Свя­тая Троица

Празд­ник Тро­и­цы хри­сти­ане отме­ча­ют на пяти­де­ся­тый день после Пас­хи. Он напря­мую свя­зан с тре­тьей лич­но­стью Боже­ствен­ной Тро­и­цы — Свя­тым Духом. Соглас­но Биб­лии в этот день Дух Свя­той сошел на апо­сто­лов, испол­нив те обе­ща­ния, кото­рые дал Иисус Хри­стос Сво­им уче­ни­кам: «И Я умо­лю Отца, и даст вам дру­го­го Уте­ши­те­ля, да пре­бу­дет с вами вовек, Духа исти­ны, Кото­ро­го мир не может при­нять, пото­му что не видит Его и не зна­ет Его; а вы зна­е­те Его, ибо Он с вами пре­бы­ва­ет и в вас будет. Не остав­лю вас сиро­та­ми…» (Еван­ге­лие от Иоан­на 14:16–18).

Мно­гие хри­сти­ане хоро­шо пони­ма­ют зна­че­ние Бога-Отца и Спа­си­те­ля Иису­са Хри­ста. А тре­тья лич­ность Боже­ствен­но­го Три­един­ства мало им знакома.

«При наступ­ле­нии дня Пяти­де­сят­ни­цы все они были еди­но­душ­но вме­сте. И вне­зап­но сде­лал­ся шум с неба, как бы от несу­ще­го­ся силь­но­го вет­ра, и напол­нил весь дом, где они нахо­ди­лись. И яви­лись им раз­де­ля­ю­щи­е­ся язы­ки, как бы огнен­ные, и почи­ли по одно­му на каж­дом из них. И испол­ни­лись все Духа Свя­то­го, и нача­ли гово­рить на иных язы­ках, как Дух давал им про­ве­ще­вать» (Дея­ния 2:1–4).

Пер­воап­о­столь­ская Цер­ковь хоть и не была госу­дар­ствен­ной, и пре­тер­пе­ва­ла тяже­лые гоне­ния, име­ла откро­ве­ние о Духе Свя­том. Поэто­му там цари­ли чуде­са, исце­ле­ния, мас­со­вые обра­ще­ния из язы­че­ства — и все это бла­го­да­ря Свя­то­му Духу. Цер­ковь была напол­не­на силой Божьей и жиз­нью, и каж­дый веру­ю­щий был кре­щен Свя­тым Духом.

Как празд­ник Кре­ще­ния напо­ми­на­ет хри­сти­а­нам о важ­но­сти кре­ще­ния водой, так и празд­ник Тро­и­цы гово­рит о необ­хо­ди­мо­сти кре­ще­ния Духом Святым.

«…Иоанн кре­стил водою, а вы, через несколь­ко дней после сего, буде­те кре­ще­ны Духом Свя­тым» (Дея­ния 1:5).

Како­вы важ­ней­шие резуль­та­ты кре­ще­ния Свя­тым Духом в жиз­ни каж­до­го верующего?

  1. Сам Хри­стос гово­рит о пер­вом из этих резуль­та­тов перед Сво­им воз­не­се­ни­ем на небо: «И Я пошлю обе­то­ва­ние Отца Мое­го на вас; вы же оста­вай­тесь в горо­де Иеру­са­ли­ме, доко­ле не обле­че­тесь силою свы­ше» (Еван­ге­лие от Луки 24:49).

«…но вы при­ме­те силу, когда сой­дет на вас Дух Свя­той; и буде­те Мне сви­де­те­ля­ми в Иеру­са­ли­ме и во всей Иудее, и Сама­рии, и даже до края зем­ли» (Дея­ния 1:8).

Этот резуль­тат — сила, даро­ван­ная свы­ше, необ­хо­ди­мая для соб­ствен­ной духов­ной жиз­ни, а так­же для того, что­бы про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие дру­гим. Биб­лия пол­на рас­ска­зов об «обык­но­вен­ных» людях, про­жив­ших «необык­но­вен­ную» жизнь, пото­му что они узна­ли сек­рет, как чер­пать силу от Свя­то­го Духа. Воз­мож­но, у неко­то­рых людей воз­ни­ка­ло тай­ное подо­зре­ние, что насто­я­щая хри­сти­ан­ская жизнь с ее мора­лью, свя­то­стью и пра­вед­но­стью доступ­на толь­ко для несколь­ких «супер­свя­тых». Может быть, они сами несколь­ко раз пыта­лись жить в соот­вет­ствии с этим иде­а­лом, но спу­стя несколь­ко дней или недель они неиз­беж­но разо­ча­ро­вы­ва­лись. В нашей жиз­ни часто не хва­та­ет соб­ствен­ной духов­ной силы усто­ять перед иску­ше­ни­я­ми и ата­ка­ми дья­во­ла, но ее спо­со­бен дать Свя­той Дух.

Церк­ви Хри­сто­вой нуж­но при­нять вызов, бро­шен­ный апо­сто­лом Пав­лом: «…ибо Цар­ство Божие не в сло­ве, а в силе» (1 Корин­фя­нам 4:20).

  1. Сле­ду­ю­щим важ­ным резуль­та­том кре­ще­ния Духом Свя­тым явля­ет­ся доступ к сверхъ­есте­ствен­ным Божьим дарам. Изу­чая Биб­лию, каж­дый искрен­ний хри­сти­а­нин вынуж­ден при­знать, что вся жизнь и все пере­жи­ва­ния пер­вых хри­сти­ан были про­ни­за­ны сверхъ­есте­ствен­ны­ми зна­ме­ни­я­ми, кото­рые были свя­за­ны исклю­чи­тель­но с рабо­той Свя­то­го Духа.

«Не хочу оста­вить вас, бра­тия, в неве­де­нии и о дарах духов­ных. Зна­е­те, что когда вы были языч­ни­ка­ми, то ходи­ли к без­глас­ным идо­лам, так, как бы вели вас. Пото­му ска­зы­ваю вам, что никто, гово­ря­щий Духом Божи­им, не про­из­не­сет ана­фе­мы на Иису­са, и никто не может назвать Иису­са Гос­по­дом, как толь­ко Духом Свя­тым. Дары раз­лич­ны, но Дух один и тот же; и слу­же­ния раз­лич­ны, а Гос­подь один и тот же; и дей­ствия раз­лич­ны, а Бог один и тот же, про­из­во­дя­щий все во всех. Но каж­до­му дает­ся про­яв­ле­ние Духа на поль­зу. Одно­му дает­ся Духом сло­во муд­ро­сти, дру­го­му сло­во зна­ния, тем же Духом; ино­му вера, тем же Духом; ино­му дары исце­ле­ний, тем же Духом; ино­му чудо­тво­ре­ния, ино­му про­ро­че­ство, ино­му раз­ли­че­ние духов, ино­му раз­ные язы­ки, ино­му истол­ко­ва­ние язы­ков. Все же сие про­из­во­дит один и тот же Дух, раз­де­ляя каж­до­му осо­бо, как Ему угод­но» (1 Корин­фя­нам 12:1–11).

Сверхъ­есте­ствен­ные пере­жи­ва­ния не были чем-то слу­чай­ным или допол­ни­тель­ным. Они были неотъ­ем­ле­мой частью всей хри­сти­ан­ской жиз­ни. Их молит­ва была сверхъ­есте­ствен­ной, их про­по­ведь была сверхъ­есте­ствен­ной. Такой же была их защи­та. Со 2‑й гла­вы Дея­ний апо­сто­лов, после соше­ствия Свя­то­го Духа, нет ни одной гла­вы в этой кни­ге, где бы ни шла речь о сверхъестественном.

«А Сте­фан, испол­нен­ный веры и силы, совер­шал вели­кие чуде­са и зна­ме­ния в наро­де. Неко­то­рые всту­пи­ли в спор со Сте­фа­ном; но не мог­ли про­ти­во­сто­ять муд­ро­сти и Духу, Кото­рым он гово­рил» (Дея­ния 6:8–10).

Чуде­са были обыч­ным явле­ни­ем в пер­воап­о­столь­ской Церк­ви. К сожа­ле­нию, сего­дня у неко­то­рых хри­сти­ан не оста­лось ниче­го, кро­ме дог­ма­ти­ки. Они забы­ли пре­ду­пре­жде­ния апо­сто­лов: «Он дал нам спо­соб­ность быть слу­жи­те­ля­ми Ново­го Заве­та, не бук­вы, но Духа, пото­му что бук­ва уби­ва­ет, а Дух живо­тво­рит» (2 Корин­фя­нам 3:6).

Толь­ко Свя­той Дух может ожи­вить бук­ву уче­ния Ново­го Заве­та и сде­лать уче­ние живым, лич­ным, сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом жиз­ни для каж­до­го верующего.

  1. Важ­ный аспект кре­ще­ния Свя­тым Духом каса­ет­ся молит­вен­ной жиз­ни христиан.

«Так­же и Дух под­креп­ля­ет нас в немо­щах наших; ибо мы не зна­ем, о чем молить­ся, как долж­но, но Сам Дух хода­тай­ству­ет за нас воз­ды­ха­ни­я­ми неиз­ре­чен­ны­ми. Испы­ту­ю­щий же серд­ца зна­ет, какая мысль у Духа, пото­му что Он хода­тай­ству­ет за свя­тых по воле Божи­ей» (Рим­ля­нам 8:26,27).

Апо­стол Павел упо­ми­на­ет один вид немо­щи, свой­ствен­ный всем веру­ю­щим в их есте­ствен­ном состо­я­нии без Свя­то­го Духа — незна­ние, как пра­виль­но молить­ся и как молить­ся в соот­вет­ствии с волей Божьей. Поэто­му Дух Свя­той дает нам молит­вен­ный язык.

«Вся­кою молит­вою и про­ше­ни­ем моли­тесь во вся­кое вре­мя духом…» (Ефес. 6:18).

  1. Откро­ве­ние о Писании.

Еще одним резуль­та­том кре­ще­ния Свя­тым Духом явля­ет­ся пони­ма­ние и откро­ве­ние Свя­щен­но­го Писа­ния. Я знаю мно­гих людей, кото­рые, имея хоро­шее обра­зо­ва­ние, мно­гие годы пыта­лись изу­чать Биб­лию. Но она оста­ва­лась для них «закры­той» кни­гой. Пере­жив кре­ще­ние Свя­тым Духом, они гово­ри­ли о том, насколь­ко Свя­щен­ное Писа­ние ста­ло ясным и понят­ным для них.

«Когда же при­и­дет Он, Дух исти­ны, то наста­вит вас на вся­кую исти­ну: ибо не от Себя гово­рить будет, но будет гово­рить, что услы­шит, и буду­щее воз­ве­стит вам» (Еван­ге­лие от Иоан­на 16:13).

Дух Свя­той при­хо­дит не для того, что­бы воз­вы­сить веру­ю­щих, а что­бы про­сла­вить Иису­са Хри­ста в жиз­ни людей и слу­же­нии Ему.

«Когда же при­и­дет Он, Дух исти­ны, то наста­вит вас на вся­кую исти­ну: ибо не от Себя гово­рить будет, но будет гово­рить, что услы­шит, и буду­щее воз­ве­стит вам. Он про­сла­вит Меня, пото­му что от Мое­го возь­мет и воз­ве­стит вам» (Иоан. 16:13,14).

Иисус назы­ва­ет Духа Свя­то­го «Уте­ши­тель», в гре­че­ском язы­ке «Парак­ле­тос». Это сло­во озна­ча­ет, что Он защит­ник, когда мы бес­по­мощ­ны; Цели­тель, когда мы боль­ны; Друг, когда мы оди­но­ки; Уте­ши­тель, когда мы бес­по­ко­им­ся; Обод­ря­ю­щий, когда мы подав­ле­ны; Пас­тор, когда мы поте­ря­ны; Исправ­ля­ю­щий, когда мы непра­вы; Обли­чи­тель, когда мы гре­шим; Совет­ник, когда мы сомне­ва­ем­ся; Учи­тель, когда мы невеж­ды; Вдох­нов­ля­ю­щий нас, когда мы сла­бы; Моти­ви­ру­ю­щий нас, когда мы встре­во­же­ны; Осве­жа­ю­щий, когда мы утом­ле­ны; Бро­са­ю­щий нам вызов, когда мы долж­ны стать побе­ди­те­ля­ми. Дух Свя­той при­шел, что­бы обод­рить Цер­ковь, дать ей силу испол­нить то, что пору­чил Бог.

Апо­сто­лы очень мно­го учи­ли о Свя­том Духе.

«Во вре­мя пре­бы­ва­ния Апол­ло­са в Корин­фе Павел, прой­дя верх­ние стра­ны, при­был в Ефес и, най­дя там неко­то­рых уче­ни­ков, ска­зал им: при­ня­ли ли вы Свя­то­го Духа, уве­ро­вав? Они же ска­за­ли ему: мы даже и не слы­ха­ли, есть ли Дух Свя­тый» (Дея­ния 19:1,2).

Здесь мы чита­ем глав­ный вопрос, кото­рый зада­ва­ли апо­сто­лы всем хри­сти­а­нам. Этот вопрос отно­сит­ся и к нам, сего­дняш­ним хри­сти­а­нам: при­ня­ли ли мы Духа Свя­то­го, уве­ро­вав, или оста­ем­ся в неве­де­нии о пре­крас­ном даре, кото­рый дал нам Бог.

Андрей Дири­ен­ко