское слово, переведенное как «руководитель», может означать «близкий друг», «супруг», «спутник жизни».
Эти тексты помогают понять, какими должны быть отношения между супругами. Он призван быть близким другом, спутником жизни, а она, в свою очередь, – подругой, женой завета. Поэтому тот, кто оставляет мужа или жену, разрывает завет, заключенный перед Богом. Союз мужчины и женщины дает представление о Боге, Который открылся людям в вечных взаимоотношениях Отца, Сына и Духа Святого (Быт. 1:27, 5:1–2). Бог, единый в Своей сущности, намерениях и целях, сотворил мир и правит им. В этом Он являет общение трех равных и неделимых Лиц. Бог создал человека по образу Своему и поручил первой семье править землей от Его имени: «…и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:28). Образ Божий проявляется в супружестве. Прославление Бога — главная цель брака, и прославляется бог, когда Его творение соответствует своему предназначению (Мф. 5:16). В создании брака принимают участие три стороны: Бог, мужчина и женщина, и таким образом брак становится обетом, заветом, таинственным единением двоих перед Богом и обществом, даже если не было церковного бракосочетания. Понимание брака как завета перед Богом служит объединяющим инструментом в брачных отношениях, который превыше чувств и остается в силе, даже когда наступают трудные времена испытаний брака на прочность. Бог является Отцом, благословляющим и скрепляющим брачные отношения, поэтому, говоря о браке, Иисус сказал, что изначально в Божьем плане развод не предусматривался: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9).
Первый брак описан в Книге Бытия 2:22–24: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Так впервые в истории прозвучало обещание хранить верность и единство. Бог позволил Адаму сделать выбор. Адам взял жену добровольно, без всякого принуждения.
Примечательная игра слов на иврите, которая не сохранилась в русском переводе. Слово «кость» у евреев отождествлялось с силой, а плоть — с «человеческой слабостью». Отголоски этой клятвы можно услышать в современных обещаниях, произносимых во время венчания: «…любить в болезни и здравии, в силе и слабости». Церковь должна напоминать современному обществу, что супружеские обеты связывают мужа и жену на всю жизнь и не зависят от изменившихся чувств и интересов или от каких-либо обстоятельств.
В Книге Бытия упоминается три важные условия брака: «оставить», «прилепиться» и стать «одной плотью». Первое условие, «оставить», подразумевает радикальные перемены во взаимоотношениях с родителями. Супруги должны выстраивать с ними взрослые взаимоотношения. Новой семье следует самостоятельно принимать любые решения. Те, кто вступает в брак, обязаны больше думать о том, как угождать друг другу и быть хорошим мужем (или женой), чем о том, как угождать родителям и быть хорошим сыном (или дочерью). Второе важное условие прочного брака: «прилепиться». Это слово подразумевает, помимо прочего, и верность. В Ветхом Завете оно часто обозначало преданность, которую Бог ожидал от Израиля. Повседневная жизнь для супругов — школа, в которой учатся принимать совместные решения, угождать друг другу. Этот принцип должен проявляться во всем, в том числе и в интимных отношениях (1 Кор. 7:3–5). Божий замысел исполняется в том браке, где есть любовь и обоюдное служение, а не в том где супруги используют друг друга для удовлетворения своих потребностей. Поэтому очень важно видеть в себе и в своем партнере человека, созданного по образу и подобию Божьему.
Цель супружеских отношений — полное единение супругов на всех уровнях человеческого бытия: духовном, интеллектуальном, социальном, эмоциональном, эстетическом и др. «И будут одна плоть» (Быт. 2:24). Эти слова описывают и сам брак, и его ожидаемый результат.
«Одна плоть» указывает на общность, благодаря которой можно исполнять волю Божью в разных ситуациях жизни. Подобно тому как ключ и замок образуют единство, позволяющее достичь цели, которая недостижима ни для ключа, ни для замка в отдельности, так и супруги в браке образуют «одну плоть», которая является не только основой общества, но и орудием, посредством которого исполняется замысел Господа. Быть «одной плотью» помогает супругам Божья благодать. Она дает возможность возрастать в познании друг друга, делает их лучшими друзьями, единомышленниками и соработниками в деле Божьем.
С. Санников