V Науч­но-исто­ри­че­ская конференция

V откры­тая науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция «Фено­мен Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма» про­шла с 15 по 17 сен­тяб­ря в Вели­ком Нов­го­ро­де в церкви

«Храм Хри­ста». Глав­ная тема кон­фе­рен­ции – «500 лет Реформации».

Уже пятый год на Нов­го­род­чине в «Хра­ме Хри­ста» из горо­дов Нов­го­род­ской обла­сти, Санкт-Петер­бур­га, Моск­вы для уча­стия в кон­фе­рен­ции собра­лись исто­ри­ки, уче­ные, архи­ви­сты, рели­гио­ве­ды, бого­сло­вы, пас­то­ры, бла­го­вест­ни­ки, слу­жи­те­ли раз­ных еван­гель­ских церк­вей и мис­сий, жур­на­ли­сты. В рабо­те кон­фе­рен­ции участ­во­ва­ли пра­во­слав­ные и свет­ские исто­ри­ки, уче­ные. От Рос­сий­ско­го Сою­за ЕХБ участ­ни­ков кон­фе­рен­ции при­вет­ство­ва­ли пер­вый заме­сти­тель пред­се­да­те­ля РСЕХБ Сер­гей Юрье­вич Сип­ко, реги­о­наль­ный заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Сою­за ЕХБ по Северо–западу Вик­тор Кирил­ло­вич Сип­ко, экс-пред­се­да­тель РСЕХБ Юрий Кирил­ло­вич Сип­ко. Так­же они участ­во­ва­ли в вос­крес­ном бого­слу­же­нии, посвя­щен­ном празд­ни­ку Жат­вы 17 сентября.

В откры­тии кон­фе­рен­ции и в вос­крес­ном бого­слу­же­нии при­нял уча­стие извест­ный фин­ский хри­сти­ан­ский певец, артист теат­ра и кино Вик­тор Кли­мен­ко. Еван­ге­ли­за­ци­он­ный кон­церт извест­но­го испол­ни­те­ля про­шел с бла­го­сло­вен­ным успе­хом 15 сен­тяб­ря в зале «Хра­ма Хри­ста», на кото­ром побы­ва­ли веру­ю­щие из раз­ных церк­вей и дру­гие жите­ли Новгородчины.

Про­во­дил кон­фе­рен­цию бес­смен­ный ее орга­ни­за­тор Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель, епи­скоп церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской обла­сти, магистр бого­сло­вия, исто­рик. Ана­то­лий Ива­но­вич в сво­ем при­вет­ствии напом­нил о важ­но­сти дан­ных кон­фе­рен­ций в деле осве­ще­ния науч­но-исто­ри­че­ско­го аспек­та рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма и отме­тил важ­ность Рефор­ма­ции как в целом для про­те­стан­тов, так и для укреп­ле­ния и раз­ви­тия еван­гель­ских церк­вей, что повли­я­ло на раз­ви­тие еван­гель­ско­го дви­же­ния в Евро­пе, вклю­чая Рос­сию. Ана­то­лий Ива­но­вич сде­лал акцент в сво­ем выступ­ле­нии на раз­ви­тие еван­гель­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­чине в кон­тек­сте Рефор­ма­ции. Так­же он под­черк­нул, что надо попу­ля­ри­зи­ро­вать нашу историю.

В сво­ем при­вет­ствии экс-пред­се­да­тель РСЕХБ Юрий Кирил­ло­вич Сип­ко отме­тил важ­ность дан­ной кон­фе­рен­ции для наше­го брат­ства, что атмо­сфе­ра науч­но-исто­ри­че­ской кон­фе­рен­ции была насто­я­щей, еван­гель­ской и поже­лал, что­бы кон­фе­рен­ция ста­ла досто­я­ни­ем общества.

В рабо­те кон­фе­рен­ции участ­во­вал, как и в про­шлые годы, Йозеф Барон – титу­ляр­ный Архи­епи­скоп Еди­ной еван­ге­ли­че­ско – люте­ран­ской церк­ви Рос­сии, док­тор Свя­той Тео­ло­гии гра­да Рима, про­фес­сор Ново­го Заве­та при С – Петер­бург­ской Еван­ге­ли­че­ской Бого­слов­ской Ака­де­мии. Он пред­ста­вил доклад «Мар­тин Лютер и Реформация».

Про­зву­чав­шие докла­ды каса­лись исто­рии еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии в кон­тек­сте Рефор­ма­ции, неко­то­рых важ­ных эта­пов жиз­ни извест­ных лич­но­стей в исто­рии еван­гель­ско­го дви­же­ния, еван­гель­ских изыс­ка­ний в твор­че­стве извест­ных писа­те­лей-про­те­стан­тов XVII – XIX веков. Так в сво­ем докла­де «Мис­си­о­нер­ское слу­же­ние в церк­ви еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов (совет­ский пери­од)» Татья­на Кирил­лов­на Николь­ская, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, док­то­рант Инсти­ту­та Исто­рии РАН, стар­ший пре­по­да­ва­тель СПБХУ), отме­ти­ла, что несмот­ря на запре­ты, гоне­ния, мис­си­о­нер­ская актив­ность еван­гель­ских хри­сти­ан и бап­ти­стов в совет­ский пери­од была на высо­ком уровне, бла­го­ве­стие не прекращалось.

Так­же на кон­фе­рен­ции про­зву­ча­ли докла­ды: «Как уве­ро­ва­ла Е. И. Черт­ко­ва: новые архив­ные све­де­ния» – В. А. Сте­па­нов, автор кни­ги – двух­том­ни­ка «Рож­ден­ные свы­ше на бере­гах Ижо­ры» и око­ло 50 ста­тей по исто­рии ЕХБ, Хри­сти­ан­ское обще­ство «Биб­лия для всех» (СПб.), заве­ду­ю­щий биб­лио­те­кой); «Предыс­то­рия Еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии, XIV­ — XVI век – А. Ю. Коше­лев, пас­тор церк­ви «Ков­чег». Г. Санкт-Петер­бург; «Англий­ские писа­те­ли – про­те­стан­ты XVII — XIX веков – Т. Г. Бого­ле­по­ва, кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук, доцент ДВФУ (Даль­не­во­сточ­ный феде­раль­ный уни­вер­си­тет); «Рефор­ма­ция в Фин­лян­дии. Мика­ель Агри­ко­ла и Паа­ва­ли Юстен» – Г. М. Кова­лен­ко, доцент, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук. Стар­ший науч­ный сотруд­ник СПб. Инсти­ту­та Исто­рии РАН; «Рефор­ма­ция и Холо­кост» – Э. А. Рет­ну­ва, магистр прак­ти­че­ско­го бого­сло­вия, стар­ший пре­по­да­ва­тель СПЕБА; «Пони­ма­ние и утвер­жде­ние док­три­ны оправ­да­ния верой в тру­дах Люте­ра и после­ду­ю­щих рефор­ма­то­ров» – Г. П. Вла­ди­ми­ро­ва, радио­жур­на­лист, закон­чи­ла Биб­лей­ский Кол­ледж СПБЕА по ака­де­ми­че­ской про­грам­ме «тео­ло­гия», сту­дент­ка 2 кур­са Бака­лаври­а­та СПЕБА, г. Санкт-Петер­бург; «Этнос и кон­фес­сия» – А. В. Родос­ский, кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук, доцент фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, магистр бого­сло­вия; «Каль­вин, сontra каль­ви­низм: логи­че­ское раз­ви­тие или созна­тель­ное сме­ще­ние идео­ло­ги­че­ских акцен­тов» – А. Н. Васи­лен­ко, магистр бого­сло­вия в обла­сти Исто­рии Церк­ви и доктрины.

Доклад­чи­кам в рам­ках дис­кус­сии мож­но было задать инте­ре­су­ю­щий вопрос.

Зоя Алек­се­ев­на Бар­ди­на, кор­ре­спон­дент Рос­сий­ско­го Сою­за ЕХБ, рас­ска­за­ла о сего­дняш­ней духов­но-про­све­ти­тель­ской мис­сии для рос­си­ян жур­на­ла «Хри­сти­ан­ское сло­во» и пред­ста­ви­ла осо­бый выпуск жур­на­ла это­го года, посвя­щен­но­го Реформации.

По мате­ри­а­лам кон­фе­рен­ции пла­ни­ру­ет­ся выпуск науч­но-исто­ри­че­ско­го сборника.

Про­шед­шая науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция пока­за­ла вновь духов­ные пло­ды в жиз­ни про­те­стан­тов России.

О важ­но­сти науч­но-исто­ри­че­ской кон­фе­рен­ции и даль­ней­ших пер­спек­ти­вах ее про­ве­де­ния ска­за­ли ее орга­ни­за­то­ры и участники.

Сер­гей Юрье­вич Сип­ко, пер­вый заме­сти­тель пред­се­да­те­ля РСЕХБ:

С.СипкоV науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция в Вели­ком Нов­го­ро­де лич­но для меня ста­ла откры­ти­ем. Епи­скоп Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель про­де­лал боль­шой и достой­ный труд, объ­еди­нив пред­ста­ви­тель­ный круг исто­ри­ков и бого­сло­вов, искренне заин­те­ре­со­ван­ных в пред­ме­те сво­е­го иссле­до­ва­ния. Очень рас­счи­ты­ваю, что собрав на этой пло­щад­ке широ­кое пред­ста­ви­тель­ство со всей Рос­сии, мы смо­жем про­ана­ли­зи­ро­вать все фак­ты, ука­зы­ва­ю­щие на нали­чие в Рос­сий­ской импе­рии веру­ю­щих еван­гель­ско-бап­тист­ско­го веро­ис­по­ве­да­ния до 20 авгу­ста 1867 года и сде­лать соот­вет­ству­ю­щие выво­ды отно­си­тель­но даты зарож­де­ния бап­тист­ско­го братства.

В Нов­го­род­ском брат­стве чув­ству­ет­ся жизнь Духа! Руко­по­ло­же­ние двух моло­дых пре­сви­те­ров, в кото­ром мы при­ня­ли уча­стие – отрад­ный факт, достой­ный под­ра­жа­ния. Спо­соб­ность пред­ста­ви­те­лей раз­ных церк­вей брат­ства съе­хать­ся, что­бы про­ве­сти празд­ник вме­сте ука­зы­ва­ет на спло­чен­ность брат­ства. У них есть все, что­бы в молит­ве ста­вить дерз­но­вен­ные цели во сла­ву Господа!

Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель, епи­скоп еван­гель­ских церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской области:

А.И.КорабельМне при­ят­но, что мы уже тра­ди­ци­он­но про­во­дим дан­ную важ­ную кон­фе­рен­цию. Есть в этом посто­ян­ство. Самое глав­ное, что есть тен­ден­ция или про­грес­сия к тому, что на каж­дой кон­фе­рен­ции появ­ля­ют­ся новые доклад­чи­ки из новых инсти­ту­тов, дру­гих кон­фес­сий, при­ба­ви­лись пре­по­да­ва­те­ли из свет­ских и наших духов­ных уни­вер­си­те­тов, выс­ших учеб­ных заведений.

– Важ­ность темы «Рефор­ма­ция» для наше­го про­те­стант­ско­го мира?

На этой кон­фе­рен­ции один уче­ный из свет­ско­го уни­вер­си­те­та ска­зал мне: «Это хоро­шо, что вы вспом­ни­ли о 500 – лет­нем юби­лее Рефор­ма­ции. Пото­му что я ни от одно­го свет­ско­го исто­ри­ка не услы­шал упо­ми­на­ние об этом. Это горь­ко и печаль­но. А вы сде­ла­ли доб­рое дело. Не толь­ко вспом­ни­ли, но и пого­во­ри­ли об этом в кон­тек­сте всей кон­фе­рен­ции, посвя­щен­ной имен­но 500 – летию Евро­пей­ской Реформации».

– Ваши пожелания?

Будем молить­ся, что­бы Бог под­дер­жал нас и послал нам жела­ние, здо­ро­вье и финан­сы, что­бы про­дол­жать подоб­ные кон­фе­рен­ции. Хочет­ся, что­бы к сле­ду­ю­щей кон­фе­рен­ции, при­со­еди­ни­лись к нам еще боль­ше и свет­ских и хри­сти­ан­ских уче­ных мужей.

Татья­на Кирил­лов­на Николь­ская, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, док­то­рант СПб. Инсти­ту­та Исто­рии РАН, стар­ший пре­по­да­ва­тель СПБХУ, член Сою­за писа­те­лей России.

Т.Никольская– Татья­на Кирил­лов­на, что Вы ска­же­те о важ­но­сти этой конференции?

Дей­ствия не закан­чи­ва­ют­ся толь­ко кон­фе­рен­ци­ей, пото­му что любая кон­фе­рен­ция дает какой-то резо­нанс: появ­ля­ют­ся какие-то сооб­ще­ния в СМИ о ней, выхо­дит сбор­ник докла­дов кон­фе­рен­ции, кон­фе­рен­ция моби­ли­зу­ет на какие-то цели, зада­чи. Так в про­шлом году на подоб­ной кон­фе­рен­ции было пред­ло­же­но выпу­стить био­гра­фи­че­скую кни­гу о нашем извест­ном исто­ри­ке – Марине Сер­ге­евне Карет­ни­ко­вой. Сей­час появи­лась воз­мож­ность под­го­то­вить и издать неболь­шую книж­ку, куда вой­дут био­гра­фия Мари­ны Сер­ге­ев­ны и вос­по­ми­на­ния о ней. Сей­час я зани­ма­юсь этим про­ек­том, био­гра­фия уже напи­са­на. В чис­ле авто­ров вос­по­ми­на­ний – Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель – пас­тор еван­гель­ской церк­ви «Храм Хри­ста», кото­рую М. С. Карет­ни­ко­ва осо­бен­но люби­ла, и орга­ни­за­тор этой кон­фе­рен­ции «Фено­мен Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма», в кото­рой она участ­во­ва­ла два­жды. На кон­фе­рен­ции так­же выяв­ля­ют­ся важ­ные акту­аль­ные вопро­сы для про­те­стант­ско­го сообщества.

– Насколь­ко акту­аль­на тема «Рефор­ма­ции» для нас?

Она очень акту­аль­на. Эта тема вызы­ва­ет инте­рес даже у неве­ру­ю­щих свет­ских людей. Ведь Рефор­ма­ция ока­за­ла вли­я­ние на всю после­ду­ю­щую исто­рию и куль­ту­ру все­го мира, вклю­чая Рос­сию, а не толь­ко на стра­ны Запад­ной Европы.

– Какие темы Вы бы еще под­ня­ли на таких конференциях?

Темы на такой кон­фе­рен­ции мож­но не толь­ко при­уро­чи­вать к каким-то датам, но и посвя­щать отдель­ным темам. Напри­мер, у нас в С – Петер­бург­ском Хри­сти­ан­ском уни­вер­си­те­те были кон­фе­рен­ции, где рас­смат­ри­ва­лись вопро­сы о дей­стви­ях Свя­то­го Духа в раз­ных аспек­тах – исто­ри­че­ском, биб­лей­ском, бого­слов­ском, о жен­щи­нах – хри­сти­ан­ках, о веро­от­ступ­ни­че­стве. Мож­но брать исто­ри­че­ские даты, свя­зан­ные не толь­ко с хри­сти­ан­ской исто­ри­ей, но и с общей исто­ри­ей. Напри­мер, в этом году сра­зу несколь­ко юби­ле­ев- 500 – летие Рефор­ма­ции, 150 – летие рус­ско­го бап­тиз­ма, 100 – летие Фев­раль­ской и Октябрь­ской рево­лю­ций, и 80 – летие Боль­шо­му тер­ро­ру, когда поги­ба­ли мно­гие верующие.

– Как мож­но было бы рас­ши­рить пред­ста­ви­тель­ство докладчиков?

Тут мно­го аспек­тов для рас­ши­ре­ния кру­га доклад­чи­ков. Сей­час уче­ные полу­ча­ют мно­го при­гла­ше­ний на уча­стие в раз­ных науч­ных кон­фе­рен­ци­ях. Им при­хо­дит­ся рас­став­лять при­о­ри­те­ты. Здесь игра­ет роль и финан­со­вая сто­ро­на: могут ли орга­ни­за­то­ры опла­тить дорож­но – транс­порт­ные рас­хо­ды и пре­бы­ва­ние ино­го­род­них доклад­чи­ков. Важен ста­тус буду­ще­го сбор­ни­ка мате­ри­а­лов кон­фе­рен­ции, попа­дет ли он в науч­ные кру­ги. С дру­гой сто­ро­ны, на дан­ной кон­фе­рен­ции уже сло­жил­ся свой круг посто­ян­ных доклад­чи­ков, кото­рые каж­дый раз пред­став­ля­ют новую инте­рес­ную инфор­ма­цию. Это тоже важно.

– Ваши пожелания?

Важ­но, что­бы слу­жи­те­ли церк­вей поучаст­во­ва­ли в дан­ной кон­фе­рен­ции, про­слу­ша­ли докла­ды и при­ме­ни­ли на прак­ти­ке такую про­све­ти­тель­скую инфор­ма­цию. Напри­мер, в докла­де по каль­ви­низ­му, автор подроб­но оста­но­вил­ся на мыс­ли, что глав­ная идея Каль­ви­на – абсо­лют­ная власть Бога, а не пред­опре­де­ле­ние, как это при­ня­то счи­тать. Если уче­ным это дав­но извест­но, то зача­стую мно­гие пас­то­ры это­го не знают.

Вла­ди­мир Андре­евич Сте­па­нов, автор кни­ги-двух­том­ни­ка «Рож­ден­ные свы­ше на бере­гах Ижо­ры» и око­ло 50 ста­тей по исто­рии ЕХБ. Место рабо­ты: Хри­сти­ан­ское обще­ство «Биб­лия для всех» (СПб.), заве­ду­ю­щий библиотекой.

В.Степанов– Вла­ди­мир Андре­евич, какие Ваши впе­чат­ле­ния о конференции?

Эта кон­фе­рен­ция посвя­ще­на 500-летию Рефор­ма­ции. Так­же в этом году празд­ну­ет­ся 150-летие рус­ско­го бап­тиз­ма. Посколь­ку бап­тизм осно­ван на прин­ци­пе «толь­ко Писа­ние», то где-то у нас ослаб­ле­но вни­ма­ние к опы­ту церк­ви, к исто­рии. Такие кон­фе­рен­ции как раз вос­пол­ня­ют этот про­бел, пото­му что мы можем посмот­реть, как Бог дей­ство­вал в исто­рии церк­ви ЕХБ, что полу­ча­лось у веру­ю­щих, какие ими совер­ша­лись ошиб­ки, про­ана­ли­зи­ро­вать и доне­сти до наро­да Божье­го, посмот­реть на людей веры, на кого мы можем рав­нять­ся. Сам я на этой кон­фе­рен­ции делал доклад, посвя­щен­ный Ели­за­ве­те Ива­новне Черт­ко­вой, чья жизнь име­ла выда­ю­ще­е­ся зна­че­ние в ран­нем пери­о­де – конец 19 века и нача­ло 20 века – наше­го еван­гель­ско­го дви­же­ния, осо­бен­но в Санкт-Петер­бур­ге. Зна­че­ние этой лич­но­сти важ­но для все­го еван­гель­ско­го дви­же­ния. Мой инте­рес – нахо­дить новые све­де­ния в исто­рии, закры­вать белые пят­на, то есть гово­рить об извест­ном неиз­вест­ное. Смот­реть шире и глуб­же. Так был най­ден в архи­ве днев­ник Черт­ко­вой, через кото­рый мож­но узнать ее дра­ма­тич­ный путь уве­ро­ва­ния в Бога. Об этом как раз был мой доклад на конференции.

– Какие темы Вы бы еще под­ня­ли на таких кон­фе­рен­ци­ях по рос­сий­ско­му про­те­стан­тиз­му кро­ме юби­лей­ных дат в истории?

В этом году – 500-летие Рефор­ма­ции, в поза­про­шлом году основ­ная тема кон­фе­рен­ции была 600 – летие муче­ни­че­ства Яна Гуса. Какие-то даты выби­ра­ют­ся для темы кон­фе­рен­ции, но они не обя­зы­ва­ют участ­ни­ков гово­рить по основ­ной теме. Здесь пред­став­ле­на под гло­баль­ной темой «Рос­сий­ский про­те­стан­тизм» раз­но­об­раз­ная палит­ра дру­гих тем, взгля­дов на исто­рию про­те­стан­тиз­ма. Я за то, что­бы была рас­ши­рен­ная тема­ти­ка, име­ли место раз­ные иссле­до­ва­ния с раз­ны­ми фор­ма­ми пода­чи мате­ри­а­лов. Это очень хоро­шо, пото­му что поз­во­ля­ет узна­вать друг дру­га, пере­ни­мать опыт, помо­га­ет в исследованиях.

– Ваши пожелания?

То, что здесь при­ни­ма­ют уча­стие хри­сти­ане раз­ных кон­фес­сий, дает воз­мож­ность уви­деть хри­сти­ан­ство в более широ­ком аспек­те и при­ни­мать хоро­шее друг от дру­га. Это надо поощ­рять, что­бы рас­ши­рял­ся круг иссле­до­ва­те­лей – исто­ри­ков. Что­бы вклю­чи­лись в кон­фе­рен­цию иссле­до­ва­те­ли по исто­рии рос­сий­ско­го еван­гель­ско­го дви­же­ния из Моск­вы и дру­гих горо­дов. Напри­мер, хоте­лось бы услы­шать исто­ри­че­ские иссле­до­ва­ния еван­гель­ско­го дви­же­ния, каса­ю­щи­е­ся свя­зей и вза­и­мо­вли­я­ния меж­ду Моск­вой и Санкт-Петер­бур­гом. Так­же хоте­лось бы, что­бы была пред­став­ле­на тема тра­ги­че­ская и инте­рес­ная для осве­ще­ния – 80 лет Боль­шо­го тер­ро­ра – 1937—38гг. Тема вер­но­сти, муче­ни­че­ства, кото­рая про­пи­са­на в Еван­ге­лии, что жела­ю­щие жить бла­го­че­сти­во во Хри­сте Иису­се, будут гони­мы. Хри­стос ска­зал: «Я создам Цер­ковь, и вра­та ада не одо­ле­ют ее», то есть цер­ковь будет испы­та­на. Хотя мы живем сей­час в бла­го­при­ят­ное вре­мя, но оно может изме­нить­ся и опыт церк­ви в вер­но­сти не дол­жен быть забыт. Мы долж­ны об этом гово­рить и вспо­ми­нать людей, кото­рые отда­ли свои жиз­ни за Господа.

Алла Михай­лов­на Сте­па­но­ва, учи­тель исто­рии, рели­гио­вед, г. Санкт-Петербург:

Важ­но, что­бы на наших кон­фе­рен­ци­ях было боль­ше про­фес­си­о­на­лиз­ма, ком­пе­тен­ции в докла­дах, а не про­сто рас­суж­де­ния. На кон­фе­рен­ции мне понра­вил­ся доклад свет­ско­го уче­но­го Ген­на­дия Кова­лен­ко. Тема глу­бо­ко, инте­рес­но рас­кры­та. Инте­рес­но была пока­за­на в его докла­де исто­ри­че­ская ретро­спек­ти­ва в Фин­лян­дии, кото­рая сопре­дель­на с обла­стью Нов­го­род­ской. Про­ис­хо­дят важ­ные посто­ян­ные свя­зи меж­ду эти­ми обла­стя­ми. Инте­рес­но, как Рефор­ма­ция рас­про­стра­ня­лась в нашем сосед­нем госу­дар­стве. Доклад­чик очень инте­рес­но, позна­ва­тель­но рас­ска­зал о вза­и­мо­дей­ствии с Нов­го­ро­дом фин­ских про­све­ти­те­лей, их труд­ный жиз­нен­ный путь. Эта инфор­ма­ция для нас новая и инте­рес­ная, необыч­ная, кото­рая дает и сти­мул к изу­че­нию, осмыс­ле­нию. Хоте­лось бы, что­бы на наших кон­фе­рен­ци­ях был такой уро­вень доклад­чи­ков, как у Кова­лен­ко – чело­ве­ка свет­ско­го, очень ком­пе­тент­но­го. Свет­ские уче­ные, наблю­дая и слу­шая нашу ком­пе­тен­цию хри­сти­ан­ских уче­ных, мог­ли бы слу­шать и сви­де­тель­ство о Боге. При­гла­ше­ние на наши кон­фе­рен­ции свет­ских уче­ных – полез­но, пото­му что это момент евангелизации.

– Важ­ность таких конференций?

Нов­го­род­ской церк­ви это очень инте­рес­но, что очень раду­ет. Важ­но услы­шать на таких кон­фе­рен­ци­ях помень­ше фило­со­фии, поболь­ше исто­рии. Помень­ше умо­зри­тель­ных рас­суж­де­ний и поболь­ше кон­крет­ных фак­тов. Это боль­ше может нази­дать и быть при­ме­ром и более инте­рес­но рели­гио­ве­дам и исто­ри­кам, и слу­жи­те­лям церкви.

– Поже­ла­ние организаторам?

Здо­ро­вья, бод­ро­сти духа! Такую кон­фе­рен­цию собрать не про­сто, доклад­чи­ков тоже. Надо обя­за­тель­но про­дол­жать, рас­ши­рять, попу­ля­ри­зи­ро­вать, про­па­ган­ди­ро­вать такие кон­фе­рен­ции. При­гла­шать инте­рес­ных доклад­чи­ков свет­ских и пред­ста­ви­те­лей раз­ных кон­фес­сий, раз­ви­вать эти связи.

Ген­на­дий Михай­ло­вич Кова­лен­ко, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, веду­щий науч­ный сотруд­ник Санкт – Петер­бург­ско­го инсти­ту­та исто­рии РАН. Тема докла­да: «Рефор­ма­ция в Фин­лян­дии. Мика­ель Агри­ко­ла и Паа­ва­ли Юстен»:

­Г.Коваленко– Важ­ность темы конференции?

Для меня тема кон­фе­рен­ции доволь­но инте­рес­на, посколь­ку в этом году мы отме­ча­ем несколь­ко важ­ных круг­лых дат, в том чис­ле широ­ко извест­ную: 100-летие Октябрь­ской рево­лю­ции. Дру­гая менее извест­ная, но весь­ма важ­ная для Нов­го­ро­да – это 400-летие Стол­бов­ско­го мир­но­го дого­во­ра, с под­пи­са­ни­ем кото­ро­го свя­за­но осво­бож­де­ние Нов­го­ро­да и Нов­го­род­ской зем­ли от швед­ской окку­па­ции. Кон­фе­рен­ция, посвя­щен­ная этой дате, была про­ве­де­на в фев­ра­ле это­го года на базе Нов­го­род­ско­го музея – запо­вед­ни­ка. 500-летие Рефор­ма­ции отме­ча­ет­ся у нас не так широ­ко, может быть пото­му, что это важ­ное собы­тие, преж­де все­го, евро­пей­ской исто­рии, хотя оно опо­сред­ство­ван­но каса­лась и Рос­сии. Так, напри­мер, ино­стран­ное воен­ное вме­ша­тель­ство во внут­рен­ние дела Рос­сии в годы Сму­ты в нача­ле XVII века в извест­ной мере было отго­лос­ком Рефор­ма­ции: борь­бой Поль­ско-Литов­ско­го госу­дар­ства и Шве­ции, то есть като­ли­циз­ма и про­те­стан­тиз­ма, на тер­ри­то­рии Рос­сий­ско­го госу­дар­ства. Это про­ти­во­сто­я­ние, как извест­но, выли­лось в Трид­ца­ти­лет­нюю вой­ну, закон­чив­шу­ю­ся под­пи­са­ни­ем в 1648 г. Вест­фаль­ско­го мира, поло­жив­ше­го нача­ло ново­му поряд­ку и опре­де­лив­ше­го харак­тер меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний в Евро­пе на бли­жай­шие пол­то­ра сто­ле­тия. Сле­ду­ет отме­тить, что Рос­сия при­ни­ма­ла кос­вен­ное уча­стие в этой войне на сто­роне анти­габс­бург­ско­го (про­те­стант­ско­го) бло­ка. Она предо­став­ля­ла ему стра­те­ги­че­ское сырье (смо­лу, пень­ку и хлеб) по низ­ким ценам. Эта науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция, на кото­рую я полу­чил при­гла­ше­ние, сви­де­тель­ству­ет о том, что в Рос­сии пом­нят и о юби­лее Реформации.

– Ваши впе­чат­ле­ния о конференции?

Атмо­сфе­ра на кон­фе­рен­ции науч­ная, доб­ро­же­ла­тель­ная, творческая.

– Ген­на­дий Михай­ло­вич, иссле­до­ва­ни­ем каких про­блем Вы занимаетесь?

Область моих науч­ных инте­ре­сов – это евро­пей­ские нар­ра­тив­ные (повест­во­ва­тель­ные) источ­ни­ки о Рос­сии, или Рос­сия гла­за­ми ино­стран­цев. Так­же я зани­ма­юсь изу­че­ни­ем отно­ше­ний нашей стра­ны со стра­на­ми Скан­ди­на­вии, преж­де все­го со Шве­ци­ей и Фин­лян­ди­ей. Поэто­му мой доклад на этой кон­фе­рен­ции был посвя­щен выда­ю­щим­ся дея­те­лям фин­ской церк­ви, кото­рые были так­же духов­ны­ми про­све­ти­те­ля­ми и исто­ри­ка­ми. Недав­но я сдал в печать свою кни­гу «Рос­сия и Шве­ция от Рюри­ка до Ель­ци­на», кото­рая пред­став­ля­ет собой серию науч­но-попу­ляр­ных очер­ков, посвя­щен­ных раз­ным сто­ро­нам отно­ше­ний меж­ду дву­мя стра­на­ми. Наде­юсь, что к кон­цу это­го года кни­га вый­дет из печати.

– Какие темы Вам было инте­рес­но послу­шать на этой конференции?

Мне было бы инте­рес­но послу­шать докла­ды о Мар­тине Люте­ре, вли­я­нии Рефор­ма­ции на Россию.

– Мно­го­кон­фес­си­о­наль­ная Россия.

Исто­ри­че­ски сло­жи­лось так, что наша Рос­сия – мно­го­кон­фес­си­о­наль­ная стра­на. Доми­ни­ру­ю­щая рели­гия у нас – пра­во­сла­вие. Сего­дня важ­но под­дер­жи­вать меж­кон­фес­си­о­наль­ный мир, для того, что­бы пред­ста­ви­те­ли раз­ных кон­фес­сий нашей стра­ны обща­лись меж­ду собой на доста­точ­но циви­ли­зо­ван­ном уровне.

– Наша стра­на отме­ча­ла в 2016 г. 140-летие Сино­даль­но­го пере­во­да Биб­лии на рус­ский язык. В чем важ­ность Биб­лии в деле про­све­ще­ния наше­го народа?

Пере­вод Сино­даль­ной Биб­лии важен тем, что дела­ет ее более понят­ной, доступ­ной для наро­да. Спе­ци­а­ли­стам, про­фес­си­о­на­лам важ­но читать до Сино­даль­ную Биб­лию и на цер­ков­но-сла­вян­ском и на дру­гих язы­ках. Но для совре­мен­но­го чита­те­ля, тем более моло­де­жи, важен пере­вод на доступ­ном рус­ском языке.

– Ваши пожелания?

Как исто­рик, ска­жу, что каж­дый чело­век дол­жен знать в каком-то объ­е­ме свою исто­рию: не толь­ко сво­ей стра­ны, но и исто­рию свой семьи. Исто­рия для каж­до­го чело­ве­ка долж­на начи­нать­ся с исто­рии сво­ей семьи. Если сего­дня сред­не­ста­ти­сти­че­ский рос­си­я­нин попы­та­ет­ся вос­ста­но­вить исто­рию сво­ей семьи, то даль­ше вто­ро­го – тре­тье­го коле­на он вряд ли смо­жет пой­ти. Это долж­но вос­пи­ты­вать­ся с дет­ства, роди­те­ли вме­сте с детьми долж­ны зани­мать­ся изу­че­ни­ем и состав­ле­ни­ем сво­е­го гене­а­ло­ги­че­ско­го дре­ва. Исто­рия семьи – это состав­ная часть исто­рии стра­ны. Каж­дый чело­век дол­жен знать и пред­став­лять хоть в каком-то объ­е­ме исто­рию сво­ей семьи и сво­ей стра­ны. Важ­но что­бы люди пони­ма­ли, что есть насто­я­щая исто­рия, а есть лже­и­сто­рия, уме­ли отли­чать выдум­ку от под­лин­ной исто­рии. Я бы ска­зал, что исто­рию мож­но срав­нить не с учи­те­лем, а с над­зи­ра­те­лем, пото­му что она нака­зы­ва­ет за невы­учен­ные уроки.

– Поже­ла­ния глав­но­му орга­ни­за­то­ру и вдох­но­ви­те­лю кон­фе­рен­ции епи­ско­пу Ана­то­лию Ива­но­ви­чу Корабель?

Желаю боль­ше сотруд­ни­чать со свет­ски­ми исто­ри­ка­ми. Я со сво­ей сто­ро­ны при­ла­гал к это­му опре­де­лен­ные уси­лия. Я явля­юсь чле­ном ред­кол­ле­гии Нов­го­род­ско­го исто­ри­че­ско­го сбор­ни­ка, где Ана­то­лий Ива­но­вич по мое­му пред­ло­же­нию напе­ча­тал ста­тью о еван­гель­ских христианах–баптистах на Нов­го­род­чине. Эту рабо­ту сле­ду­ет продолжать.

Васи­лен­ко Алек­сей Нико­ла­е­вич, магистр бого­сло­вия в обла­сти Исто­рии Церк­ви и док­три­ны, пре­по­да­ва­тель Санкт-Петер­бург­ской бого­слов­ской ака­де­мии, цер­ковь «Дом Еван­ге­лия», г. Санкт-Петербург:

А.ВасиленкоЯ на этой кон­фе­рен­ции пер­вый раз. Мне понра­ви­лась дей­стви­тель­но домаш­няя атмо­сфе­ра. Конеч­но, понра­ви­лось содер­жа­ние кон­фе­рен­ции. Была мас­са докла­дов, в кото­рых про­зву­ча­ли темы, для меня еще неис­сле­до­ван­ные. Напри­мер, это твор­че­ство писа­те­лей-про­те­стан­тов 17 – 19 веков, это Рефор­ма­ция в Фин­лян­дии. Эти темы пока­за­лись мне осо­бен­но интересными!

– Ваш доклад посвя­щен Каль­ви­ну и его бого­сло­вию? Почему?!

Четы­ре года назад я хотел гово­рить о Каль­вине, пото­му что эта сфе­ра моих про­фес­си­о­наль­ных бого­слов­ских инте­ре­сов. Я зани­ма­юсь его жиз­нью, тео­ло­ги­ей, миро­воз­зре­ни­ем и фило­со­фи­ей. На нем сто­ит клей­мо, кле­ше, кото­рое необ­хо­ди­мо снять. Сле­ду­ет все рас­ста­вить на свои места! Я счи­таю, что систе­ма Каль­ви­на, как систе­ма бла­го­че­стия может силь­но помочь еван­гель­ским церк­вам на пост­со­вет­ском про­стран­стве. Она может при­не­сти мно­го пользы!

– Как полез­на тема Рефор­ма­ции для наше­го хри­сти­ан­ско­го общества?

Я вижу во всем этом одну про­стую при­чи­ну – нам сле­ду­ет понять, что наши кор­ни не в мар­ги­наль­ной рефор­ма­ции, не в контр­ре­фор­ма­ции. Наши кор­ни – это маги­стер­ская Рефор­ма­ция и ее насле­дие. Это уче­ная рефор­ма­ция, иду­щая свер­ху вниз, направ­лен­ная на умных и обра­зо­ван­ных людей, спо­соб­ная повли­ять и пре­об­ра­зить все сфе­ры чело­ве­че­ской жиз­ни. Имен­но поэто­му сле­ду­ет воз­вра­тить­ся назад, к исто­кам! Ведь в ради­каль­ной рефор­ма­ции суще­ство­ва­ли дог­ма­ти­че­ские откло­не­ния. Наши кор­ни – это Лютер, Цвингли и Кальвин.

– Необ­хо­ди­ма ли Рефор­ма­ция нашим церквам?

Мы гово­рим о пяти соло рефор­ма­ции. Есть шестое соло, кото­рое при­сут­ству­ет в тру­дах всех рефор­ма­то­ров. Это – цер­ковь посто­ян­но рефор­ми­ру­ю­ща­я­ся! Дви­га­ю­ща­я­ся впе­ред, раз­ви­ва­ю­ща­я­ся. В этом ее успех! Апо­столь­ская цер­ковь была живой! Рефор­ма­тор­ская цер­ковь воз­ро­ди­ла это движение.

– Поче­му Хри­сти­ан­ство сла­бе­ет, а Ислам наступает?

Все дело в куль­ту­ре. Это две совер­шен­но раз­ные куль­ту­ры. Это даже не вопрос, свя­зан­ный с бого­сло­ви­ем или миро­воз­зре­ни­ем. Ислам – это куль­ту­ра Восто­ка. Во-пер­вых, это боль­шие семьи. Это эле­мент соци­аль­ный. Ислам­ские семьи боль­шие, а хри­сти­ан­ские – малень­кие! Во-вто­рых, есть и бого­слов­ская состав­ля­ю­щая. Ислам воз­ник в 7 веке как явле­ние син­кре­ти­че­ское. Ислам – это син­тез язы­че­ства, иуда­из­ма, зоро­аст­риз­ма и хри­сти­ан­ства в его ере­ти­че­ской фор­ме. В ран­ние годы жиз­ни Мухам­ме­да вос­пи­ты­вал восточ­ный монах-ари­а­нин, кото­рый не счи­тал Сына еди­но­сущ­ным Отцу. Отсю­да воз­зре­ние Мухам­ме­да на Иису­са как на про­ро­ка. Есть еще вещи, свя­зан­ные с бого­сло­ви­ем. Идея, свя­зан­ная с Кора­ном. Мусуль­мане счи­та­ют, что Коран – веч­ный, несо­тво­рен­ный, веч­но пре­бы­ва­ю­щий в нед­рах Алла­ха. То есть, Коран – это Сло­во Бога! Есть некие наме­ки на три­ни­тар­ное бого­сло­вие внут­ри Ислама.

– Поче­му в сего­дняш­ней хри­сти­ан­ской исто­рии нет лиде­ров, за кото­ры­ми бы шли?

Я – рефор­мат. Верую в Боже­ствен­ное про­ви­де­ние. Счи­таю, что любое про­буж­де­ние свя­за­но с непо­сред­ствен­ным вли­я­ни­ем Свя­то­го Духа. Бог дей­ству­ет – про­буж­де­ние про­ис­хо­дит. Бог не дей­ству­ет – про­буж­де­ние не про­ис­хо­дит! Исто­рия церк­ви – это чер­ная и белая поло­сы. Но пери­о­ды часто сме­ня­ют друг дру­га! Гос­подь заин­те­ре­со­ван в спа­се­нии рода чело­ве­че­ско­го. Он будет делать все для того, что­бы спа­сать людей! Самы­ми мощ­ны­ми мора­ли­ста­ми были имен­но каль­ви­ни­сты. Их эти­че­ская план­ка все­гда была очень высо­кой. Каза­лось бы, если спа­се­ние поте­рять нель­зя, живи как хочет­ся… Нет, я живу свя­той жиз­нью, пото­му что спа­се­ние поте­рять нель­зя, я бла­го­да­рю Бога всей сво­ей жиз­нью! Моя эти­ка высо­ка, пото­му что спа­се­ние поте­рять нель­зя! Я не хочу огор­чить Гос­по­да! Он очень мно­го для меня сделал!

– Кому полез­на дан­ная конференция?

Само назва­ние гово­рит о том, что это уче­ная кон­фе­рен­ция. Преж­де все­го, здесь долж­ны быть бого­сло­вы, люди вла­де­ю­щие вопро­сом! Несо­мнен­но, кон­фе­рен­ция будет полез­на и обык­но­вен­но­му чле­ну церк­ви. Нуж­но высо­ко под­ни­мать план­ку! Мы долж­ны наце­ли­вать­ся на умных и обра­зо­ван­ных людей! В чем была тра­ге­дия пра­во­сла­вия нача­ла 20 века? В том, что оно поте­ря­ло интел­ли­ген­цию! Итог – рево­лю­ция 1917 года и крах всей рели­ги­оз­ной жиз­ни в Рос­сии! Нам сле­ду­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся на умных людей.

– Какие акту­аль­ные темы сле­ду­ет рас­смат­ри­вать на таких конференциях?

Мы часто гово­рим о Люте­ре, Цвингли и Каль­вине. А рядом с ними сто­я­ли люди, име­на кото­рых забы­ты. Мне кажет­ся было бы акту­аль­но пого­во­рить о бла­го­че­стии вто­рой и тре­тьей вол­ны маги­стер­ской рефор­ма­ции. О том как пони­ма­лось бла­го­че­стие бого­сло­ва­ми, кото­рые шли за Люте­ром, Цвингли и Кальвином.

– Поже­ла­ние служителям?

Боль­ше читать! И не толь­ко Биб­лию. Читать тео­ло­ги­че­ски и фило­соф­ски разум­но! Все вели­кие мно­го чита­ли и писа­ли. А тео­ло­гия – это раз­мыш­ле­ние над Биб­ли­ей. Чем боль­ше я про­во­жу вре­мя в раз­мыш­ле­нии над Сло­вом, тем луч­ше я про­по­ве­дую, тем лег­че дает­ся свя­тая жизнь!

17 сен­тяб­ря в церк­ви «Храм Хри­ста» состо­яось тор­же­ствен­ное бого­слу­же­ние, посвя­щен­ное «500-летию Рефор­ма­ции» и празд­ни­ку Жатвы.

Вел бого­слу­же­ние епи­скоп церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской обла­сти А. И. Кора­бель. С при­вет­ствен­ным сло­вом и про­по­ве­дью обра­ти­лись пер­вый заме­сти­тель пред­се­да­те­ля РСЕХБ С. Ю. Сип­ко и экс-пред­се­да­тель РС ЕХБ Ю. К. Сип­ко. При­вет­ство­вал собра­ние и Йозеф Барон – титу­ляр­ный Архи­епи­скоп Еди­ной еван­ге­ли­че­ско-люте­ран­ской церк­ви Рос­сии. Сла­вил Бога в пес­нях и делил­ся сво­им сви­де­тель­ством веры извест­ный хри­сти­ан­ский певец из Фин­лян­дии Вик­тор Кли­мен­ко. Уча­стие в слу­же­нии при­нял дет­ский хор Хра­ма Христа.

На вос­крес­ном бого­слу­же­нии был совер­шен сакра­мен­таль­ный акт руко­по­ло­же­ния в сан пре­сви­те­ра двух слу­жи­те­лей церк­ви «Хра­ма Хри­ста» – А. А. Соля­ных и И. А. Корабель.

Зоя Бар­ди­на