Три­един­ство Бога

Одна­жды извест­ный хри­сти­ан­ский бого­слов Авгу­стин уви­дел сон: малень­ко­го маль­чи­ка, пыта­ю­ще­го­ся вычер­пать оке­ан, – таков был Божий ответ бого­сло­ву, пыта­ю­ще­му­ся раз­га­дать и объ­яс­нить Три­един­ство Бога. Без­успеш­ное начи­на­ние! Люди вынуж­де­ны при­знать, что постичь умом Боже­ствен­ную сущ­ность невоз­мож­но. Уче­ние о трех лич­но­стях, пред­став­ля­ю­щих собой нераз­дель­ное Един­ство – Тро­и­цу, при­хо­дит­ся при­ни­мать верою…

Пред­став­ле­ния о Боге как о три­еди­ной лич­но­сти нет ни в одной из миро­вых рели­гий. Она содер­жит­ся в Писа­нии как осо­бое и непо­сти­жи­мое откро­ве­ние Бога, совер­шен­но не похо­же­го на богов, выду­ман­ных чело­ве­ка­ми. Бог един, но про­яв­ля­ет Себя в трех лицах. 
 
Когда более трех тысяч лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва Мои­сей полу­чил откро­ве­ние от Бога о Боже­ствен­ном един­стве: «Слу­шай, Изра­иль, Бог наш, Гос­подь един есть» (Втор. 6:4,), это про­зву­ча­ло дерз­ким вызо­вом все­му язы­че­ско­му миру. Исто­ри­ки утвер­жда­ют, что в те вре­ме­на не суще­ство­ва­ло наро­да, кото­рый покло­нял­ся бы одно­му, еди­но­му Богу. У каж­до­го наро­да было мно­же­ство богов: бог зем­ли, бог дождя, бог сча­стья и так далее. Биб­лия же с пер­вой и до послед­ней стра­ни­цы утвер­жда­ет Еди­но­го Бога. Мно­го раз в Свя­щен­ном Писа­нии повто­ря­ют­ся сло­ва: «Я есмь еди­ный Бог», «Нет дру­гих богов» (Втор. 6;4; Ис. 44:6–8; 1Тим. 2:5; 1Кор. 8:4 и др.). 
 
Уче­ние о Тро­и­це глу­бо­ко и таин­ствен­но: как сов­ме­стить пред­став­ле­ние о Еди­ном Боге, но про­яв­ля­ю­щем­ся в трех лицах? Поня­тие «Еди­ный Бог» не исклю­ча­ет воз­мож­но­сти трех лиц, в Кото­рые мы верим. Сло­во «один» в Свя­щен­ном Писа­нии ино­гда име­ет не толь­ко еди­нич­ный, но и кол­лек­тив­ный смысл. Напри­мер: «…и будут (муж и жена) одна плоть» (Быт. 2:24), «…вот, один народ» (Быт. 11:6), «насаж­да­ю­щий и поли­ва­ю­щий суть одно» (1Кор. 3:6–8). 
 
Это исклю­чи­тель­но хри­сти­ан­ская док­три­на, настоль­ко необыч­ная, что выду­мать подоб­ное не под силу плот­ско­му мыш­ле­нию. Так­же не под силу и объ­яс­нить Тро­и­цу: «Попро­буй объ­яс­нить Ее – и поте­ря­ешь рас­су­док. Попро­буй отверг­нуть Ее – и поте­ря­ешь душу…»