Как должен христианин относиться к Ветхому Завету? Что следует брать из Закона а что отвергать и как это делать? Многие люди тяготеют к Закону, потому что им кажется, что они будут полнее исполнять волю Божью служа Христу и исполняя Закон. Поэтому до наших дней сохранилась обрядность, навеянная образами Ветхого Завета, некоторые церковные традиции, взятые из Закона, и многочисленные уклонения в иудейство. Прежде всего надо сказать, Что Христос и апостол не отвергали Закон и Писания Ветхого Завета., а указывали их место, не желая, чтобы христиане жили по этим заповедям. Для христианства остается очень существенным пророческое и прообразное значение Закона и всего Ветхого Завета.
В писаниях Ветхого Завета содержатся не только уже сбывшиеся пророчества и прообразы, но и те, которым еще предстоит сбыться. Господь оставил их нам как мировые часы, по которым христиане могут ориентироваться в потоке человеческой истории. Не зная Ветхого Завета, мы не вполне ясно могли бы представить себе нашего Бога, не говоря уже о чисто историческом интересе к этим книгам. Но почтительное отношение к Ветхому Завету не означает жизнь по его заповедям. Как пишет Апостол Павел: “…Мы не под законом, а под благодатью” (Рим. 6.15).
Известно, что Закон “имеет власть над человеком, пока он жив” (Рим.7.1), на мертвого Закон не распространяется. Станет ли кто-либо требовать от умершего, чтобы он не лгал, или не ел свинину, или соблюдал субботу? Это абсурд! Но разве вы не знаете, обращается Павел к новозаветным верующим, что “вы, братья мои, умерли для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновленном духе, а не по ветхой буке” умер со Христом, то никакие постановления Закона уже над ним не властны. Над ним не властны заповеди обрезания, субботы, моральные и обрядовые установления и правила. Он мертв. Он жив для закона Христа-для закона любви и благодати, поэтому Павел упрекает колосян: “…Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: “не прикасайся”, “не вкушай”, “не дотрагивайся”… Это имеет только вид мудрости,- заявляет Павел от имени новозаветных верующих,- но не все полезно” (1Кор.10.23). В отношении любых общественных обрядов, еды, праздников, правил обращения к Богу и так далее христианин полностью свободен. Христос снял с нас любые ограничения Закона и ввел под действие “закона свободы” (Иак.2.12).
Свобода познается только в ее потере, в столкновении с ограничениями, а ограничения возникают тогда, когда желания и воля человека направлены в сторону нарушения Закона или встречают какие-либо препятствия. Если же воля человека не встречает никаких препятствий, он вполне свободен. Апостол Петр пишет, чтобы мы поступали “как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии” (1Петр.2.16). Получается внешний парадокс. Свободный — и в тоже время раб Божий. Если раб — значит не-свободный. Это действительно так только в том случае, если раб желает вырваться на свободу. Если же он служит господину с радостью и у этого раба нет ни малейшего желания, которое было бы не удовлетворено, то можно ли считать его несвободным?
Раб – это человек, который чего-то хочет, но не может это сделать в силу каких-либо ограничений. Свободным обычно называют человека, который делает то, что хочет. Но если человеком управляют греховные желания, то его нельзя назвать свободным! Грех навязывает ему Желание и человек выполняет их, думая, что это его собственные желания. Но истинный свободный человек никогда не захочет делать то, что противно Закону, потому что у него не возникнет такого желания. Его желания не будут отравлены грехом, и в таком случае Закон не накладывает на него никаких ограничений, субъективно Закона не существует. Например, можно ли применить закон “Не убей” к человеку у которого никогда и не при каких условиях не может возникнуть желание убить? Такой человек вполне свободен от этого закона, но если у человека возникает желание убить, а закон сдерживает его-тогда нет свободы.
По настоящему человек свободен только тогда, когда делает то, что желает его возрожденное и вечно живущее естество, а не то, что навязывает ему старая, греховная природа, обреченная на смерть.
Возможно ли состояние свободы здесь, на земле? Апостол Павел говорит верующим в Галлатии: “… Стойте в свободе, которую даровал нам Христос” (Гал.5.1). Христос дарует человеку свободу не в том смысле, что уничтожает для него все ограничения Закона, а путем перерождения человеческого сердца и изменения его желаний. Он поселяется в таком сердце и направляет его таким образом, чтобы не встречать ограничений Закона. Если бы Христос даровал нам свободу, уничтожив Закон, но оставив бы в людях желания, не угодные Законодателю, христиане были бы самими несчастными из всех людей, потому что они постоянно творили бы грех и даже не знали, что это грех, так как не понимали бы ограничений. И только в вечности они понесли бы наказание за него. Таким образом, временная абсолютная свобода закончилась бы вечными мучениями. Истинным чадам Своим Христос дарует свободу иначе: у них не возникают желания, которые встречали бы ограничения Закона.
Однако на практике видно, что даже у возрожденных людей иногда возникают греховные желания. Это объясняется тем, что мы оставлены в греховной плоти, чтобы бороться с ней и побеждать ее, и Христос предлагает путь формирования угодных Богу желаний, а не путь введения ограничений.
Для иллюстрации этих двух путей представим себе, что необходимо вырастить дерево определенной формы. Для этого можно взять любое дерево и постоянно подрезать его, придавая нужную форму. Это путь введения ограничений, при котором дерево “желает” иметь одну форму, а садовник насильно придает ему другую. Но можно посадить селекционным путем подобранное семя, в котором действует генетический закон, формирующий дерево в нужной форме. Это более совершенный путь, путь свободы, при котором садовник не обрезает лишнего, потому что это лишнее практически не вырастает. Так происходит и с настоящими христианами. До тех пор, пока они повинуются воле Божьей и водительству Духа Святого, они не встречают ограничений Закона и вполне свободны. Но как только верующие, поступая не по Духу, а по плоти, теряют частицу своей свободы. И тем чаще они поступают неправильно, тем больше свободы теряют. Поэтому Павел и напоминает, чтобы мы стояли в свободе (Гал. 5.1), не выходя за ее рамки, то есть чтобы верующие постоянно находились в тесном контакте с Богом, согласуя свою волю с желанием и волей Законодателя.
С другой стороны, свободу, которую христиане получили во Христе Иисусе, можно и нужно добровольно ограничивать ради “немощных в вере”(1Кор.8.13). Это не значит, что Бог ограничивает христиан, то есть запрещает есть мясо, пить вино и так далее, но истинные чада Божьи, подобно Христу, сами налагают на себя некие ограничения ради немощи своих братьев. Но если встречаются люди, которые начинают осуждать кого-либо за то, что он не хранит субботу, или за то, что вкушает любую пищу, в том числе и свинину, или за то, что не соблюдает постов и ритуалов, основанных на образах Ветхого Завета,- следует помнить, что такие “учителя” нарушают Слово Божье. Апостол Павел запретил верующим осуждать других за несоблюдение каких-либо правил: “…Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу” (Кол. 2.16). Возможно, что такие лженаставники просто не познали Благодать Божью и их можно только пожалеть, но если они пытаются навязать свое собственное представление о Законе, они грешат против Бога и понесут на себе тягчайшее наказание. Итак, ограничения возможны и полезны, но только добровольно, чтобы не соблазнять слабых той свободой, которую чада Божьи получили во Христе Иисусе.
д‑р С.В. Санников, “Фундамент”
Свобода во Христе
