В гостях у княж­ны Софии Ливен

С 14-го по 21‑е янва­ря 2018 г. в Санкт-Петер­бур­ге состо­ял­ся XIII Меж­ду­на­род­ный Фести­валь Еван­гель­ской Куль­ту­ры «Кре­щен­ские вече­ра», кото­рый был посвя­щен 500-летию рефор­ма­ции. «Кре­щен­ские вече­ра» с 16 по 20 января

про­хо­ди­ли в раз­ных залах особ­ня­ка кня­зей Ливен, по ул. Боль­шая Мор­ская, 43.

С 1874 года по 1910 год (в жур­на­ле «Хри­сти­а­нин» за 1911 г. И. С. Про­ха­нов печа­та­ет рас­пи­са­ние бого­слу­же­ний в этом доме) этот дом при­над­ле­жал кня­гине Ната­лье Федо­ровне Ливен. С 1911 года в нем раз­ме­сти­лось Ита­льян­ское посоль­ство. Муж Ната­льи Федо­ров­ны князь Павел Ива­но­вич Ливен про­жил в этом зда­нии толь­ко шесть лет, в 1881 году он скончался.

Нуж­но напом­нить чита­те­лю, что в 1874 году в СПб. при­е­хал лорд Ред­сток из Англии, и с это­го года и до года его про­да­жи в зда­нии кня­ги­ни Ливен про­хо­ди­ли еван­гель­ские собра­ния. Про­шло сто семь лет, и в доме кня­ги­ни Ливен сно­ва зазву­ча­ли еван­гель­ские пес­но­пе­ния. В пер­вый день, 16 янва­ря 2018 г. на слу­же­ние при­шло 350 чело­век. На этом вече­ре чита­лись отрыв­ки из кни­ги княж­ны Софьи Пав­лов­ны Ливен «Духов­ное про­буж­де­ние в Рос­сии», вос­по­ми­на­ния княж­ны Софьи Ливен. Поэто­му пер­вый вечер назы­вал­ся — «В гостях у княж­ны Софии Ливен». Про­грам­ма вече­ра вклю­ча­ла выступ­ле­ние двух кол­лек­ти­вов: 1. Санкт-Петер­бург­ский ансамбль англий­ских коло­ко­лов, худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель Вла­ди­мир Каша­ла­ба; 2. Муж­ской хор, дири­жер Сер­гей Измай­лов. В бого­слу­же­нии 16 янва­ря при­ня­ли уча­стие и свя­щен­но­слу­жи­те­ли из Вели­ко­го Нов­го­ро­да: епи­скоп А. И. Кора­бель., пре­сви­тер М. В. Шульц, пре­сви­тер А. С. Шаб­лин­ский и про­по­вед­ник Л. Н. Морозов.

«Глу­бо­кое и доволь­но широ­кое еван­гель­ское дви­же­ние, воз­ник­шее сре­ди рус­ской ари­сто­кра­тии в Петер­бур­ге в вось­ми­де­ся­тых годах, — писал жур­нал „Вер­ность“, — име­ло мно­го выда­ю­щих­ся послед­ствий, а так­же, меж­ду про­чим, и пре­вра­ще­ние Ливен­ско­го двор­ца (в насто­я­щее вре­мя „Бал­тий­ский Банк“, — прим. авто­ра) в Молит­вен­ный дом Еван­ге­ли­стов». Далее автор ста­тьи подроб­но, с вос­хи­ще­ни­ем, слов­но в детек­тив­ном романе, шаг за шагом опи­сы­ва­ет пыш­ность дома кня­зя П. И. Ливен: «Импо­зант­ная парад­ная лест­ни­ца, — сви­де­тель­ству­ет далее посе­ти­тель еван­гель­ских собра­ний, — поме­ща­лась в ароч­ном про­хо­де во двор, так что до глав­но­го вхо­да во дво­рец были закры­вав­ши­е­ся воро­та. Напра­во во двор­це на вто­ром эта­же „крас­ный зал“, укра­шен­ный позо­ло­чен­ны­ми изящ­ны­ми колон­на­ми, сте­ны кото­ро­го были оби­ты крас­ным шел­ком. Пол выло­жен пар­ке­том с чер­ны­ми орна­мен­та­ми. Пото­лок был рас­пи­сан так, что про­из­во­дил впе­чат­ле­ние неба, по кото­ро­му, сре­ди гир­лянд из роз, лета­ли амур­чи­ки. Худо­же­ствен­ные люст­ры, зали­вав­шие зал элек­три­че­ским све­том, сви­са­ли с высо­ко­го потол­ка мас­сив­ной брон­зой; по сте­нам меж­ду окна­ми бра уси­ли­ва­ли свет. Вто­рой „холод­ный зал“, нале­во во дво­ре, неко­гда пред­на­зна­чав­ший­ся для тан­цев, был, во вре­мя еван­гель­ских собра­ний в „крас­ном зале“, пре­вра­щен в раз­де­валь­ню. Для еван­гель­ских собра­ний в „крас­ном зале“ упо­треб­ля­лась часть рос­кош­ной двор­цо­вой мяг­кой мебе­ли, и часть мяг­кой мебе­ли была добав­ле­на спе­ци­аль­но для собра­ний. В „крас­ном зале“ поме­ща­лось чело­век до четы­рех­сот… Кро­ме глав­ных собра­ний во двор­це кня­ги­ни Ливен, еван­гель­ские бого­слу­же­ния про­хо­ди­ли и в дру­гих рай­о­нах Петер­бур­га, напри­мер, за Нев­ской Заста­вой, за Нарв­ской Заста­вой, и на Васи­льев­ском Ост­ро­ве. Про­по­ве­ди в Ливен­ском двор­це все­гда сопро­вож­да­лись, кро­ме молитв, пени­ем еван­гель­ских пес­но­пе­ний. Были при­гла­ша­е­мы спе­ци­аль­ные реген­ты, кото­рые учи­ли пра­виль­но и строй­но петь целое собра­ние… Домо­вые слу­жа­щие, рабо­чие, воен­ные, ари­сто­кра­ты — все, были вме­сте. Это было брат­ство, создан­ное самим Еван­ге­ли­ем. Люди выс­ших клас­сов, из люб­ви к Хри­сту, искрен­но под­хо­ди­ли к про­сто­на­ро­дью, и про­стой народ, созна­вая, вполне понят­ное, раз­ли­чие в клас­со­вом вос­пи­та­нии, про­яв­лял хри­сти­ан­ский такт, не зло­упо­треб­ляя равен­ством и дер­жась с почти­тель­ной пре­ду­пре­ди­тель­но­стью, но и с досто­ин­ством чело­ве­ка, в отно­ше­нии сто­я­щих выше. В Еван­ге­лии мы чита­ем о „рабах“ и о „гос­по­дах их“, кото­рые были бра­тья­ми по вере. Дух собра­ний в Ливен­ском двор­це близ­ко под­хо­дил к той хри­сти­ан­ской дели­кат­но­сти, кото­рой учи­ли Апо­сто­лы пер­вых верующих».

Вот они, бывав­шие на еван­гель­ских собра­ни­ях во двор­це. Кня­ги­ня и княж­ны Ливен; кня­ги­ня Гага­ри­на; княж­ны Голи­цы­ны; барон Шта­кель­берг; баро­нес­са Клодт; гра­фи­ня Перов­ская; семей­ство при­двор­но­го пол­ков­ни­ка Паш­ко­ва; граф и гра­фи­ня Корф; граф и гра­фи­ня Боб­рин­ские; Ели­за­ве­та Ива­нов­на Черт­ко­ва (урож­ден­ная гра­фи­ня Чер­ны­ше­ва-Круг­ли­ко­ва), мать Черт­ко­ва (зна­ме­ни­то­го сек­ре­та­ря Льва Тол­сто­го); Алек­сандр Михай­ло­вич Мак­си­мов­ский, началь­ник Глав­но­го тюрем­но­го управ­ле­ния Рос­сии; барон Павел Нико­ла­е­вич Нико­лаи; барон Вла­ди­мир Хри­сти­а­но­вич Оффен­берг (в 1910 гене­рал-май­ор Кор­пу­са кора­бель­ных инже­не­ров, помощ­ник началь­ни­ка кораб­ле­стро­и­тель­но­го отде­ла Глав­но­го управ­ле­ния кораб­ле­стро­е­ния, — прим. авто­ра), с семьей; кора­бель­ный инже­нер воен­но-мор­ско­го ведом­ства; пол­ков­ник Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Хло­пов; Оль­га Алек­сан­дров­на Мас­лен­ни­ко­ва, с необык­но­вен­но кра­си­вы­ми детьми, вра­щав­ши­е­ся в самых выс­ших кру­гах Петер­бур­га и имев­шие доступ ко дво­ру Импе­ра­то­ра, — и мно­гие, мно­гие дру­гие лица таких же ран­гов». Это не пол­ный спи­сок имен, соби­рав­ших­ся во двор­це Ливен на Боль­шой Мор­ской ули­це 43, и дру­гих местах до 1910 года. В номе­рах жур­на­ла «Хри­сти­а­нин» за 1910 год Про­ха­нов все еще поме­щал адрес двор­ца на Б. Мор­ской 43, «Бого­слу­же­ния про­хо­дят по суб­бо­там и вос­кре­се­ньям». Вско­ре дво­рец был про­дан Ита­льян­ско­му посоль­ству. С 6 июля 1910 года зда­ние пере­шло в соб­ствен­ность Ита­льян­ско­го госу­дар­ства, и центр Еван­гель­ской про­по­ве­ди пере­ме­стил­ся в дру­гое место.

Ната­лья Федо­ров­на Ливен, с доче­рью Софьей, пере­еха­ли в Туль­скую губер­нию, с. Сер­ги­ев­ское (Плавск, — прим. авто­ра), а Ана­то­лий Пав­ло­вич в Лиф­лян­дию, в рай­он Митавы, в родо­вое поме­стье Маж­отне, Бауско­го уез­да. В 1920 году в «посмерт­ном сло­ве» Про­ха­нов сооб­щал: «В с. Сер­ги­ев­ском, Туль­ской губер­нии скон­ча­лась сест­ра Н. Ф. Ливен, вид­ная дея­тель­ни­ца сре­ди еван­гель­ских хри­сти­ан, обра­тив­ша­я­ся еще во вре­ме­на В. А. Паш­ко­ва. Вокруг Хри­ста были жен­щи­ны, о кото­рых ска­за­но, что они слу­жи­ли Ему име­ни­ем сво­им. Почив­шая сест­ра так­же мно­го слу­жи­ла Хри­сту сво­им име­ни­ем, ее дом на Мор­ской в тече­ние мно­гих лет при ста­ром режи­ме слу­жил местом рели­ги­оз­ных собра­ний для еван­гель­ских христиан» .

(А. И. Кора­бель. Via sacra. Свя­той путь. — СПб.: «Палит­ра», 2013. С.129–131).

В кни­ге княж­ны Софии Ливен «Духов­ное про­буж­де­ние в Рос­сии» содер­жат­ся инте­рес­ные све­де­ния о слу­же­нии ее семьи и близ­ких к семье людей делу Божию. В гла­ве «Мои роди­те­ли» она вспо­ми­на­ет: «Несмот­ря на то, что два глав­ных тру­же­ни­ка на ниве Божи­ей В. А. Паш­ков и М. М. Корф, по рас­по­ря­же­нию пра­ви­тель­ства, долж­ны были поки­нуть роди­ну и пре­рвать свою рабо­ту, дело Божие про­дол­жа­ло рас­ти и креп­нуть. Враж­да со сто­ро­ны вла­стей уве­ли­чи­ва­лась, при­тес­не­ния про­дол­жа­лись и дока­ти­лись до наше­го дома. Мой отец в 1881 году, вско­ре после кон­чи­ны Госу­да­ря Импе­ра­то­ра Алек­сандра II, умер, по всей веро­ят­но­сти вслед­ствие потря­се­ния от это­го поку­ше­ния и страш­ной смер­ти люби­мо­го монар­ха. Мне в то вре­мя было все­го шесть меся­цев. Мать мно­го раз рас­ска­зы­ва­ла нам, как отец на смерт­ном одре изо дня в день про­свет­лял­ся. Он видел, что состо­я­ние его без­на­дёж­но, сде­лал все необ­хо­ди­мые рас­по­ря­же­ния и обо всём поду­мал для того, что­бы облег­чить, насколь­ко воз­мож­но, нашей мате­ри то тяжё­лое поло­же­ние, кото­рое пред­сто­я­ло ей после его смер­ти. Так­же выска­зы­вал он жела­ние, что­бы моло­дая вос­пи­та­тель­ни­ца и учи­тель­ни­ца наших двух бра­тьев, Ната­лия Вла­ди­ми­ров­на Клас­сов­ская, оста­лась навсе­гда при моей мате­ри. «Она будет тебе хоро­шей и вер­ной помощ­ни­цей», — ска­зал он. Сло­ва его дей­стви­тель­но испол­ни­лись. До самой смер­ти моей мате­ри она была вер­ной под­держ­кой. Наша мать нико­гда ина­че не пред­став­ля­ла её гостям как «моя пра­вая рука». Пре­дав с верою жену и детей сво­их попе­че­нию Гос­под­не­му, наш отец в мире пере­шёл в веч­ность. Моя мать гово­ри­ла, что она про­во­ди­ла его до ворот неба, так пре­кра­сен был его пере­ход. Итак, моя мать оста­лась одна с пятью детьми.

После отъ­ез­да Васи­лия Алек­сан­дро­ви­ча Паш­ко­ва собра­ния, про­ис­хо­див­шие в его доме, были пере­не­се­ны к нам на Боль­шую Мор­скую 43. Вско­ре после это­го при­е­хал к моей мате­ри гене­рал-адъ­ютант Госу­да­ря с пору­че­ни­ем пере­дать ей, что Его Импе­ра­тор­ское Вели­че­ство жела­ет, что­бы собра­ния эти пре­кра­ти­лись. Мать моя, все­гда забо­тив­ша­я­ся о спа­се­нии души ближ­не­го, ста­ла сна­ча­ла гово­рить гене­ра­лу о его душе и о необ­хо­ди­мо­сти при­ми­рить­ся с Богом и пода­ри­ла ему Еван­ге­лие. Потом в ответ на его пору­че­ние ска­за­ла: «Спро­си­те у Его Импе­ра­тор­ско­го Вели­че­ства, кого мне боль­ше слу­шать­ся Бога или Госу­да­ря?» На этот сме­лый вопрос не после­до­ва­ло ника­ко­го отве­та. Собра­ния про­дол­жа­лись у нас, как и рань­ше. Моей мате­ри поз­же пере­да­ли, буд­то Госу­дарь ска­зал: «Она вдо­ва, оставь­те её в покое». Несколь­ко лет тому назад я слы­ша­ла из вер­но­го источ­ни­ка о плане сослать и мою мать и Ели­за­ве­ту Ива­нов­ну Черт­ко­ву, но, види­мо, Алек­сандр III, не раз­де­ляя взгля­дов еван­гель­ских веру­ю­щих, как бого­бо­яз­нен­ный чело­век, не хотел делать вре­да вдо­вам. Таким обра­зом, в нашем доме собра­ния про­дол­жа­лись ещё мно­го лет. В без­за­щит­но­сти и чело­ве­че­ской сла­бо­сти этих двух вдов Гос­подь про­явил Свою силу, как гово­рит нам Сло­во Божие (2 Кор. 12:9): «Сила Моя совер­ша­ет­ся в немо­щи»; или как ап. Павел гово­рит: «Когда я немо­щен, тогда силен».

Шли годы, мой стар­ший брат посту­пил на воен­ную служ­бу воль­но­опре­де­ля­ю­щим­ся в Кава­лер­гард­ский полк. Маль­чи­ком он отдал­ся Хри­сту, но сту­ден­че­ские годы при­нес­ли в его душу сомне­ния, и он до неко­то­рой сте­пе­ни ото­шёл от Гос­по­да. Одна­жды, будучи на воен­ной служ­бе, выхо­дя как-то из наше­го Петер­бург­ско­го дома на Мор­ской, он встре­тил у подъ­ез­да Агра­фе­ну Фёдо­ров­ну, ста­рень­кую, в чёр­ном паль­то и чёр­ном шер­стя­ном плат­ке. Она, по ста­ро­му рус­ско­му обы­чаю, глу­бо­ко покло­ни­лась ему, он, по при­су­щей ему при­вет­ли­во­сти, мило отве­тил ей, и она обра­ти­лась к нему: «Милый мой, доро­гой, Ваша Свет­лость, в мире ли Вы с Богом?» — «Нет, милая бабуш­ка, нет», — был ответ. «Ну, помо­ги Вам Гос­подь и бла­го­сло­ви Вас, доро­гой мой, Ваша Свет­лость, Ана­то­лий Пав­ло­вич!» — после­до­вал такой же поклон, и на этом они рас­ста­лись. Этот слу­чай гово­рит, как без­бо­яз­нен­ны и вер­ны были эти бес­хит­рост­ные в сво­ей вере чада Божии. Ни место, ни клас­со­вые раз­ли­чия не явля­лись им пре­пят­стви­ем для глав­ной зада­чи их жиз­ни — при­во­дить души к Хри­сту. При этом вос­по­ми­на­нии меня раду­ет искрен­ность мое­го бра­та, но ещё более раду­ет меня, что он в послед­ние годы сво­ей жиз­ни вер­нул­ся к «Началь­ни­ку и Совер­ши­те­лю веры, Иису­су Хри­сту» (Из кни­ги Софьи Ливен «Духов­ное про­буж­де­ние в России»).

Справ­ка:

Ливен Софья Пав­лов­на. Роди­лась в 1880 в Санкт-Петер­бур­ге. Княж­на (отец, князь Ливен Павел Ива­но­вич; мать Ливен Ната­лья Федо­ров­на). Сест­ра кня­зя Ана­то­лия Ливе­на. Полу­чи­ла выс­шее обра­зо­ва­ние, с юно­сти была актив­ным чле­ном Церк­ви еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов, рабо­та­ла в Рус­ском сту­ден­че­ском хри­сти­ан­ском движении.

В декаб­ре 1929- нахо­ди­лась в Плав­ске Туль­ской обла­сти, сооб­ща­ла в Пом­по­лит о полу­че­нии посыл­ки из Англии от род­ных. В янва­ре 1930 — Е. П. Пеш­ко­ва сооб­щи­ла ей о полу­че­нии из Нор­веж­ской мис­сии визы для нее на въезд в Англию. В фев­ра­ле 1930 — вновь про­си­ла хода­тай­ства Пом­по­ли­та о помо­щи в выез­де в Англию к бра­тьям. В мае юри­ди­че­ский отдел Пом­по­ли­та сооб­щал ей, что, соглас­но справ­ке из ОГПУ, рас­по­ря­же­ние на выда­чу загран­пас­пор­та дано в апре­ле. Летом она сооб­ща­ла в Пом­по­лит, что загран­пас­порт так и не полу­чи­ла. Осе­нью 1930 — аре­сто­ва­на и при­го­во­ре­на к 5 годам ссыл­ки. Позд­нее эми­гри­ро­ва­ла во Фран­цию, про­жи­ва­ла в Пари­же, затем выеха­ла в Гер­ма­нию, рабо­та­ла в изда­тель­стве «Свет на Восто­ке» (Корн­таль). В 1964 — скон­ча­лась, похо­ре­на в Корнтале.

(ГАРФ. Ф. Р‑8409. Оп. 1. Д. 457. С. 133, 136, 142; Д. 464. С. 158; Д. 474. С. 261).

«Софье Ливен я обя­за­на сво­им обра­ще­ни­ем к Гос­по­ду. Она как-то спро­си­ла меня: «Любишь ли ты Иису­са?» Я не зна­ла, что отве­тить. Верить я вери­ла, а любить… Я отве­ти­ла: «Люб­лю, но я сиде­ла. Она мно­го моли­лась со мной в этой ком­на­те. Она все­гда моли­лась коле­но­пре­кло­нен­но. О, это была осо­бен­ная жен­щи­на. Она слу­жи­ла Гос­по­ду до самой кон­чи­ны. По пору­че­нию мис­сии она была в Мюн­хене, где Гос­подь ее ото­звал к Себе. В послед­нюю свою ночь Софья Ливен вста­ла, когда все еще спа­ли, и раз­бу­ди­ла всех. „Поче­му вы все спи­те? — спро­си­ла она. — Ведь уже совсем свет­ло. Смот­ри­те, как свет­ло вокруг“. Но этот свет виде­ла толь­ко она. Похо­ро­не­на Софья Ливен в Корн­та­ле. Каж­дый год, при­ез­жая на кон­фе­рен­цию, я хожу на ее могилу» .

(Вера и Жизнь 2, 1999 г. Интер­вью Э. и В. Цорн с Евой Рит­май­ер, доче­рью Валь­те­ра Жака.)

Под­го­то­вил гл. редак­тор А. И. Корабель.