Свя­тые апостолы

12 июля – день свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. Сре­ди груп­пы людей в воз­расте от 25 до 60 лет про­во­ди­лось социо­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние. Был задан толь­ко один вопрос: “Что вы зна­е­те об апо­сто­лах Пет­ре и Пав­ле?”. Два­дцать про­цен­тов респон­ден­тов слы­ша­ли, что в честь этих двух людей был учре­жден празд­ник. Десять про­цен­тов зна­ют, что Петр сто­ит у врат рая и не про­пус­ка­ет туда греш­ни­ков. Остав­ши­е­ся восемь­де­сят про­цен­тов поня­тия не име­ют, кто такие эти Павел и Петр.

Петр – люби­мый уче­ник Иису­са. 
 
Иссле­дуя жизнь и слу­же­ние апо­сто­ла Пет­ра, пони­ма­ешь, что роль это­го избран­но­го Богом чело­ве­ка по досто­ин­ству была оце­не­на чело­ве­че­ством, осо­бен­но хри­сти­ан­ским сооб­ще­ством. Ран­ние лите­ра­тур­ные источ­ни­ки не дают пред­став­ле­ния об общине, в кото­рой фор­ми­ро­ва­лась пози­ция Пет­ра. Они дале­ки от изло­же­ния вещей в той фор­ме и тер­ми­нах, к кото­рым при­вык­ли совре­мен­ные люди. Во мно­гих отно­ше­ни­ях доку­мен­таль­ные источ­ни­ки вре­мен Пет­ра пол­ны про­бе­лов, по край­ней мере так счи­та­ют мно­гие бого­сло­вы. 
 
Соглас­но Писа­нию, Петр родил­ся в горо­де Виф­са­и­де в Гали­лее, на запад­ном бере­гу Ген­ни­са­рет­ско­го озе­ра, в семье про­сто­го рыба­ка Ионы. Пер­во­на­чаль­ное имя апо­сто­ла было Симон. Хри­стос назы­вал его Симон Ионин, а потом дал ему имя Петр (Petrus, от гре­че­ско­го сло­ва летрос – “камень, ска­ла”, ара­мей­ское “Ке-фас”). Симон ловил рыбу вме­сте со сво­им бра­том Андре­ем и, воз­мож­но, нико­гда и не помыш­лял о каком-либо дру­гом заня­тии. По сво­ей при­ро­де Петр был лиде­ром, но посту­пал не все­гда обду­ман­но и пра­виль­но. Уже на сле­ду­ю­щий день после рас­пя­тия Иису­са Хри­ста он заявил уче­ни­кам: “…иду ловить рыбу. Гово­рят ему: идем и мы с тобою” (Ин 21:3). Хотя за три года до того Иисус пове­лел ему “ловить чело­ве­ков” (Мф 4:19).


Став апо­сто­лом Иису­са Хри­ста, Петр сопро­вож­дал Гос­по­да на про­тя­же­нии всей Его зем­ной жиз­ни. Его счи­та­ют одним из люби­мых уче­ни­ков Иису­са, но сам себя он назы­вал рабом Иису­са Хри­ста. В гре­че­ском язы­ке сло­во “доулос”, дей­стви­тель­но, озна­ча­ет “раб”. Может пока­зать­ся стран­ным, что такое зва­ние, совер­шен­но оче­вид­но имев­шее уни­чи­жи­тель­ное зна­че­ние, один из вели­чай­ших людей при­нял как титул осо­бой чести. 
 
Петр пред­ста­ет перед нами как про­стой рыбак и как вели­кий апо­стол Хри­ста. Он откры­ва­ет­ся как чело­век непо­сто­ян­ный и вме­сте с тем, как твер­дый и целе­устрем­лен­ный хри­сти­а­нин. Петр неред­ко упо­ми­на­ет­ся пер­вым, когда речь захо­дит об апо­сто­лах (см.: Мф 10:2 и др.). Он был очень эмо­ци­о­наль­ным: имен­но он пошел по воде навстре­чу Иису­су, это он отру­бил ухо рабу пер­во­свя­щен­ни­ка в Геф­си­ман­ском саду. В ночь после аре­ста Иису­са, Петр, как и пред­ска­зы­вал Учи­тель, про­явил сла­бость и, опа­са­ясь за свою жизнь, три­жды отрек­ся от Гос­по­да. Но вско­ре он искренне рас­ка­ял­ся и был про­щен Гос­по­дом, Кото­рый мно­го­зна­чи­тель­но попро­сил апо­сто­ла три­жды заявить о сво­ей люб­ви к Нему. И толь­ко тогда Иисус дове­рил ему пасти агн­цев Его. Когда Иисус спра­ши­вал сво­их уче­ни­ков, что они дума­ют о Нем, то Петр отве­тил: “Гос­по­ди! …Ты Хри­стос, Сын Бога живо­го” (Ин 6:68–69). Гос­подь ска­зал Пет­ру, что на нем как на камне, постро­ит Свою Цер­ковь и вра­та ада не одо­ле­ют ее. 
 
Петр, чело­век “некниж­ный и про­стой”, явля­ет­ся авто­ром двух собор­ных посла­ний, вошед­ших в текст Ново­го Заве­та. Нет ни одно­го хри­сти­а­ни­на, кото­рый бы не при­нял вод­но­го кре­ще­ния. А ведь это Петр сфор­му­ли­ро­вал док­три­ну о кре­ще­нии: “Так и нас ныне подоб­ное сему обра­зу кре­ще­ние, не плот­ской нечи­сто­ты омы­тие, но обе­ща­ние Богу доб­рой сове­сти, спа­са­ет вос­кре­се­ни­ем Иису­са Хри­ста…” (1 Пет 3:21).


После воз­не­се­ния Гос­по­да апо­стол про­по­ве­до­вал Сло­во Божие сна­ча­ла в Иеру­са­ли­ме, где после одной про­по­ве­ди пока­я­лось три тыся­чи чело­век, а затем и в раз­ных стра­нах, совер­шая при этом вели­кие чуде­са: вос­кре­шал мерт­вых, исце­лял боль­ных и немощ­ных, воз­гла­вил совет две­на­дца­ти апо­сто­лов. Из Дея­ний апо­столь­ских нам извест­но, что Вар­на­ва ввел Пав­ла в сре­ду апо­сто­лов, имен­но тогда Петр и Павел про­ве­ли вме­сте пят­на­дцать дней. Вна­ча­ле Петр сим­па­ти­зи­ро­вал толь­ко иуде­ям. Он вме­щал в сво­ем серд­це лишь свой народ. Обще­ние с языч­ни­ка­ми счи­та­лось гре­хом. Может быть, по этой при­чине Хри­стос преду­смот­рел для него осо­бое слу­же­ние – про­по­ведь сво­е­му народу.


Пет­ру пред­сто­я­ло выпол­нить ответ­ствен­ную зада­чу – нести Еван­ге­лие иуде­ям, подоб­но тому, как апо­сто­лу Пав­лу над­ле­жа­ло про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие миру языч­ни­ков, “…уви­дев, что мне вве­ре­но бла­го­ве­стие для необ­ре­зан­ных, как Пет­ру для обре­зан­ных… И узнав о бла­го­да­ти, дан­ной мне, Иаков и Кифа, и Иоанн, почи­та­е­мые стол­па­ми, пода­ли мне и Вар­на­ве руку обще­ния, что­бы нам идти к языч­ни­кам, а им к обре­зан­ным…” (Гал 2:7–9). 
 
Аре­сто­ван­ный по при­ка­зу Иро­да Агрип­пы, пра­ви­те­ля Пале­сти­ны, Петр был зато­чен в тюрь­му в Иеру­са­ли­ме, отку­да спу­стя несколь­ко дней сбе­жал, ско­рее все­го в Антио­хию (Сирия). Невзи­рая на то, что Петр зани­мал осо­бое поло­же­ние в сре­де апо­сто­лов и был “почи­та­е­мым стол­пом”, Павел не побо­ял­ся обли­чать его: “Когда же Петр при­шел в Антио­хию, то я лич­но про­ти­во­стал ему, пото­му что он под­вер­гал­ся наре­ка­нию” (Гал 2:11). Петр и Павел при­ни­ма­ли уча­стие в Иеру­са­лим­ском собо­ре. На этой встре­че был согла­со­ван вопрос о том, как сле­ду­ет посту­пать по отно­ше­нию к языч­ни­кам, жела­ю­щим всту­пить в хри­сти­ан­ские общи­ны. В этот раз Петр и Павел про­де­мон­стри­ро­ва­ли всем апо­сто­лам и пре­сви­те­рам уди­ви­тель­ное един­ство и обще­ние во Хри­сте Иису­се. 
 
По пре­да­нию, во вре­мя гоне­ния импе­ра­то­ра Неро­на на хри­сти­ан апо­стол Петр в 64 году был рас­пят в Риме (по дру­гой вер­сии – в 67‑м или в 68 году) вниз голо­вой на пере­вер­ну­том кре­сте по его жела­нию, пото­му что счи­тал себя недо­стой­ным уме­реть смер­тью сво­е­го Гос­по­да. 
Доми­нан­той слу­же­ния Пет­ра все­гда была забо­та об укреп­ле­нии в вере духов­но рож­ден­ных хри­сти­ан. Он про­яв­лял пас­тор­скую забо­ту об “овцах”. Петр настав­лял и пре­ду­пре­ждал свою паст­ву, при­этом настав­ле­ние все­гда начи­нал с обод­ре­ния, что чита­те­ли посла­ния уже зна­ют исти­ну и утвер­жде­ны в ней. 
 
Сло­ва Хри­ста “…паси овец Моих” (Ин 21:17) Петр ретранс­ли­ро­вал и нам – хри­сти­а­нам XXI века: “…паси­те Божие ста­до, какое у вас, над­зи­рая за ним не при­нуж­ден­но, но охот­но и бого­угод­но, не для гнус­ной коры­сти, но из усер­дия…” (1 Пет 5:2). Резуль­та­том слу­же­ния Пет­ра яви­лось един­ство веру­ю­щих, осно­ван­ное на Еван­ге­лии. 
 
Павел – слу­га Хри­стов. 
 
"Апостол Павел",  Эль ГрекоКруп­ные уче­ные, в чис­ле кото­рых извест­ный рос­сий­ский исто­рик и бого­слов Нико­лай Глу­бо­ков­ский и немец­кий про­те­стант­ский тео­лог и исто­рик Аль­фред Гар­нак, под­чер­ки­ва­ли, что пре­иму­ще­ствен­но волей и силой апо­сто­ла Пав­ла хри­сти­ан­ство вышло на про­сто­ры мира. Док­тор Аль­берт Швей­цер гово­рил, что имен­но свя­той Павел раз­вил далее тот поток, тот дух, то нача­ло, кото­рое было зало­же­но в Еван­ге­лии Иису­са Хри­ста. 
 
Павел родил­ся в глав­ном горо­де Кили­кии Тар­се. При рож­де­нии его назва­ли Савл. Он поль­зо­вал­ся пра­ва­ми рим­ско­го граж­да­ни­на, по про­ис­хож­де­нию при­над­ле­жал к коле­ну Вени­а­ми­но­ву, а по вос­пи­та­нию и веро­ис­по­ве­да­нию – к пар­тии фари­се­ев (это были бла­го­че­сти­вые люди, хра­нив­шие древ­ние тра­ди­ции Вет­хо­го Заве­та). Вос­пи­тан­ный Гама­ли­и­лом, Савл сде­лал­ся рев­ни­те­лем Зако­на. Вме­сте с тем он был обу­чен реме­с­лу – изго­тов­ле­нию пала­ток. Веро­ят­но, Сав­лу было око­ло 22–23 лет, когда Иисус начал Свое обще­ствен­ное слу­же­ние. Моло­дой Савл, види­мо, гото­вил­ся стать рав­ви­ном, но не смог достичь пра­вед­но­сти соб­ствен­ны­ми уси­ли­я­ми. 
 
Савл из Тар­са вдох­нов­лял­ся самы­ми высо­ки­ми моти­ва­ми – сво­ей вер­но­стью заве­ту Бога с наро­дом Изра­и­ля. В пер­вой части жиз­ни Савл пре­сле­до­вал хри­сти­ан, участ­во­вал в изби­е­нии кам­ня­ми диа­ко­на Сте­фа­на, воз­гла­вил гоне­ния на апо­сто­лов и их после­до­ва­те­лей. Поэто­му при­зва­ние Савла Хри­стом для нас непо­сти­жи­мо. Такой Божий выбор слож­но было пред­ви­деть: что­бы устро­ить и рас­про­стра­нить Свою Цер­ковь по все­му миру и напра­вить ее по нуж­но­му пути, Бог изби­ра­ет чело­ве­ка, кото­рый с оже­сто­че­ни­ем гнал эту Цер­ковь. Избра­ние про­изо­шло, когда Савл полу­чил пол­но­мо­чия от иудей­ских пер­во­свя­щен­ни­ков отпра­вить­ся в Дамаск, где было мно­го хри­сти­ан, что­бы при­ве­сти их в око­вах в Иеру­са­лим на истя­за­ние. Как повест­ву­ет кни­га Дея­ний апо­сто­лов, на пути в Дамаск его оста­но­ви­ло чудо: свет с неба осле­пил Савла и Иисус Хри­стос открыл­ся ему, поверг­ши чело­ве­ка на зем­лю и раз­вер­нув его жизнь в дру­гую сто­ро­ну. Из гони­те­ля Савл пре­вратился в послуш­но­го про­по­вед­ни­ка Хри­сто­вой исти­ны, в тре­пе­те и ужа­се пре­кло­нил­ся перед Хри­стом: “Гос­по­ди! что пове­лишь мне делать?” (Деян 9:6). 
 
Толь­ко сей­час мы пони­ма­ем, что тогда совер­ши­лось: на слу­же­ние Себе Хри­стос избрал чело­ве­ка, кото­рый был воору­жен бого­слов­ски­ми зна­ни­я­ми и силой Божьей. Павел был гени­ем, круп­ней­шим мыс­ли­те­лем, пер­вым хри­сти­ан­ским бого­сло­вом и мисти­ком, кото­рый рас­ска­зал о сво­ем духов­ном опы­те. Апо­стол Павел гово­рит, что был избран Богом еще во чре­ве мате­ри, осо­бо под­чер­ки­вая, что его заслу­ги в избра­нии на слу­же­ние Гос­по­ду нет. Имен­но Божье избра­ние сде­ла­ло его апо­сто­лом. Его слу­же­ние, как и слу­же­ние апо­сто­ла Пет­ра, было направ­ле­но на рас­про­стра­не­ние и раз­ви­тие идеи Церк­ви. Апо­стол Павел был избран, что­бы воз­ве­щать, что Цер­ковь откры­та для всех, что в ней нет ни иудея, ни элли­на и все при­зва­ны стать сына­ми Божьи­ми по вере во Хри­ста Иису­са. Избра­ние апо­сто­ла Пав­ла – это про­мы­сел Божий, про­воз­гла­ше­ние спа­се­ния для всех людей без исключения.


Павел стал одним из глав­ных идео­ло­гов хри­сти­ан­ства и авто­ром поло­ви­ны книг Ново­го Заве­та (четыр­на­дца­ти из два­дца­ти семи). Пожа­луй, самое зна­чи­мое его посла­ние – Посла­ние к Рим­ля­нам, напи­сан­ное при­мер­но в 58 году в Корин­фе и адре­со­ван­ное хри­сти­ан­ской общине Рима. Читая это посла­ние, Мар­тин Лютер вывел фор­му­лу оправ­да­ния верой. Апо­стол Павел, воз­мож­но, нико­гда не встре­чав­ший­ся с Хри­стом во дни Его зем­ной жиз­ни, видел Иису­са внут­рен­ни­ми духов­ны­ми оча­ми: “Ибо я от Само­го Гос­по­да при­нял то, что и вам пере­дал…” (1 Кор 11:23). 
 
Павел был пер­вым, кто поде­лил­ся в сво­их посла­ни­ях духов­ным опы­том. Чув­ство бли­зо­сти Хри­ста было у него и у его окру­же­ния настоль­ко обострен­ным, что им каза­лось, что вот-вот Хри­стос вер­нет­ся на зем­лю посмот­реть на жат­ву, кото­рая ожи­да­ет мир. Павел про­сил: “Молим вас, бра­тия, о при­ше­ствии Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста и нашем собра­нии к Нему…” (2 Фес 2:1). Павел хотел помочь все­му миру успеть при­го­то­вить­ся к при­ше­ствию Гос­по­да. Поэто­му апо­стол желал про­по­ве­дью заво­е­вать весь мир. Он начал рев­ност­но про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие в Пале­стине, Гре­ции, Малой Азии, Ита­лии и дру­гих реги­о­нах антич­но­го мира. Один из отцов церк­ви гово­рил, что Павел, вели­чай­ший из апо­сто­лов, как пти­ца летел по миру, воз­ве­щая Евангелие.


При­ме­ры обра­ще­ния к Богу и жерт­вен­но­сти Пав­ла ради слу­же­ния бла­го­ве­стия мы нахо­дим в жиз­ни и сего­дня. Несколь­ко лет назад мы с супру­гой езди­ли по церк­вам Фин­лян­дии. На несколь­ко ночей оста­но­ви­лись в одной цыган­ской семье. В про­шлом супру­ги были участ­ни­ка­ми мно­гих кон­кур­сов баль­ных тан­цев, не одна­жды зани­ма­ли при­зо­вые места в Евро­пе. И вот в их дом при­шла беда. Вра­чи поста­ви­ли мужу диа­гноз “рак пече­ни”. Франц и Мар­ки­та, не зная, что делать, пошли в цер­ковь. Веру­ю­щие моли­лись за тан­цо­ра. Вско­ре он почув­ство­вал себя луч­ше и после обсле­до­ва­ния услы­шал радост­ную весть: рака боль­ше нет! Франц и Мар­ки­та оста­ви­ли тан­цы и нача­ли слу­жить Богу. Франц обра­тил­ся ко мне за сове­том: “У меня есть жела­ние быть мис­си­о­не­ром сре­ди цыган на севе­ре Фин­лян­дии…” Я ука­зал ему на Посла­ние апо­сто­ла Пав­ла к Гала­там: “Когда же Бог, избрав­ший меня от утро­бы мате­ри моей и при­звав­ший бла­го­да­тью Сво­ею, бла­го­во­лил открыть во мне Сына Сво­е­го, что­бы я бла­го­вест­во­вал Его языч­ни­кам, – я не стал тогда же сове­то­вать­ся с пло­тью и кро­вью…” (Гал 1:15–16). Франц оста­вил биз­нес (у него тогда был свой мага­зин) и начал зани­мать­ся мис­си­о­нер­ской рабо­той сре­ди цыган. Теперь эта семья – мис­си­о­не­ры в Испа­нии, в той стране, в кото­рой апо­стол Павел страст­но желал про­по­ве­до­вать. Его меч­ты сего­дня осу­ществ­ля­ют­ся в жиз­ни дру­гих рев­ност­ных и жела­ю­щих испол­нять волю Божию хри­сти­ан. Свя­той муж при­зы­ва­ет нас не сты­дить­ся “бла­го­вест­во­ва­ния Хри­сто­ва, пото­му что оно есть сила Божия ко спа­се­нию вся­ко­му веру­ю­ще­му, во-пер­вых, Иудею, потом и Елли­ну” (Рим 1:16). 
 
Соглас­но пре­да­нию, в Риме при импе­ра­то­ре Нероне (при­мер­но в 64 году) сол­да­ты на рас­све­те выве­ли Пав­ла на эша­фот. Палач уже ожи­дал свою жерт­ву с обна­жен­ным топо­ром. Пав­ла раз­де­ли до поя­са, поста­ви­ли на коле­ни и поло­жи­ли его голо­ву на пла­ху… Перед смер­тью он успел ска­зать: “…думаю, что нынеш­ние вре­мен­ные стра­да­ния ниче­го не сто­ят в срав­не­нии с тою сла­вою, кото­рая откро­ет­ся в нас” (Рим 8:18). Павел – при­мер слу­ги Хри­ста, достой­ный под­ра­жа­ния: “Посе­му умо­ляю вас: под­ра­жай­те мне, как я Хри­сту” (1 Кор 4:16). 
 
Ста­тья была опуб­ли­ко­ва­на в газе­те “Про­те­стант” №126