Супру­же­ство

Из Биб­лии сле­ду­ет, что пер­вым соци­аль­ным инсти­ту­том на зем­ле был брак и учре­дил его Сам Бог (Быт. 2:24). В замыс­ле Твор­ца есть толь­ко одна фор­ма брач­ных отно­ше­ний: неру­ши­мый завет, заклю­чен­ный меж­ду одним муж­чи­ной и одной женщиной.

При­ме­ча­тель­но, что Биб­лия начи­на­ет­ся опи­са­ни­ем бра­ка. А вели­чай­шая поэ­ма о люб­ви, Песнь Пес­ней, рас­по­ло­же­на в сере­дине Писа­ния. В гла­зах Бога брак настоль­ко хорош (Быт. 1:31), что слу­жит сим­во­лом отно­ше­ний бла­го­го и любя­ще­го Гос­по­да с Его наро­дом. В Вет­хом Заве­те Изра­иль часто назы­ва­ет­ся женой Бога (Ис. 61:5; Иер.2:2; Ос. 2:16–20). В Новом Заве­те Иисус пред­ста­ет в обра­зе Жени­ха (Мк. 2:19–20; Ин. 3:29), обру­чив­ше­го­ся с Цер­ко­вью (2Кор. 11:2). Апо­стол Павел, рас­суж­дая в Посла­нии к ефе­ся­нам о сою­зе муж­чи­ны и жен­щи­ны, срав­ни­ва­ет его с тем еди­не­ни­ем Хри­ста и Церк­ви, кото­рое ста­ло воз­мож­но бла­го­да­ря иску­пи­тель­ной Жерт­ве Спа­си­те­ля (Еф. 5:31–32). В Кни­ге Откро­ве­ния наступ­ле­ние Божье­го Цар­ства выра­же­но в обра­зе брач­но­го пира (Откр. 19:6–9, 21:2, 9–11). Про­рок Мала­хия, обли­чая чело­ве­ка, кото­рый нечест­но обо­шел­ся со сво­ей женою, гово­рит: «…Гос­подь был сви­де­те­лем меж­ду тобою и женою юно­сти тво­ей, про­тив кото­рой ты посту­пил веро­лом­но, меж­ду тем как она подру­га твоя и закон­ная жена твоя» (евр., «жена по заве­ту» – Мал. 2:14). В Кни­ге Прит­чей упо­ми­на­ет­ся блуд­ная жена, «кото­рая оста­ви­ла руко­во­ди­те­ля юно­сти сво­ей и забы­ла завет Бога сво­е­го» (Прит.2:17). Еврей­ское сло­во, пере­ве­ден­ное как «руко­во­ди­тель», может озна­чать «близ­кий друг», «супруг», «спут­ник жизни».

Эти тек­сты помо­га­ют понять, каки­ми долж­ны быть отно­ше­ния меж­ду супру­га­ми. Он при­зван быть близ­ким дру­гом, спут­ни­ком жиз­ни, а она, в свою оче­редь, – подру­гой, женой заве­та. Поэто­му тот, кто остав­ля­ет мужа или жену, раз­ры­ва­ет завет, заклю­чен­ный перед Богом. Союз муж­чи­ны и жен­щи­ны дает пред­став­ле­ние о Боге, Кото­рый открыл­ся людям в веч­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях Отца, Сына и Духа Свя­то­го (Быт. 1:27, 5:1–2). Бог, еди­ный в Сво­ей сущ­но­сти, наме­ре­ни­ях и целях, сотво­рил мир и пра­вит им. В этом Он явля­ет обще­ние трех рав­ных и неде­ли­мых Лиц. Бог создал чело­ве­ка по обра­зу Сво­е­му и пору­чил пер­вой семье пра­вить зем­лей от Его име­ни: «…и да вла­ды­че­ству­ют они над рыба­ми мор­ски­ми и над пти­ца­ми небес­ны­ми, и над ско­том, и над всею зем­лею, и над все­ми гада­ми пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся по зем­ле» (Быт. 1:28). Образ Божий про­яв­ля­ет­ся в супру­же­стве. Про­слав­ле­ние Бога — глав­ная цель бра­ка, и про­слав­ля­ет­ся бог, когда Его тво­ре­ние соот­вет­ству­ет сво­е­му пред­на­зна­че­нию (Мф. 5:16). В созда­нии бра­ка при­ни­ма­ют уча­стие три сто­ро­ны: Бог, муж­чи­на и жен­щи­на, и таким обра­зом брак ста­но­вит­ся обе­том, заве­том, таин­ствен­ным еди­не­ни­ем дво­их перед Богом и обще­ством, даже если не было цер­ков­но­го бра­ко­со­че­та­ния. Пони­ма­ние бра­ка как заве­та перед Богом слу­жит объ­еди­ня­ю­щим инстру­мен­том в брач­ных отно­ше­ни­ях, кото­рый пре­вы­ше чувств и оста­ет­ся в силе, даже когда насту­па­ют труд­ные вре­ме­на испы­та­ний бра­ка на проч­ность. Бог явля­ет­ся Отцом, бла­го­слов­ля­ю­щим и скреп­ля­ю­щим брач­ные отно­ше­ния, поэто­му, гово­ря о бра­ке, Иисус ска­зал, что изна­чаль­но в Божьем плане раз­вод не преду­смат­ри­вал­ся: «…что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет» (Мк. 10:9).

Пер­вый брак опи­сан в Кни­ге Бытия 2:22–24: «И создал Гос­подь Бог из реб­ра, взя­то­го у чело­ве­ка, жену, и при­вел ее к чело­ве­ку. И ска­зал чело­век: вот, это кость от костей моих и плоть от пло­ти моей; она будет назы­вать­ся женою, ибо взя­та от мужа. Пото­му оста­вит чело­век отца сво­е­го и мать свою и при­ле­пит­ся к жене сво­ей; и будут одна плоть». Так впер­вые в исто­рии про­зву­ча­ло обе­ща­ние хра­нить вер­ность и един­ство. Бог поз­во­лил Ада­му сде­лать выбор. Адам взял жену доб­ро­воль­но, без вся­ко­го принуждения.

При­ме­ча­тель­ная игра слов на иври­те, кото­рая не сохра­ни­лась в рус­ском пере­во­де. Сло­во «кость» у евре­ев отож­деств­ля­лось с силой, а плоть — с «чело­ве­че­ской сла­бо­стью». Отго­лос­ки этой клят­вы мож­но услы­шать в совре­мен­ных обе­ща­ни­ях, про­из­но­си­мых во вре­мя вен­ча­ния: «…любить в болез­ни и здра­вии, в силе и сла­бо­сти». Цер­ковь долж­на напо­ми­нать совре­мен­но­му обще­ству, что супру­же­ские обе­ты свя­зы­ва­ют мужа и жену на всю жизнь и не зави­сят от изме­нив­ших­ся чувств и инте­ре­сов или от каких-либо обстоятельств.

В Кни­ге Бытия упо­ми­на­ет­ся три важ­ные усло­вия бра­ка: «оста­вить», «при­ле­пить­ся» и стать «одной пло­тью». Пер­вое усло­вие, «оста­вить», под­ра­зу­ме­ва­ет ради­каль­ные пере­ме­ны во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с роди­те­ля­ми. Супру­ги долж­ны выстра­и­вать с ними взрос­лые вза­и­мо­от­но­ше­ния. Новой семье сле­ду­ет само­сто­я­тель­но при­ни­мать любые реше­ния. Те, кто всту­па­ет в брак, обя­за­ны боль­ше думать о том, как уго­ждать друг дру­гу и быть хоро­шим мужем (или женой), чем о том, как уго­ждать роди­те­лям и быть хоро­шим сыном (или доче­рью). Вто­рое важ­ное усло­вие проч­но­го бра­ка: «при­ле­пить­ся». Это сло­во под­ра­зу­ме­ва­ет, поми­мо про­че­го, и вер­ность. В Вет­хом Заве­те оно часто обо­зна­ча­ло пре­дан­ность, кото­рую Бог ожи­дал от Изра­и­ля. Повсе­днев­ная жизнь для супру­гов — шко­ла, в кото­рой учат­ся при­ни­мать сов­мест­ные реше­ния, уго­ждать друг дру­гу. Этот прин­цип дол­жен про­яв­лять­ся во всем, в том чис­ле и в интим­ных отно­ше­ни­ях (1 Кор. 7:3–5). Божий замы­сел испол­ня­ет­ся в том бра­ке, где есть любовь и обо­юд­ное слу­же­ние, а не в том где супру­ги исполь­зу­ют друг дру­га для удо­вле­тво­ре­ния сво­их потреб­но­стей. Поэто­му очень важ­но видеть в себе и в сво­ем парт­не­ре чело­ве­ка, создан­но­го по обра­зу и подо­бию Божьему.

Цель супру­же­ских отно­ше­ний — пол­ное еди­не­ние супру­гов на всех уров­нях чело­ве­че­ско­го бытия: духов­ном, интел­лек­ту­аль­ном, соци­аль­ном, эмо­ци­о­наль­ном, эсте­ти­че­ском и др. «И будут одна плоть» (Быт. 2:24). Эти сло­ва опи­сы­ва­ют и сам брак, и его ожи­да­е­мый результат.

«Одна плоть» ука­зы­ва­ет на общ­ность, бла­го­да­ря кото­рой мож­но испол­нять волю Божью в раз­ных ситу­а­ци­ях жиз­ни. Подоб­но тому как ключ и замок обра­зу­ют един­ство, поз­во­ля­ю­щее достичь цели, кото­рая недо­сти­жи­ма ни для клю­ча, ни для зам­ка в отдель­но­сти, так и супру­ги в бра­ке обра­зу­ют «одну плоть», кото­рая явля­ет­ся не толь­ко осно­вой обще­ства, но и ору­ди­ем, посред­ством кото­ро­го испол­ня­ет­ся замы­сел Гос­по­да. Быть «одной пло­тью» помо­га­ет супру­гам Божья бла­го­дать. Она дает воз­мож­ность воз­рас­тать в позна­нии друг дру­га, дела­ет их луч­ши­ми дру­зья­ми, еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми и сора­бот­ни­ка­ми в деле Божьем.

С. Сан­ни­ков