Вот история рождения в мир Спасителя:
«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2:8–20).
Ни одно существенное событие в мировой истории не обходилось без ангелов — нематериальных существ, обладающих красотой, святостью, умом, силой и бессмертием. Они присутствовали при творении Вселенной и человека, и радостно славили Бога за Его способность из ничего сотворить великолепное нечто и произвести обилие живого и неживого (Иов. 38:7). Ангелы посылались к людям для сообщения важных вестей, для защиты от бед или для осуществления правосудия. Рождество Иисуса Христа никак не могло произойти без их участия. Божьи ангелы отметили явление в мир Спасителя как проповедью, так и духовным концертом. Ангельская песня, посвященная Рождеству Христову, воспевает три Его неоценимых дара.
«СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ» — Рождество подарило откровение о величии Божьей любви.
В рождественскую ночь пастухи узнали о том, насколько велика и глубока Божья любовь к человечеству. Бог многократно являл миру Свою любовь. Он сотворил мир, которым мы любуемся и пользуемся (Деян. 14:16–17). Бог показал Свою любовь Израилю, сделав его народом, к которому Он проявил столько верности и заботы, несмотря на его жестокосердие и упрямство. Этот пример вдохновляет нас надеяться, что и из нас у Бога может получиться нечто хорошее, ведь мы — глина, а Он — горшечник.
Любовь Бога особо была явлена в даровании миру Писания, которое учит, исправляет, утешает и руководит верующими. Ответы на молитвы, по которым Бог вызволял из беды, также свидетельствуют о любви Господа.
Однако любовь, проявленная в Сыне Божьем, несравненно превосходит вышеозначенные деяния.
Бог возлюбил грешный мир. Человеческая любовь имеет позитивное основание: красоту, ум, престиж, удовольствие, материальную выгоду. Подобных оснований у Бога не было. Бог возлюбил гнусных, злых, враждебных, лукавых, неблагодарных, жестоких людей. Из этой любви Бога, а не из долга проистекали все Его спасительные действия. Ангел возвестил, что Бог послал Сына Своего в мир быть Спасителем и Господом. Христос никому не отказал во встрече, никого не прогнал от Себя. Он благотворил даже врагам и молился за них. Он хочет стать Господином человеческого сердца и даровать ему чистоту Своей праведности.
Самая великая любовь та, которая приносит великую жертву. Для Небесного Отца не было никого и ничего величественнее и дороже Единородного Сына. И посылая Его, а не ангела, быть нашим Спасителем, Он показал нам, что возлюбил нас безграничной любовью. Драгоценный дар Рождества — любовь Бога, явленная во Христе!
«И НА ЗЕМЛЕ МИР» — Рождество подарило мир с Богом.
У кого-то вызывают недоумение эти ангельские слова. Человечество не может жить, не воюя. Американский писатель Курт Воннегут заметил: «Над чем бы ученый ни работал, у него всегда получается оружие». Где же продекларированный ангелами мир?
Мир, о котором пели ангелы, духовного свойства. И это прежде всего мир с Богом. Самое главное беспокойство на свете — где будет проводить душа вечность, в раю или аду. Своими страданиями Христос погасил нашу задолженность пред Богом, освободил от неизбежного наказания за грех и открыл доступ к престолу благодати: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:14–18).
Во Христе человек примиряется и с Богом, и с человеком. Верующий во Христа не может враждовать с людьми, ибо стал миротворцем. До покаяния отношения человека и Бога напоминают отношения судьи и преступника. Отношения изобличения и возмездия. После покаяния — это отношения отца и сына, в которых имеют место любовь Бога, Его забота и сыновья дисциплина. Мир как желанный дар Рождества может стать достоянием всякого человека, принимающего в сердце Христа.
«В ЧЕЛОВЕКАХ БЛАГОВОЛЕНИЕ» — Рождество подарило христианское общение.
Благоволение — это добрая воля или доброе расположение сердца к кому-то. Подобное состояние — редкость в нашем мире. Это становится очевидным в очередях за дефицитом или в интернете, где выплескиваются на головы людей потоки оскорбительного презрения. Совсем иное дело — общение верующих. В нем незнакомые становятся братьями и сестрами, а лишенные любви — возлюбленными.
Важнейшим элементом христианского общения является поклонение Христу. Пастухи помнили сказанное Ангелом о Младенце: «Он есть Христос Господь» и потому не могли, увидев Его, Ему не поклониться. То же самое повторили и волхвы: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Поклонение Христу выражает себя в молитвах благодарения, гимнах хвалы, воспевающих Его дела и чудные качества, а также в послушании Его повелениям.
Еще одним важным моментом общения является размышление о Слове Божьем. Притягательность христианского общения состоит в откровении величия, мудрости и красоты Божьего Слова. Недаром общения, в которых участвовал Христос, были общениями вокруг Слова и о Слове: «…народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:28–29).
Духовный рост верующих неразрывно связан с наполненностью души Словом Господним: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Пет. 2:2). Глубина отношений со Христом определяется приверженностью Его Слову: «Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:21). «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).
Слышание Слова должно иметь приоритет перед делами житейскими: «У нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:39–42). По словам Иисуса, счастливы «…слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28).
Чистота души и ответы на молитвы стоят в прямой зависимости от чтения Божьего Слова: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3), «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7).
Апостолы, получив от властей серьезные угрозы в свой адрес, молились не о сохранности своей жизни, но о возможности проповедовать Слово: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян. 4:29). Они понимали важность Писания в деле спасения и совершенствования людей: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16–17).
Отвергать Божье Слово — значит подписать себе смертный приговор: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). Эти свидетельства о важности Писания помогают понять, почему в христианском общении оно играет важную роль.
Полноценное христианское общение несет в себе наполнение духовной радостью: «И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». Не материальное приобретение было достоянием участников первого в истории христианского общения, но истина, которую они услышали. Это достоверный опыт святых, отраженный в 118‑м Псалме, названном гимном Слову Божьему. В нем мы находим такие признания о радости наполнения Словом: «На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве» (Пс. 118:14), «Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих» (Пс. 118:54), «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс. 118:103), «А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого» (Пс. 118:127), «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль» (Пс. 118:162).
Христианское общение, когда в центре его стоит Божье Слово, — величайшее чудо, без которого нам не выжить в этом мире. О, если бы умножился этот дар Рождества в нашем мире!
Итак, подводя итоги размышлениям об ангельской песне в честь Рождества Христова, можно сказать, что в ней ангелы провозгласили великое откровение о Божьей любви и о том, как эта величайшая любовь примирила человека с Богом через Христа и подарила ему сладость христианского общения. Будет ли ваш ответ на это откровение похожим на ответ пастухов? Или ответом будет отвержение этой вести? Да поможет вам Бог принять великий дар Рождества!
Виктор Рягузов