Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в истории о Вавилонской башне Моисей говорит о Едином Боге как о нескольких:«И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они оттого, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого». Может, для того, чтобы подчеркнуть уважение к Богу? Или есть здесь какая-то Тайна и Тайна Великая?
Через семь недель после Пасхи иудеи справляли Шавуот — праздник Жатвы и Первых плодов. По древнейшей традиции, восходившей к Адаму и Еве, люди освящали начатки пшеницы и вообще всего, чем благословлял их на земле Господь. Святой Город наводняли паломники — люди набожные, как пишет евангелист Лука, из всякого народа под небом: иудеи и обращенные из язычников парфяне и мидяне, и жители Месопотамии, Египта и частей Ливии, и пришедшие из Рима, и критяне, и арабы.
Как-то на Масличной горе, перед самым Вознесением, Господь повелел ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца: «О чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым».
И они ждали. Апостолы, несколько женщин: Мария, Мать Иисуса, и братья Его, — всего человек около ста двадцати. Собрались вместе в Сионской горнице и пребывали в единодушной молитве и молении.
Они вспоминали, как в этом же доме, на Тайной Вечери, Он говорил: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас».
Ночь Пятидесятницы полагалось проводить за чтением Слова Божия. Когда апостолы размышляли над тем, как произойдет новое Богоявление, в горнице поднялся внезапный шум, как будто в нее ворвался сильный несущийся ветер, «и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и по- чили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
На шум сбежался набожный народ, «и пришел в смятение, поскольку каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина».
Тогда поднялись двенадцать апостолов, и Петр взял слово: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь, и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде, нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».
Речь апостола ошеломила. Не столько прекрасным знанием Закона, но простотой, мудростью и властью пророка. Не было сомнений, что устами этого рыбака говорит Сам Господь. Голос Петра звучал все с большей силой, а на Сионе уже было несколько тысяч человек.
«Мужи Израильские! Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Он, быв вознесен десницею Божьею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
В народе послышался плач. С разных сторон стали раздаваться возгласы: «Что нам делать, братья?» — «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа».
Дальнейшее происходит почти молниеносно. Возглавляемые апостолами и Петром люди спешат с горы к источнику Исаии — Силоамской купели. Больше двух столетий из нее выходили новообращенные чада Ветхозаветной Церкви. Сейчас в этих священных водах рождалась Церковь Христа.
К вечеру оследователями Иисуса стали три тысячи человек, и эта международная община увеличивалась ежедневно. Едва имеющие общий язык, люди прекрасно понимали друг друга. Они продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Каждый день единодушно пребывали в храме, постоянно учась у апостолов, вместе молились и, причащаясь по домам, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Это было даже не чудо — было ощущение того, что на землю возвращается Рай.
Пройдет много времени прежде, чем Церковь найдет соответствующие философские категории и начнет понятными внешнему, полуверующему миру словами выражать Тайну Пресвятой Троицы. Но простым, по-детски довер чивым и горящим, искренне любящим сердцам она открывалась сейчас, в эти великие дни.