Увле­чен­ные Господом

Граф Корф Модест Моде­сто­вич, Паш­ков Васи­лий Алек­сан­дро­вич и все осталь­ные участ­ни­ки духов­но­го про­буж­де­ния в Рос­сии – вот пле­я­да увле­чен­ных Гос­по­дом людей. Как-то я задал вопрос одно­му кол­лек­ци­о­не­ру и был не рад. Пол­то­ра часа он пока­зы­вал свою кол­лек­цию, воис­ти­ну увле­чен­ный чело­век. Биб­лей­ские про­ро­ки были увле­че­ны Гос­по­дом, хотя их били за это, в коло­ду сажа­ли, они стра­да­ли от сво­е­го увле­че­ния, от сво­е­го слу­же­ния. Я не ска­жу, что это про­фес­сия. У про­ро­ков не быва­ет про­фес­сии – у них есть слу­же­ние. Про­фес­сия может быть у кого угод­но, толь­ко не у про­ро­ка, не у гла­ша­тая Божье­го. У него нет про­фес­сии, у него нет рега­лий, но он очень увле­чен Богом. Вот это его стер­жень, вот это дает ему жизнь. Увле­чен­ный Гос­по­дом все­гда будет гово­рить о Боге. Как гово­рят: «Кто за что, а кура за про­со». Такой чело­век все­гда выдаст себя, заго­во­рит, и вы пой­ме­те перед вами веру­ю­щий или нет. Побудь­те, пооб­щай­тесь с ним, и если не всплы­вет эта тема никак, и его увле­че­ние Гос­по­дом нигде не про­явит­ся, ско­рее все­го – это про­сто вос­пи­тан­ный чело­век, ори­ен­ти­ро­ван­ный рели­ги­оз­но, но это не веру­ю­щий чело­век. А вот если Сло­во Божие, Его закон, Его запо­ве­ди, Его пове­ле­ния, Его обе­то­ва­ния, Его уста­вы он про­слав­ля­ет, зна­чит он увле­чен Им. Доб­ро­воль­ное сле­до­ва­ние за Гос­по­дом – это необ­хо­ди­мость. Это усло­вие вер­но­сти: тот, кто сле­ду­ет за Гос­по­дом за ком­па­нию с дру­ги­ми, не увле­чен­но, тот оста­вит Бога, как толь­ко нач­нут­ся испы­та­ния или труд­но­сти. Неувле­чен­ных людей мно­го было в 90‑е годы, кажет­ся вся Рос­сия ста­ла хри­сти­ан­ской, не про­сто пра­во­слав­ной, она по-ново­му ста­ла вос­при­ни­мать Сло­во. Но ока­за­лось, не было насто­я­ще­го увле­че­ния, зна­ком­ства с Гос­по­дом лич­но, но все было как-то опо­сре­до­ван­но, и вот эта опо­сре­до­ван­ность, соб­ствен­но гово­ря, раз­ру­ши­тель­на, но та душа, кото­рая увле­ка­ет­ся Гос­по­дом, она оста­нет­ся ему вер­ной в любых обсто­я­тель­ствах. На голо­ву Иере­мии, как я уже ска­зал, сыпа­лись насмеш­ки, изде­ва­тель­ства, но он оста­вал­ся вер­ным, его не сло­ми­ли ни гоне­ния, ни репрессии.

Модест Моде­сто­вич Корф, соб­ствен­но гово­ря, поте­рял все здесь в Рос­сии: доб­рое имя, граж­дан­ство, иму­ще­ство, все. Поче­му его не сло­ми­ли, ведь он поте­рял Роди­ну? И не он один – все родо­на­чаль­ни­ки дви­же­ния еван­гель­ско­го в Петер­бур­ге, это их общая исто­рия. Это так хре­сто­ма­тий­но, логи­кой это как объ­яс­нить. Вспо­ми­наю строч­ку из извест­ной пес­ни Высоц­ко­го «мол­чит нау­ка». Инте­рес­но, что Гос­подь не маги­ей увле­ка­ет. Вы не про­сто зача­ро­ва­ны и в неадек­ва­те иде­те за ним как в гип­но­зе, хотя неко­то­рые куль­ты и этим поль­зу­ют­ся. Я не об этом гово­рю, а гово­рю о трез­вом уме, о выбо­ре. Это убеж­де­ние твое, это стиль тво­ей жиз­ни – ты по дру­го­му не можешь. Поэто­му ты не можешь об этом не гово­рить, ты не можешь не молить­ся. Абсо­лют­но пол­ный раз­во­рот. Поэто­му мы гово­рим о духов­ном воз­рож­де­нии. Это при­знак духов­но воз­рож­ден­но­го чело­ве­ка. Увле­чен­ный чело­век! Увле­чен­ный Гос­по­дом! Гос­подь увле­ка­ет сво­ей любо­вью, Он любит тебе и меня, мы ему доро­ги. Бог, на Лице Кото­ро­го, как пишет Иса­ия в 6 гла­ве, боят­ся анге­лы посмот­реть, херу­ви­мы и сера­фи­мы дву­мя кры­лья­ми закры­ва­ют лице свое, дву­мя закры­ва­ют ноги, дву­мя кры­лья­ми машут и вос­кли­ца­ют: Свят! Свят! Свят! Гос­подь Сава­оф! Этот Бог любит тебя и меня, это уди­ви­тель­но, это тоже логи­че­ски необъ­яс­ни­мо. Бог, кото­ро­го никто нико­гда не видел, от лица Кото­ро­го бежа­ло и будет бежать небо и зем­ля, Он жела­ет при­влечь тебя и меня к себе. Имен­но так, на таких усло­ви­ях, не мень­ше. На мень­шее он не согла­сен, пото­му что Он так отдал Себя, Он в такой сте­пе­ни Себя предо­ста­вил. Поэто­му пра­виль­но увле­кать­ся Богом – это самое луч­шее увле­че­ние в жиз­ни. Самое глав­ное, самое важ­ное жиз­не­обес­пе­чи­ва­ю­щее увле­че­ние. Это не то, что тебя куда-то заве­дет или сде­ла­ет таким полу­не­нор­маль­ным или сума­сшед­шим, нет, это наобо­рот при­ве­дет тебя в твой насто­я­щий ста­тус бого­по­до­бия. Вот где насто­я­щее обо­же­ние, вот где упо­доб­ле­ние Богу через увле­че­ние Богом.

Мож­но задать себе мас­су вопро­сов: Я увле­чен Богом или я про­сто иссле­до­ва­тель Его? Может я смот­рю на Него со сто­ро­ны? А на рели­гию, на рели­ги­оз­ный мир? Это тоже непло­хо, но это­го мало. Любое увле­че­ние, любое хоб­би может стать судь­бой. Бог хочет, что­бы из сум­мы увле­че­ний, кото­ры­ми нас дер­га­ет жизнь мы выбра­ли самое глав­ное. И это был бы Бог. Мож­но быть увле­чен­ным собой, сво­им талан­том, мож­но быть увле­чен­ным сво­ей про­фес­си­ей. Это все непло­хо, но это­го мало: в отно­ше­ни­ях с Богом, это­го мало. Мож­но быть увле­чен­ным этим миром, мож­но быть увле­чен­ным искус­ством, музы­кой, поэ­зи­ей – всем, чем угод­но. Если вы толь­ко этим увле­че­ны, если толь­ко поэто­му вас инте­ре­су­ет Бог, то вы не узна­ли Бога. Вы еще дале­ки от Него и я тоже. Быть увле­чен­ным Гос­по­дом, это зна­чит жить Богом, жить для Него.

И вольно, и крылато
Модест жил с ранних лет.
Высокий графский статус,
Богатство, высший свет.

Чиновник царской свиты,
Гофмейстер при дворе –
Он лаврами увитый,
Был в золотой поре.

Блестящая карьера,
Великосветский быт,
Душа с формальной верой
Не знала, как ей быть.

Умен и образован,
Аристократ, эстет –
Он в истине Христовой
Нашел душе ответ.

Плененный суетою,
Спешил под сень креста
И все почел тщетою
С тех пор ради Христа.

Он шел в салоны знати,
В ночлежки и в тюрьму,
Желанием объятый
Рассеять светом тьму.

Увидев в ближнем брата,
Трудился на износ,
И бедным и богатым
Евангелие нес.

И не жалея силы 
Стране своей служил,
Но, был лишен России,
Которой дорожил.

Вдали, под небом синим,
С годами все сильней, 
Молился за Россию
Он до последних дней. 

И Господу, крылато,
Служил до крайних лет,
Имея высший статус 
И вышний Божий свет.

Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Горя­нин, пас­тор церк­ви «Вос­кре­се­ние», поэт, г. Санкт- Петербург.