Праздник Троицы христиане отмечают на пятидесятый день после Пасхи. Он напрямую связан с третьей личностью Божественной Троицы — Святым Духом. Согласно Библии в этот день Дух Святой сошел на апостолов, исполнив те обещания, которые дал Иисус Христос Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами…» (Евангелие от Иоанна 14:16–18).
Многие христиане хорошо понимают значение Бога-Отца и Спасителя Иисуса Христа. А третья личность Божественного Триединства мало им знакома.
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния 2:1–4).
Первоапостольская Церковь хоть и не была государственной, и претерпевала тяжелые гонения, имела откровение о Духе Святом. Поэтому там царили чудеса, исцеления, массовые обращения из язычества — и все это благодаря Святому Духу. Церковь была наполнена силой Божьей и жизнью, и каждый верующий был крещен Святым Духом.
Как праздник Крещения напоминает христианам о важности крещения водой, так и праздник Троицы говорит о необходимости крещения Духом Святым.
«…Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деяния 1:5).
Каковы важнейшие результаты крещения Святым Духом в жизни каждого верующего?
- Сам Христос говорит о первом из этих результатов перед Своим вознесением на небо: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Евангелие от Луки 24:49).
«…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли» (Деяния 1:8).
Этот результат — сила, дарованная свыше, необходимая для собственной духовной жизни, а также для того, чтобы проповедовать Евангелие другим. Библия полна рассказов об «обыкновенных» людях, проживших «необыкновенную» жизнь, потому что они узнали секрет, как черпать силу от Святого Духа. Возможно, у некоторых людей возникало тайное подозрение, что настоящая христианская жизнь с ее моралью, святостью и праведностью доступна только для нескольких «суперсвятых». Может быть, они сами несколько раз пытались жить в соответствии с этим идеалом, но спустя несколько дней или недель они неизбежно разочаровывались. В нашей жизни часто не хватает собственной духовной силы устоять перед искушениями и атаками дьявола, но ее способен дать Святой Дух.
Церкви Христовой нужно принять вызов, брошенный апостолом Павлом: «…ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Коринфянам 4:20).
- Следующим важным результатом крещения Духом Святым является доступ к сверхъестественным Божьим дарам. Изучая Библию, каждый искренний христианин вынужден признать, что вся жизнь и все переживания первых христиан были пронизаны сверхъестественными знамениями, которые были связаны исключительно с работой Святого Духа.
«Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Коринфянам 12:1–11).
Сверхъестественные переживания не были чем-то случайным или дополнительным. Они были неотъемлемой частью всей христианской жизни. Их молитва была сверхъестественной, их проповедь была сверхъестественной. Такой же была их защита. Со 2‑й главы Деяний апостолов, после сошествия Святого Духа, нет ни одной главы в этой книге, где бы ни шла речь о сверхъестественном.
«А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деяния 6:8–10).
Чудеса были обычным явлением в первоапостольской Церкви. К сожалению, сегодня у некоторых христиан не осталось ничего, кроме догматики. Они забыли предупреждения апостолов: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но Духа, потому что буква убивает, а Дух животворит» (2 Коринфянам 3:6).
Только Святой Дух может оживить букву учения Нового Завета и сделать учение живым, личным, сверхъестественным образом жизни для каждого верующего.
- Важный аспект крещения Святым Духом касается молитвенной жизни христиан.
«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Римлянам 8:26,27).
Апостол Павел упоминает один вид немощи, свойственный всем верующим в их естественном состоянии без Святого Духа — незнание, как правильно молиться и как молиться в соответствии с волей Божьей. Поэтому Дух Святой дает нам молитвенный язык.
«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом…» (Ефес. 6:18).
- Откровение о Писании.
Еще одним результатом крещения Святым Духом является понимание и откровение Священного Писания. Я знаю многих людей, которые, имея хорошее образование, многие годы пытались изучать Библию. Но она оставалась для них «закрытой» книгой. Пережив крещение Святым Духом, они говорили о том, насколько Священное Писание стало ясным и понятным для них.
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Евангелие от Иоанна 16:13).
Дух Святой приходит не для того, чтобы возвысить верующих, а чтобы прославить Иисуса Христа в жизни людей и служении Ему.
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16:13,14).
Иисус называет Духа Святого «Утешитель», в греческом языке «Параклетос». Это слово означает, что Он защитник, когда мы беспомощны; Целитель, когда мы больны; Друг, когда мы одиноки; Утешитель, когда мы беспокоимся; Ободряющий, когда мы подавлены; Пастор, когда мы потеряны; Исправляющий, когда мы неправы; Обличитель, когда мы грешим; Советник, когда мы сомневаемся; Учитель, когда мы невежды; Вдохновляющий нас, когда мы слабы; Мотивирующий нас, когда мы встревожены; Освежающий, когда мы утомлены; Бросающий нам вызов, когда мы должны стать победителями. Дух Святой пришел, чтобы ободрить Церковь, дать ей силу исполнить то, что поручил Бог.
Апостолы очень много учили о Святом Духе.
«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый» (Деяния 19:1,2).
Здесь мы читаем главный вопрос, который задавали апостолы всем христианам. Этот вопрос относится и к нам, сегодняшним христианам: приняли ли мы Духа Святого, уверовав, или остаемся в неведении о прекрасном даре, который дал нам Бог.
Андрей Дириенко