Via Sacra Нов­го­род­ской земли

7 июля вышла кни­га А. И. Кора­бель «VIA SACRA еван­гель­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­чине». Пред­ла­га­ем ваше­му вни­ма­нию анно­та­цию чле­на Сою­за писа­те­лей Рос­сии А.О. Фили­мо­но­ва на эту кни­гу. 
 
«Боже! Свят Твой путь!» – гово­рит­ся в псал­мах. Поня­тие Via Sacra – «Свя­щен­но­го пути» в древ­не­рим­ской империи

– пере­шло в Биб­лию и нашло обос­но­ва­ние не толь­ко в бук­ве, но в серд­цах веру­ю­щих, – объ­яс­ня­ет назва­ние сво­ей кни­ги, в осно­ве кото­рой лежит маги­стер­ская дис­сер­та­ция, епи­скоп Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель. Свя­щен­ный – или Крест­ный – путь был уго­то­ван мно­гим нов­го­род­цам, бра­тьям по вере, не отрек­ших­ся от Хри­ста и сво­ей еван­гель­ской веры во мно­гие годы гоне­ний и испы­та­ний. «Дух в исто­рии не про­яв­ля­ет­ся лишь тео­ре­ти­че­ски, отвле­чён­но и абстракт­но, – отме­ча­ет во всту­пи­тель­ном сло­ве Док­тор Свя­той Тео­ло­гии, архи­епи­скоп Йозеф Барон. – Веру­ю­щие еван­гель­ской тра­ди­ции на Нов­го­род­чине, отдав­шие жизнь за Хри­ста, – часть наше­го обще­го рос­сий­ско­го мар­ти­ро­ло­га ХХ века. Эти люди име­ли силы для сво­их тру­дов и подви­гов, ибо их души тес­но были свя­за­ны с Духом Божьим. Таким обра­зом они побе­ди­ли «дух» силь­ных и могу­чих мира сего». 
 
Автор ведет исто­ри­че­ское рас­сле­до­ва­ние о раз­ви­тии еван­гель­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­чине, начи­ная с упо­ми­на­ния тех духов­ных тече­ний, кото­рые воз­ник­ли на осно­ва­нии стрем­ле­ния най­ти под­лин­ный путь к вере, о бого­ис­ка­те­лях и про­те­стан­тах, о немец­кой люте­ран­ской общине в Нов­го­ро­де. Осо­бое вре­мя для рос­сий­ских про­те­стан­тов нача­лось с осно­ва­ния Рос­сий­ско­го Биб­лей­ско­го Обще­ства. Автор под­чер­ки­ва­ет еди­не­ние самых раз­ных сло­ев насе­ле­ния в изу­че­нии Еван­ге­лия. Связь латыш­ских и рус­ских церк­вей име­ла свои пло­ды в объ­еди­не­нии наро­дов, свя­зан­ных еди­ной верой. Об осо­бой роли И.С. Про­ха­но­ва, так­же дру­гих лич­но­стей, сыг­рав­ших роль в ста­нов­ле­нии еван­гель­ско­го дви­же­ния, А.И. Кора­бель рас­ска­зы­ва­ет во мно­гих подроб­но­стях, не упус­кая и чело­ве­че­скую сто­ро­ну отно­ше­ний бра­тьев меж­ду собой. Вза­им­ная любовь – вот что объ­еди­ня­ло еди­но­вер­цев в дни самых мрач­ных гоне­ний, но были и свет­лые собы­тия – Мани­фест 1905 года, при­нес­ший сво­бо­ду веро­ис­по­ве­да­ния, после чего появил­ся жур­нал «Хри­сти­а­нин», Декрет 1918 года «Об отде­ле­нии церк­ви от госу­дар­ства», под­пи­сан­ный после фев­раль­ской рево­лю­ции. 
 
Исто­рия Все­рос­сий­ских Съез­дов Еван­гель­ских хри­сти­ан отра­жа­ет общий дра­ма­тизм поло­же­ния и дво­я­ко­го отно­ше­ния вла­стей к бап­тист­ско­му дви­же­нию. Самые страш­ные гоне­ния на цер­ков­ные общи­ны нача­лись в 1929–40 годах, когда были репрес­си­ро­ва­ны, заклю­че­ны в тюрь­мы, сосла­ны и окле­ве­та­ны пре­сви­те­ры, дья­ко­ны и рядо­вые чле­ны Церк­ви, а так­же чле­ны их семей. 
 
А.И. Кора­бель пишет о рус­ских спо­движ­ни­ках Свя­то­го пути, извест­ных, как импе­ра­тор Алек­сандр I и князь А.Н. Голи­цын, так­же иссле­ду­ет био­гра­фию англий­ско­го про­по­вед­ни­ка в Рос­сии лор­да Ред­сто­ка, при­во­дит выдерж­ки из писем Вла­ди­ми­ра Дуб­ров­ско­го: «Узкий путь – воля Бога… На моем пути – пять раз сидел в тюрь­мах при тяже­лом режи­ме: в ноч­ни­ке – 4 меся­ца и в оди­ноч­ке 11 меся­цев; два лаге­ря – Соло­вец­кий и Иркут­ский. Два раза был выслан из Моск­вы. Ссыль­ни­че­ское поло­же­ние 10 лет. Но что мож­но ска­зать в ито­ге? – Путь мой и поныне обли­ва­ет­ся моло­ком: «ска­ла исто­ча­ет для меня ручей елея» 
 
«Свя­той путь – это Свя­тая цер­ковь и ее уче­ние, жизнь после­до­ва­те­лей Иису­са Хри­ста. Свя­той путь – это не доро­га к боже­ству, а путь в небо вме­сте со Хри­стом», – пишет И.А. Кора­бель в завер­ше­нии кни­ги, сего­дня выхо­дя­щей в свет не толь­ко в пере­нос­ном, но и бук­валь­ном смыс­ле. И поэто­му стра­ни­цы о VIA SACRA еще не допи­са­ны, ибо пол­нит­ся доныне зем­ля наша скор­бя­ми тех, кто посвя­тил себя «Пути и Истине» во Хри­сте. Неслу­чай­но оформ­ле­ние облож­ки изда­ния, где на фоне кар­ти­ны с хри­сти­ан­ски­ми муче­ни­ка­ми, ожи­да­ю­щи­ми рас­пя­тия на арене рим­ско­го Коли­зея, при­ве­ден архив­ный доку­мент, под­пи­сан­ный рас­стрель­ной трой­кой 30‑х годов про­шло­го века. Исто­рия не долж­на повто­рить­ся в подоб­ных тра­ги­че­ских дей­ствах. Залог это­му – кни­га, кото­рая боль­ше чем иссле­до­ва­ние, она – сим­вол побе­ды над сила­ми тьмы и бес­па­мят­ства, порой повест­ву­ю­щая страш­ны­ми стро­ка­ми о сопро­тив­ле­нии бап­тист­ско­му дви­же­нии на Руси, раз­ви­вав­ше­му­ся все­гда мир­ным путем. «Еван­гель­ское дви­же­ние в Рос­сии – это не запад­ный про­те­стан­тизм, а рос­сий­ский духов­ный фено­мен, син­тез свя­то­оте­че­ско­го бого­мыс­лия и духов­но­го поис­ка с эле­мен­та­ми про­те­стант­ско­го бого­сло­вия», – при­во­дит автор иссле­до­ва­ния сло­ва епи­ско­па С.И. Нико­ла­е­ва. 
 
Еван­гель­ское дви­же­ние на Нов­го­род­чине – часть Божье­го VIA SACRA. 
 
А. Фили­мо­нов, член Сою­за писа­те­лей Рос­сии.