Цер­ковь – это столп и утвер­жде­ние Исти­ны – Иису­са Христа

«Мы уже почти 3 года молим­ся о про­буж­де­нии, обнов­ле­нии и пока­я­нии. У нас про­хо­дит пост по пят­ни­цам, и каж­дую суб­бо­ту в 8 утра в церк­вах обла­сти про­во­дят­ся молит­вен­ные собра­ния об этом бла­гом деле. Инте­рес­но, мы молим­ся и сами удив­ля­ем­ся, как отве­ча­ет Бог на наши молит­вы!» – Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель. 
 
Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель, пас­тор Хра­ма Хри­ста в г. Вели­кий Нов­го­род, епи­скоп Еван­гель­ских и бап­тист­ских церк­вей Нов­го­род­ской обла­сти, закон­чил маги­стра­ту­ру в Санкт-Петер­бург­ской еван­ге­ли­че­ской Бого­слов­ской Ака­де­мии, маги­стра­ту­ру в Мос­ков­ской Бого­слов­ской семи­на­рии РС ЕХБ. Ана­то­лий Ива­но­вич – автор мно­гих ста­тей по еван­гель­ской исто­рии, кни­ги «Via Sacra еван­гель­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­чине», кни­ги «Via Sacra. Свя­той путь», посвя­щен­ной еван­ге­ли­стам и бап­ти­стам, при­няв­шим свя­той, жерт­вен­ный путь Иису­са Хри­ста – Via Sacra, охва­ты­ва­ю­щее еван­гель­ское дви­же­ние 19–20 веков. В Хра­ме Хри­ста по ини­ци­а­ти­ве и под руко­вод­ством Ана­то­лия Ива­но­ви­ча дей­ству­ет уни­каль­ный музей еван­гель­ской исто­рии на Нов­го­род­чине. 
 
- Ана­то­лий Ива­но­вич, когда Вас руко­по­ла­га­ли, Вы горе­ли жела­ни­ем слу­жить, как и сей­час? Вы не уста­ли? Были ли какие-то разо­ча­ро­ва­ния в слу­же­нии? 
 
- Я нико­гда не испы­ты­вал разо­ча­ро­ва­ния в слу­же­нии. Наде­юсь вы пони­ма­е­те, что рабо­та с людь­ми – это тяже­лый труд. Разу­ме­ет­ся, ино­гда при­хо­дит уста­лость. Меня один аме­ри­кан­ский друг когда-то назвал: «ренес­санс-мэн». Это озна­ча­ет, что я раз­но­сто­рон­ний, мно­го­гран­ный. Мне не при­хо­дит­ся ску­чать, пото­му что я делаю все. Как идей­ный вдох­но­ви­тель участ­вую вез­де. Пред­ла­гаю идеи для откры­ток, бук­ле­тов, наблю­даю за сай­том хра­ма, газе­той «Ладья», играю в оркест­ре, руко­во­жу про­цес­сом. Конеч­но, рабо­та­ет коман­да, но под моим руко­вод­ством. Мы исполь­зу­ем и семей­ные талан­ты, вклю­чая сыно­вей и их жен. В оркест­ре игра­ют и поют в хоре оба моих сына Влад и Иван и невест­ка Ксе­ния. Я 20 лет пел в хоре, а жена Люба до сих пор поет. Стар­ший сын Иван – диа­кон. Невест­ка Юлия – дизай­нер. Стар­шая внуч­ка игра­ет на скрип­ке. В общем, мы все музы­ку любим. 
 
- Кто на Вас повли­ял, что­бы Вы ста­ли слу­жи­те­лем церк­ви? 
 
- Это был не один чело­век. Повли­я­ли мно­гие. Я не меч­тал быть пас­то­ром. Но по нату­ре сво­ей я был лиде­ром все­гда. Пом­ню, как ста­но­вил­ся диа­ко­ном в 1983 г. Тогда мне было 24 года. После оче­ред­но­го обу­ча­ю­ще­го семи­на­ра, мы с Сер­ге­ем Ива­но­ви­чем Нико­ла­е­вым, епи­ско­пом по Севе­ро-Запад­но­му краю в то вре­мя, сиде­ли вдво­ем за обе­ден­ным сто­лом, и он спро­сил меня: «Ты хочешь быть диа­ко­ном?» Я опе­шил от тако­го вопро­са, не ожи­дал. Сер­гей Нико­ла­ев был в моих гла­зах ува­жа­е­мым слу­жи­те­лем, очень силь­ная лич­ность. Он был одним из тех людей, кто стал для меня при­ме­ром в слу­же­нии и жиз­ни. Я во мно­гом на него ров­нял­ся. Тогда я мгно­вен­но поду­мал, если ска­жу «да», то он поду­ма­ет, что я выскоч­ка, а если ска­жу «нет», вдруг это от Бога? А он мне гово­рит: «Вижу, хочешь». Потом через какое-то вре­мя меня избра­ли на дья­кон­ское слу­же­ние и в 1985 г. хиро­то­ни­зи­ро­ва­ли (руко­по­ло­жи­ли). В сан пре­сви­те­ра меня руко­по­ло­жи­ли в 1994 г. на сле­ду­ю­щий день после заклад­ки кам­ня буду­ще­го Хра­ма Хри­ста. 
 
- Какую вы исполь­зу­е­те фор­му еван­ге­ли­за­ции? Как про­хо­дит мис­си­о­нер­ское слу­же­ние? 
 
- Нуж­но при­знать что, мы про­дол­жа­ем улич­ную фор­му еван­ге­ли­за­ции. Но домаш­няя груп­па по раз­бо­ру Биб­лии при­но­сит кон­крет­ный плод, при этом с мень­ши­ми затра­та­ми. Мы пери­о­ди­че­ски печа­та­ем фла­е­ры с инфор­ма­ци­ей о церк­ви, дела­ем открыт­ки. Напри­мер, с одной сто­ро­ны изоб­ра­же­ние инте­рье­ра хра­ма, а с дру­гой – текст 22 псал­ма. Там ука­за­ны вре­мя и день бого­слу­же­ния. А сло­во «при­гла­ше­ние» отсут­ству­ет. Чело­век сам реша­ет, пой­ти ему в эту цер­ковь или нет. У него может быть любая реак­ция, но когда он про­чи­та­ет 22 пса­лом, то поду­ма­ет о себе, о сво­ей жиз­ни и решит, когда прий­ти в цер­ковь. Кален­дарь он может выки­нуть, а такую открыт­ку вряд ли, ведь Сло­во Божие не име­ет сро­ка, оно как талис­ман для души. К при­ме­ру, мы выпус­ка­ем 1000 откры­ток, через пару дней их уже нет. Каж­дый член церк­ви име­ет у себя откры­точ­ку, что­бы пода­рить кому-то при любой воз­мож­но­сти: в мага­зине, на ули­це. Это про­сто надо делать! Дру­гой при­мер: на тор­же­ствен­ном бого­слу­же­нии 14 сен­тяб­ря, посвя­щен­ном 20-летию заклад­ки кам­ня, у нас играл духо­вой оркестр. Игра­ли все наши бра­тья, вклю­чая и меня, но мы при­гла­си­ли из город­ско­го оркест­ра тро­их неве­ру­ю­щих. Они с удо­воль­стви­ем при­шли. Потом пой­дут и сде­ла­ют боль­ше, чем кто бы то ни был: рас­ска­жут о нашем хра­ме, о людях. Нуж­но, что­бы было мно­го раз­ных спо­со­бов дости­же­ния неве­ру­ю­щих Бла­гой вестью. Как ска­зал люте­ран­ский архи­епи­скоп Йозеф Барон на празд­нич­ном бого­слу­же­нии: «В этом Хра­ме Хри­ста 30 видов искус­ства про­по­ве­ди». А сло­ва, про то, что сего­дня никто не слу­ша­ет и не хочет слы­шать, это обман. Может быть, неко­то­рые хри­сти­ане этим хотят себя оправ­дать, что­бы ниче­го не делать. Конеч­но, таких пока­я­ний и бур­ных еван­ге­ли­за­ций, как в 90-ые годы 20 века, сей­час не будет. Но надо рабо­тать! 
 
- Как Вы ста­ли зани­мать­ся исто­ри­ей? 
 
- Любовь к исто­рии еван­гель­ско­го дви­же­ния мне при­ви­ла моя теща, Ека­те­ри­на Васи­льев­на Крас­но­ва, потом­ствен­ная еван­ге­лист­ка, она ина­че и не назы­ва­ла себя. Лич­но знав­шая при­бли­жен­ных к Про­ха­но­ву людей, мне кажет­ся, она гор­ди­лась этим. Она все вре­мя рас­ска­зы­ва­ла, что было в 20‑х, 30‑х годах про­шло­го века. Я заин­те­ре­со­вал­ся и стал иссле­до­вать исто­рию. И это ста­ло частью моей жиз­ни. Пола­гаю, чем стар­ше ста­но­вит­ся чело­век, тем бли­же ему исто­рия. Про­ис­хо­дит пере­осмыс­ле­ние цен­но­стей. 
 
- Есть мне­ние, что хри­сти­ан­ская моло­дежь мало инте­ре­су­ет­ся исто­ри­ей. Как заин­те­ре­со­вать моло­дых, чтоб они цени­ли исто­рию? 
 
- Если исто­рия состо­ит из сплош­ных при­ме­ров, тогда она инте­рес­на для моло­де­жи. А мы пони­ма­ем, что исто­рия состо­ит не толь­ко из при­ме­ров, но из кон­крет­ных лич­но­стей. Нуж­но знать фами­лию, имя, отче­ство чело­ве­ка, а в неко­то­рых слу­ча­ях титу­лы людей, даты жиз­ни. Гео­гра­фию надо знать. Исто­рия все­гда при­вя­за­на к собы­тию и дате. А это слож­но все запо­ми­нать. Но если чело­век полю­бил это дело, то его не нуж­но застав­лять. Кни­га по исто­рии брат­ства бап­ти­стов СССР вышла в 1989 г. Мне тогда был 31 год. Я ее про­смот­рел, но в то вре­мя тако­го инте­ре­са, как сего­дня, она у меня не вызва­ла. Через пять – шесть лет при­шло жела­ние изу­чать исто­рию. Она меня захва­ти­ла и вовлек­ла в пучи­ну собы­тий, лич­но­стей и дат. Про­па­ган­ди­ро­вать исто­рию нуж­но. Мой стар­ший сын Иван закон­чил исто­ри­че­ский факуль­тет. Все умные исто­ри­ки, фило­со­фы, социо­ло­ги гово­рят о том, что если нет про­шло­го, то насто­я­щее какое будет? А буду­ще­го вооб­ще не будет. 
 
- Как изме­ни­лась ваша цер­ковь за эти 20 лет? 
 
- Изме­ни­лась, но пес­ни поем ста­рые. Есть, конеч­но, и новые. Пес­ни, как исто­рия жиз­ни. Ведь тра­ди­ция бап­тист­ских церк­вей – испол­нять пес­ни, как исто­рию жиз­ни. У нас есть пес­ни имен­но нашей церк­ви. От песен дух под­ни­ма­ет­ся, Божья радость напол­ня­ет серд­це! С 2001 по 2003 год у нас был духо­вой оркестр. В про­шлом году на пер­вой науч­но ‑исто­ри­че­ской кон­фе­рен­ции и тор­же­стве, посвя­щен­ном 150-летию Еван­гель­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­чине, оркестр играл. Сей­час он стал более регу­ляр­но высту­пать. Слу­же­ний долж­но быть мно­го. Если их мно­го, то и людей мно­го при­дет. Напри­мер, с одной домаш­ней груп­пы по раз­бо­ру Биб­лии в этом году при­шли пяте­ро деву­шек: одна из них закан­чи­ва­ет сред­нюю шко­лу, а чет­ве­ро с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем. Они уже при­ня­ли кре­ще­ние и явля­ют­ся чле­на­ми церк­ви. Отме­чу, что домаш­няя груп­па – самый эффек­тив­ный спо­соб дости­же­ния наро­да Еван­ге­ли­ем. Да, тяже­ло смо­ти­ви­ро­вать людей, что­бы они при­шли туда. Ведь мамо­на, мер­кан­ти­лизм семи­миль­ны­ми шага­ми шага­ет сего­дня по нашей стране. Мер­кан­тиль­ный инте­рес пре­ва­ли­ру­ет, и все смот­рят на сво­е­го сосе­да, дру­га, как он живет, ему тоже хочет­ся маши­ну, как у того, дру­го­го, поезд­ки в Тур­цию, Испа­нию и др. А для это­го надо рабо­тать на двух, трех рабо­тах. Людям неко­гда жить, надо день­ги зара­ба­ты­вать, а не домаш­нюю груп­пу про­во­дить. День­ги сего­дня пра­вят бал. Как напи­са­но в Писа­нии, за все отве­ча­ет сереб­ро. 
 
- Как про­хо­дит моло­деж­ное слу­же­ние? 
 
- Мы сей­час про­во­дим моло­деж­ное кафе на базе наше­го Хра­ма. Это такое спе­ци­фи­че­ское при­вле­ка­тель­ное назва­ние. По сути, это моло­деж­ная встре­ча за сто­ли­ка­ми, кото­рую гото­вит веру­ю­щая моло­дежь. Игра­ет инстру­мен­таль­ная музы­каль­ная моло­деж­ная груп­па, чита­ют сти­хи, при­гла­ша­ют одно­го про­по­вед­ни­ка. Конеч­но, гото­вят и уго­ще­ние. Веру­ю­щие моло­дые люди при­гла­ша­ют лич­но и через соци­аль­ные сети сво­их неве­ру­ю­щих зна­ко­мых, дру­зей, с кем учат­ся, рабо­та­ют. У нас про­во­дят собра­ния еван­гель­ская цер­ковь афри­кан­ской моло­де­жи, они учат­ся в наших вузах. Я там тоже ино­гда про­по­ве­дую. Эта моло­дежь тоже пери­о­ди­че­ски при­хо­дит на моло­деж­ные встре­чи в кафе. Эти сту­ден­ты исполь­зу­ют для еван­ге­ли­за­ции наши хри­сти­ан­ские бук­ле­ты, открыт­ки, знач­ки. Мне очень при­ят­но, что у нас пошел новый этап про­буж­де­ния! 
 
- Сколь­ко вы стро­и­ли Молит­вен­ный дом? 
 
- Три года стро­и­ли основ­ное зда­ние. 10 сен­тяб­ря 1994 г. была заклад­ка кам­ня. 15 июня сле­ду­ю­ще­го года мы дела­ли освя­ще­ние поме­ще­ния, кото­рое пере­де­ла­ли из гара­жа для про­ве­де­ния бого­слу­же­ний. В мар­те 1996 г. мы орга­ни­зо­ва­ли бри­га­ду по стро­и­тель­ству Молит­вен­но­го дома и сда­ли зда­ние гос­ко­мис­сии в декаб­ре 1999 г. Освя­ще­ние Хра­ма Хри­ста состо­я­лось в июле 2000 г. 
 
- В чем цен­ность Дома молит­вы? Рань­ше же про­во­ди­ли собра­ния в Домах куль­ту­ры. 
 
- Дома куль­ту­ры – это вре­мен­ное при­ста­ни­ще во всех отно­ше­ни­ях и огра­ни­чен­ное про­стран­ство. А в хра­ме вре­ме­ни нет! Здесь люди могут нахо­дить­ся 24 часа, мож­но молить­ся все 24 часа! Слу­же­ния, когда хотим, тогда и про­во­дим. Есть пого­вор­ка, что «дома и сте­ны помо­га­ют». Есть и дру­гое выра­же­ние – намо­лен­ное место. Есть места – сре­до­то­чие зла. Это сего­дня при­зна­ют и уче­ные, и веру­ю­щие. Напри­мер, в тех местах, где неод­но­крат­но совер­ша­лись какое-то убий­ства, про­ис­хо­дят непо­нят­ные духов­ные вещи. А в Молит­вен­ном доме зву­чат посто­ян­но молит­вы и хва­ла Богу. В Писа­нии ска­за­но, что Сла­ва Божия напол­ни­ла храм так, что даже свя­щен­ни­ки не мог­ли усто­ять. Свой хор, свои про­по­вед­ни­ки, пас­то­ры. Вос­крес­ная шко­ла, Пас­тор­ская шко­ла, молит­вен­ные, домаш­ние груп­пы. 
Есть груп­пы по под­го­тов­ке лиде­ров церк­ви. Гедео­нов­ское дви­же­ние. 
 
- Как изме­ни­лась Нов­го­род­чи­на за 20 лет ваше­го слу­же­ния с исто­ри­че­ской и духов­ной точ­ки зре­ния? 
 
- За послед­ние 20 лет слу­же­ние в объ­еди­не­нии ста­ло более каче­ствен­ным. Дело в том, что наши слу­жи­те­ли закон­чи­ли пас­тор­скую шко­лу на базе Нов­го­род­ской церк­ви. Это днев­ное отде­ле­ние с годич­ной обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мой. Такая уче­ба есть обя­за­тель­ное усло­вие для слу­же­ния. Две тре­ти слу­жи­те­лей име­ют сте­пень бака­лав­ров, более 10% слу­жи­те­лей – сте­пень маги­стра. Сего­дня слу­жи­те­ли про­дол­жа­ют учить­ся с боль­шим жела­ни­ем. У нас в обла­сти рабо­та­ют четы­ре реа­би­ли­та­ци­он­ных цен­тра. Что­бы рабо­тать с людь­ми, кото­рые под­ня­ты с само­го «дна», нужен опыт, пони­ма­ние, обра­зо­ва­ние и посвя­ще­ние в этом. Соци­аль­ное слу­же­ние очень важ­но. Мы в тече­ние 20 лет актив­но рабо­та­ли в дет­ских домах. В обла­сти было око­ло 35 дет­ских домов. Каж­дая цер­ковь име­ла там свое поле дея­тель­но­сти. Тру­ди­лись в домах пре­ста­ре­лых и в тубер­ку­лез­ном дис­пан­се­ре. Сей­час намно­го мень­ше дет­ских домов, пото­му что поме­ня­лась в этом направ­ле­нии поли­ти­ка госу­дар­ства, и дет­ские дома упразд­ня­ют­ся. Детей усы­нов­ля­ют, в том чис­ле и веру­ю­щие. Дет­ских домов почти не оста­лось. Но мы до сих пор сотруд­ни­ча­ем с дву­мя дет­до­ма­ми. В нашем объ­еди­не­нии 24 Молит­вен­ных дома. Есть Молит­вен­ные дома, где по раз­ным при­чи­нам стро­и­тель­ство не закон­че­но, но на ста­дии завер­ше­ния. Понят­но, что сей­час есть спад инте­ре­са к хри­сти­ан­ству. Но если гово­рить о сего­дняш­нем дне, то наблю­да­ет­ся неко­то­рая про­грес­сия в плане улуч­ше­ния. Мы уже почти 3 года молим­ся о про­буж­де­нии, обнов­ле­нии и пока­я­нии. Каж­дую пят­ни­цу совер­ша­ет­ся пост, и по суб­бо­там в 8 утра молит­ва в церк­вах обла­сти. Инте­рес­но то, что мы молим­ся, и сами удив­ля­ем­ся, как отве­ча­ет Бог на наши молит­вы! При­хо­дят люди, кото­рым никто не про­по­ве­до­вал, никто о Хри­сте не рас­ска­зал, кото­рых никто не при­гла­шал. Когда такой чело­век выхо­дит на пока­я­ние, то все искренне раду­ют­ся! 
 
- Вы про­во­ди­те науч­но-исто­ри­че­ские кон­фе­рен­ции… 
 
- Да. Такие кон­фе­рен­ции – это попу­ля­ри­за­ция еван­гель­ских хри­сти­ан. 
 
- Важ­ность хри­сти­ан­ских СМИ для вашей обла­сти? 
 
- Наша газе­та «Ладья» выхо­дит с 2001 г. Газе­та явля­ет­ся про­све­ти­тель­ским инстру­мен­том, эта­ким рупо­ром. Она рас­ска­зы­ва­ет, кто мы и что дела­ем. Мы ста­ра­ем­ся не участ­во­вать ни в каких поли­ти­че­ских выступ­ле­ни­ях. Мы зани­ма­ем­ся исклю­чи­тель­но про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­стью. Пуб­ли­ку­ем исто­рию, поэ­зию, ново­сти. Поли­ти­ки пусть зани­ма­ют­ся поли­ти­кой, а цер­ковь долж­на зани­мать­ся Божьим делом. Кеса­ре­во – кеса­рю, а Богу – Божье. Для меня этот прин­цип все­гда был глав­ным. До меня наш пре­сви­тер Кор­нев Васи­лий Семе­но­вич точ­но так­же про­по­ве­до­вал и учил. Я вооб­ще кон­сер­ва­тор, «ста­ро­вер». 
 
- Цер­ковь, живу­щая для себя, похо­жа на рако­вую опу­холь? 
 
- Я не пони­маю, что такое цер­ковь, живу­щая для себя. Это в прин­ци­пе невоз­мож­но. Мы живем в обще­стве, о кото­ром Апо­стол Павел ска­зал, что из него нель­зя вый­ти. Тогда надо идти жить в пусты­ню. Когда цер­ковь нахо­дит­ся в сере­дине обще­ства, как она может жить для себя? Цер­ковь по при­ро­де сво­ей не может быть рако­вой опу­хо­лью. Пото­му что рако­вая опу­холь – это ино­род­ное тело, раз­ру­ша­ю­щее орга­низм. А цер­ковь по сво­ей при­ро­де – соль, все­гда чистая, свя­тая. Она такая, пото­му что в ней Хри­стос. Дру­гой она не может быть по сути сво­ей. Цер­ковь – это столп и утвер­жде­ние Исти­ны – Хри­ста! 
 
- Сей­час гото­вит­ся пас­тор­ская кон­фе­рен­ция «Довер­ши неза­кон­чен­ное». Она охва­ты­ва­ет тему по под­го­тов­ке слу­жи­те­ля­ми сво­их уче­ни­ков. В чем вы види­те важ­ность такой под­го­тов­ки? 
 
- Раз­го­вор о под­го­тов­ке слу­жи­те­лей все­гда поле­зен. Очень важ­но, что­бы слу­жи­те­ли дели­лись опы­том. Мне кажет­ся, что в послед­нее вре­мя все настоль­ко упро­сти­лось, что люди не пони­ма­ют, каким обра­зом Бог раз­го­ва­ри­вал с Мои­се­ем и Иису­сом Нави­ном. Тогда Бог ска­зал Иису­су Нави­ну: «Мои­сей, раб Мой, умер. Теперь ты вста­вай на это место и делай». А возь­мем Иере­мию, Бог ска­зал ему: «Я освя­тил тебя: про­ро­ком для наро­дов поста­вил тебя» (Иер.1:5). Иере­мия отве­тил: «Я молод». Но Гос­подь ска­зал: не гово­ри: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пой­дешь, и все, что пове­лю тебе, ска­жешь… не мало­ду­ше­ствуй пред ними, что­бы Я не пора­зил тебя в гла­зах их (Иер.1:17). Воля Божия – в этом и заклю­ча­ет­ся весь смысл наше­го слу­же­ния. Кон­фе­рен­ции, семи­на­ры – это все­гда обу­че­ние. Води­тель­ство Божие, мне кажет­ся, как-то немно­го ото­дви­ну­то в сто­ро­ну. Пола­гаю, что мы боль­ше ста­но­вим­ся гума­ни­ста­ми. Не надо отхо­дить от исто­ков, от Биб­лей­ско­го уче­ния. Воля Божия долж­на быть обя­за­тель­ным усло­ви­ем для избра­ния, выбо­ра слу­жи­те­ля. Ино­гда мы забы­ва­ем об этом. Но так не долж­но быть. Пас­тор­ское слу­же­ние – это дар от Бога. Мое субъ­ек­тив­ное пони­ма­ние, что пас­то­ром надо родить­ся, пото­му что у него долж­ны быть опре­де­лен­ные лич­ные каче­ства. Чело­ве­ка мож­но выучить на пас­то­ра, но сде­лать его пас­то­ром нель­зя. Он будет гово­рить хоро­шие про­по­ве­ди, все у него будет хоро­шо, но не будет важ­но­го – жела­ния все это делать. От при­ро­ды у чело­ве­ка долж­но быть внут­рен­нее побуж­де­ние, доб­ро­та к людям. Пас­тор дол­жен быть пас­ту­хом. Что дела­ет пас­тух? Ограж­да­ет ста­до от беды, нахо­дит место для пита­ния, водо­поя, лечит ране­ных овец. В Биб­лии напи­са­но, что «мы Его тво­ре­ние, созда­ны на доб­рые дела». Но пара­докс заклю­ча­ет­ся в том, что не все веру­ю­щие доб­рые. В церк­вах есть даже злые и махи­на­то­ры, но они себя счи­та­ют веру­ю­щи­ми. 
 
- Чему обу­ча­ет ваша лидер­ская шко­ла? 
 
- Быть лиде­ра­ми. Груп­па ПЛВЦ (под­го­тов­ка лиде­ров в церк­ви) – про­грам­ма, рас­счи­тан­ная на семь лет. Там гово­рит­ся об орга­ни­за­ции домаш­них групп, выяв­ля­ют­ся лиде­ры. Груп­пы делят­ся, опять выяв­ля­ют­ся лиде­ры. Духов­ная про­грам­ма долж­на быть на высо­ком уровне. Это как раз о воле Божи­ей. Ведь Бог может ска­зать: «А Я не ста­вил тебя быть пас­то­ром». Надо знать, иссле­до­вать, про­ве­рять. По Биб­лии долж­ны быть пре­ем­ни­ки. Толь­ко не все­гда их мож­но сра­зу най­ти. В одном из псал­мов напи­са­но: «Что дела­ет пра­вед­ник, когда рушит­ся осно­ва­ние?» В 1980-ые годы на Севе­ре-Запа­де про­во­дил­ся семи­нар по под­го­тов­ке слу­жи­те­лей. Он про­хо­дил в Вели­ком Нов­го­ро­де, ино­гда в Санкт- Петер­бур­ге. Это были обу­ча­ю­щие трех­днев­ные семи­на­ры для слу­жи­те­лей. Когда соби­ра­лись опыт­ные слу­жи­те­ли, зву­ча­ли духов­ные про­по­ве­ди, сви­де­тель­ства, пере­да­вал­ся духов­ный опыт слу­же­ния. И сего­дня нуж­но, что­бы пре­по­да­ва­те­ли, кото­рые при­зва­ны делить­ся духов­ным опы­том, име­ли духов­ный уро­вень намно­го выше уче­ни­ков, что­бы виден был их авто­ри­тет, и при­сут­ство­ва­ло к ним ува­же­ние. 
 
Зоя Бар­ди­на 
Источ­ник: baptist.org.ru