VII науч­но-исто­ри­че­ская конференция

VII откры­тая науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция «Фено­мен Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма» про­шла с 13 по 15 сен­тяб­ря в Вели­ком Нов­го­ро­де в Хра­ме Хри­ста. Глав­ная тема кон­фе­рен­ции это­го года – «150 лет со дня рож­де­ния Ива­на Проханова».

Основ­ные зада­чи кон­фе­рен­ции, как и кон­фе­рен­ций преды­ду­щих лет – осве­ще­ние обще­ствен­ной зна­чи­мо­сти и акту­аль­ных тен­ден­ций раз­ви­тия Рос­сий­ско­го протестантизма.

Как все­гда про­во­дил кон­фе­рен­цию ее глав­ный орга­ни­за­тор и вдох­но­ви­тель Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель, епи­скоп церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской обла­сти, магистр бого­сло­вия, исто­рик. Бого­сло­вы, исто­ри­ки, рели­гио­ве­ды, архи­ва­ри­усы, слу­жи­те­ли церк­вей, жур­на­ли­сты из горо­дов Нов­го­род­ской обла­сти, Санк­т­-Петер­бур­га, Моск­вы – основ­ные участ­ни­ки кон­фе­рен­ции. От Рос­сий­ско­го Сою­за ЕХБ кон­фе­рен­цию при­вет­ство­вал экс-пред­се­да­тель РС ЕХБ Юрий Кирил­ло­вич Сипко.

В вос­крес­ный день 15 сен­тяб­ря про­шло тор­же­ствен­ное бого­слу­же­ние, посвя­щен­ное несколь­ким датам: 150 лет со дня рож­де­ния Ива­на Про­ха­но­ва, 150-летию пер­вой еван­гель­ской церк­ви на Нов­го­род­чине, 25-летию заклад­ки кам­ня Хра­ма Хри­ста, 25-летию руко­по­ло­же­ния Ана­то­лия Ива­но­ви­ча Кора­бель в сан пре­сви­те­ра. Через пред­став­лен­ные видео­ро­ли­ки при­сут­ству­ю­щие смог­ли сопри­кос­нуть­ся с исто­ри­ей тех событий.

На тор­же­ствен­ном бого­слу­же­нии про­слав­ля­ли Гос­по­да гости из Лат­вии: семья Лари­о­но­вых – груп­па «Род­ствен­ни­ки». Они дав­ние дру­зья Нов­го­род­ской церк­ви. Лари­о­но­вы пода­ри­ли Ана­то­лию Ива­но­ви­чу кар­ти­ну на тему рас­пя­тия Хри­ста, напи­сан­ную чело­ве­ком из реа­би­ли­та­ци­он­но­го цен­тра «Брат­ский дом», где несут слу­же­ние Лари­о­но­вы. На откры­тии кон­фе­рен­ции 13 сен­тяб­ря про­шел заме­ча­тель­ный кон­церт во сла­ву Гос­по­да семьи Лав­рен­чук из Финляндии.

Епи­скоп Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель в сво­ем при­вет­ствии отме­тил важ­ность осве­ще­ния исто­рии рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма и осо­бую роль дея­тель­но­сти Ива­на Сте­па­но­ви­ча Про­ха­но­ва в раз­ви­тии еван­гель­ско­го дви­же­ния Рос­сии. Он пред­ста­вил инте­рес­ные фак­ты посе­ще­ния Ива­ном Про­ха­но­вым Нов­го­ро­да в 1910 г. Ана­то­лий Ива­но­вич нашел инфор­ма­цию об этом пре­бы­ва­нии Про­ха­но­ва в нашем горо­де в жур­на­ле «Хри­сти­а­нин» (1910г.), так­же об этом было напи­са­но в свет­ских и пра­во­слав­ных изда­ни­ях того вре­ме­ни. Иван Про­ха­нов и бра­тья про­во­ди­ли еван­ге­ли­за­ци­он­ные собра­ния в обще­ствен­ном клу­бе. Для пра­во­слав­ных это было сво­е­го рода шоком: такое посе­ще­ние и такие собы­тия. Ведь Нов­го­род­чи­на «испо­кон веков» счи­та­ет­ся пра­во­слав­ной землей.

Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции смог­ли уви­деть уни­каль­ные фото­гра­фии того вре­ме­ни и услы­шать ауди­о­за­пись про­по­ве­ди Ива­на Про­ха­но­ва. Несмот­ря на про­шед­шие годы, в ауди­о­за­пи­си про­по­ве­ди Ива­на Сте­па­но­ви­ча ощу­ща­лась сила Сло­ва Божье­го и при­зыв к благовестию.

Докла­ды кон­фе­рен­ции были под­го­тов­ле­ны на доста­точ­но высо­ком уровне и пред­став­ля­ли раз­ные исто­ри­че­ские, бого­слов­ские иссле­до­ва­ния. Так Йозеф Барон – титу­ляр­ный Архи­епи­скоп Еди­ной еван­ге­ли­че­ско – люте­ран­ской церк­ви Рос­сии, док­тор Свя­той Тео­ло­гии гра­да Рима, про­фес­сор Ново­го Заве­та при Санкт – Петер­бург­ской Еван­ге­ли­че­ской Бого­слов­ской Ака­де­мии пред­ста­вил доклад «Соот­но­ше­ние Писа­ния и пре­да­ния как пред­мет диа­ло­га в духов­но-экзи­стен­ци­аль­ной пер­спек­ти­ве». Татья­на Кирил­лов­на Николь­ская, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, доцент Рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ции – духов­ной обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции выс­ше­го обра­зо­ва­ния ЕХБ «Санкт-Петер­бург­ский Хри­сти­ан­ский Уни­вер­си­тет», член Сою­за писа­те­лей Рос­сии, пред­ста­ви­ла осо­бый доклад «Про­те­стан­ты СССР и Холо­кост». Как гово­рит Татья­на Кирил­лов­на: «Тема Холо­ко­ста сей­час акту­аль­на и в то же вре­мя очень мало извест­на в про­те­стант­ском сооб­ще­стве. Как исто­рик я поня­ла, что невоз­мож­но объ­ек­тив­но осве­тить исто­рию Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны и жизнь про­те­стан­тов в те годы, не затра­ги­вая темы Холо­ко­ста. Пото­му что эта тема очень глу­бо­ко рас­кры­ва­ет и нрав­ствен­ный уро­вень чело­ве­ка, и духов­но-нрав­ствен­ный уро­вень церк­вей, насколь­ко церк­ви и отдель­ные веру­ю­щие были гото­вы к такой тра­ге­дии, как они про­яв­ля­ли себя в той ситу­а­ции.» Татья­на Кирил­лов­на рас­ска­за­ла о несколь­ких семьях хри­сти­ан-бап­ти­стов, кото­рые в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны спа­са­ли евре­ев, рискуя жизнью.

Олег Гри­го­рье­вич Шала­мов, пас­тор церк­ви (г. Томск), аспи­рант СПЕБА, магистр тео­ло­гии, пред­ста­вил доклад на тему «Уче­ние бла­го­да­ти в ран­ний пери­од Церк­ви». О сво­ей теме Олег Геор­ги­е­вич гово­рит: «Ран­ний пери­од Церк­ви конец I‑ого века, кото­рый я взял, пока­зал­ся мне очень бли­зок к миро­ощу­ще­нию, миро­осо­зна­нию с нашим еван­гель­ским. Когда чита­ешь посла­ние свя­то­го Кли­мен­та Рим­ско­го, то пони­ма­ешь, как жила ран­няя цер­ковь, и мож­но срав­нить, как живут еван­гель­ские общи­ны сего­дня, нахо­дишь очень мно­го похо­же­го, близ­ко­го, созвуч­но­го. Все рав­но мы как еван­гель­ские веру­ю­щие ста­ра­ем­ся жить как ран­няя Церковь».

Оль­га Нико­ла­ев­на Соко­ло­ва, фило­лог (закан­чи­ва­ет курс Маги­стра­ту­ры СПЕБА) инте­рес­но рас­кры­ла тему: «Лорд Ред­сток. Сло­во о спа­се­нии для Рос­сии». Исто­рик-архи­вист Вла­ди­мир Андре­евич Сте­па­нов, автор кни­ги-двух­том­ни­ка «Рож­дён­ные свы­ше на бере­гах Ижо­ры» и око­ло 50 ста­тей по исто­рии ЕХБ (Хри­сти­ан­ское обще­ство «Биб­лия для всех», – (СПб.)), заве­ду­ю­щий биб­лио­те­кой, глу­бо­ко ана­ли­ти­че­ски рас­крыл тему «Судь­ба паш­ков­цев». Ост­ро про­зву­ча­ло выступ­ле­ние, кри­ти­че­ское по сво­ей сути, моло­до­го исто­ри­ка Филип­па Нико­ла­е­ви­ча Ники­ти­на – сту­ден­та 3 кур­са Инсти­ту­та исто­рии Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та на тему «Кон­фе­рен­ция в Обще­ствен­ной пала­те РФ как при­мер нека­че­ствен­ной пре­зен­та­ции еван­гель­ским сооб­ще­ством сво­ей исто­рии». Филипп Ники­тин гово­рил о том, что в неко­то­рых выступ­ле­ни­ях на этой кон­фе­рен­ции доклад­чи­ки иска­зи­ли отдель­ные исто­ри­че­ские момен­ты. Он при­звал не иска­жать собы­тия, важ­ные дета­ли, более тща­тель­но изу­чать исто­рию. Был озву­чен инте­рес­ный доклад поэта, лите­ра­ту­ро­ве­да Алек­сея Оле­го­ви­ча Фили­мо­но­ва на тему: «Семь све­тиль­ни­ков». Хри­сти­ан­ские моти­вы в поэ­ме Алек­сандра Бло­ка «Две­на­дцать».

З. А. БардинаЗоя Алек­се­ев­на Бар­ди­на, кор­ре­спон­дент Рос­сий­ско­го Сою­за ЕХБ пред­ста­ви­ла тему «Вли­я­ние Средств Мас­со­вой Инфор­ма­ции на обще­ство. Про­те­стант­ские церк­ви через СМИ», отме­тив осо­бую роль в этом хри­сти­ан­ских СМИ. Она рас­ска­за­ла о сего­дняш­ней духов­но-про­све­ти­тель­ской мис­сии для рос­си­ян жур­на­ла РСЕХБ «Хри­сти­ан­ское слово».

После каж­до­го докла­да про­хо­ди­ли кон­струк­тив­ные дис­кус­сии, в ходе кото­рых были опре­де­ле­ны неко­то­рые важ­ные момен­ты для даль­ней­ше­го иссле­до­ва­ния еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии, напри­мер, дать чет­кое опре­де­ле­ние поня­тию «еван­гель­ский хри­сти­а­нин», иссле­до­вать более тща­тель­но нача­ло Еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии, его исто­ки. По мате­ри­а­лам кон­фе­рен­ции пла­ни­ру­ет­ся выпуск науч­но – исто­ри­че­ско­го сборника.

Сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми и поже­ла­ни­я­ми поде­ли­лись орга­ни­за­то­ры и участ­ни­ки конференции.

Т. К. НикольскаяТатья­на Кирил­лов­на Николь­ская, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, доцент Рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ции – духов­ной обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции выс­ше­го обра­зо­ва­ния еван-гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов «Санкт-Петер­бург­ский Хри­сти­ан­ский Уни­вер­си­тет», член Сою­за писа­те­лей России.

– Татья­на Кирил­лов­на, поче­му Вы выбра­ли темой сво­е­го докла­да имен­но «Про­те­стан­ты СССР и Холокост»?

– Мне кажет­ся, что тема Холо­ко­ста сей­час акту­аль­на и в то же вре­мя очень мало извест­на в про­те­стант­ском сооб­ще­стве. Я сама не при­да­ва­ла этой теме долж­но­го зна­че­ния, пока этим летом не съез­ди­ла в Моск­ву на семи­нар для пре­по­да­ва­те­лей, кото­рый про­во­дил Центр «Холо­кост». Кста­ти, на дистан­ци­он­ных кур­сах, орга­ни­зо­ван­ных Цен­тром, обу­ча­ют­ся и веру­ю­щие еван­гель­ских церк­вей. На семи­на­ре я узна­ла о новых мето­ди­ках пре­по­да­ва­ния этой темы, что было очень полез­но, ведь тема Холо­ко­ста при­сут­ству­ет в про­грам­мах по исто­рии хри­сти­ан­ства и по ряду дру­гих дис­ци­плин. Как исто­рик я поня­ла, что невоз­мож­но объ­ек­тив­но осве­тить исто­рию Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны и жизнь про­те­стан­тов в те годы, не затра­ги­вая темы Холо­ко­ста. Пото­му что эта тема очень глу­бо­ко рас­кры­ва­ет и нрав­ствен­ный уро­вень чело­ве­ка, и духов­но-нрав­ствен­ный уро­вень церк­вей, насколь­ко церк­ви и отдель­ные веру­ю­щие были гото­вы к такой тра­ге­дии, как они про­яв­ля­ли себя в той ситу­а­ции. Пока, к сожа­ле­нию, эти вопро­сы очень мало изу­че­ны. Мой доклад был в каком-то смыс­ле опре­де­ле­ни­ем «белых пятен». Мне очень помог­ли кни­ги, посо­бия Цен­тра «Холо­кост» – напри­мер, «Кни­га пра­вед­ни­ков», учеб­ное посо­бие «Пра­вед­ни­ки Наро­дов Мира» и дру­гие. Я поня­ла, что надо и даль­ше вести поис­ко­вую рабо­ту, пото­му что мы очень мало зна­ем. Зача­стую мы, про­те­стан­ты, отно­сим­ся к самим себе, как к людям без исто­рии, без геро­ев, а если и вспо­ми­на­ем геро­ев, то сугу­бо геро­ев цер­ков­ных, кото­рые были репрес­си­ро­ва­ны за веру. Разу­ме­ет­ся, их надо пом­нить. Но, напри­мер, пре­сви­тер Мин­ской церк­ви ЕХБ Антон Мит­ро­фа­но­вич Кец­ко во вре­мя окку­па­ции Мин­ска зани­мал­ся не толь­ко цер­ков­ным слу­же­ни­ем. Под его руко­вод­ством общи­на опе­ка­ла два дет­ских дома, где были спа­се­ны от голо­да и истреб­ле­ния 126 детей, вклю­чая 72 еврей­ских ребён­ка. А. М. Кец­ко помо­гал и пар­ти­за­нам. Мате­ри­а­лы о нём и его подви­ге пред­став­ле­ны в Бело­рус­ском госу­дар­ствен­ном музее исто­рии Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Это один из при­ме­ров, когда хри­сти­а­нин стал геро­ем для все­го обще­ства, а не толь­ко для сво­их единоверцев.

– Что Вы дума­е­те об этой науч­но-исто­ри­че­ской кон­фе­рен­ции в Вели­ком Новгороде?

– Я каж­дый раз с боль­шим инте­ре­сом при­ез­жаю сюда, пото­му что, с одной сто­ро­ны, на кон­фе­рен­ции зву­чат самые раз­ные докла­ды о про­те­стан­тиз­ме, с дру­гой – есть какая-то гене­раль­ная глав­ная тема. Без­услов­но, я хочу отме­тить доклад Ана­то­лия Ива­но­ви­ча Кора­бель, кото­рый поде­лил­ся совер­шен­но уни­каль­ны­ми доку­мен­та­ми и сво­и­ми кра­е­вед­че­ски­ми раз­ра­бот­ка­ми о пре­бы­ва­нии Про­ха­но­ва в Вели­ком Нов­го­ро­де, что совер­шен­но никем пока не изучено.

Такие кон­фе­рен­ции, конеч­но, нуж­ны. И необ­хо­ди­мо, что­бы инфор­ма­ция о них дохо­ди­ла до слу­жи­те­лей церк­вей, уча­щих­ся хри­сти­ан­ских учеб­ных заве­де­ний, рели­гио­ве­дов, исто­ри­ков. Тут, мне кажет­ся, очень важ­но не толь­ко про­ве­сти такую кон­фе­рен­цию, но и мак­си­маль­но доне­сти инфор­ма­цию до обще­ства через СМИ и дру­гие источ­ни­ки. И, конеч­но, нуж­но изда­вать сбор­ни­ки мате­ри­а­лов конференции.

В. А. СтепановСте­па­нов Вла­ди­мир Андре­евич, автор кни­ги-двух­том­ни­ка «Рож­дён­ные свы­ше на бере­гах Ижо­ры» и око­ло 50 ста­тей по исто­рии ЕХБ. Место рабо­ты: Хри­сти­ан­ское обще­ство «Биб­лия для всех» (СПб.), заве­ду­ю­щий библиотекой.

– Вла­ди­мир Андре­евич, в чем осо­бен­ность этой конференции?

– Я уже участ­вую в шестой кон­фе­рен­ции. Для меня важ­но и полез­но участ­во­вать в такой кон­фе­рен­ции. Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель пред­ста­вил новые доку­мен­таль­ные све­де­ния о при­ез­де и про­по­ве­ди Ива­на Сте­па­но­ви­ча Про­ха­но­ва в Вели­ком Нов­го­ро­де в 1910 г. Я люб­лю фак­ты. И мне было инте­рес­но уви­деть новые уни­каль­ные фото­гра­фии Про­ха­но­ва. Были зачи­та­ны выдерж­ки из нов­го­род­ских газет того вре­ме­ни, хотя там очень свое­об­раз­но кри­ти­ку­ют пра­во­слав­ные авто­ры дея­тель­ность Про­ха­но­ва, счи­тая ее сек­тант­ской. Но за этой кри­ти­кой есть фак­ты, дета­ли, по кото­рым мож­но вос­про­из­ве­сти кар­ти­ну того вре­ме­ни. Сама пози­ция Пра­во­слав­ной церк­ви того пери­о­да тоже явля­ет­ся исто­ри­че­ским фак­том в том, что жизнь хри­сти­ан нико­гда не быва­ет про­стой. Понра­вил­ся доклад Архи­епи­ско­па Йозе­фа Баро­на о соот­но­ше­нии Писа­ния и пре­да­ния, о том, что пре­да­ния свя­за­ны с исто­ри­че­ски­ми церк­ва­ми – като­ли­че­ской и пра­во­слав­ной, что пре­да­ние есть часть любо­го живо­го цер­ков­но­го дви­же­ния. У про­те­стан­тов дви­же­ние Духа все вре­мя обнов­ля­ет­ся, в каж­дом веке порож­да­ет­ся какое-то новое направ­ле­ние, лицо. Но потом люди долж­ны сфор­ми­ро­вать бого­слу­же­ние, цер­ков­ную орга­ни­за­цию. То, как про­по­ве­ду­ет­ся, пре­под­но­сит­ся Еван­ге­лие, тоже ста­но­вит­ся новым пре­да­ни­ем. Но глав­ное, что в этом раз­но­об­ра­зии Архи­епи­скоп Барон под­черк­нул, что все живые хри­сти­ане долж­ны быть свя­за­ны внут­ренне дей­стви­ем Свя­то­го Духа, как он про­ци­ти­ро­вал «умом Хри­сто­вым», но мы «ум Хри­стов» ассо­ци­и­ру­ем со Сло­вом Божи­ем, на чем осно­ва­на наша вера. Каж­дый доклад на кон­фе­рен­ции был по-сво­е­му интересен.

Так­же я поло­жи­тель­но отнес­ся к осо­бо­му кри­ти­че­ско­му докла­ду моло­до­го исто­ри­ка Филип­па Ники­ти­на. Ведь этот год 150-летия Ива­на Про­ха­но­ва вызвал целый ряд кон­фе­рен­ций, в том чис­ле с уча­сти­ем и госу­дар­ствен­ных струк­тур сов­мест­но с еван­гель­ски­ми веру­ю­щи­ми. Неко­то­рые пас­то­ры на подоб­ных встре­чах поз­во­ля­ют себе выска­зы­вать­ся в некой попу­лист­ской мане­ре на исто­ри­че­скую тему, иска­жая фак­ты. На мой взгляд, – это некое заим­ство­ва­ние у мира, чего мы не долж­ны делать. То есть наша инфор­ма­ция долж­на быть аргу­мен­ти­ро­ва­на, долж­на опи­рать­ся на исти­ну, а не на ложь, при­чем я имею вви­ду не толь­ко пря­мой обман, а такие вещи, как пре­уве­ли­че­ние, или умал­чи­ва­ние того, что мы хотим скрыть. Биб­лия это­го не дела­ет. Биб­лия гово­рит об отре­че­нии Пет­ра, о том, как суд Божий пока­рал Ана­нию и Сап­фи­ру за неболь­шую ложь, как сего­дня кажет­ся. Бог Свят, поэто­му зада­ча исто­ри­ка, на мой взгляд, и Филипп в сво­ем докла­де это­му сле­ду­ет, делать пре­зен­та­цию исто­рии, осно­вы­ва­ясь на фак­тах, истине. Пото­му что Бог есть Бог Исти­ны. Апо­стол Павел гово­рит, что мы силь­ны за исти­ну, а не про­тив исти­ны. Мне кажет­ся, что любые фор­мы лжи ведут к ослаб­ле­нию хри­сти­ан­ства и не сов­ме­сти­мы с дей­стви­ем Бога. Я зани­ма­юсь посто­ян­но раз­об­ла­че­ни­ем мифов. Счи­таю, что исто­рия наше­го еван­гель­ско­го дви­же­ния до сих пор очень непол­ная. А в том, что она содер­жит, во мно­гих момен­тах иска­же­на. При чем эти иска­же­ния непри­ят­ны еще там, где мы как бы свою кон­фес­сию пре­воз­но­сим в ущерб прав­де. А мы пре­воз­но­сить долж­ны не свою кон­фес­сию, а толь­ко Хри­ста. А если мы хотим пре­воз­но­сить Хри­ста, мы долж­ны это делать чисто, честно.

– Какие бы вы хоте­ли услы­шать темы на такой конференции?

– Поле­ми­ка Филип­па заост­ри­ла две про­бле­ма­ти­ки, кото­рые най­дут, я думаю раз­ви­тие в буду­щем году. 1. Какой пери­од счи­тать точ­кой отсче­та Еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии? Тра­ди­ци­он­ный взгляд – это вто­рая поло­ви­на 19 века. А как раз в той пре­зен­та­ции на одной из встреч в Москве, кото­рую кри­ти­ко­вал Филипп Ники­тин, про­зву­ча­ло жела­ние, что­бы исто­ки Еван­гель­ско­го дви­же­ния видеть в созда­нии Рос­сий­ско­го Биб­лей­ско­го обще­ства и его дея­тель­но­сти. Тем самым уве­ли­чить на 50 лет сро­ки Еван­гель­ско­го дви­же­ния – со 150 до 200 лет. Я при­со­еди­ня­юсь к Филип­пу. Раз­ве най­де­ны те свя­зи от Рос­сий­ско­го Биб­лей­ско­го обще­ства, кото­рые при­ве­ли бы к созда­нию пер­вой и дру­гих общин, кото­рые сфор­ми­ро­ва­ли Рос­сий­ское Еван­гель­ское дви­же­ние? И вокруг это­го воз­ник­ла бы дру­гая дата – пер­вая поло­ви­на 19 века. Это было бы дока­за­тель­ством. Но это­го ниче­го нет. Поэто­му эта поле­ми­ка по дате нача­ла Еван­гель­ско­го дви­же­ния будет про­дол­жать­ся. Есть уже мно­го сто­рон­ни­ков это­го взгля­да, кото­рый еще не аргу­мен­ти­ро­ван. След­стви­ем этой поле­ми­ки стал вопрос, что вооб­ще счи­тать Еван­гель­ским христианством.

Когда мы гово­рим о еван­гель­ском хри­сти­ан­стве, мы долж­ны спер­ва опре­де­лить, какой смысл мы вкла­ды­ва­ем в это.

Я вижу этот вопрос в узком и широ­ком смыс­ле. В узком – это Еван­гель­ское дви­же­ние, осно­ван­ное Ива­ном Про­ха­но­вым в 1908 и 1909 г.г., когда была заре­ги­стри­ро­ва­на Петер­бург­ская общи­на, а на сле­ду­ю­щий год создан Все­рос­сий­ский Союз еван­гель­ских хри­сти­ан. Это назва­ние было закреп­ле­но юри­ди­че­ски и фак­ти­че­ски это дви­же­ние ста­ло так име­но­вать­ся. Оно полу­чи­ло очень силь­ное раз­ви­тие. Исто­ри­че­ски меж­ду 1908 г. до 1944 г.– до сли­я­ния с бап­ти­ста­ми. Вна­ча­ле дви­же­ние воз­глав­лял Про­ха­нов, потом его после­до­ва­те­ли ­ Жид­ков, Карев. Вот что свя­за­но с этим дви­же­ни­ем в этот пери­од. Одна­ко еван­гель­ское хри­сти­ан­ство мож­но опре­де­лять шире. Сюда мож­но вклю­чать и все тече­ния – бап­ти­сты, пяти­де­сят­ни­ки, хариз­ма­ты, адвен­ти­сты, мето­ди­сты и др. Так­же предыс­то­рию – моло­кане, мен­но­ни­ты. Это широ­кое поня­тие еван­гель­ско­го христианства.

У любой кон­фес­сии мы можем чему-то учить­ся, напри­мер, посвя­щен­но­сти, живо­сти. Есть такие момен­ты, кото­рые луч­ше про­яв­ля­ют­ся в дру­гих кон­фес­си­ях, чем у нас – бап­ти­стов. По отно­ше­нию к самим себе, бап­ти­стам, мы тоже долж­ны быть откры­ты не толь­ко похва­ле, но и кри­ти­ке, при­чем и само­кри­ти­ке. Это нам помо­жет изжи­вать наши боляч­ки и ста­но­вить­ся чище, более откры­ты­ми. Нуж­но не воз­но­сить свою кон­фес­сию. Любая кон­фес­сия долж­на быть откры­та как похва­ле, так и кри­ти­ке. То есть дол­жен быть такой нуж­ный баланс. На мой взгляд, не тот бап­тист хорош, кото­рый хва­лит бап­тист­ское уче­ние, кон­фес­сию, а тот, кото­рый пре­воз­но­сит Имя Хри­ста, хва­лит Хри­ста. Если мы так дей­ству­ем, тогда бла­го­сло­ве­ние Божие на нас нис­хо­дит, и в этом слу­чае мы ста­но­вим­ся хоро­ши­ми баптистами.

– Поже­ла­ние орга­ни­за­то­рам конференции?

– Нам при­ят­но при­ез­жать в Вели­кий Нов­го­род. Здесь очень госте­при­им­ная обста­нов­ка. Хоро­шая атмо­сфе­ра, в кото­рой про­хо­дит кон­фе­рен­ция. Этот инте­рес к исто­рии, кото­рый исхо­дит от епи­ско­па Ана­то­лия Ива­но­ви­ча Кора­бель, вдох­нов­ля­ет и дру­гих людей, поэто­му Нов­го­род­скую Цер­ковь мож­но выде­лить с точ­ки зре­ния инте­ре­са не толь­ко к бого­слу­же­нию, но и к исто­рии еван­гель­ско­го дви­же­ния, в том чис­ле и на Нов­го­род­чине. Кон­фе­рен­ция науч­но-исто­ри­че­ская, но в ней участ­ву­ют, на мой взгляд, мало исто­ри­ков. Понят­но, что есть докла­ды по бого­сло­вию, лите­ра­ту­ро­ве­де­нию. Хоте­лось бы рас­ши­рить коли­че­ство исто­ри­ков, в том чис­ле свет­ских ака­де­ми­че­ских уче­ных по хри­сти­ан­ской, цер­ков­ной тема­ти­ке и под­клю­чить дру­гие реги­о­ны Рос­сии. В основ­ном идет ори­ен­та­ция участ­ву­ю­щих исто­ри­ков на Вели­кий Нов­го­род и Петер­бург. Желаю, что­бы боль­ше при­гла­ша­ли участ­ни­ков из раз­ных реги­о­нов Рос­сии. Что­бы был более про­дук­тив­ный обмен мне­ни­я­ми, зна­ком­ство с дру­гой инфор­ма­ци­ей, рас­ши­ре­ние кру­га исто­ри­че­ско­го сообщества.

О. Н. СоколоваОль­га Нико­ла­ев­на Соко­ло­ва, фило­лог, закан­чи­ва­ет курс Маги­стра­ту­ры СПЕБА.

– Оль­га Нико­ла­ев­на, Ваше мне­ние о конференции?

– Мне тут важ­но быть! Во-пер­вых, Храм Хри­ста – это как бы колы­бель люб­ви Хри­сто­вой. Каж­дый раз я это полу­чаю здесь – любовь Хри­сто­ву, госте­при­им­ство Хри­сто­во и мило­сер­дие Хри­сто­во. Все докла­ды были насы­ще­ны сло­вом Хри­ста. А что каса­ет­ся мое­го докла­да, то, нако­нец-то про­зву­ча­ло сло­во про­по­ве­ди лор­да Ред­сто­ка. Он был напи­сан мной еще пять лет тому назад. Сей­час доклад про­зву­чал, и я счи­таю, очень вовре­мя. Все докла­ды были вдох­но­вен­но про­чи­та­ны. Но осо­бен­но мне понра­вил­ся доклад Шала­мо­ва Оле­га Гри­го­рье­ви­ча и, конеч­но, пла­мен­ная кри­ти­ка моло­до­го исто­ри­ка Филип­па Ники­ти­на, кото­рая, по-мое­му мне­нию, нуж­на на таких кон­фе­рен­ци­ях. Очень понра­ви­лось заклю­чи­тель­ное сло­во Юрия Кирил­ло­ви­ча Сип­ко о литур­гии, ее необ­хо­ди­мо­сти в бап­тист­ской церк­ви, кото­рое про­зву­ча­ло как заклю­чи­тель­ный аккорд этой кон­фе­рен­ции о Рос­сий­ском протестантизме.

– Что бы Вы хоте­ли услы­шать на таких конференциях?

– Я бы хоте­ла на этой кон­фе­рен­ции услы­шать чет­кое опре­де­ле­ние еван­гель­ско­му хри­сти­ан­ству. Пото­му что до сих пор нет чет­ко-выра­жен­но­го тер­ми­на, кото­рый обо­зна­чил бы эти поня­тия или дви­же­ние. Думаю, что у нас будет мно­го инте­рес­ных докла­дов в сле­ду­ю­щем году.

– Поже­ла­ния орга­ни­за­то­рам конференции.

– Люб­ви и единства.

О. Г. ШаламовОлег Гри­го­рье­вич Шала­мов, пас­тор церк­ви (г. Томск), аспи­рант, пре­по­да­ва­тель СПЕБА, магистр прак­ти­че­ско­го бого­сло­вия, магистр изящ­ных искусств в теологии.

– Что дала Вам эта конференция?

– Я при­е­хал во вто­рой раз на кон­фе­рен­цию, пер­вый раз был в про­шлом году.

Кон­фе­рен­ция при­нес­ла мне поль­зу как слу­жи­те­лю, пре­по­да­ва­те­лю, аспи­ран­ту и конеч­но же, как хри­сти­а­ни­ну. Как в про­шлом году, так и в этом, есть мно­го тем, кото­рые очень важ­но знать и не про­сто слу­жи­те­лю, пре­сви­те­ру церк­ви, пре­по­да­ва­те­лю, а и рядо­во­му хри­сти­а­ни­ну. В этот раз под­ни­ма­лись вопро­сы о том, кто мы как еван­гель­ские хри­сти­ане, само­иден­ти­фи­ка­ции, акту­аль­ная тема Холо­ко­ста Вто­рой миро­вой вой­ны. Тема Холо­ко­ста – очень тро­га­тель­ная и важ­ная для меня. Ведь это наша общая исто­рия. Каж­дый, кто при­ез­жа­ет или при­е­дет на кон­фе­рен­цию, най­дет для себя то, что ему будет по-насто­я­ще­му важ­но и нужно.

Неза­бы­ва­е­мые исто­ри­че­ские обзо­ры, напри­мер, по слу­же­нию Васи­лия Паш­ко­ва, пред­став­лен­ные Вла­ди­ми­ром Сте­па­но­вым, конеч­но, очень помо­га­ют понять исто­рию еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии. Инте­рес­но было выступ­ле­ние Ана­то­лия Ива­но­ви­ча с исто­ри­че­ски­ми фак­та­ми о жиз­ни Ива­на Про­ха­но­ва и еван­гель­ско­го дви­же­ния в целом.

– Какие темы вы бы хоте­ли здесь услышать?

– В кон­це кон­фе­рен­ции мы при­шли к обще­му выво­ду о том, что­бы дать чет­кое опре­де­ле­ние: «Кто такие еван­гель­ские хри­сти­ане вооб­ще и в Рос­сии, в част­но­сти?» Пото­му что этот тер­мин проч­но закре­пил­ся в про­те­стант­ской сре­де. Нуж­но по-насто­я­ще­му дать чет­кое опре­де­ле­ние, из-за кото­ро­го и в науч­ной сре­де воз­ни­ка­ют про­бле­мы, преж­де все­го с опре­де­ле­ни­ем даты воз­ник­но­ве­ния дви­же­ния. Нуж­но дать ответ, где наши исто­ки, веро­уче­ние в том чис­ле, кор­ни. Это очень важно.

– Поче­му Вы взя­ли тему докла­да о бла­го­да­ти в ран­ний пери­од Церкви?

– Я учусь в аспи­ран­ту­ре по направ­ле­нию исто­ри­че­ско­го бого­сло­вия. Имен­но в исто­ри­че­ской пер­спек­ти­ве важ­но смот­реть, как раз­ви­ва­ет­ся уче­ние о бла­го­да­ти. Напри­мер, видеть дина­ми­ку раз­ви­тия не толь­ко у одно­го отца Церк­ви или в какой-то исто­ри­че­ский пери­од, или за несколь­ко пери­о­дов, изу­чить какие были изме­не­ния или даже иска­же­ния. Ран­ний пери­од Церк­ви конец I‑ого века, посла­ние Кли­мен­та Рим­ско­го, кото­рый я взял, пока­зал­ся очень бли­зок к миро­ощу­ще­нию, миро­осо­зна­нию с нашим еван­гель­ским. Когда чита­ешь св. Кли­мен­та, то пони­ма­ешь, как жила ран­няя цер­ковь, и мож­но срав­нить, как живут еван­гель­ские общи­ны сего­дня, нахо­дишь очень мно­го похо­же­го, близ­ко­го, созвуч­но­го. Все рав­но мы как еван­гель­ские веру­ю­щие ста­ра­ем­ся жить, как ран­няя Цер­ковь. Поэто­му мои иссле­до­ва­ния име­ют не толь­ко тео­ре­ти­че­ский смысл или при­но­сят интел­лек­ту­аль­ное удо­вле­тво­ре­ние, но, в первую оче­редь, име­ют при­клад­ное зна­че­ние. Кли­мент Рим­ский дает чет­кое опре­де­ле­ние, что такое бла­го­дать, как она исхо­дит и кто явля­ет­ся хри­сти­а­ни­ном, живу­щим этой бла­го­да­тью Спа­се­ния. Это очень важ­но! В цен­тре посла­ния Кли­мен­та есть весть о Спа­се­нии, кото­рое Хри­стос при­нес людям, это род­нит наши церк­ви с Кли­мен­том! Ведь в цен­тре нашей жиз­ни – Еван­ге­лие, весть о Спа­се­ни, кото­рое мы про­воз­гла­ша­ем и кото­рым живем.

– Поже­ла­ние организаторам?

– Про­дол­жай­те и не останавливайтесь!

Й. БаронЙозеф Барон, титу­ляр­ный Архи­епи­скоп Еди­ной еван­ге­ли­че­ско – люте­ран­ской церк­ви Рос­сии, док­тор Свя­той Тео­ло­гии гра­да Рима, про­фес­сор Ново­го Заве­та при Санкт – Петер­бург­ской Еван­ге­ли­че­ской Бого­слов­ской Академии.

– Что было осо­бен­но­го в этой кон­фе­рен­ции для Вас?

– Я думаю, что эта кон­фе­рен­ция была осо­бо сим­во­ли­че­ская, пото­му что она уже седь­мая. Докла­ды были меж­ду бого­слов­ско-фило­соф­ски­ми вопро­са­ми и чисто историческими.

Посколь­ку эта кон­фе­рен­ция была свя­за­на с Юби­ле­ем Про­ха­но­ва, то, есте­ствен­но, про­зву­ча­ла эта исто­ри­че­ская нота у мно­гих доклад­чи­ков. Кон­фе­рен­ция име­ет такое исто­ри­че­ское ретро­спек­тив­ное направ­ле­ние. Так ска­зать, взгляд назад, на те вре­ме­на, ту эпо­ху, когда еван­гель­ское дви­же­ние в Рос­сии зарож­да­лось. Как я пола­гаю, оно зарож­да­лось в 60–70-ые годы 19 века, а не 200 лет тому назад. С дру­гой сто­ро­ны, мне понра­вил­ся акцент Юрия Кирил­ло­ви­ча Сип­ко на то, что извест­ные люди за еван­гель­скую веру, имея свой ста­тус, напри­мер, гене­ра­ла, пол­ков­ни­ка, дво­рян­ский титул, глу­бо­ко веру­ю­щие были отча­сти изгна­ны из Рос­сий­ской импе­рии. Такая парал­лель, кото­рую он дал, гля­дя на наши вре­ме­на – ответ­ствен­но ли мы под­хо­дим к сво­ей вере, сво­е­му служению.

Это кон­фе­рен­ция была для меня сво­е­го рода обо­га­ще­ни­ем. Очень жела­тель­но, что­бы на кон­фе­рен­ции при­сут­ство­ва­ли пред­ста­ви­те­ли раз­ных про­те­стант­ских тече­ний. Хоте­лось бы, что­бы при­сут­ство­ва­ли и про­фес­си­о­наль­ные свет­ские исто­ри­ки. Очень важ­но, что на каж­дой кон­фе­рен­ции есть как науч­ное обще­ние, так и живое обще­ние меж­ду участ­ни­ка­ми, вклю­чая и бесе­ды за чае­пи­ти­ем. Я, так, ком­плекс­но пони­маю конференцию.

Для меня и эта кон­фе­рен­ция – это сам Храм Хри­ста в Вели­ком Нов­го­ро­де, так­же и кра­си­вая при­ро­да вокруг Хра­ма и встре­ча с раз­ны­ми инте­рес­ны­ми лич­но­стя­ми, начи­ная от епи­ско­па Ана­то­лия Ива­но­ви­ча Кора­бель. Наде­юсь, что с Божьей помо­щью встре­тим­ся и в сле­ду­ю­щем году.

Я с радо­стью так­же при­вет­ствую семью Лари­о­но­вых из Лат­вии, кото­рая высту­пи­ла с духов­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми на тор­же­ствен­ном бого­слу­же­нии в Хра­ме Христа.

– Что Вы хоте­ли пока­зать через Вашу тему «Писа­ние и предание»?

– Хотел пред­ста­вить свою тему, как пред­мет межхри­сти­ан­ско­го диалога.

– Какие бы вы хоте­ли еще услы­шать темы?

– Напри­мер, что озна­ча­ет про­те­стант­ская литур­гия, так­же темы насчет срав­ни­тель­но­го бого­сло­вия. Хоте­лось бы послу­шать докла­ды о состо­я­нии наше­го обще­ства в Рос­сии – духов­ные и соци­аль­ные сто­ро­ны, самые ост­рые проблемы.

– Поже­ла­ния организаторам?

– Божьих бла­го­сло­ве­ний, здра­вия, даль­ней­ших успехов.

Ф. Н. НикитинФилипп Нико­ла­е­вич Ники­тин, исто­рик, сту­дент 3 кур­са Инсти­ту­та исто­рии Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го университета.

– Кон­фе­рен­ция мне очень понра­ви­лось. Я хочу начать с фра­зы: «Не забы­вай, с кем пол­зал, когда под­ле­та­ешь». Мой путь как исто­ри­ка-иссле­до­ва­те­ля начал­ся имен­но с этой кон­фе­рен­ции про­шло­го года. Пер­вый мой доклад был напи­сан имен­но для той кон­фе­рен­ции. Эта кон­фе­рен­ция очень уни­каль­ная по неко­то­рым при­чи­нам. Во-пер­вых, здесь собра­ны как кон­фес­си­о­наль­ные, так и ака­де­ми­че­ские пред­ста­ви­те­ли. Это очень важ­но: дол­жен быть диа­лог. Во-вто­рых, здесь очень госте­при­им­но. Я не встре­чал ни одной кон­фе­рен­ции, где так госте­при­им­но и вни­ма­тель­но отно­си­лись к гостям. В‑третьих, боль­шая воз­мож­ность в нефор­маль­ной обста­нов­ке пооб­щать­ся со спе­ци­а­ли­ста­ми-исто­ри­ка­ми. В этих момен­тах мне кон­фе­рен­ция очень нра­вит­ся. Раду­ет то, что здесь изда­ют­ся сбор­ни­ки науч­ных докла­дов, про­зву­чав­ших на кон­фе­рен­ции. В Рос­сии я не знаю ни одной церк­ви ЕХБ, кото­рые пери­о­ди­че­ски про­во­дят кон­фе­рен­ции и изда­ют сбор­ни­ки по ито­гам кон­фе­рен­ции. В этом плане кон­фе­рен­ция очень цен­на и долж­на продолжаться.

– Что Вы ска­же­те о глав­ной теме конференции?

– Я счи­таю, что Про­ха­нов – это яркая и неод­но­знач­ная лич­ность, кото­рую надо изу­чать, осмыс­лять, о кото­рой надо гово­рить и делать это очень акку­рат­но. Нуж­но совре­мен­ным бап­ти­стам пока­зать окон­ча­тель­но свое отно­ше­ние к дан­ной личности.

– Ваша тема докла­да нес­ла кон­струк­тив­ную кри­ти­ку по пово­ду не вер­ной, подан­ной неко­то­ры­ми слу­жи­те­ля­ми исто­рии еван­гель­ско­го дви­же­ния, жиз­ни лиде­ров еван­гель­ско­го дви­же­ния, Про­ха­но­ва. Вы как исто­рик – чело­век фак­тов. Это важ­но было для Вас?

– Конеч­но! Если бы я услов­но высту­пил с этой темой в какой-нибудь Ака­де­мии наук, то я не думаю, что она бы нашла боль­шой отклик, так как я не вижу како­го-то актив­но­го вни­ма­ния со сто­ро­ны ака­де­ми­че­ско­го сооб­ще­ства в обла­сти изу­че­ния исто­рии еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии во вто­рой поло­вине 19 века. На этой кон­фе­рен­ции боль­шая часть участ­ни­ков мно­го­кон­фес­си­о­наль­ных пред­ста­ви­те­лей. Мне понра­ви­лось, что мой доклад вызвал боль­шую пло­до­твор­ную дис­кус­сию. Это была не про­сто кри­ти­ка, а мы при­шли к како­му-то резуль­та­ту. Глав­ное, что я взял отту­да – это дис­кус­сия, некий резуль­тат, направ­ля­ю­щий на очень боль­шие, глу­бо­кие мыс­ли. У меня воз­ник­ла идея напи­сать ста­тью об опре­де­ле­нии «еван­гель­ский хри­сти­а­нин», «еван­гель­ское движение».

– Какие темы Вы бы хоте­ли здесь еще услышать?

– Мне как исто­ри­ку хочет­ся, что­бы боль­ше было вни­ма­ния к исто­рии еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии, осо­бен­но в Вели­ком Нов­го­ро­де, пото­му что кон­фе­рен­ция про­хо­дит здесь. Что­бы затра­ги­ва­ли мест­ную реги­о­наль­ную нов­го­род­скую исто­рию. Это было бы прекрасно.

Хоро­шо, что при­гла­си­ли Юрия Кирил­ло­ви­ча Сип­ко, экс-пред­се­да­те­ля РСЕХБ. Это было очень хоро­шим момен­том все­го обще­ния. Юрий Кирил­ло­вич очень здра­во мыс­лит, пред­ла­га­ет хоро­шие идеи.

– Неко­то­рые хри­сти­ане-бап­ти­сты жела­ют изу­чать толь­ко бап­тист­скую исто­рию. Но это же нераз­дель­но с еван­гель­ской про­те­стант­ской исто­ри­ей. Как Вы считаете?

– Здесь нуж­но пони­мать, что под­ра­зу­ме­ва­ет­ся под тер­ми­ном «про­те­стант». Я исполь­зую тер­мин «рус­ский про­те­стант», хотя я не счи­таю бап­ти­стов про­те­стан­та­ми. Это­го мне­ния при­дер­жи­ва­ет­ся авто­ри­тет­ный исто­рик Иван Пет­ро­вич Дик. Соб­ствен­но, его точ­ка зре­ния для меня и явля­ет­ся авто­ри­те­том. Думаю, что для нача­ла нуж­но опре­де­лить­ся с понятиями.

– Поже­ла­ния организаторам?

– Очень желал бы, что­бы кон­фе­рен­ция про­дол­жа­лась. Я не вижу дру­гой аль­тер­на­ти­вы, где мож­но собрать­ся так, имен­но на базе церк­ви. Ана­то­лий Ива­но­вич, без­услов­но, заслу­жи­ва­ет боль­шой под­держ­ки, бла­го­дар­но­сти, пото­му что это колос­саль­ный труд.

– Слу­жи­те­лям церк­вей важ­но быть на такой конференции?

– Если чело­век веру­ю­щий и ходит в цер­ковь, у него дол­жен воз­ник­нуть вопрос: В чем состо­ит наша иден­тич­ность? Поче­му у нас такие духов­ные прак­ти­ки?» Поче­му у нас три про­по­ве­ди, такой поря­док бого­слу­же­ния? На мой взгляд, совре­мен­ный веру­ю­щий дол­жен сде­лать какой-то экс­курс в исто­рию, и это очень важ­но. Ты дол­жен пони­мать, кто ты есть и как скла­ды­ва­лась исто­рия тво­ей конфессии.

Гали­на Пав­лов­на Вла­ди­ми­ро­ва, радио­жур­на­лист, учит­ся в Бого­слов­ской еван­ге­ли­че­ской Ака­де­мии, цер­ковь «Дом Еван­ге­лие», г. Санкт-Петербург.

– На кон­фе­рен­ции я тре­тий раз. Такие кон­фе­рен­ции дают очень боль­шую поль­зу для меня, как веру­ю­ще­го чело­ве­ка, при­об­ре­таю осо­бые зна­ния. Докла­ды очень глу­бо­кие, про­ду­ман­ные, хоро­шо усва­и­ва­ют­ся. Важ­на цен­траль­ная тема о лич­но­сти Про­ха­но­ва. Конеч­но, я зна­ла о таком извест­ном лиде­ре еван­гель­ско­го дви­же­ния, но очень мало. Здесь полу­чи­ла очень цен­ную инфор­ма­цию о Про­ха­но­ве, еван­гель­ском дви­же­нии в Рос­сии. Хочет­ся потом, по при­ез­ду домой, еще самой про­чи­тать, изу­чить это. Полу­чен­ные зна­ния вдох­но­ви­ли, побу­ди­ли на изу­че­ние истории.

Такая кон­фе­рен­ция нуж­на и для самих слу­жи­те­лей, для веру­ю­щих и для обще­ства, но нуж­но уметь пре­под­не­сти эти зна­ния о про­те­стан­тах в доступ­ной фор­ме для общества.

– Какие бы вы хоте­ли темы здесь услышать?

– Мно­гие неве­ру­ю­щие счи­та­ют, что про­те­стант­ское дви­же­ние при­шло к нам с Запа­да, Аме­ри­ки, мол, сво­е­го у нас нет. Нуж­но пока­зать Еван­гель­ско­го дви­же­ние в Рос­сии, исто­рию Руси от началь­ных исто­ков, что было до это­го, напри­мер, моло­кане, стригольники.

– Поже­ла­ние организаторам?

– Ана­то­лию Ива­но­ви­чу поже­лаю здо­ро­вья и тер­пе­ния. Что­бы боль­ше спра­ши­вал с доклад­чи­ков, что­бы была луч­ше дис­ци­пли­на у них.

Ю. К. СипкоЮрий Кирил­ло­вич Сип­ко, экс-пред­се­да­тель РСЕХБ.

– Юрий Кирил­ло­вич, что Вы взя­ли с этой кон­фе­рен­ции для себя, для все­го брат­ства баптистов?

– Мож­но мно­го гово­рить о кон­фе­рен­ции. Во-пер­вых, при­кос­нул­ся через все про­зву­чав­шие докла­ды еще раз к богат­ству исто­рии Еван­гель­ско­го дви­же­ния в той цар­ской Рос­сии, в совет­ской эпо­хе, в совре­мен­ной дей­стви­тель­но­сти – в таком боль­шом мно­го­об­ра­зии. Исто­рии бога­тей­шей, пол­ной сла­вы Божи­ей, потря­са­ю­щей силы дей­ствия Духа Свя­то­го. Во-вто­рых, что в нашем брат­стве, конеч­но, живет такая энер­гия свя­зей поко­ле­ний, кото­рые через века кану­ли в Лету, через режим Гула­га и дру­гое. А здесь, в Вели­ком Нов­го­ро­де, конеч­но, преж­де все­го, по ини­ци­а­ти­ве Ана­то­лия Ива­но­ви­ча, про­дол­жа­ет­ся уже седь­мой год под­ряд науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция, в кото­рой зву­чат докла­ды, потря­са­ю­щие сво­ей необыч­но­стью и глу­би­ной. Ино­гда, кажет­ся, мало­зна­чи­тель­ные эпи­зо­ды вдруг обре­та­ют осо­бое зна­че­ние в цепи про­шед­ших собы­тий. В‑третьих, лич­но в моем серд­це есть неко­то­рая рас­хля­бан­ность. А через такое сопри­кос­но­ве­ние с исто­ри­ей на кон­фе­рен­ции я как-то усты­дил­ся этой рас­хля­бан­но­сти, и захо­те­лось более серьез­но­го про­ник­но­ве­ния в жизнь брат­ства, во всех его вче­раш­них и сего­дняш­них исто­ри­че­ских момен­тах. Я раду­юсь, что про­шла уже седь­мая кон­фе­рен­ции. Что Ана­то­лий Ива­но­вич пока­зал обра­зец. Мы при­ни­ма­ли реше­ние в Сою­зе ЕХБ, в нашем брат­стве, что­бы каж­дый год про­во­дить такие исто­ри­че­ские кон­фе­рен­ции вооб­ще в рос­сий­ском брат­стве. Я тут выска­зал поже­ла­ние Ана­то­лию Ива­но­ви­чу, что­бы создать Еван­гель­ское исто­ри­че­ское обще­ство, под­нять исто­ри­че­ские вопро­сы, кото­рые были озву­че­ны на кон­фе­рен­ции. Они будут очень цен­ны­ми для нас сего­дня, что­бы соеди­нять поко­ле­ния, гео­гра­фи­че­ские точ­ки нашей стра­ны и даже мира. Мы же сла­вяне, есть сего­дня во всей Евро­пе, Аме­ри­ке, Латин­ской Аме­ри­ке, Афри­ке, Юго-восточ­ной Азии, Китае, Индии, Вьет­на­ме. Это или бежен­цы, или выехав­шие по раз­ным при­чи­нам за каким-то сча­стьем. Ими связь с Роди­ной уже вос­при­ни­ма­ет­ся по-дру­го­му, чем нами здесь живу­щи­ми. Для них цен­ны эти эле­мен­ты: кто мы и как мы. Исто­ри­че­ское обще­ство мог­ло бы помочь нам эту связь вос­ста­но­вить и уви­деть в ней силу, пере­дать нашим людям там, в рас­се­я­нии, внут­рен­нюю энер­гию, ощу­ще­ние что они при­над­ле­жат боль­шой семье, кото­рая под руко­вод­ством Гос­по­да совер­ша­ет вели­кое служение.

– Полез­ны ли такие кон­фе­рен­ции для слу­жи­те­лей церквей?

– Кон­фе­рен­ции для слу­жи­те­лей и полез­ны, и акту­аль­ны! К сожа­ле­нию, наши слу­жи­те­ли пере­гру­же­ны адми­ни­стра­тив­ны­ми забо­та­ми. Стал пре­об­ла­да­ю­щим фор­ма­лизм. Глав­ны­ми ста­ли вопро­сы: струк­тур­ные, устав­ные, соот­вет­ствие внеш­ним тре­бо­ва­ни­ям секу­ляр­но­го мира. И, конеч­но, подав­ле­ние инди­ви­ду­аль­но­сти тех, кото­рые в церк­ви собра­ны Гос­по­дом! Каж­дая инди­ви­ду­аль­ность – это целый кла­дезь, талант. Есть свой опыт, осо­бые ресур­сы, даро­ва­ния. В каж­дом чело­век – про­сто Все­лен­ная! Мы угне­та­ем, сажая всех в одну эту лод­ку, на кото­рой один корм­чий, кото­рый направ­ля­ет куда-то вес­ло. А эта вся лод­ка нику­да и не плывет.

Поэто­му есть нуж­да в таких кон­фе­рен­ци­ях, где рас­кры­ва­ет­ся дух. Тут надо быть слу­жи­те­лям, всем веру­ю­щим и орга­ни­за­то­рам, и вни­мать тому, что сни­ма­ет покро­вы, огра­ни­че­ния, стра­хи, кото­ры­ми мы все ско­ва­ны. На таких кон­фе­рен­ци­ях и рож­да­ет­ся ини­ци­а­ти­вы, энтузиазм.

Мы наблю­да­ли исто­рию на празд­нич­ном бого­слу­же­нии в Хра­ме Хри­ста, вспо­ми­на­ли 25-летие заклад­ки кам­ня Хра­ма, виде­ли эти кад­ры, где Ана­то­лий Ива­но­вич – моло­дой, дерз­но­вен­ный, а рядом с ним несколь­ко чело­век – ста­рич­ки, чуть поболь­ше жен­щин. И он ринул­ся в эту пусты­ню, как Мои­сей. Над ним вполне мог сто­ять муд­рый дедуш­ка, кото­рый мог ска­зать: «Куда ты прешь, «сосу­нок, моло­ко­сос». Ты еще не нюхал поро­ху. Вот мы там зна­ем, мы про­шли такое!» И это вез­де так. Посмот­ри­те теперь резуль­тат. Когда сто­ит Храм, соби­ра­ют­ся люди, изу­ча­ет­ся Писа­ние, слу­жат дети, здесь духо­вой оркестр, кото­рый гре­мит во Сла­ву Божию. А мог­ло бы не быть это­го все­го! За одним чело­ве­ком, кото­рый дерз­но­вен­но и вер­но пошел в этот бой и в эту сечу пошли дру­гие, закрыв гла­за на все стра­хи. Бог был с ним, Бог был верен!

Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель, епи­скоп церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской обла­сти, магистр бого­сло­вия, историк.

– В этот раз неко­то­рые доклад­чи­ки не смог­ли при­е­хать. Я пере­жи­вал из-за это­го. Но полу­чи­лось удач­но. Так как было доста­точ­но вре­ме­ни, докла­ды полу­чи­лись более объ­ем­ные, глу­бо­кие, с инте­рес­ны­ми дис­кус­си­я­ми. Я очень удо­вле­тво­рен. Очень хоро­шо. Мы не меня­ем основ­ную гене­раль­ную тему самой кон­фе­рен­ции «Фено­мен Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма». В этом клю­че могут быть раз­лич­ные под­те­мы. Неко­то­рые темы мы при­вя­зы­ва­ем к собы­ти­ям мест­ным или обще­ис­то­ри­че­ским. Инте­рес­ны все темы, кото­рые пере­се­ка­ют­ся с рели­ги­ей. Поэто­му мы взя­ли доклад о поэте Бло­ке «Семь све­тиль­ни­ков» Алек­сандра Бло­ка. Хри­сти­ан­ские моти­вы в поэ­ме «Две­на­дцать».

– Тема об Иване Про­ха­но­ве глу­бо­ко изучена?

– Эта тема изу­че­на частич­но. До кон­ца она не может быть изу­че­на. Не о мно­гих пред­ме­тах мож­но ска­зать, что они изу­че­ны до кон­ца. Для меня важ­но, что исто­рия Про­ха­но­ва вооб­ще не изу­че­на во вре­мя его посе­ще­ния Вели­ко­го Нов­го­ро­да, я нашел эту инфор­ма­цию. Нигде об этом не упо­ми­на­ет­ся. Это напи­са­но в жур­на­ле «Хри­сти­нин» за 1910 г. так­же об этом было напи­са­но в свет­ских и пра­во­слав­ных изда­ни­ях того вре­ме­ни. Вели­кий Нов­го­род посе­щал Ива­нов и Про­ха­нов. Лич­ный сек­ре­тарь Про­ха­но­ва Дуб­ров­ский бывал не один раз в Вели­ком Нов­го­ро­де. Моя теща, Ека­те­ри­на Васи­льев­на (1913 г.р.) так­же об этом рас­ска­зы­ва­ла. Есть сви­де­те­ли это­му. Иван Про­ха­нов и бра­тья про­во­ди­ли еван­ге­ли­за­ци­он­ные собра­ния в обще­ствен­ном клу­бе. Для пра­во­слав­ных это было сво­е­го рода шоком: такое посе­ще­ние и такие собы­тия. Это же тер­ри­то­рия «испо­кон веков» православная.

– Подоб­ный лидер как Про­ха­нов есть сегодня?

– После­до­ва­те­ли были и есть. А подоб­но­го лиде­ра и не может быть! Какой лидер из наших слу­жи­те­лей напи­сал столь­ко сти­хо­тво­ре­ний, гим­нов, ста­тьей, выпус­кал жур­на­лы, газе­ты?! Им была учре­жде­на Хри­сти­ан­ская демо­кра­ти­че­ская пар­тия! На афи­шах о Про­ха­но­ве было напи­са­но: «Вождь Еван­гель­ских хри­сти­ан Сою­за Еван­гель­ских хри­сти­ан России».

– Вы так­же отпразд­но­ва­ли 150-летие пер­вой еван­гель­ской церк­ви на Нов­го­род­чине. 25-летие заклад­ки кам­ня для построй­ки Хра­ма Хри­ста, 25-летие ваше­го руко­по­ло­же­ния в сан пресвитера.

– Я сего­дня смот­рю на себя, каким я был 25 лет назад и про­сто пора­жа­юсь тому, каким я был дерз­но­вен­ным! Сего­дня бы на это не решил­ся! Конеч­но, сего­дня есть зре­лость, опыт, кото­рые при­хо­дят с воз­рас­том. А то дерз­но­ве­ние моло­дец­кое – ухо­дит! Моло­дость – это сила, жела­ние, стрем­ле­ние, все впе­ре­ди. Есть к чему стре­мить­ся. Но мне и сей­час, кро­ме основ­ных моих обя­зан­но­стей, инте­рес­но зани­мать­ся и исто­ри­ей, и газе­той, и музы­кой. Если нет инте­ре­са, то и жизнь будет серой и ненужной.

Когда-то я услы­шал о том, что Иван Про­ха­нов сде­лал очень мно­го, но у него была одна ошиб­ка – он не постро­ил ни одно­го Молит­вен­но­го дома. Это было у меня в голо­ве. И я все вре­мя думал, что нуж­но постро­ить Молит­вен­ный дом. Стал молить­ся и действовать.

– Что вы бы поже­ла­ли моло­де­жи? Ведь когда-то вы моло­дым чело­ве­ком пошли по вере, и на пустом месте появил­ся Храм Христа.

– Не надо боять­ся. Я нико­гда не боял­ся начи­нать что-нибудь новое. Бог напра­вит и даст силы и муд­рость! Под лежа­чий камень вода не течет. У того кто слу­жит Богу по-насто­я­ще­му, есть резуль­тат. Дерз­но­ве­ние долж­но быть все­гда! И обя­за­тель­но долж­на быть воля Божия!

– Какие еще акту­аль­ные вопро­сы вы бы под­ня­ли на этих конференциях?

– Во-пер­вых, я орга­ни­зую эти кон­фе­рен­ции, пото­му что мне это инте­рес­но. Во-вто­рых, нуж­но исто­ри­че­ски под­твер­дить наше суще­ство­ва­ние фак­та­ми достой­ны­ми ува­же­ния, а не толь­ко кре­ще­ни­ем Воро­ни­на. Чем боль­ше будет этих фак­тов, тем боль­ше будут с нами – еван­гель­ски­ми веру­ю­щи­ми – счи­тать­ся. Тогда не будут про нас гово­рить, что это само­зван­цы или ере­ти­ки, запад­ная куль­ту­ра. Надо зани­мать­ся исто­ри­ей, иссле­до­вать. Я счи­таю, что пора дату нача­ла еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии ото­дви­гать. Что­бы все было обос­но­ва­но. Долж­но быть новое откро­ве­ние, новиз­на кото­ро­го была бы при­ня­та апри­о­ри без вся­ких спо­ров, как факт, данность.

Напри­мер, по 150-летию пер­вой еван­гель­ской церк­ви на Нов­го­род­чине. Про­грес­сив­ный чело­век Кри­сти­ан Валь­де­мар, редак­тор Санкт-Петер­бург­ской газе­ты, высо­ко­го уров­ня чинов­ник купил несколь­ко име­ний на Нов­го­род­ской зем­ле и при­гла­сил сюда 600 семей из При­бал­ти­ки, а при­е­ха­ли 2000 семей. Часть потом воз­вра­ти­лись обрат­но в При­бал­ти­ку. Здесь похо­ро­не­на мать Валь­де­ма­ра. По доку­мен­там из архи­ва Бап­тист­ско­го Сою­за Лат­вии сюда в это вре­мя при­е­ха­ло мно­го семей бап­ти­стов. Тогда это были граж­дане Рос­сии, посколь­ку При­бал­ти­ка вхо­ди­ла тогда в Рос­сию. Конеч­но, тогда и ста­ли соби­рать­ся пер­вые еван­гель­ские церк­ви, куда вхо­ди­ли и латы­ши, и русские.

– Ваше при­гла­ше­ние на конференцию?

– Мы все­гда рады всем. Кон­фе­рен­ция откры­тая. При­гла­ша­ем исто­ри­ков, архи­ви­стов, рели­гио­ве­дов, слу­жи­те­лей, писа­те­лей. Кому это инте­рес­но, при­гла­ша­ем всех. Все­гда мож­но почерп­нуть для себя что-то новое.

Зоя Бар­ди­на.