VIA SACRA – путь на Божью гору

Поз­во­лю себе напом­нить доро­го­му чита­те­лю, что в про­шлый раз мы гово­ри­ли о VIA SACRA, что зна­чит «свя­той путь», как о пути, кото­рый начер­тан самим Гос­по­дом. Он худож­ник, созда­тель и нави­га­тор свя­то­го пути. Чело­ве­че­ская жизнь, подоб­но кап­ле росы, отра­жа­ет замы­сел Твор­ца. Зада­ча чело­ве­ка реа­ли­зо­вать на прак­ти­ке Боже­ствен­ную модель свя­то­го пути, что мож­но про­сле­дить на при­ме­ре мно­гих биб­лей­ских геро­ев. Таким обра­зом, путь чело­ве­ка и Бога мож­но упо­до­бить истине, воз­ни­ка­ю­щей из зем­ли, и прав­де, скло­нив­шей­ся с небес (Пс.84:12).


Небезын­те­рес­но будет посмот­реть, как сли­я­ние боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской воли про­ис­хо­ди­ло на зем­ле. Обра­тим­ся к клас­си­че­ско­му биб­лей­ско­му при­ме­ру, обра­зу вождя Изра­иль­ско­го наро­да – Мои­сею. 
 
Как про­изо­шло его избра­ние? В то вре­мя, когда Мои­сей пас овец у Иофо­ра, Гос­подь ему явил­ся в пла­ме­ни огня из сре­ды тер­но­во­го куста и ска­зал: «Я уви­дел стра­да­ние наро­да Мое­го в Егип­те… Я пошлю тебя к фара­о­ну; и выве­ди из Егип­та народ Мой, сынов Изра­и­ля. Ска­зал Бог: Я буду с тобою…» (Исх. 3:10, 12). Все неожи­дан­но изме­ни­лось: пас­тух дол­жен был стать изба­ви­те­лем! Воис­ти­ну, столь неожи­дан­но было его при­зва­ние. Мы видим в этом, с одной сто­ро­ны, что Бог пред­ла­га­ет Мои­сею путь, с дру­гой сто­ро­ны, Бог гово­рит о Себе Самом: «Я иду изба­вить народ Мой от руки егип­тян и выве­сти его из зем­ли сей в зем­лю хоро­шую и про­стран­ную, где течет моло­ко и мед». Не Мои­сей, а Сам Гос­подь будет избав­лять народ из раб­ства, Мои­сей лишь ору­дие в Божьем замыс­ле. 
 
Мои­сей боял­ся Бога, и этот страх стал клю­чом, впус­ка­ю­щим в Его при­сут­ствие. Страх Гос­по­день был насто­я­щим сокро­ви­щем Мои­сея, как и про­рок гово­рит: «…страх Гос­по­день будет сокро­ви­щем тво­им» (Ис.33:6). Бог Сам при­гла­сил его: “И взо­шел Мои­сей на гору; и покры­ло обла­ко гору” (Исх.24:12). Гора ста­ла пота­ен­ным местом, где Бог поде­лил­ся самы­ми сокро­вен­ны­ми мыс­ля­ми и путя­ми. Ключ стра­ха Божье­го открыл Мои­сею сокро­вищ­ни­цу позна­ния Бога. Мы чита­ем, что “Он пока­зал пути Свои Мои­сею, сынам Изра­и­ле­вым — дела Свои” (Пс. 102:7). Мои­сей знал Божьи пути, он познал их на горе. Осталь­ной народ знал Бога толь­ко по чуде­сам, сотво­рен­ным Им. Кто из вас зна­ет Бога по чуде­сам, сотво­рен­ным в ваших жиз­нях? Воз­мож­но, люди пере­жи­ли исце­ле­ние тела, нуж­ды были удо­вле­тво­ре­ны, насту­пил про­рыв в финан­со­вой сфе­ре — это Бог отве­чал на молит­вы. Но эти люди не взо­шли на гору, что­бы научить­ся Его путям, ибо жаж­да­ли все­го, что может пред­ло­жить этот мир. Они не боят­ся Бога. 
 
Бог при­зы­ва­ет нас взой­ти на Его гору и лич­но познать Его. И путь, веду­щий на эту гору — свя­тость, рож­ден­ная серд­цем, боя­щим­ся Бога. Он чет­ко гово­рит нам: “Тай­на Гос­под­ня — боя­щим­ся Его, и завет Свой Он откры­ва­ет им” (Пс. 24:14). 
 
Гора Нево ста­ла послед­ней точ­кой на доро­ге и в зем­ной жиз­ни Мои­сея, кото­ро­го Биб­лия назы­ва­ет «для наро­да посред­ни­ком пред Богом» (Исход, 18:19), и, кро­ме того, дру­гом Божьим, при­об­рет­шим такое бла­го­во­ле­ние в очах Все­выш­не­го, что с ним един­ствен­ным Гос­подь мно­же­ство раз и подол­гу гово­рил лицом к лицу (Исход, 33:11; 33:17), перед кото­рым явил Свою сла­ву, хотя и сокрыл Свой истин­ный Лик, пото­му что Его созер­ца­ние было бы смер­тель­но даже для тако­го пра­вед­ни­ка, как Мои­сей (Исх.33:19–20), и через кото­ро­го заклю­чил завет со всем наро­дом, нахо­дя­щим­ся под защи­той молитв Мои­сея, неод­но­крат­но выма­ли­вав­ше­го у Бога про­ще­ние для роп­щу­щих на Гос­по­да сопле­мен­ни­ков (Исх.34:10; 34:29–32). 
 
Сам Гос­подь, со Сво­ей сто­ро­ны, всту­пал­ся за вер­но­го раба Сво­е­го, Мои­сея, каж­дый раз, когда сопле­мен­ни­ки дер­за­ли роп­тать на него (Чис.12:4–9). Тем не менее, Мои­сею за его пре­гре­ше­ние в Мери­ве-Каде­се (Чис.20:1–13) Гос­подь запре­тил пере­хо­дить Иор­дан по окон­ча­нии Исхо­да и поз­во­лил толь­ко полю­бо­вать­ся с горы Нево на про­сто­ры Обе­то­ван­ной Зем­ли по ту сто­ро­ну вели­кой реки. Здесь, насла­див­шись зре­ли­щем и уте­шив­шись обе­ща­ни­ем Все­выш­не­го воз­вра­тить его народ в Хана­ан, Мои­сей умер и был погре­бён сопле­мен­ни­ка­ми во гла­ве с новым вождём, Иису­сом Нави­ном, кото­ро­го Бог назна­чил пре­ем­ни­ком Мои­сея (Втор.31:23; 32:49; 34:1–9). Область, где перед смер­тью Мои­сея оста­но­ви­лись изра­иль­тяне, упо­ми­на­ет­ся в Биб­лии, как доли­на напро­тив Беф-Фего­ра (Вто­ро­за­ко­ние, 3:29; 34:6; Кни­га Иису­са Нави­на, 13:20). 
 
Биб­лей­ским Беф-Фего­ром счи­та­ет­ся место, извест­ное сего­дня под назва­ни­ем Аюн Муса («источ­ни­ки Мои­сея »), кото­рое пред­став­ля­ет собой неболь­шую пло­до­род­ную доли­ну к севе­ро­во­сто­ку от горы Нево. И сего­дня перед путе­ше­ствен­ни­ком, под­няв­шим­ся на вер­ши­ну зна­ме­ни­той горы, откры­ва­ет­ся уди­ви­тель­ный вид на Мёрт­вое море, доли­ну реки Иор­дан, древ­ний Иери­хон и хол­мы, окру­жа­ю­щие леген­дар­ный Иеру­са­лим, — вид, кото­рый не изме­нил­ся с вет­хо­за­вет­ных вре­мён, когда на него взи­рал всё ещё ост­рым взо­ром сто­д­ва­дца­ти­лет­ний муж Божий. В послед­ний раз, обо­зрев желан­ные окрест­но­сти, Мои­сей умер здесь «и погре­бён на долине в зем­ле Моавит­ской про­тив Веф-Фего­ра, и никто не зна­ет места погре­бе­ния его даже до сего дня» (Втор.34:6). 
 
Путь Мои­сея завер­ша­ет­ся вос­хож­де­ни­ем на вер­ши­ну горы Фасги (Нево), с кото­рой он уви­дел вели­ко­леп­ные хана­ан­ские горы, и затем умер. Бог зовет и нас на Его гору, что­бы лич­но познать Его. И путь на эту гору — свя­тость, рож­ден­ная в серд­цах стра­хом Божьим.