Праздник, посвященный Дню сошествия Святого Духа, о чем записано в Библии, кн. Деяний Апостолов, 2 главе:
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
День Пятидесятницы – это пятидесятый день после субботы пасхальной недели. Это был один из трех великих израильских праздников. Ей предшествовала Пасха, спустя четыре месяца после нее совершался праздник Кущей. Пятидесятницу называют также “праздником седмиц”, так как она совершалась через семь недель после Пасхи, “праздником жатвы”, потому что в это время собирали первые плоды, и “днем первых плодов”.
В этот праздник все ученики Христовы были единодушно вместе — всего “человек около ста двадцати”.
Сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
Ветер является символом присутствия Святого Духа, огонь – Его очищающей силы или Его суда. Все сто двадцать человек исполнились Духа Святаго, что явилось исполнением обещанного Иисусом Христом. Как далее повествует Новый Завет,
В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?
Перечисление представителей пятнадцати народностей начинается с восточной группы, в пределах нынешних Ирана и Ирака, далее следует запад, Иудея, затем — север, Малая Азия, после чего — Северная Африка и, наконец, Рим. Список заключают две далеко отстоящие друг от друга области: остров Крит и Аравия.
И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня.
Третий час соответствует девяти часам утра. В праздничные дни иудеи обычно постились, по меньшей мере, до четвертого часа. Так что обвинение в пьянстве было безосновательным. Петр объяснил причину происходящего текстом из Священного Писания:
но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
Слова Иоиля, пророка Божия, авторитетны и достоверны. По толкованию Петра, эти слова относятся к новому завету, противопоставленному времени первого, уже минувшего ветхого завета, который приносит спасение каждой душе:
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
В своей проповеди Петр выделяет самые важные моменты: смерть Иисуса:
Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
Его телесное воскресение: но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его
Его вознесение: Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
Его воцарение и Его победу при Втором пришествии: Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Иудеи не могли оправдаться, обвиняя в смерти Иисуса римлян: они сами обратились к римлянам с просьбой распять Его. План Божий не заканчивался смертью и воскресением Сына Его: Он должен был быть вознесен и занять место, от века принадлежавшее Ему наравне с Отцом.
Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
Петр, таким образом, провозгласил, что спасение через прощение грехов посредством Помазанника Божия, Мессии, обещано иудеям, которые услышат Его проповедь, их детям и всем дальним, т. е. язычникам. В этих словах заключено все содержание Книги Деяний Апостолов: благовествование предназначено и иудеям, и язычникам — “всем, кого ни призовет Господь Бог наш”.
Почему же праздник, посвященный этому событию: сошествию Святого Духа на апостолов, мы называем праздником Святой Троицы и Днем рождения Церкви? Потому что именно в этом отрывке Нового Завета излагается учение о Святой Троице: Петр показывает, как Отец (ст. 32,33) действовал в жизни, смерти, воскресении и вознесении Иисуса, Сына Своего, и как Святой Дух совершил чудо: Его служители заговорили на различных языках. Именно в этот день, когда верующие приняли Святого Духа, Бог спас через покаяние множество людей — так родилась Церковь.