Тай­на Пре­свя­той Троицы

Заду­мы­ва­лись ли вы когда-нибудь о том, поче­му в исто­рии о Вави­лон­ской башне Мои­сей гово­рит о Еди­ном Боге как о нескольких:«И ска­зал Гос­подь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что нача­ли они делать, и не отста­нут они отто­го, что заду­ма­ли делать; сой­дем же и сме­ша­ем там язык их, так что­бы один не пони­мал речи дру­го­го». Может, для того, что­бы под­черк­нуть ува­же­ние к Богу? Или есть здесь какая-то Тай­на и Тай­на Великая?

Через семь недель после Пас­хи иудеи справ­ля­ли Шаву­от — празд­ник Жат­вы и Пер­вых пло­дов. По древ­ней­шей тра­ди­ции, вос­хо­див­шей к Ада­му и Еве, люди освя­ща­ли начат­ки пше­ни­цы и вооб­ще все­го, чем бла­го­слов­лял их на зем­ле Гос­подь. Свя­той Город навод­ня­ли палом­ни­ки — люди набож­ные, как пишет еван­ге­лист Лука, из вся­ко­го наро­да под небом: иудеи и обра­щен­ные из языч­ни­ков пар­фяне и мидяне, и жите­ли Месо­по­та­мии, Егип­та и частей Ливии, и при­шед­шие из Рима, и кри­тяне, и ара­бы. 
 
Как-то на Мас­лич­ной горе, перед самым Воз­не­се­ни­ем, Гос­подь пове­лел уче­ни­кам не отлу­чать­ся из Иеру­са­ли­ма, но ждать обе­щан­но­го от Отца: «О чем вы слы­ша­ли от Меня, ибо Иоанн кре­стил водою, а вы, через несколь­ко дней после сего, буде­те кре­ще­ны Духом Свя­тым». 
 
И они жда­ли. Апо­сто­лы, несколь­ко жен­щин: Мария, Мать Иису­са, и бра­тья Его, — все­го чело­век око­ло ста два­дца­ти. Собра­лись вме­сте в Сион­ской гор­ни­це и пре­бы­ва­ли в еди­но­душ­ной молит­ве и моле­нии. 
 
Они вспо­ми­на­ли, как в этом же доме, на Тай­ной Вече­ри, Он гово­рил: «Не остав­лю вас сиро­та­ми; при­ду к вам. Еще немно­го, и мир уже не уви­дит Меня; а вы уви­ди­те Меня, ибо Я живу, и вы буде­те жить. В тот день узна­е­те вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас». 
 
Ночь Пяти­де­сят­ни­цы пола­га­лось про­во­дить за чте­ни­ем Сло­ва Божия. Когда апо­сто­лы раз­мыш­ля­ли над тем, как про­изой­дет новое Бого­яв­ле­ние, в гор­ни­це под­нял­ся вне­зап­ный шум, как буд­то в нее ворвал­ся силь­ный несу­щий­ся ветер, «и яви­лись им раз­де­ля­ю­щи­е­ся язы­ки, как бы огнен­ные, и по- чили по одно­му на каж­дом из них. И испол­ни­лись все Духа Свя­то­го, и нача­ли гово­рить на иных язы­ках, как Дух давал им про­ве­ще­вать». 
 
На шум сбе­жал­ся набож­ный народ, «и при­шел в смя­те­ние, посколь­ку каж­дый слы­шал их гово­ря­щих его наре­чи­ем. И все изум­ля­лись и диви­лись, гово­ря меж­ду собою: сии гово­ря­щие не все ли Гали­ле­яне? Как же мы слы­шим каж­дый соб­ствен­ное наре­чие, в кото­ром роди­лись. И изум­ля­лись все и, недо­уме­вая, гово­ри­ли друг дру­гу: что это зна­чит? А иные, насме­ха­ясь, гово­ри­ли: они напи­лись слад­ко­го вина». 
 
Тогда под­ня­лись две­на­дцать апо­сто­лов, и Петр взял сло­во: «Мужи Иудей­ские, и все живу­щие в Иеру­са­ли­ме! сие да будет вам извест­но, и вни­май­те сло­вам моим: они не пья­ны, как вы дума­е­те, ибо теперь тре­тий час дня; но это есть пред­ре­чен­ное про­ро­ком Иои­лем: И будет в послед­ние дни, гово­рит Бог, излию от Духа Мое­го на вся­кую плоть, и будут про­ро­че­ство­вать сыны ваши и доче­ри ваши; и юно­ши ваши будут видеть виде­ния, и стар­цы ваши сно­ви­де­ни­я­ми вра­зум­ля­е­мы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Мое­го, и будут про­ро­че­ство­вать. И пока­жу чуде­са на небе ввер­ху и зна­ме­ния на зем­ле вни­зу, кровь и огонь, и куре­ние дыма. Солн­це пре­вра­тит­ся во тьму, и луна — в кровь, преж­де, неже­ли насту­пит день Гос­по­день, вели­кий и слав­ный. И будет: вся­кий, кто при­зо­вет имя Гос­подне, спа­сет­ся». 
 
Речь апо­сто­ла оше­ло­ми­ла. Не столь­ко пре­крас­ным зна­ни­ем Зако­на, но про­сто­той, муд­ро­стью и вла­стью про­ро­ка. Не было сомне­ний, что уста­ми это­го рыба­ка гово­рит Сам Гос­подь. Голос Пет­ра зву­чал все с боль­шей силой, а на Сионе уже было несколь­ко тысяч чело­век. 
 
«Мужи Изра­иль­ские! Иису­са Назо­рея, Мужа, засви­де­тель­ство­ван­но­го вам от Бога сила­ми и чуде­са­ми и зна­ме­ни­я­ми, кото­рые Бог сотво­рил через Него сре­ди вас, как и сами зна­е­те, Сего, по опре­де­лен­но­му сове­ту и пред­ве­де­нию Божию пре­дан­но­го, вы взя­ли и, при­гвоз­див рука­ми без­за­кон­ных, уби­ли. Но Бог вос­кре­сил Его, рас­торг­нув узы смер­ти, пото­му что ей невоз­мож­но было удер­жать Его. Он, быв воз­не­сен дес­ни­цею Божьею и при­няв от Отца обе­то­ва­ние Свя­то­го Духа, излил то, что вы ныне види­те и слы­ши­те. Итак, твер­до знай, весь дом Изра­и­лев, что Бог соде­лал Гос­по­дом и Хри­стом Сего Иису­са, Кото­ро­го вы рас­пя­ли». 
 
В наро­де послы­шал­ся плач. С раз­ных сто­рон ста­ли раз­да­вать­ся воз­гла­сы: «Что нам делать, бра­тья?» — «Покай­тесь, и да кре­стит­ся каж­дый из вас во имя Иису­са Хри­ста для про­ще­ния гре­хов; и полу­чи­те дар Свя­та­го Духа». 
 
Даль­ней­шее про­ис­хо­дит почти мол­ние­нос­но. Воз­глав­ля­е­мые апо­сто­ла­ми и Пет­ром люди спе­шат с горы к источ­ни­ку Иса­ии — Сило­ам­ской купе­ли. Боль­ше двух сто­ле­тий из нее выхо­ди­ли ново­об­ра­щен­ные чада Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви. Сей­час в этих свя­щен­ных водах рож­да­лась Цер­ковь Хри­ста. 
 
К вече­ру осле­до­ва­те­ля­ми Иису­са ста­ли три тыся­чи чело­век, и эта меж­ду­на­род­ная общи­на уве­ли­чи­ва­лась еже­днев­но. Едва име­ю­щие общий язык, люди пре­крас­но пони­ма­ли друг дру­га. Они про­да­ва­ли име­ния и вся­кую соб­ствен­ность, и раз­де­ля­ли всем, смот­ря по нуж­де каж­до­го. Каж­дый день еди­но­душ­но пре­бы­ва­ли в хра­ме, посто­ян­но учась у апо­сто­лов, вме­сте моли­лись и, при­ча­ща­ясь по домам, при­ни­ма­ли пищу в весе­лии и про­сто­те серд­ца, хва­ля Бога и нахо­дясь в люб­ви у все­го наро­да. Это было даже не чудо — было ощу­ще­ние того, что на зем­лю воз­вра­ща­ет­ся Рай. 
 
Прой­дет мно­го вре­ме­ни преж­де, чем Цер­ковь най­дет соот­вет­ству­ю­щие фило­соф­ские кате­го­рии и нач­нет понят­ны­ми внеш­не­му, полу­ве­ру­ю­ще­му миру сло­ва­ми выра­жать Тай­ну Пре­свя­той Тро­и­цы. Но про­стым, по-дет­ски довер чивым и горя­щим, искренне любя­щим серд­цам она откры­ва­лась сей­час, в эти вели­кие дни.