VIA SACRA

«В нем пути не будет», — гово­рят на Руси о чело­ве­ке глу­пом, гор­дом, не уме­ю­щем при­ни­мать чужие сове­ты. Сло­во «путь», поми­мо зна­че­ния рас­сто­я­ния, доро­ги, в нашем язы­ке име­ет так­же зна­че­ние «толк, прок, поль­за», от кото­ро­го одно­ко­рен­ные сло­ва — «пут­ный и бес­пут­ный». Пут­ный, путе­вый зна­чит полез­ный, умный, а бес­пут­ный, непу­те­вый – глу­пый, бес­по­лез­ный, непри­год­ный, бес­смыс­лен­ный. Фольк­лор, лите­ра­ту­ра дав­но уже осмыс­ли­ли путь или доро­гу как сим­вол чело­ве­че­ской жиз­ни, пол­ной испы­та­ний, кото­рую каж­до­му нуж­но прой­ти. Кто в силах оце­нить про­жи­тую чело­ве­че­скую жизнь, где эта­лон иде­аль­но прой­ден­но­го пути?

Глав­ная ули­ца древ­не­го Рима, вдоль кото­рой с обе­их сто­рон тяну­лись колон­на­ды и вела кото­рая к глав­но­му свя­ти­ли­щу антич­но­го мира — хра­му Юпи­те­ра, назы­ва­лась VIA SACRA, что зна­чит «Свя­щен­ная ули­ца». Назва­ние ули­цы опре­де­ли­ло фило­соф­скую кате­го­рию «свя­то­го пути», как пути само— и бого­по­зна­ния. Бого­сло­вие тоже не оста­лось в сто­роне от этой темы, но, в отли­чие от фило­со­фии и дру­гих рели­гий, хри­сти­ан­ское пони­ма­ние «свя­то­го пути» сфор­ми­ро­ва­но Биб­ли­ей. 
 
Во-пер­вых, иссле­до­ва­те­лю сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на два отрыв­ка Свя­щен­но­го Писа­ния, в кото­рых упо­треб­ля­ет­ся имен­но это сло­во­со­че­та­ние: «свя­той путь»: 
 
В 76 псал­ме, сти­хе 14 гово­рит­ся: «Боже! Свят путь Твой!». 
 
Так­же в кни­ге про­ро­ка Исайи, 35 гла­ве, 8 сти­хе, гово­рит­ся: «И будет там боль­шая доро­га и путь по ней назо­вет­ся путем свя­тым; нечи­стый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; иду­щие этим путем, даже и неопыт­ные, не заблу­дят­ся». 
 
Про­рок про­зре­ва­ет новый, пре­об­ра­жён­ный мир. Сре­ди осо­бен­но­стей это­го мира пора­жа­ет опи­са­ние свя­то­го пути, на кото­ром не могут заблу­дить­ся даже неопыт­ные. Под путем свя­тым здесь под­ра­зу­ме­ва­ет­ся доро­га, веду­щая избав­лен­ных назад в Иеру­са­лим, к пре­сто­лу Мес­сии, в бук­валь­ном и духов­ном смыс­ле. Сам Хри­стос будет Руко­во­ди­те­лем на этом пути, назван­но­му в 40:3 «путем Гос­по­да». 
 
Во-вто­рых, «путь свя­той » в Биб­лии име­ет кон­тек­сту­аль­ные сино­ни­мы (толь­ко в Новом Заве­те таких выра­же­ний более 30): «путь Гос­по­день, путь прав­ды, путь мира и путь новый и живой» и др. Напри­мер, это место Свя­щен­но­го Писа­ния: «Он был настав­лен в начат­ках пути Гос­под­ня и, горя духом, гово­рил и учил о Гос­по­де пра­виль­но, зная толь­ко кре­ще­ние Иоан­но­во» (Деян. 18:25) 
 
Так­же автор Посла­ния к евре­ям пишет: «Итак, бра­тия, имея дерз­но­ве­ние вхо­дить во свя­ти­ли­ще посред­ством Кро­ви Иису­са Хри­ста, путем новым и живым… » (Евр. 10:19). 
 
Хри­сти­ан­ская вера на заре хри­сти­ан­ства была извест­на под назва­ни­ем «путь Гос­по­день» как евре­ям, так и языч­ни­кам. Полу­чив­шие это посла­ние ясно пони­ма­ли, что автор при­зы­вал их стать хри­сти­а­на­ми – при­со­еди­нить­ся к тем, кто стра­дал за свою веру. Хотя здесь речь идет о пути к веч­ной жиз­ни, он был открыт не жиз­нью, а смер­тью Хри­ста. 
 
Апо­стол Иоанн в Еван­ге­лии пере­да­ет чита­те­лю сло­ва само­го Хри­ста, кото­рый ска­зал: «Я есмь путь и исти­на и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как толь­ко через Меня» (Ин. 14:6) 
 
Иисус заявил, что это Он есть путь к Богу, пото­му что Он и есть Божья исти­на. Таким обра­зом, Гос­подь ука­зал на цель свя­то­го пути – при­ход к Отцу. В этом сти­хе под­чер­ки­ва­ет­ся исклю­чи­тель­ность Иису­са как един­ствен­но­го досту­па к Нему. Хри­стос гово­рит об Отце как об истин­ной цели всех чело­ве­че­ских стрем­ле­ний. Люди стре­мят­ся к веч­ной сла­ве, в кото­рой пре­бы­ва­ет Отец. 
 
Итак, даже при таком иссле­до­ва­нии Биб­лии, мы видим, что путь свя­той – это путь, при­го­тов­лен­ный у Бога преж­де веков как часть Боже­ствен­но­го пла­на спа­се­ния. Хотя этот путь и име­ет небес­ную при­ро­ду, нахо­дит­ся он на зем­ле, и даже «неопыт­ный» чело­век может по нему идти, но толь­ко не греш­ник. Путь свя­той – это так­же путь Гос­под­них запо­ве­дей, путь кро­то­сти, без­греш­ной и пра­вед­ной жиз­ни, а так­же путь стра­да­ния за веру, путь свя­то­го кре­ста, путь Ново­го Заве­та, это Сам Гос­подь Иисус Хри­стос. 
 
Все эти биб­лей­ские идеи отно­си­тель­но пути свя­то­го мы можем уви­деть в ран­них и позд­них бого­слов­ских рабо­тах раз­лич­ных авто­ров: 
 
Свя­той путь – это Сам Гос­подь Иисус Хри­стос: 
 
«Так, когда Гос­подь име­ну­ет­ся путем, воз­во­дим­ся ж выс­ше­му поня­тию, а не оста­нав­ли­ва­ем­ся на том, какое пред­став­ля­ет­ся с пер­во­го взгля­да. Ибо под сло­вом путь разу­ме­ем пре­успе­я­ние в совер­шен­стве, после­до­ва­тель­но и в поряд­ке дости­га­е­мое дела­ми прав­ды и про­све­ще­ни­ем разу­ма, когда непре­стан­но жела­ем перед­не­го и про­сти­ра­ем­ся к тому, чего еще не доста­ет у нас, пока не достиг­нем бла­жен­но­го кон­ца, то есть, позна­ния Божия, какое Гос­подь уве­ро­вав­шим в Него дару­ет Собою. Ибо Гос­подь наш дей­стви­тель­но есть путь бла­гий, неуклон­ный и непо­гре­ши­тель­ный, веду­щий к дей­стви­тель­но­му бла­гу — к Отцу. Свя­той путь – путь муче­ни­че­ских стра­да­ний» (Васи­лий Вели­кий). 
 
Свя­той путь – путь стра­да­ний: 
 
«Итак, если мы посвя­ти­ли и пре­да­ли свою жизнь Богу, если про­хо­дим путь наш по древним и свя­тым сте­зям пра­вед­ни­ков, не будем на этом пути укло­нять­ся от тех же истя­за­ний, от тех же муче­ни­че­ских стра­да­ний, при­зна­вая за нашим вре­ме­нем более сла­вы в том, что, тогда как древ­ние при­ме­ры мож­но пере­честь, хри­сти­ан-муче­ни­ков и пере­честь невоз­мож­но по чрез­вы­чай­но­му впо­след­ствии оби­лию доб­ле­сти и веры. Свя­той путь – путь свя­то­го кре­ста» (Кипри­ан Кар­фа­ген­ский) 
 
Свя­той путь – путь свя­то­го кре­ста: 
 
«Так все состо­ит в кре­сте и все заклю­ча­ет­ся в смер­ти: нет ино­го пути к жиз­ни и к истин­но­му и ко внут­рен­не­му миру, кро­ме пути свя­то­го кре­ста и еже­днев­но­го умерщ­вле­ния. Иди, куда хочешь, ищи, чего угод­но, и не най­дешь ни ввер­ху пути воз­вы­шен­нее, ни вни­зу пути без­опас­нее, чем путь свя­то­го кре­ста» (Фома Кем­пий­ский) Уол­тер Элвелл в «Тео­ло­ги­че­ском энцик­ло­пе­ди­че­ском сло­ва­ре» гово­рит о трех поня­ти­ях пути (way): Очи­сти­тель­ный путь (purgative way) – встре­ча­ет­ся в хри­сти­ан­ской мисти­че­ской тра­ди­ции. Это очи­ще­ние начи­на­ет­ся с устра­не­ния всех внеш­них гре­хов и чув­ствен­но­сти. По опре­де­ле­нию Люте­ра, это рас­ка­я­ние в гре­хе, испо­ведь, исправ­ле­ние жиз­ни. Путь про­свет­ле­ния (illuminative way) – вто­рой из трех эта­пов мисти­че­ско­го пути, сле­ду­ю­щий за очи­сти­тель­ной ста­ди­ей (в про­цес­се кото­рой чело­век учит­ся отвра­щать­ся от гре­ха). Путь соеди­не­ния (unitive way) – послед­няя и высо­чай­шая из трех сту­пе­ней в клас­си­че­ской и мисти­че­ской тео­ло­гии. Путь соеди­не­ния сле­ду­ет за путем очи­ще­ния и путем оза­ре­ния. Бого­сло­вие изу­ча­ет мисти­че­ский путь как духов­ное содер­жа­ние чело­ве­че­ской жиз­ни, смысл кото­рой – совер­шен­ство. Это совер­шен­ство выра­же­но в побе­де над гре­хом и в спо­соб­но­сти жить без­греш­ной жиз­нью. Свя­той путь — VIA SACRA – начер­тан самим Гос­по­дом. Он худож­ник, созда­тель и нави­га­тор свя­то­го пути. Чело­ве­че­ская жизнь, подоб­но кап­ле росы, отра­жа­ет замы­сел Твор­ца. Зада­ча чело­ве­ка реа­ли­зо­вать на прак­ти­ке Боже­ствен­ную модель свя­то­го пути, что мож­но про­сле­дить на при­ме­ре мно­гих биб­лей­ских героев…

(Про­дол­же­ние следует)