7 июля вышла книга А. И. Корабель «VIA SACRA евангельского движения на Новгородчине». Предлагаем вашему вниманию аннотацию члена Союза писателей России А.О. Филимонова на эту книгу.
«Боже! Свят Твой путь!» – говорится в псалмах. Понятие Via Sacra – «Священного пути» в древнеримской империи
– перешло в Библию и нашло обоснование не только в букве, но в сердцах верующих, – объясняет название своей книги, в основе которой лежит магистерская диссертация, епископ Анатолий Иванович Корабель. Священный – или Крестный – путь был уготован многим новгородцам, братьям по вере, не отрекшихся от Христа и своей евангельской веры во многие годы гонений и испытаний. «Дух в истории не проявляется лишь теоретически, отвлечённо и абстрактно, – отмечает во вступительном слове Доктор Святой Теологии, архиепископ Йозеф Барон. – Верующие евангельской традиции на Новгородчине, отдавшие жизнь за Христа, – часть нашего общего российского мартиролога ХХ века. Эти люди имели силы для своих трудов и подвигов, ибо их души тесно были связаны с Духом Божьим. Таким образом они победили «дух» сильных и могучих мира сего».
Автор ведет историческое расследование о развитии евангельского движения на Новгородчине, начиная с упоминания тех духовных течений, которые возникли на основании стремления найти подлинный путь к вере, о богоискателях и протестантах, о немецкой лютеранской общине в Новгороде. Особое время для российских протестантов началось с основания Российского Библейского Общества. Автор подчеркивает единение самых разных слоев населения в изучении Евангелия. Связь латышских и русских церквей имела свои плоды в объединении народов, связанных единой верой. Об особой роли И.С. Проханова, также других личностей, сыгравших роль в становлении евангельского движения, А.И. Корабель рассказывает во многих подробностях, не упуская и человеческую сторону отношений братьев между собой. Взаимная любовь – вот что объединяло единоверцев в дни самых мрачных гонений, но были и светлые события – Манифест 1905 года, принесший свободу вероисповедания, после чего появился журнал «Христианин», Декрет 1918 года «Об отделении церкви от государства», подписанный после февральской революции.
История Всероссийских Съездов Евангельских христиан отражает общий драматизм положения и двоякого отношения властей к баптистскому движению. Самые страшные гонения на церковные общины начались в 1929–40 годах, когда были репрессированы, заключены в тюрьмы, сосланы и оклеветаны пресвитеры, дьяконы и рядовые члены Церкви, а также члены их семей.
А.И. Корабель пишет о русских сподвижниках Святого пути, известных, как император Александр I и князь А.Н. Голицын, также исследует биографию английского проповедника в России лорда Редстока, приводит выдержки из писем Владимира Дубровского: «Узкий путь – воля Бога… На моем пути – пять раз сидел в тюрьмах при тяжелом режиме: в ночнике – 4 месяца и в одиночке 11 месяцев; два лагеря – Соловецкий и Иркутский. Два раза был выслан из Москвы. Ссыльническое положение 10 лет. Но что можно сказать в итоге? – Путь мой и поныне обливается молоком: «скала источает для меня ручей елея»
«Святой путь – это Святая церковь и ее учение, жизнь последователей Иисуса Христа. Святой путь – это не дорога к божеству, а путь в небо вместе со Христом», – пишет И.А. Корабель в завершении книги, сегодня выходящей в свет не только в переносном, но и буквальном смысле. И поэтому страницы о VIA SACRA еще не дописаны, ибо полнится доныне земля наша скорбями тех, кто посвятил себя «Пути и Истине» во Христе. Неслучайно оформление обложки издания, где на фоне картины с христианскими мучениками, ожидающими распятия на арене римского Колизея, приведен архивный документ, подписанный расстрельной тройкой 30‑х годов прошлого века. История не должна повториться в подобных трагических действах. Залог этому – книга, которая больше чем исследование, она – символ победы над силами тьмы и беспамятства, порой повествующая страшными строками о сопротивлении баптистскому движении на Руси, развивавшемуся всегда мирным путем. «Евангельское движение в России – это не западный протестантизм, а российский духовный феномен, синтез святоотеческого богомыслия и духовного поиска с элементами протестантского богословия», – приводит автор исследования слова епископа С.И. Николаева.
Евангельское движение на Новгородчине – часть Божьего VIA SACRA.
А. Филимонов, член Союза писателей России.