С 14-го по 21‑е января 2018 г. в Санкт-Петербурге состоялся XIII Международный Фестиваль Евангельской Культуры «Крещенские вечера», который был посвящен 500-летию реформации. «Крещенские вечера» с 16 по 20 января
проходили в разных залах особняка князей Ливен, по ул. Большая Морская, 43.
С 1874 года по 1910 год (в журнале «Христианин» за 1911 г. И. С. Проханов печатает расписание богослужений в этом доме) этот дом принадлежал княгине Наталье Федоровне Ливен. С 1911 года в нем разместилось Итальянское посольство. Муж Натальи Федоровны князь Павел Иванович Ливен прожил в этом здании только шесть лет, в 1881 году он скончался.
Нужно напомнить читателю, что в 1874 году в СПб. приехал лорд Редсток из Англии, и с этого года и до года его продажи в здании княгини Ливен проходили евангельские собрания. Прошло сто семь лет, и в доме княгини Ливен снова зазвучали евангельские песнопения. В первый день, 16 января 2018 г. на служение пришло 350 человек. На этом вечере читались отрывки из книги княжны Софьи Павловны Ливен «Духовное пробуждение в России», воспоминания княжны Софьи Ливен. Поэтому первый вечер назывался — «В гостях у княжны Софии Ливен». Программа вечера включала выступление двух коллективов: 1. Санкт-Петербургский ансамбль английских колоколов, художественный руководитель Владимир Кашалаба; 2. Мужской хор, дирижер Сергей Измайлов. В богослужении 16 января приняли участие и священнослужители из Великого Новгорода: епископ А. И. Корабель., пресвитер М. В. Шульц, пресвитер А. С. Шаблинский и проповедник Л. Н. Морозов.
«Глубокое и довольно широкое евангельское движение, возникшее среди русской аристократии в Петербурге в восьмидесятых годах, — писал журнал „Верность“, — имело много выдающихся последствий, а также, между прочим, и превращение Ливенского дворца (в настоящее время „Балтийский Банк“, — прим. автора) в Молитвенный дом Евангелистов». Далее автор статьи подробно, с восхищением, словно в детективном романе, шаг за шагом описывает пышность дома князя П. И. Ливен: «Импозантная парадная лестница, — свидетельствует далее посетитель евангельских собраний, — помещалась в арочном проходе во двор, так что до главного входа во дворец были закрывавшиеся ворота. Направо во дворце на втором этаже „красный зал“, украшенный позолоченными изящными колоннами, стены которого были обиты красным шелком. Пол выложен паркетом с черными орнаментами. Потолок был расписан так, что производил впечатление неба, по которому, среди гирлянд из роз, летали амурчики. Художественные люстры, заливавшие зал электрическим светом, свисали с высокого потолка массивной бронзой; по стенам между окнами бра усиливали свет. Второй „холодный зал“, налево во дворе, некогда предназначавшийся для танцев, был, во время евангельских собраний в „красном зале“, превращен в раздевальню. Для евангельских собраний в „красном зале“ употреблялась часть роскошной дворцовой мягкой мебели, и часть мягкой мебели была добавлена специально для собраний. В „красном зале“ помещалось человек до четырехсот… Кроме главных собраний во дворце княгини Ливен, евангельские богослужения проходили и в других районах Петербурга, например, за Невской Заставой, за Нарвской Заставой, и на Васильевском Острове. Проповеди в Ливенском дворце всегда сопровождались, кроме молитв, пением евангельских песнопений. Были приглашаемы специальные регенты, которые учили правильно и стройно петь целое собрание… Домовые служащие, рабочие, военные, аристократы — все, были вместе. Это было братство, созданное самим Евангелием. Люди высших классов, из любви к Христу, искренно подходили к простонародью, и простой народ, сознавая, вполне понятное, различие в классовом воспитании, проявлял христианский такт, не злоупотребляя равенством и держась с почтительной предупредительностью, но и с достоинством человека, в отношении стоящих выше. В Евангелии мы читаем о „рабах“ и о „господах их“, которые были братьями по вере. Дух собраний в Ливенском дворце близко подходил к той христианской деликатности, которой учили Апостолы первых верующих».
Вот они, бывавшие на евангельских собраниях во дворце. Княгиня и княжны Ливен; княгиня Гагарина; княжны Голицыны; барон Штакельберг; баронесса Клодт; графиня Перовская; семейство придворного полковника Пашкова; граф и графиня Корф; граф и графиня Бобринские; Елизавета Ивановна Черткова (урожденная графиня Чернышева-Кругликова), мать Черткова (знаменитого секретаря Льва Толстого); Александр Михайлович Максимовский, начальник Главного тюремного управления России; барон Павел Николаевич Николаи; барон Владимир Христианович Оффенберг (в 1910 генерал-майор Корпуса корабельных инженеров, помощник начальника кораблестроительного отдела Главного управления кораблестроения, — прим. автора), с семьей; корабельный инженер военно-морского ведомства; полковник Владимир Владимирович Хлопов; Ольга Александровна Масленникова, с необыкновенно красивыми детьми, вращавшиеся в самых высших кругах Петербурга и имевшие доступ ко двору Императора, — и многие, многие другие лица таких же рангов». Это не полный список имен, собиравшихся во дворце Ливен на Большой Морской улице 43, и других местах до 1910 года. В номерах журнала «Христианин» за 1910 год Проханов все еще помещал адрес дворца на Б. Морской 43, «Богослужения проходят по субботам и воскресеньям». Вскоре дворец был продан Итальянскому посольству. С 6 июля 1910 года здание перешло в собственность Итальянского государства, и центр Евангельской проповеди переместился в другое место.
Наталья Федоровна Ливен, с дочерью Софьей, переехали в Тульскую губернию, с. Сергиевское (Плавск, — прим. автора), а Анатолий Павлович в Лифляндию, в район Митавы, в родовое поместье Мажотне, Бауского уезда. В 1920 году в «посмертном слове» Проханов сообщал: «В с. Сергиевском, Тульской губернии скончалась сестра Н. Ф. Ливен, видная деятельница среди евангельских христиан, обратившаяся еще во времена В. А. Пашкова. Вокруг Христа были женщины, о которых сказано, что они служили Ему имением своим. Почившая сестра также много служила Христу своим имением, ее дом на Морской в течение многих лет при старом режиме служил местом религиозных собраний для евангельских христиан» .
(А. И. Корабель. Via sacra. Святой путь. — СПб.: «Палитра», 2013. С.129–131).
В книге княжны Софии Ливен «Духовное пробуждение в России» содержатся интересные сведения о служении ее семьи и близких к семье людей делу Божию. В главе «Мои родители» она вспоминает: «Несмотря на то, что два главных труженика на ниве Божией В. А. Пашков и М. М. Корф, по распоряжению правительства, должны были покинуть родину и прервать свою работу, дело Божие продолжало расти и крепнуть. Вражда со стороны властей увеличивалась, притеснения продолжались и докатились до нашего дома. Мой отец в 1881 году, вскоре после кончины Государя Императора Александра II, умер, по всей вероятности вследствие потрясения от этого покушения и страшной смерти любимого монарха. Мне в то время было всего шесть месяцев. Мать много раз рассказывала нам, как отец на смертном одре изо дня в день просветлялся. Он видел, что состояние его безнадёжно, сделал все необходимые распоряжения и обо всём подумал для того, чтобы облегчить, насколько возможно, нашей матери то тяжёлое положение, которое предстояло ей после его смерти. Также высказывал он желание, чтобы молодая воспитательница и учительница наших двух братьев, Наталия Владимировна Классовская, осталась навсегда при моей матери. «Она будет тебе хорошей и верной помощницей», — сказал он. Слова его действительно исполнились. До самой смерти моей матери она была верной поддержкой. Наша мать никогда иначе не представляла её гостям как «моя правая рука». Предав с верою жену и детей своих попечению Господнему, наш отец в мире перешёл в вечность. Моя мать говорила, что она проводила его до ворот неба, так прекрасен был его переход. Итак, моя мать осталась одна с пятью детьми.
После отъезда Василия Александровича Пашкова собрания, происходившие в его доме, были перенесены к нам на Большую Морскую 43. Вскоре после этого приехал к моей матери генерал-адъютант Государя с поручением передать ей, что Его Императорское Величество желает, чтобы собрания эти прекратились. Мать моя, всегда заботившаяся о спасении души ближнего, стала сначала говорить генералу о его душе и о необходимости примириться с Богом и подарила ему Евангелие. Потом в ответ на его поручение сказала: «Спросите у Его Императорского Величества, кого мне больше слушаться Бога или Государя?» На этот смелый вопрос не последовало никакого ответа. Собрания продолжались у нас, как и раньше. Моей матери позже передали, будто Государь сказал: «Она вдова, оставьте её в покое». Несколько лет тому назад я слышала из верного источника о плане сослать и мою мать и Елизавету Ивановну Черткову, но, видимо, Александр III, не разделяя взглядов евангельских верующих, как богобоязненный человек, не хотел делать вреда вдовам. Таким образом, в нашем доме собрания продолжались ещё много лет. В беззащитности и человеческой слабости этих двух вдов Господь проявил Свою силу, как говорит нам Слово Божие (2 Кор. 12:9): «Сила Моя совершается в немощи»; или как ап. Павел говорит: «Когда я немощен, тогда силен».
Шли годы, мой старший брат поступил на военную службу вольноопределяющимся в Кавалергардский полк. Мальчиком он отдался Христу, но студенческие годы принесли в его душу сомнения, и он до некоторой степени отошёл от Господа. Однажды, будучи на военной службе, выходя как-то из нашего Петербургского дома на Морской, он встретил у подъезда Аграфену Фёдоровну, старенькую, в чёрном пальто и чёрном шерстяном платке. Она, по старому русскому обычаю, глубоко поклонилась ему, он, по присущей ему приветливости, мило ответил ей, и она обратилась к нему: «Милый мой, дорогой, Ваша Светлость, в мире ли Вы с Богом?» — «Нет, милая бабушка, нет», — был ответ. «Ну, помоги Вам Господь и благослови Вас, дорогой мой, Ваша Светлость, Анатолий Павлович!» — последовал такой же поклон, и на этом они расстались. Этот случай говорит, как безбоязненны и верны были эти бесхитростные в своей вере чада Божии. Ни место, ни классовые различия не являлись им препятствием для главной задачи их жизни — приводить души к Христу. При этом воспоминании меня радует искренность моего брата, но ещё более радует меня, что он в последние годы своей жизни вернулся к «Начальнику и Совершителю веры, Иисусу Христу» (Из книги Софьи Ливен «Духовное пробуждение в России»).
Справка:
Ливен Софья Павловна. Родилась в 1880 в Санкт-Петербурге. Княжна (отец, князь Ливен Павел Иванович; мать Ливен Наталья Федоровна). Сестра князя Анатолия Ливена. Получила высшее образование, с юности была активным членом Церкви евангельских христиан-баптистов, работала в Русском студенческом христианском движении.
В декабре 1929- находилась в Плавске Тульской области, сообщала в Помполит о получении посылки из Англии от родных. В январе 1930 — Е. П. Пешкова сообщила ей о получении из Норвежской миссии визы для нее на въезд в Англию. В феврале 1930 — вновь просила ходатайства Помполита о помощи в выезде в Англию к братьям. В мае юридический отдел Помполита сообщал ей, что, согласно справке из ОГПУ, распоряжение на выдачу загранпаспорта дано в апреле. Летом она сообщала в Помполит, что загранпаспорт так и не получила. Осенью 1930 — арестована и приговорена к 5 годам ссылки. Позднее эмигрировала во Францию, проживала в Париже, затем выехала в Германию, работала в издательстве «Свет на Востоке» (Корнталь). В 1964 — скончалась, похорена в Корнтале.
(ГАРФ. Ф. Р‑8409. Оп. 1. Д. 457. С. 133, 136, 142; Д. 464. С. 158; Д. 474. С. 261).
«Софье Ливен я обязана своим обращением к Господу. Она как-то спросила меня: «Любишь ли ты Иисуса?» Я не знала, что ответить. Верить я верила, а любить… Я ответила: «Люблю, но я сидела. Она много молилась со мной в этой комнате. Она всегда молилась коленопреклоненно. О, это была особенная женщина. Она служила Господу до самой кончины. По поручению миссии она была в Мюнхене, где Господь ее отозвал к Себе. В последнюю свою ночь Софья Ливен встала, когда все еще спали, и разбудила всех. „Почему вы все спите? — спросила она. — Ведь уже совсем светло. Смотрите, как светло вокруг“. Но этот свет видела только она. Похоронена Софья Ливен в Корнтале. Каждый год, приезжая на конференцию, я хожу на ее могилу» .
(Вера и Жизнь 2, 1999 г. Интервью Э. и В. Цорн с Евой Ритмайер, дочерью Вальтера Жака.)
Подготовил гл. редактор А. И. Корабель.