Таин­ство крещения

Омо­ве­ние водой, как образ очи­ще­ния от гре­хов, прак­ти­ко­ва­лось еще во вре­ме­на Вет­хо­го Заве­та. Закон Мои­сея гла­сит: «и пусть окро­пит чистый нечи­сто­го в тре­тий и седь­мой день, и очи­стит его в седь­мой день; и вымо­ет он одеж­ды свои, и омо­ет [тело свое] водою, и к вече­ру будет чист» (Чис­ла 19:19). Давид, жив­ший при­мер­но за 1000 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва, пишет: «Окро­пи меня иссо­пом, и буду чист; омой меня, и буду белее сне­га» (Пс.50:9). Иезе­киль пере­да­ет суро­вое Сло­во Гос­по­да: «И окроп­лю вас чистою водою, и вы очи­сти­тесь от всех скверн ваших, и от всех идо­лов ваших очи­щу вас» (Иез.36:25).

Бла­го­да­ря Зако­ну Мои­се­е­ву и иудей­ским пра­ви­лам риту­аль­но­го очи­ще­ния, обряд, пред­по­ла­га­ю­щий очи­ще­ние от все­го, что несов­ме­сти­мо с при­сут­стви­ем Бога, при­об­рел спе­ци­фи­че­ское рели­ги­оз­ное зна­че­ние. Воз­вра­ща­ясь в Изра­иль из язы­че­ских земель, иудеи отря­хи­ва­ли прах со сво­ей обу­ви и одеж­ды, что­бы не осквер­нить Свя­тую Зем­лю «язы­че­ской пылью» и совер­ша­ли риту­аль­ное омо­ве­ние водой. Если языч­ни­ки в диас­по­ре стре­ми­лись при­со­еди­нить­ся к изра­иль­ско­му обще­ству, то пуб­лич­ное пока­я­ние и испо­ве­да­ние зако­на Мои­се­е­ва обя­за­тель­но долж­но было сопро­вож­дать­ся обре­за­ни­ем муж­ско­го пола и обря­дом сим­во­ли­че­ско­го омо­ве­ния от язы­че­ской сквер­ны. Обряд погру­же­ния в воду так­же прак­ти­ко­вал­ся в ессей­ских (кумран­ских) общи­нах II и I‑го сто­ле­тия до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Кро­ме того, нам извест­но кре­ще­ние Иоан­на Кре­сти­те­ля, кото­рое было сори­ен­ти­ро­ва­но на пока­я­ние, нрав­ствен­ность и при­об­ще­ние к сооб­ще­ству гото­вых встре­тить Мессию.

Итак, к нача­лу слу­же­ния Иису­са, кре­ще­ние в изра­иль­ском обще­стве зна­ме­но­ва­ло: пока­я­ние и очи­ще­ние от гре­хов­ной жиз­ни, при­об­ще­ние к сооб­ще­ству веру­ю­щих, пре­бы­ва­ю­щих в эсха­то­ло­ги­че­ском ожи­да­нии при­хо­да Мессии.

В трид­ца­ти­лет­нем воз­расте, после мно­гих лет тихой и скром­ной жиз­ни в Наза­ре­те, Иисус появил­ся сре­ди тех, кто слу­шал про­по­ве­ди Иоан­на Кре­сти­те­ля и изъ­явил жела­ние кре­стить­ся. Еван­ге­лист Мат­фей повест­ву­ет, что Иоанн вос­про­ти­вил­ся это­му наме­ре­нию Гос­по­да, моти­ви­руя это тем, что Мес­сия не нуж­да­ет­ся в пока­я­нии. На это Иисус отве­тил Иоан­ну, что Ему над­ле­жит испол­нить вся­кую прав­ду. Кре­ще­ние Гос­по­да – вели­чай­шая демон­стра­ция послу­ша­ния Отцу Небес­но­му во спа­се­ние чело­ве­че­ства. Извест­ная кар­ти­на Ива­но­ва «Явле­ние Хри­ста наро­ду» изоб­ра­жа­ет Иису­са при­бли­жа­ю­ще­го­ся к свя­тым водам Иор­да­на. Но это явле­ние не толь­ко Хри­ста, кре­ще­ние Иису­са – Бого­яв­ле­ние Свя­той Тро­и­цы, или, как гово­рят бого­сло­вы, «Тео­фа­ния». Самым зна­чи­мым в кре­ще­нии Иису­са было «удо­сто­ве­ре­ние» Его свы­ше. Когда Он вышел из воды… отверз­лись Ему небе­са, и в виде голу­бя сошел на Него Дух Божий. И тут же с неба донес­ся глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние. Таким обра­зом, в собы­тии кре­ще­ния Иису­са Хри­ста при­ня­ли все три Лица Боже­ства: Отец, засви­де­тель­ство­вав­ший о Сыне, Сын, при­няв­ший кре­ще­ние, и Дух Свя­той, сошед­ший на Сына в виде голу­бя. Это соот­вет­ство­ва­ло про­ро­че­ству Иса­ии, что Дух Гос­по­день почи­ет на Мес­сии, Кото­рый даст Ему силу для свер­ше­ния крест­ной миссии.

Смерть и вос­кре­се­ние Иису­са Хри­ста при­да­ли новое зна­че­ние кре­ще­нию, как акту, в кото­ром непо­сред­ствен­но участ­ву­ет Свя­тая Тро­и­ца. Хри­стос уста­но­вил кре­ще­ние после Сво­е­го вос­кре­се­ния, пору­чив Сво­им уче­ни­кам кре­стить вновь обра­щен­ных «во имя Отца и Сына и Свя­то­го Духа», то есть посвя­щать их в осо­бые отно­ше­ния с три­еди­ным Богом (Матф.28:19; Марк.16:16). Это озна­ча­ет, что нас при­ни­ма­ет в Завет Свя­тая Тро­и­ца. Когда Изра­иль­тяне «кре­сти­лись в Мои­сея» это озна­ча­ло, что они доб­ро­воль­но под­чи­ня­ли себя под руко­вод­ство Зако­на Мои­сея. Кре­ще­ние во имя Три­еди­но­го Бога озна­ча­ет посвя­ще­ние себя Богу и под­чи­не­ние Ему.

По мне­нию мно­гих иссле­до­ва­те­лей Свя­щен­но­го Писа­ния, основ­ным бого­слов­ским тек­стом, рас­кры­ва­ю­щим суть кре­ще­ния явля­ет­ся – Рим.6:4 «Итак, мы погреб­лись с Ним кре­ще­ни­ем в смерть, дабы, как Хри­стос вос­крес из мерт­вых сла­вою Отца, так и нам ходить в обнов­лен­ной жиз­ни». Воз­ни­ка­ет вопрос, какое кре­ще­ние имел в виду Апо­стол Павел: вод­ное или Свя­тым Духом? Новый Завет учит, что само по себе кре­ще­ние нико­го не ведет к воз­рож­де­нию и спа­се­нию, а явля­ет­ся зри­мым актом, удо­сто­ве­ря­ю­щим духов­ное воз­рож­де­ние чело­ве­ка. Свя­тое вод­ное кре­ще­ние здесь как след­ствие духов­но­го воз­рож­де­ния, а не при­чи­на оно­го. Духов­ная реаль­ность состо­ит в том, что по вере, и толь­ко по вере, люди «кре­стят­ся в Него» и тем самым, соеди­ня­ют­ся и отож­деств­ля­ют­ся со Хри­стом. Спра­вед­ли­во будет отме­тить, что кре­ще­ние не спа­са­ет, но спа­сен­ный не может быть не кре­щен­ным. «Погре­бе­ние» веру­ю­ще­го со Хри­стом озна­ча­ет, что тот умер с Ним для сво­е­го про­шло­го гре­хов­но­го обра­за жиз­ни. Цель отож­деств­ле­ния со Хри­стом в Его смер­ти и погре­бе­нии в том, что­бы как Хри­стос Вос­крес из мерт­вых сла­вою Отца и силою Свя­то­го Духа, «так и нам ходить в обнов­лен­ной жиз­ни» (Кол.2:12). Веру­ю­щие, соеди­нен­ные со Хри­стом подо­би­ем вос­кре­се­ния живут новой духов­ной жиз­нью и обре­та­ют гаран­тию физи­че­ско­го вос­кре­се­ния из мерт­вых. Биб­лия напол­не­на опи­са­ни­я­ми новой духов­ной жиз­ни веру­ю­ще­го: новое серд­це (Иез.36:26), новый дух (Иез.18:31), новая песнь (Пс.39:4), Новый Завет, новая запо­ведь (Ин.13:34–35), новое имя (Откр.2:17). Апо­стол Павел про­дол­жа­ет этот пере­чень в сво­их посла­ни­ях: новое тво­ре­ние (2Кор.5:17; Гал.5:16), новый чело­век (Еф.4:24), кото­рый будет веч­но жить в сто­ли­це Все­лен­ной – Небес­ном Иерусалиме!

Взгляд на кре­щен­скую купель, как на моги­лу, в кото­рой навсе­гда будет похо­ро­не­но чело­ве­че­ское «эго – Я», и из кото­рой новый чело­век вос­ста­нет к жиз­ни в ином каче­стве, при­над­ле­жит Апо­сто­лу Пав­лу. Да и лич­ное сви­де­тель­ство Апо­сто­ла – яркий тому при­мер: по доро­ге в Дамаск умер – фари­сей Савл, воз­ро­дил­ся – Апо­стол Иису­са Хри­ста Павел! Имен­но он под­чер­ки­ва­ет осо­бую роль Свя­то­го Духа в кре­ще­нии. Духом Свя­тым кре­стя­щий­ся омы­ва­ет­ся (1Кор.6:11), при­об­ща­ет­ся к Церк­ви (1Кор.12:13), испол­ня­ет­ся и запе­чат­ле­ва­ет­ся до окон­ча­тель­но­го спа­се­ния (Рим.8:23; 2Кор.1:22; Еф.4:30; 1Кор.6:19–20).

Для того что­бы пол­нее пред­ста­вить важ­ность, необ­хо­ди­мость и харак­тер кре­ще­ния, Павел при­бе­га­ет к ряду мета­фор: пере­об­ла­че­ния (Кол.3:8–14), обре­за­ния (Кол.2:11–12), бани воз­рож­де­ния и очи­ще­ния (Еф.5:26; Тит.3:5), сорас­пя­тия, смер­ти и вос­кре­се­ния (Гал.2:20; Рим.6:2, 7–11; Кол.3:1–4).

Итак, как гово­ри­ли рав­ви­ны: что же ска­жем по это­му поводу?

Вот несколь­ко поло­же­ний о Таин­стве Кре­ще­ния: во-пер­вых, кре­ще­ние нераз­рыв­но свя­за­но с верой в Бога. Во-вто­рых, кре­ще­ние объ­еди­ня­ет веру­ю­ще­го со Хри­стом, Его смер­тью и вос­кре­се­ни­ем. В‑третьих, кре­ще­ние вво­дит чело­ве­ка в сооб­ще­ство веру­ю­щих – Цер­ковь. В‑четвертых, кре­ще­ние осу­ществ­ля­ет­ся Свя­тым Духом, а обряд Свя­то­го Вод­но­го Кре­ще­ния – как кон­ста­та­ция того, что уже про­изо­шло духов­ное воз­рож­де­ние и явля­ет­ся обе­ща­ни­ем веру­ю­ще­го быть вер­ным Богу.

Поэто­му, имея столь мно­го­чис­лен­ные при­ви­ле­гии, кре­стив­ши­е­ся долж­ны пови­но­вать­ся Гос­по­ду, хра­нить вер­ность Церк­ви (Флп.2:1–4), ходить в Духе и взра­щи­вать плод (Гал.5:16–25), счи­тать себя умер­шим для гре­ха, не поз­во­ляя ему цар­ство­вать над собою (Рим.6:11–12; 8:5–8; Кол.3:5,6), хра­нить залог Духа, кото­рый дол­жен воз­рас­ти в неиз­ме­ри­мо боль­шие бла­го­сло­ве­ния в веке гря­ду­щем (1Кор.1:22; 5:5).

Л.В. Шульц