Вея­ние тихо­го ветра

Есть в Биб­лии один кра­си­вый образ, кото­рый неча­сто вспо­ми­на­ют — он теря­ет­ся за дру­ги­ми обра­за­ми, куда более звуч­ны­ми и кра­соч­ны­ми. Илия, вели­кий про­рок, в тяже­лое для себя вре­мя, когда изра­иль­тяне пре­сле­до­ва­ли его и покло­ня­лись идо­лам, попро­сил Гос­по­да, что­бы Тот Сам явил­ся ему.

Ответ ему был дан такой: «вый­ди и стань на горе пред лицем Гос­под­ним, и вот, Гос­подь прой­дет, и боль­шой и силь­ный ветер, раз­ди­ра­ю­щий горы и сокру­ша­ю­щий ска­лы пред Гос­по­дом, но не в вет­ре Гос­подь; после вет­ра зем­ле­тря­се­ние, но не в зем­ле­тря­се­нии Гос­подь; после зем­ле­тря­се­ния огонь, но не в огне Гос­подь; после огня вея­ние тихо­го вет­ра, и там Гос­подь». По-сла­вян­ски заклю­чи­тель­ные сло­ва зву­чат еще ярче и зага­доч­ней: «Глас хла­да тон­ка и тамо Гос­подь» (3 Цар. 19:11–12).

Илия весь был — пла­мя и буря. Он обли­чал царя и истреб­лял язы­че­ских про­ро­ков, низ­во­дил огонь с неба и сам был воз­не­сен на небо в огнен­ной колес­ни­це. Не слу­чай­но имен­но о нем гово­ри­ли наши пред­ки, заслы­шав гро­зу: это про­рок Илия катит по небу.

Имен­но тако­му про­ро­ку Гос­подь и пока­зы­ва­ет самым нагляд­ным обра­зом, что Он вхо­дит в чело­ве­че­скую жизнь не в вих­ре, не в зем­ле­тря­се­нии, не в пла­ме­ни, а в чем-то настоль­ко тихом и непри­мет­ном, что даже пере­ве­сти это выра­же­ние на любой совре­мен­ный язык очень труд­но. Как же так, мож­но воз­ра­зить и уди­вить­ся, ведь Закон на горе Синай был даро­ван наро­ду как раз в зем­ле­тря­се­нии, и не раз све­ден­ное с неба пла­мя под­твер­жда­ло, что Гос­подь есть Бог (и по молит­вам Илии в том чис­ле), и даже Иову отве­тил Гос­подь из бури. Всё это так.

Но сам Вет­хий Завет — он ско­рее про дру­гое: про то, как Гос­подь избрал непри­мет­ный и ничем не зна­ме­ни­тый народ. У егип­тян были вели­кие пира­ми­ды, у вави­ло­нян — кана­лы, шуме­ры изоб­ре­ли первую пись­мен­ность, а фини­кий­цы — пер­вый алфа­вит. Все эти наро­ды созда­ли вели­кие и слав­ные госу­дар­ства, могу­чую куль­ту­ру, рас­про­стра­ни­ли свое вли­я­ние по окрест­ным стра­нам… а вот древним евре­ям нечем было хва­лить­ся, кро­ме Бога. Как осо­бую честь для Соло­мо­на, само­го и знат­но­го и бога­то­го царя Изра­и­ля, упо­ми­на­ет Биб­лия, что за него выдал свою дочь сам еги­пет­ский фара­он! Когда чита­ешь это, пони­ма­ешь, кем выгля­де­ли евреи на древ­нем Ближ­нем Восто­ке. Даже сво­им закля­тым вра­гам фили­стим­ля­нам, и тем усту­па­ли они в куль­тур­ном раз­ви­тии: поз­же них научи­лись обра­ба­ты­вать железо.

И так Гос­подь напо­ми­нал им, что назна­че­ние избран­но­го наро­да в этом мире — не в сла­ве и силе, не в госу­дар­ствен­ном вели­чии и не в куль­тур­ном и тех­но­ло­ги­че­ском пре­вос­ход­стве, а в чем-то совсем дру­гом. То же самое каса­ет­ся и Ново­го Изра­и­ля, Церк­ви. Ведь всё самое глав­ное, что мы нахо­дим в Новом Заве­те, дает­ся не в буре и пла­ме­ни, а имен­но что «в гла­се хла­да тон­ка». Рож­де­ние Мла­ден­ца в вер­те­пе, бесе­ды с рыба­ка­ми на бере­гу озе­ра, Вече­ря с уче­ни­ка­ми в гор­ни­це част­но­го дома — раз­ве срав­нит­ся всё это с цар­ски­ми празд­ни­ка­ми Иро­да, с вели­ко­ле­пи­ем хра­мо­вых обря­дов, с мощью рим­ско­го вой­ска и мно­го­уче­но­стью книж­ни­ков и фари­се­ев? Но не во всем этом явил­ся Господь.

Сего­дня, как и во вре­ме­на Илии, как и во вре­ме­на Хри­ста, внеш­ний, язы­че­ский или ате­и­сти­че­ский мир пора­жа­ет мно­гим, но преж­де все­го, сво­им блес­ком и шумом. Вклю­ча­ешь теле­ви­зор, откры­ва­ешь новост­ной сайт в интер­не­те — на тебя обру­ши­ва­ют­ся и вих­ри, и зем­ле­тря­се­ния, и пла­мень. Не слиш­ком доб­ро­со­вест­ные жур­на­ли­сты созна­тель­но ста­ра­ют­ся дать каж­дой ново­сти наи­бо­лее хлест­кий заго­ло­вок или анонс, и жела­тель­но с нега­ти­вом. Если подать мел­кий скан­даль­чик как гло­баль­ную ката­стро­фу, чита­те­ля такой заго­ло­вок заце­пит, он щелк­нет по ссыл­ке, при­слу­ша­ет­ся на секун­ду к буб­неж­ке теле­дик­то­ра — пусть даже суть собы­тия его разо­ча­ру­ет, но на минут­ку-дру­гую его вни­ма­ние будет при­вле­че­но, а зна­чит, цель достигнута.

Еще в боль­шей сте­пе­ни это каса­ет­ся рекла­мы. Сего­дня на чело­ве­ка обру­ши­ва­ет­ся такой поток инфор­ма­ции, что до него мож­но толь­ко докри­чать­ся. Неко­гда ему объ­яс­нять, чем хорош имен­но этот товар, нуж­но поще­ко­тать его нер­вы, задеть в нем самые чув­стви­тель­ные струн­ки (напри­мер, тще­сла­вие или сек­су­аль­ный голод), любой ценой его «заце­пить».

А посколь­ку заце­пок таких всё боль­ше и боль­ше, при­хо­дит­ся при­ду­мы­вать всё новые, всё более изощ­рен­ные и силь­но­дей­ству­ю­щие. Так ком­па­ния подо­гре­тых пивом под­рост­ков кри­чит всё гром­че, раз­ма­хи­ва­ет рука­ми всё шире — каж­до­му надо пере­кри­чать осталь­ных. Ска­жи один из них любую, пусть даже самую важ­ную вещь спо­кой­ным, ров­ным голо­сом — его никто про­сто не услы­шит. Про­хо­дит вре­мя, они при­вы­ка­ют — и то, что нель­зя про­кри­чать, они уже не могут выра­зить; что пре­вос­хо­дит слож­но­стью и глу­би­ной реклам­ный ролик или музы­каль­ный клип — то неспо­соб­ны вос­при­нять. «Ну это… я, типа, такая… а он ващ­ще, коро­че, такой…»

Что с таки­ми делать — отдель­ная тема, да и нет у меня еди­но­го отве­та. Но одно могу ска­зать точ­но: это­му вих­рю бес­смыс­лиц нель­зя под­ра­жать, с этим моз­го­тря­се­ни­ем нель­зя сорев­но­вать­ся. Всё рав­но про­иг­ра­ешь, а если вдруг даже выиг­ра­ешь, сам тому не обрадуешься.

Но хри­сти­ан­ские СМИ, хри­сти­ан­ские бло­ги да и про­сто част­ные раз­го­во­ры хри­сти­ан тоже неред­ко вовле­ка­ют­ся в похо­жий кру­го­во­рот. Гово­рить впол­го­ло­са зна­чит не быть услы­шан­ным, и пото­му выби­ра­ют­ся самые скан­даль­ные темы, при­во­дят­ся самые жаре­ные фак­ты, дают­ся самые рез­кие оцен­ки. Ниче­го, если потом не всё ска­зан­ное ока­жет­ся умест­ным — по край­ней мере, вни­ма­ние при­влечь уда­лось. А если сама тема раз­го­во­ра очень важ­на, то, пожа­луй, мож­но и пре­не­бречь побоч­ны­ми эффек­та­ми, глав­ное, что­бы люди услы­ша­ли. Раз­ве не так?

Нет, не так. Даже если не вспо­ми­нать о таких поня­ти­ях, как пусто­сло­вие или осуж­де­ние (а их гра­ни­цы в кри­ке пере­се­ка­ют­ся лег­ко и неза­мет­но), такое пове­де­ние ока­зы­ва­ет­ся про­сто нера­ци­о­наль­ным. Пере­кри­чать рекла­ми­стов и «новост­ни­ков», рав­но как и под­рост­ков с пива­си­ком, нам все рав­но не удаст­ся. С тем же успе­хом мог бы Мои­сей взять­ся за стро­и­тель­ство пира­мид повы­ше фара­о­но­вых, или апо­сто­лы — за соору­же­ние хра­ма пыш­нее Иро­до­ва. Если мы сего­дня закри­ча­ли, что­бы нас услы­ша­ли, то зав­тра при­дет­ся кри­чать еще гром­че, и после­зав­тра, и так до бес­ко­неч­но­сти. Мы втя­ги­ва­ем­ся в сорев­но­ва­ние, кото­рое обре­че­ны проиграть

Есть такое поня­тие, как «эко­ло­гич­ность реше­ния». Порой то или иное реше­ние про­бле­мы ока­зы­ва­ет­ся самым выгод­ным и дей­ствен­ным в бли­жай­шей пер­спек­ти­ве, но оно нано­сит суще­ствен­ный и дли­тель­ный вред всей ситу­а­ции в целом. Напри­мер, постро­и­ли неф­тя­ную выш­ку, полу­чи­ли при­быль, но на деся­ти­ле­тия загу­би­ли окрест­ную природу.

Или дру­гой при­мер, из про­шло­го лета: засы­па­ли пожар­ный пруд и пусти­ли его под застрой­ку, не обнов­ля­ли пожар­ную тех­ни­ку и даже рын­ду сда­ли в метал­ло­лом — а через несколь­ко лет ока­за­лись совер­шен­но без­за­щит­ны­ми перед пожа­ром. Что­бы избе­гать таких реше­ний, не нуж­на какая-то осо­бая муд­рость, доста­точ­но обыч­но­го опы­та и здра­во­мыс­лия. И сда­ет­ся мне, что там, где о Боге начи­на­ют кри­чать, где Еван­ге­лие про­по­ве­ду­ют путем скан­да­ла — там при­ни­ма­ют крайне неэко­ло­гич­ные реше­ния, пусть даже и для очень насущ­ных проблем.

Но даже не это глав­ное. Наш мир, оглу­шен­ный кри­ком, ослеп­лен­ный фаль­ши­вым блес­ком, все-таки вос­по­ми­на­ет ино­гда: да ведь было же и еще нечто важ­ное, полу­за­бы­тое, дав­нее, дет­ское… И мы, может быть, суме­ем ему об этом напом­нить сло­ва­ми древ­ней нашей Кни­ги: вея­ние тихо­го вет­ра, глас хла­да тон­ка — и там Господь.

Андрей Дес­ниц­кий 
Источ­ник pravmir.ru