Вави­лон­ская башня

Вави­лон­ская баш­ня — это одна из самых огром­ных зага­док древ­ней исто­рии. Мно­гие люди зада­ва­лись вопро­сом: была ли она? Или это гран­ди­оз­ная сказ­ка, при­ду­ман­ная древним бас­но­пис­цем для окрас­ки тех дав­них, зага­доч­ных вре­мен. В сего­дняш­нем мире мы не можем най­ти ни одно­го под­хо­дя­ще­го аргу­мен­та, повест­ву­ю­ще­го нам о появ­ле­нии раз­лич­ных язы­ков и наречий.

И толь­ко непре­взой­ден­ная кни­га муд­ро­сти — Биб­лия, дает нам ответ на этот вопрос. Нет дру­го­го источ­ни­ка, кото­рый мог бы так ярко и чет­ко объ­яс­нить нам про­ис­шед­шее. Ж.Ж. Рус­со ска­зал: «Сло­ва Биб­лии напол­ня­ют меня удив­ле­ни­ем, свя­тость еван­ге­лий гово­рит мое­му серд­цу. Взгля­ни­те на кни­ги фило­со­фов, как они ничтож­ны про­тив Биб­лии. Воз­мож­но ли, что­бы такая уди­ви­тель­ная и вме­сте с тем про­стая кни­га была делом рук человеческих?»

Итак, появ­ле­ние раз­лич­ных язы­ков ста­ло резуль­та­том исто­рии, о кото­рой повест­ву­ет Биб­лия в кни­ге Бытие 11 гла­ве, с 1 по 9 стих. Бог сошел с небес, сме­шал язык и рас­се­ял народ по зем­ле за то, что они нача­ли стро­ить город и баш­ню высо­той до небес, что­бы сде­лать себе имя. Отсю­да пошло назва­ние Вави­лон, что озна­ча­ет «сме­ше­ние». Вави­лон­ская баш­ня и город Вави­лон долж­ны были стать шедев­ром чело­ве­че­ской мыс­ли и спо­соб­но­сти, вели­ким чудом све­та. Но созда­вать вели­кие шедев­ры — удел Бога, а не чело­ве­ка. Писа­ние гово­рит нам, что мы «им живем, и дви­жем­ся, и суще­ству­ем» (Деян.17:28). Толь­ко Гос­подь может стать гаран­том нашей спо­кой­ной и счаст­ли­вой жиз­ни, напол­нен­ной смыс­ла и логи­ки. Дело не в том, что кто-то хочет что-то постро­ить, а в том, как он хочет это сде­лать и для чего? Те самые люди, кото­рые реши­ли стро­ить город и баш­ню до небес, ста­ли стро­ить ее без Бога, для сво­ей сла­вы. Харак­тер­ны­ми чер­та­ми наро­да, засе­ляв­ше­го зем­лю Сен­на­ар, на про­тя­же­нии сто­ле­тий, были непо­ви­но­ве­ние Богу, само­до­ста­точ­ность, жаж­да вла­сти и сла­вы. Биб­лия в кни­ге Откро­ве­ние (14:8) гово­рит о совре­мен­ном мире, срав­ни­вая его с греш­ным Вави­ло­ном, такие сло­ва: «…пал, пал Вави­лон, город вели­кий, пото­му что он ярост­ным вином блу­да сво­е­го напо­ил все народы».

И еще одно место Свя­щен­но­го Писа­ния, рас­кры­ва­ю­ще­го нам лицо Вави­ло­на, запи­са­но в кни­ге (Откр.17:4,5) «И жена обле­че­на была в пор­фи­ру и баг­ря­ни­цу, укра­ше­на золо­том, дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и жем­чу­гом, и дер­жа­ла золо­тую чашу в руке сво­ей, напол­нен­ную мер­зо­стя­ми и нечи­сто­тою блу­до­дей­ства ее; И на челе ее напи­са­но имя: тай­на, Вави­лон вели­кий, мать блуд­ни­цам и мер­зо­стям зем­ным». В этой исто­рии очень чет­ко пока­за­но созна­тель­ное отре­че­ние от Бога. Люди хоте­ли сте­реть память о Боге, не про­сто забы­ли его, а захо­те­ли забыть. Вся сла­ва долж­на была достать­ся им, пото­му что они гово­ри­ли: «Сде­ла­ем себе имя» (Быт.11:4). Люди, решив­шие стро­ить баш­ню, ска­за­ли: «Наде­ла­ем кир­пи­чей и обо­жжем огнем. И ста­ли у них кир­пи­чи вме­сто кам­ней» (Быт.11:3). Ведь камень — это тво­ре­ние Бога. А что­бы, это было их соб­ствен­ным тво­ре­ни­ем, они нача­ли делать кир­пи­чи. Инте­рес­но, что в кни­гах сле­ду­ю­щих далее, Гос­подь запре­ща­ет стро­ить жерт­вен­ник для него из теса­ных кам­ней. «Если же будешь делать мне жерт­вен­ник из кам­ней, то не соору­жай его из теса­ных. Ибо как ско­ро нало­жишь на них тес­ло твое, то осквер­нишь их» (Исход 20:25). В Новом Заве­те так­же ска­за­но о камне, «кото­рый отверг­ли стро­и­те­ли и кото­рый сде­лал­ся гла­вою угла» (Мф.21:42). Как часто нам кажет­ся ненуж­ным то, что нам пред­ла­га­ют. Этот камень пока­зал­ся стро­и­те­лям невзрач­ным и совсем не год­ным для стро­и­тель­ства. А этот камень и есть Гос­подь, кото­рый для вся­ко­го дела может стать креп­ким фундаментом.

Вави­лон во вре­ме­на сво­е­го цар­ство­ва­ния был вели­че­ствен­ным горо­дом. Он был кра­сою царств, гор­до­стью хал­де­ев (Ис.13:19). В нем во вре­мя царя Наву­хо­до­но­со­ра насчи­ты­ва­лись мил­ли­о­ны жите­лей; его вели­чие обра­ща­ло на себя вни­ма­ние все­го мира. Сте­ны Вави­ло­на име­ли 200 лок­тей (приб.100м.) в выши­ну и 150 лок­тей (приб.25м.) в шири­ну, по ним сво­бод­но мог­ли ехать в ряд 6 колес­ниц. Город сла­вил­ся вися­чи­ми сада­ми, тер­ра­са­ми, постро­ен­ны­ми над вода­ми Евфра­та на вися­чих арках. По сво­ей тор­гов­ле и богат­ству он пред­став­лял Лон­дон преж­них вре­мен. Кра­со­та и вели­чие, успех и сла­ва – те каче­ства, к кото­рым стре­мят­ся люди ради того что­бы пре­воз­не­сти себя над дру­ги­ми. Не об этом ли ска­зал Гос­подь чело­ве­ку: «прах ты и в прах воз­вра­тишь­ся» (Быт.3:19), и о кра­со­те: «кра­со­та сует­на» (Пр.31:30)? Что для Бога есть кра­со­та физи­че­ская, кра­со­та пло­ти? — гор­дость и вре­мен­ное, обман­ное вели­чие. Для Бога в сот­ни раз важ­нее кра­со­та внут­рен­няя, кра­со­та нашей души, кра­со­та доб­рых дел, угод­ных Ему, что отсут­ство­ва­ло у жите­лей Вави­ло­на. Люди Вави­ло­на ста­ли при­ме­ром без­рас­суд­ных и злых дел, гор­до­сти и высо­ко­ме­рия. Грех все­гда очень зара­зи­те­лен и соблаз­ни­те­лен, это все­гда непо­ви­но­ве­ние и пре­воз­не­се­ние соб­ствен­но­го я.

Сим­во­ли­че­ский смысл это­го горо­да име­ет для нас сего­дня огром­ное зна­че­ние. Свя­щен­ное писа­ние все­гда срав­ни­ва­ло Вави­лон с нашим миром, лежа­щим во зле. В Биб­лии с Вави­ло­ном свя­за­но все про­тив­ное Богу, а так­же пред­ска­за­но его окон­ча­тель­ное паде­ние. Если вспом­нить исто­ри­че­ские сюже­ты Биб­лии, перед наши­ми гла­за­ми пред­ста­нут зло­де­я­ния, кото­рые нес вави­лон­ский народ. Наву­хо­до­но­сор, царь Вави­лон­ский, под­сту­пил к Иеру­са­ли­му и пле­нил его, далее сле­до­ва­ло убий­ство сыно­вей Седе­кии, царя Иеру­са­лим­ско­го и его ослеп­ле­ние, рас­хи­ще­ние хра­ма, раз­ру­ше­ние стен Иерусалима.

Баш­ня была цен­тром, вокруг кото­ро­го про­дол­жа­лось построй­ка горо­да. Она ста­ла архи­тек­тур­ным образ­цом для подоб­ных постро­ек в дру­гих горо­дах и воз­мож­но лег­ла в осно­ву идеи еги­пет­ских пира­мид. Вави­лон­ская баш­ня ста­ла пра­ро­ди­те­лем похо­жих на нее по архи­тек­ту­ре хра­мо­вых башен «зик­ку­ра­тов». Такой зик­ку­рат нахо­дил­ся в древ­нем Уре, эта хра­мо­вая баш­ня была местом покло­не­ния богу луны. К вер­шине ее с четы­рех сто­рон были воз­ве­де­ны лест­ни­цы, а верх­няя часть ее, где нахо­ди­лось «боже­ство», была выкра­ше­на в цвет неба. Где бы ни были обна­ру­же­ны зик­ку­ра­ты, они были постро­е­ны для идо­ло­по­клон­ства, в этом и состо­ял грех постро­е­ния Вави­лон­ской баш­ни. В совре­мен­ное вре­мя такой баш­ней явля­ет­ся мав­зо­лей, постро­ен­ный по прин­ци­пу еги­пет­ских пира­мид, он и по сей день явля­ет­ся местом поклонения.

Так же как и в Вави­лоне, в нашем мире пыта­ют­ся забыть о Боге. Вспом­нить хотя бы леген­дар­ный Тита­ник, кото­рый отплыл от бере­гов Англии и очень ско­ро ока­зал­ся на дне Атлан­ти­ки, пото­му что люди сде­ла­ли сво­им лозун­гом сло­ва: «Мы плы­вем без Бога на непо­топ­ля­е­мом судне».

Биб­лия сего­дня откры­ва­ет для нас вели­чай­шие глу­би­ны муд­ро­сти Гос­под­ней. Под­ска­зы­ва­ет нам о том, что на ошиб­ках дру­гих нуж­но учит­ся их не совер­шать. Она рас­ска­зы­ва­ет нам о том, что забыв­ший Бога и жела­ю­щий сте­реть вся­кую память о нем, ста­но­вит­ся забы­тым сам. Е. Евту­шен­ко, совре­мен­ный писа­тель, пони­мая это, напи­сал в сво­их сти­хах: «Оста­но­вись, забыв­ший Бога, ты по себе шага­ешь сам». Свя­щен­ное писа­ние так­же гово­рит нам: «О, вы, напо­ми­на­ю­щие о Гос­по­де! не умол­кай­те» (Ис.62:6). Поэто­му если ты с Ним, напо­ми­най о Нем дру­гим, а если ты еще не с Ним, то вспом­ни о Нем, что Он есть, что Он любит тебя, и у Него есть все для тебя. Бог дает нам бла­го­сло­ве­ние и успех в жиз­ни. Он неви­ди­мый наши­ми плот­ски­ми оча­ми гарант наше­го спокойствия.

Город Вави­лон нахо­дил­ся на тер­ри­то­рии совре­мен­но­го Ира­ка. На этом месте сей­час ниче­го нет, кро­ме неболь­шо­го хол­ми­ка. Неко­то­рые исто­ри­ки убеж­де­ны в том, что это и есть раз­ру­шен­ное осно­ва­ние Вави­лон­ской башни.

Иван Кора­бель