«В нем пути не будет», — говорят на Руси о человеке глупом, гордом, не умеющем принимать чужие советы. Слово «путь», помимо значения расстояния, дороги, в нашем языке имеет также значение «толк, прок, польза», от которого однокоренные слова — «путный и беспутный». Путный, путевый значит полезный, умный, а беспутный, непутевый – глупый, бесполезный, непригодный, бессмысленный. Фольклор, литература давно уже осмыслили путь или дорогу как символ человеческой жизни, полной испытаний, которую каждому нужно пройти. Кто в силах оценить прожитую человеческую жизнь, где эталон идеально пройденного пути?
Главная улица древнего Рима, вдоль которой с обеих сторон тянулись колоннады и вела которая к главному святилищу античного мира — храму Юпитера, называлась VIA SACRA, что значит «Священная улица». Название улицы определило философскую категорию «святого пути», как пути само— и богопознания. Богословие тоже не осталось в стороне от этой темы, но, в отличие от философии и других религий, христианское понимание «святого пути» сформировано Библией.
Во-первых, исследователю следует обратить внимание на два отрывка Священного Писания, в которых употребляется именно это словосочетание: «святой путь»:
В 76 псалме, стихе 14 говорится: «Боже! Свят путь Твой!».
Также в книге пророка Исайи, 35 главе, 8 стихе, говорится: «И будет там большая дорога и путь по ней назовется путем святым; нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся».
Пророк прозревает новый, преображённый мир. Среди особенностей этого мира поражает описание святого пути, на котором не могут заблудиться даже неопытные. Под путем святым здесь подразумевается дорога, ведущая избавленных назад в Иерусалим, к престолу Мессии, в буквальном и духовном смысле. Сам Христос будет Руководителем на этом пути, названному в 40:3 «путем Господа».
Во-вторых, «путь святой » в Библии имеет контекстуальные синонимы (только в Новом Завете таких выражений более 30): «путь Господень, путь правды, путь мира и путь новый и живой» и др. Например, это место Священного Писания: «Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново» (Деян. 18:25)
Также автор Послания к евреям пишет: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым… » (Евр. 10:19).
Христианская вера на заре христианства была известна под названием «путь Господень» как евреям, так и язычникам. Получившие это послание ясно понимали, что автор призывал их стать христианами – присоединиться к тем, кто страдал за свою веру. Хотя здесь речь идет о пути к вечной жизни, он был открыт не жизнью, а смертью Христа.
Апостол Иоанн в Евангелии передает читателю слова самого Христа, который сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6)
Иисус заявил, что это Он есть путь к Богу, потому что Он и есть Божья истина. Таким образом, Господь указал на цель святого пути – приход к Отцу. В этом стихе подчеркивается исключительность Иисуса как единственного доступа к Нему. Христос говорит об Отце как об истинной цели всех человеческих стремлений. Люди стремятся к вечной славе, в которой пребывает Отец.
Итак, даже при таком исследовании Библии, мы видим, что путь святой – это путь, приготовленный у Бога прежде веков как часть Божественного плана спасения. Хотя этот путь и имеет небесную природу, находится он на земле, и даже «неопытный» человек может по нему идти, но только не грешник. Путь святой – это также путь Господних заповедей, путь кротости, безгрешной и праведной жизни, а также путь страдания за веру, путь святого креста, путь Нового Завета, это Сам Господь Иисус Христос.
Все эти библейские идеи относительно пути святого мы можем увидеть в ранних и поздних богословских работах различных авторов:
Святой путь – это Сам Господь Иисус Христос:
«Так, когда Господь именуется путем, возводимся ж высшему понятию, а не останавливаемся на том, какое представляется с первого взгляда. Ибо под словом путь разумеем преуспеяние в совершенстве, последовательно и в порядке достигаемое делами правды и просвещением разума, когда непрестанно желаем переднего и простираемся к тому, чего еще не достает у нас, пока не достигнем блаженного конца, то есть, познания Божия, какое Господь уверовавшим в Него дарует Собою. Ибо Господь наш действительно есть путь благий, неуклонный и непогрешительный, ведущий к действительному благу — к Отцу. Святой путь – путь мученических страданий» (Василий Великий).
Святой путь – путь страданий:
«Итак, если мы посвятили и предали свою жизнь Богу, если проходим путь наш по древним и святым стезям праведников, не будем на этом пути уклоняться от тех же истязаний, от тех же мученических страданий, признавая за нашим временем более славы в том, что, тогда как древние примеры можно перечесть, христиан-мучеников и перечесть невозможно по чрезвычайному впоследствии обилию доблести и веры. Святой путь – путь святого креста» (Киприан Карфагенский)
Святой путь – путь святого креста:
«Так все состоит в кресте и все заключается в смерти: нет иного пути к жизни и к истинному и ко внутреннему миру, кроме пути святого креста и ежедневного умерщвления. Иди, куда хочешь, ищи, чего угодно, и не найдешь ни вверху пути возвышеннее, ни внизу пути безопаснее, чем путь святого креста» (Фома Кемпийский) Уолтер Элвелл в «Теологическом энциклопедическом словаре» говорит о трех понятиях пути (way): Очистительный путь (purgative way) – встречается в христианской мистической традиции. Это очищение начинается с устранения всех внешних грехов и чувственности. По определению Лютера, это раскаяние в грехе, исповедь, исправление жизни. Путь просветления (illuminative way) – второй из трех этапов мистического пути, следующий за очистительной стадией (в процессе которой человек учится отвращаться от греха). Путь соединения (unitive way) – последняя и высочайшая из трех ступеней в классической и мистической теологии. Путь соединения следует за путем очищения и путем озарения. Богословие изучает мистический путь как духовное содержание человеческой жизни, смысл которой – совершенство. Это совершенство выражено в победе над грехом и в способности жить безгрешной жизнью. Святой путь — VIA SACRA – начертан самим Господом. Он художник, создатель и навигатор святого пути. Человеческая жизнь, подобно капле росы, отражает замысел Творца. Задача человека реализовать на практике Божественную модель святого пути, что можно проследить на примере многих библейских героев…
(Продолжение следует)