- VII открытая научно-историческая конференция «Феномен Российского протестантизма» прошла с 13 по 15 сентября в Великом Новгороде в Храме Христа. Главная тема конференции этого года – «150 лет со дня рождения Ивана Проханова».
Основные задачи конференции, как и конференций предыдущих лет – освещение общественной значимости и актуальных тенденций развития Российского протестантизма.
Как всегда проводил конференцию ее главный организатор и вдохновитель Анатолий Иванович Корабель, епископ церквей ЕХБ Новгородской области, магистр богословия, историк. Богословы, историки, религиоведы, архивариусы, служители церквей, журналисты из городов Новгородской области, Санкт-Петербурга, Москвы – основные участники конференции. От Российского Союза ЕХБ конференцию приветствовал экс-председатель РС ЕХБ Юрий Кириллович Сипко.
В воскресный день 15 сентября прошло торжественное богослужение, посвященное нескольким датам: 150 лет со дня рождения Ивана Проханова, 150-летию первой евангельской церкви на Новгородчине, 25-летию закладки камня Храма Христа, 25-летию рукоположения Анатолия Ивановича Корабель в сан пресвитера. Через представленные видеоролики присутствующие смогли соприкоснуться с историей тех событий.
На торжественном богослужении прославляли Господа гости из Латвии: семья Ларионовых – группа «Родственники». Они давние друзья Новгородской церкви. Ларионовы подарили Анатолию Ивановичу картину на тему распятия Христа, написанную человеком из реабилитационного центра «Братский дом», где несут служение Ларионовы. На открытии конференции 13 сентября прошел замечательный концерт во славу Господа семьи Лавренчук из Финляндии.
Епископ Анатолий Иванович Корабель в своем приветствии отметил важность освещения истории русского протестантизма и особую роль деятельности Ивана Степановича Проханова в развитии евангельского движения России. Он представил интересные факты посещения Иваном Прохановым Новгорода в 1910 г. Анатолий Иванович нашел информацию об этом пребывании Проханова в нашем городе в журнале «Христианин» (1910г.), также об этом было написано в светских и православных изданиях того времени. Иван Проханов и братья проводили евангелизационные собрания в общественном клубе. Для православных это было своего рода шоком: такое посещение и такие события. Ведь Новгородчина «испокон веков» считается православной землей.
Участники конференции смогли увидеть уникальные фотографии того времени и услышать аудиозапись проповеди Ивана Проханова. Несмотря на прошедшие годы, в аудиозаписи проповеди Ивана Степановича ощущалась сила Слова Божьего и призыв к благовестию.
Доклады конференции были подготовлены на достаточно высоком уровне и представляли разные исторические, богословские исследования. Так Йозеф Барон – титулярный Архиепископ Единой евангелическо – лютеранской церкви России, доктор Святой Теологии града Рима, профессор Нового Завета при Санкт – Петербургской Евангелической Богословской Академии представил доклад «Соотношение Писания и предания как предмет диалога в духовно-экзистенциальной перспективе». Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, доцент Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования ЕХБ «Санкт-Петербургский Христианский Университет», член Союза писателей России, представила особый доклад «Протестанты СССР и Холокост». Как говорит Татьяна Кирилловна: «Тема Холокоста сейчас актуальна и в то же время очень мало известна в протестантском сообществе. Как историк я поняла, что невозможно объективно осветить историю Великой Отечественной войны и жизнь протестантов в те годы, не затрагивая темы Холокоста. Потому что эта тема очень глубоко раскрывает и нравственный уровень человека, и духовно-нравственный уровень церквей, насколько церкви и отдельные верующие были готовы к такой трагедии, как они проявляли себя в той ситуации.» Татьяна Кирилловна рассказала о нескольких семьях христиан-баптистов, которые в годы Великой Отечественной войны спасали евреев, рискуя жизнью.
Олег Григорьевич Шаламов, пастор церкви (г. Томск), аспирант СПЕБА, магистр теологии, представил доклад на тему «Учение благодати в ранний период Церкви». О своей теме Олег Георгиевич говорит: «Ранний период Церкви конец I‑ого века, который я взял, показался мне очень близок к мироощущению, мироосознанию с нашим евангельским. Когда читаешь послание святого Климента Римского, то понимаешь, как жила ранняя церковь, и можно сравнить, как живут евангельские общины сегодня, находишь очень много похожего, близкого, созвучного. Все равно мы как евангельские верующие стараемся жить как ранняя Церковь».
Ольга Николаевна Соколова, филолог (заканчивает курс Магистратуры СПЕБА) интересно раскрыла тему: «Лорд Редсток. Слово о спасении для России». Историк-архивист Владимир Андреевич Степанов, автор книги-двухтомника «Рождённые свыше на берегах Ижоры» и около 50 статей по истории ЕХБ (Христианское общество «Библия для всех», – (СПб.)), заведующий библиотекой, глубоко аналитически раскрыл тему «Судьба пашковцев». Остро прозвучало выступление, критическое по своей сути, молодого историка Филиппа Николаевича Никитина – студента 3 курса Института истории Санкт-Петербургского государственного университета на тему «Конференция в Общественной палате РФ как пример некачественной презентации евангельским сообществом своей истории». Филипп Никитин говорил о том, что в некоторых выступлениях на этой конференции докладчики исказили отдельные исторические моменты. Он призвал не искажать события, важные детали, более тщательно изучать историю. Был озвучен интересный доклад поэта, литературоведа Алексея Олеговича Филимонова на тему: «Семь светильников». Христианские мотивы в поэме Александра Блока «Двенадцать».
Зоя Алексеевна Бардина, корреспондент Российского Союза ЕХБ представила тему «Влияние Средств Массовой Информации на общество. Протестантские церкви через СМИ», отметив особую роль в этом христианских СМИ. Она рассказала о сегодняшней духовно-просветительской миссии для россиян журнала РСЕХБ «Христианское слово».
После каждого доклада проходили конструктивные дискуссии, в ходе которых были определены некоторые важные моменты для дальнейшего исследования евангельского движения в России, например, дать четкое определение понятию «евангельский христианин», исследовать более тщательно начало Евангельского движения в России, его истоки. По материалам конференции планируется выпуск научно – исторического сборника.
Своими впечатлениями и пожеланиями поделились организаторы и участники конференции.
Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, доцент Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования еван-гельских христиан-баптистов «Санкт-Петербургский Христианский Университет», член Союза писателей России.
– Татьяна Кирилловна, почему Вы выбрали темой своего доклада именно «Протестанты СССР и Холокост»?
– Мне кажется, что тема Холокоста сейчас актуальна и в то же время очень мало известна в протестантском сообществе. Я сама не придавала этой теме должного значения, пока этим летом не съездила в Москву на семинар для преподавателей, который проводил Центр «Холокост». Кстати, на дистанционных курсах, организованных Центром, обучаются и верующие евангельских церквей. На семинаре я узнала о новых методиках преподавания этой темы, что было очень полезно, ведь тема Холокоста присутствует в программах по истории христианства и по ряду других дисциплин. Как историк я поняла, что невозможно объективно осветить историю Великой Отечественной войны и жизнь протестантов в те годы, не затрагивая темы Холокоста. Потому что эта тема очень глубоко раскрывает и нравственный уровень человека, и духовно-нравственный уровень церквей, насколько церкви и отдельные верующие были готовы к такой трагедии, как они проявляли себя в той ситуации. Пока, к сожалению, эти вопросы очень мало изучены. Мой доклад был в каком-то смысле определением «белых пятен». Мне очень помогли книги, пособия Центра «Холокост» – например, «Книга праведников», учебное пособие «Праведники Народов Мира» и другие. Я поняла, что надо и дальше вести поисковую работу, потому что мы очень мало знаем. Зачастую мы, протестанты, относимся к самим себе, как к людям без истории, без героев, а если и вспоминаем героев, то сугубо героев церковных, которые были репрессированы за веру. Разумеется, их надо помнить. Но, например, пресвитер Минской церкви ЕХБ Антон Митрофанович Кецко во время оккупации Минска занимался не только церковным служением. Под его руководством община опекала два детских дома, где были спасены от голода и истребления 126 детей, включая 72 еврейских ребёнка. А. М. Кецко помогал и партизанам. Материалы о нём и его подвиге представлены в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Это один из примеров, когда христианин стал героем для всего общества, а не только для своих единоверцев.
– Что Вы думаете об этой научно-исторической конференции в Великом Новгороде?
– Я каждый раз с большим интересом приезжаю сюда, потому что, с одной стороны, на конференции звучат самые разные доклады о протестантизме, с другой – есть какая-то генеральная главная тема. Безусловно, я хочу отметить доклад Анатолия Ивановича Корабель, который поделился совершенно уникальными документами и своими краеведческими разработками о пребывании Проханова в Великом Новгороде, что совершенно никем пока не изучено.
Такие конференции, конечно, нужны. И необходимо, чтобы информация о них доходила до служителей церквей, учащихся христианских учебных заведений, религиоведов, историков. Тут, мне кажется, очень важно не только провести такую конференцию, но и максимально донести информацию до общества через СМИ и другие источники. И, конечно, нужно издавать сборники материалов конференции.
Степанов Владимир Андреевич, автор книги-двухтомника «Рождённые свыше на берегах Ижоры» и около 50 статей по истории ЕХБ. Место работы: Христианское общество «Библия для всех» (СПб.), заведующий библиотекой.
– Владимир Андреевич, в чем особенность этой конференции?
– Я уже участвую в шестой конференции. Для меня важно и полезно участвовать в такой конференции. Анатолий Иванович Корабель представил новые документальные сведения о приезде и проповеди Ивана Степановича Проханова в Великом Новгороде в 1910 г. Я люблю факты. И мне было интересно увидеть новые уникальные фотографии Проханова. Были зачитаны выдержки из новгородских газет того времени, хотя там очень своеобразно критикуют православные авторы деятельность Проханова, считая ее сектантской. Но за этой критикой есть факты, детали, по которым можно воспроизвести картину того времени. Сама позиция Православной церкви того периода тоже является историческим фактом в том, что жизнь христиан никогда не бывает простой. Понравился доклад Архиепископа Йозефа Барона о соотношении Писания и предания, о том, что предания связаны с историческими церквами – католической и православной, что предание есть часть любого живого церковного движения. У протестантов движение Духа все время обновляется, в каждом веке порождается какое-то новое направление, лицо. Но потом люди должны сформировать богослужение, церковную организацию. То, как проповедуется, преподносится Евангелие, тоже становится новым преданием. Но главное, что в этом разнообразии Архиепископ Барон подчеркнул, что все живые христиане должны быть связаны внутренне действием Святого Духа, как он процитировал «умом Христовым», но мы «ум Христов» ассоциируем со Словом Божием, на чем основана наша вера. Каждый доклад на конференции был по-своему интересен.
Также я положительно отнесся к особому критическому докладу молодого историка Филиппа Никитина. Ведь этот год 150-летия Ивана Проханова вызвал целый ряд конференций, в том числе с участием и государственных структур совместно с евангельскими верующими. Некоторые пасторы на подобных встречах позволяют себе высказываться в некой популистской манере на историческую тему, искажая факты. На мой взгляд, – это некое заимствование у мира, чего мы не должны делать. То есть наша информация должна быть аргументирована, должна опираться на истину, а не на ложь, причем я имею ввиду не только прямой обман, а такие вещи, как преувеличение, или умалчивание того, что мы хотим скрыть. Библия этого не делает. Библия говорит об отречении Петра, о том, как суд Божий покарал Ананию и Сапфиру за небольшую ложь, как сегодня кажется. Бог Свят, поэтому задача историка, на мой взгляд, и Филипп в своем докладе этому следует, делать презентацию истории, основываясь на фактах, истине. Потому что Бог есть Бог Истины. Апостол Павел говорит, что мы сильны за истину, а не против истины. Мне кажется, что любые формы лжи ведут к ослаблению христианства и не совместимы с действием Бога. Я занимаюсь постоянно разоблачением мифов. Считаю, что история нашего евангельского движения до сих пор очень неполная. А в том, что она содержит, во многих моментах искажена. При чем эти искажения неприятны еще там, где мы как бы свою конфессию превозносим в ущерб правде. А мы превозносить должны не свою конфессию, а только Христа. А если мы хотим превозносить Христа, мы должны это делать чисто, честно.
– Какие бы вы хотели услышать темы на такой конференции?
– Полемика Филиппа заострила две проблематики, которые найдут, я думаю развитие в будущем году. 1. Какой период считать точкой отсчета Евангельского движения в России? Традиционный взгляд – это вторая половина 19 века. А как раз в той презентации на одной из встреч в Москве, которую критиковал Филипп Никитин, прозвучало желание, чтобы истоки Евангельского движения видеть в создании Российского Библейского общества и его деятельности. Тем самым увеличить на 50 лет сроки Евангельского движения – со 150 до 200 лет. Я присоединяюсь к Филиппу. Разве найдены те связи от Российского Библейского общества, которые привели бы к созданию первой и других общин, которые сформировали Российское Евангельское движение? И вокруг этого возникла бы другая дата – первая половина 19 века. Это было бы доказательством. Но этого ничего нет. Поэтому эта полемика по дате начала Евангельского движения будет продолжаться. Есть уже много сторонников этого взгляда, который еще не аргументирован. Следствием этой полемики стал вопрос, что вообще считать Евангельским христианством.
Когда мы говорим о евангельском христианстве, мы должны сперва определить, какой смысл мы вкладываем в это.
Я вижу этот вопрос в узком и широком смысле. В узком – это Евангельское движение, основанное Иваном Прохановым в 1908 и 1909 г.г., когда была зарегистрирована Петербургская община, а на следующий год создан Всероссийский Союз евангельских христиан. Это название было закреплено юридически и фактически это движение стало так именоваться. Оно получило очень сильное развитие. Исторически между 1908 г. до 1944 г.– до слияния с баптистами. Вначале движение возглавлял Проханов, потом его последователи Жидков, Карев. Вот что связано с этим движением в этот период. Однако евангельское христианство можно определять шире. Сюда можно включать и все течения – баптисты, пятидесятники, харизматы, адвентисты, методисты и др. Также предысторию – молокане, меннониты. Это широкое понятие евангельского христианства.
У любой конфессии мы можем чему-то учиться, например, посвященности, живости. Есть такие моменты, которые лучше проявляются в других конфессиях, чем у нас – баптистов. По отношению к самим себе, баптистам, мы тоже должны быть открыты не только похвале, но и критике, причем и самокритике. Это нам поможет изживать наши болячки и становиться чище, более открытыми. Нужно не возносить свою конфессию. Любая конфессия должна быть открыта как похвале, так и критике. То есть должен быть такой нужный баланс. На мой взгляд, не тот баптист хорош, который хвалит баптистское учение, конфессию, а тот, который превозносит Имя Христа, хвалит Христа. Если мы так действуем, тогда благословение Божие на нас нисходит, и в этом случае мы становимся хорошими баптистами.
– Пожелание организаторам конференции?
– Нам приятно приезжать в Великий Новгород. Здесь очень гостеприимная обстановка. Хорошая атмосфера, в которой проходит конференция. Этот интерес к истории, который исходит от епископа Анатолия Ивановича Корабель, вдохновляет и других людей, поэтому Новгородскую Церковь можно выделить с точки зрения интереса не только к богослужению, но и к истории евангельского движения, в том числе и на Новгородчине. Конференция научно-историческая, но в ней участвуют, на мой взгляд, мало историков. Понятно, что есть доклады по богословию, литературоведению. Хотелось бы расширить количество историков, в том числе светских академических ученых по христианской, церковной тематике и подключить другие регионы России. В основном идет ориентация участвующих историков на Великий Новгород и Петербург. Желаю, чтобы больше приглашали участников из разных регионов России. Чтобы был более продуктивный обмен мнениями, знакомство с другой информацией, расширение круга исторического сообщества.
Ольга Николаевна Соколова, филолог, заканчивает курс Магистратуры СПЕБА.
– Ольга Николаевна, Ваше мнение о конференции?
– Мне тут важно быть! Во-первых, Храм Христа – это как бы колыбель любви Христовой. Каждый раз я это получаю здесь – любовь Христову, гостеприимство Христово и милосердие Христово. Все доклады были насыщены словом Христа. А что касается моего доклада, то, наконец-то прозвучало слово проповеди лорда Редстока. Он был написан мной еще пять лет тому назад. Сейчас доклад прозвучал, и я считаю, очень вовремя. Все доклады были вдохновенно прочитаны. Но особенно мне понравился доклад Шаламова Олега Григорьевича и, конечно, пламенная критика молодого историка Филиппа Никитина, которая, по-моему мнению, нужна на таких конференциях. Очень понравилось заключительное слово Юрия Кирилловича Сипко о литургии, ее необходимости в баптистской церкви, которое прозвучало как заключительный аккорд этой конференции о Российском протестантизме.
– Что бы Вы хотели услышать на таких конференциях?
– Я бы хотела на этой конференции услышать четкое определение евангельскому христианству. Потому что до сих пор нет четко-выраженного термина, который обозначил бы эти понятия или движение. Думаю, что у нас будет много интересных докладов в следующем году.
– Пожелания организаторам конференции.
– Любви и единства.
Олег Григорьевич Шаламов, пастор церкви (г. Томск), аспирант, преподаватель СПЕБА, магистр практического богословия, магистр изящных искусств в теологии.
– Что дала Вам эта конференция?
– Я приехал во второй раз на конференцию, первый раз был в прошлом году.
Конференция принесла мне пользу как служителю, преподавателю, аспиранту и конечно же, как христианину. Как в прошлом году, так и в этом, есть много тем, которые очень важно знать и не просто служителю, пресвитеру церкви, преподавателю, а и рядовому христианину. В этот раз поднимались вопросы о том, кто мы как евангельские христиане, самоидентификации, актуальная тема Холокоста Второй мировой войны. Тема Холокоста – очень трогательная и важная для меня. Ведь это наша общая история. Каждый, кто приезжает или приедет на конференцию, найдет для себя то, что ему будет по-настоящему важно и нужно.
Незабываемые исторические обзоры, например, по служению Василия Пашкова, представленные Владимиром Степановым, конечно, очень помогают понять историю евангельского движения в России. Интересно было выступление Анатолия Ивановича с историческими фактами о жизни Ивана Проханова и евангельского движения в целом.
– Какие темы вы бы хотели здесь услышать?
– В конце конференции мы пришли к общему выводу о том, чтобы дать четкое определение: «Кто такие евангельские христиане вообще и в России, в частности?» Потому что этот термин прочно закрепился в протестантской среде. Нужно по-настоящему дать четкое определение, из-за которого и в научной среде возникают проблемы, прежде всего с определением даты возникновения движения. Нужно дать ответ, где наши истоки, вероучение в том числе, корни. Это очень важно.
– Почему Вы взяли тему доклада о благодати в ранний период Церкви?
– Я учусь в аспирантуре по направлению исторического богословия. Именно в исторической перспективе важно смотреть, как развивается учение о благодати. Например, видеть динамику развития не только у одного отца Церкви или в какой-то исторический период, или за несколько периодов, изучить какие были изменения или даже искажения. Ранний период Церкви конец I‑ого века, послание Климента Римского, который я взял, показался очень близок к мироощущению, мироосознанию с нашим евангельским. Когда читаешь св. Климента, то понимаешь, как жила ранняя церковь, и можно сравнить, как живут евангельские общины сегодня, находишь очень много похожего, близкого, созвучного. Все равно мы как евангельские верующие стараемся жить, как ранняя Церковь. Поэтому мои исследования имеют не только теоретический смысл или приносят интеллектуальное удовлетворение, но, в первую очередь, имеют прикладное значение. Климент Римский дает четкое определение, что такое благодать, как она исходит и кто является христианином, живущим этой благодатью Спасения. Это очень важно! В центре послания Климента есть весть о Спасении, которое Христос принес людям, это роднит наши церкви с Климентом! Ведь в центре нашей жизни – Евангелие, весть о Спасени, которое мы провозглашаем и которым живем.
– Пожелание организаторам?
– Продолжайте и не останавливайтесь!
Йозеф Барон, титулярный Архиепископ Единой евангелическо – лютеранской церкви России, доктор Святой Теологии града Рима, профессор Нового Завета при Санкт – Петербургской Евангелической Богословской Академии.
– Что было особенного в этой конференции для Вас?
– Я думаю, что эта конференция была особо символическая, потому что она уже седьмая. Доклады были между богословско-философскими вопросами и чисто историческими.
Поскольку эта конференция была связана с Юбилеем Проханова, то, естественно, прозвучала эта историческая нота у многих докладчиков. Конференция имеет такое историческое ретроспективное направление. Так сказать, взгляд назад, на те времена, ту эпоху, когда евангельское движение в России зарождалось. Как я полагаю, оно зарождалось в 60–70-ые годы 19 века, а не 200 лет тому назад. С другой стороны, мне понравился акцент Юрия Кирилловича Сипко на то, что известные люди за евангельскую веру, имея свой статус, например, генерала, полковника, дворянский титул, глубоко верующие были отчасти изгнаны из Российской империи. Такая параллель, которую он дал, глядя на наши времена – ответственно ли мы подходим к своей вере, своему служению.
Это конференция была для меня своего рода обогащением. Очень желательно, чтобы на конференции присутствовали представители разных протестантских течений. Хотелось бы, чтобы присутствовали и профессиональные светские историки. Очень важно, что на каждой конференции есть как научное общение, так и живое общение между участниками, включая и беседы за чаепитием. Я, так, комплексно понимаю конференцию.
Для меня и эта конференция – это сам Храм Христа в Великом Новгороде, также и красивая природа вокруг Храма и встреча с разными интересными личностями, начиная от епископа Анатолия Ивановича Корабель. Надеюсь, что с Божьей помощью встретимся и в следующем году.
Я с радостью также приветствую семью Ларионовых из Латвии, которая выступила с духовными песнопениями на торжественном богослужении в Храме Христа.
– Что Вы хотели показать через Вашу тему «Писание и предание»?
– Хотел представить свою тему, как предмет межхристианского диалога.
– Какие бы вы хотели еще услышать темы?
– Например, что означает протестантская литургия, также темы насчет сравнительного богословия. Хотелось бы послушать доклады о состоянии нашего общества в России – духовные и социальные стороны, самые острые проблемы.
– Пожелания организаторам?
– Божьих благословений, здравия, дальнейших успехов.
Филипп Николаевич Никитин, историк, студент 3 курса Института истории Санкт-Петербургского государственного университета.
– Конференция мне очень понравилось. Я хочу начать с фразы: «Не забывай, с кем ползал, когда подлетаешь». Мой путь как историка-исследователя начался именно с этой конференции прошлого года. Первый мой доклад был написан именно для той конференции. Эта конференция очень уникальная по некоторым причинам. Во-первых, здесь собраны как конфессиональные, так и академические представители. Это очень важно: должен быть диалог. Во-вторых, здесь очень гостеприимно. Я не встречал ни одной конференции, где так гостеприимно и внимательно относились к гостям. В‑третьих, большая возможность в неформальной обстановке пообщаться со специалистами-историками. В этих моментах мне конференция очень нравится. Радует то, что здесь издаются сборники научных докладов, прозвучавших на конференции. В России я не знаю ни одной церкви ЕХБ, которые периодически проводят конференции и издают сборники по итогам конференции. В этом плане конференция очень ценна и должна продолжаться.
– Что Вы скажете о главной теме конференции?
– Я считаю, что Проханов – это яркая и неоднозначная личность, которую надо изучать, осмыслять, о которой надо говорить и делать это очень аккуратно. Нужно современным баптистам показать окончательно свое отношение к данной личности.
– Ваша тема доклада несла конструктивную критику по поводу не верной, поданной некоторыми служителями истории евангельского движения, жизни лидеров евангельского движения, Проханова. Вы как историк – человек фактов. Это важно было для Вас?
– Конечно! Если бы я условно выступил с этой темой в какой-нибудь Академии наук, то я не думаю, что она бы нашла большой отклик, так как я не вижу какого-то активного внимания со стороны академического сообщества в области изучения истории евангельского движения в России во второй половине 19 века. На этой конференции большая часть участников многоконфессиональных представителей. Мне понравилось, что мой доклад вызвал большую плодотворную дискуссию. Это была не просто критика, а мы пришли к какому-то результату. Главное, что я взял оттуда – это дискуссия, некий результат, направляющий на очень большие, глубокие мысли. У меня возникла идея написать статью об определении «евангельский христианин», «евангельское движение».
– Какие темы Вы бы хотели здесь еще услышать?
– Мне как историку хочется, чтобы больше было внимания к истории евангельского движения в России, особенно в Великом Новгороде, потому что конференция проходит здесь. Чтобы затрагивали местную региональную новгородскую историю. Это было бы прекрасно.
Хорошо, что пригласили Юрия Кирилловича Сипко, экс-председателя РСЕХБ. Это было очень хорошим моментом всего общения. Юрий Кириллович очень здраво мыслит, предлагает хорошие идеи.
– Некоторые христиане-баптисты желают изучать только баптистскую историю. Но это же нераздельно с евангельской протестантской историей. Как Вы считаете?
– Здесь нужно понимать, что подразумевается под термином «протестант». Я использую термин «русский протестант», хотя я не считаю баптистов протестантами. Этого мнения придерживается авторитетный историк Иван Петрович Дик. Собственно, его точка зрения для меня и является авторитетом. Думаю, что для начала нужно определиться с понятиями.
– Пожелания организаторам?
– Очень желал бы, чтобы конференция продолжалась. Я не вижу другой альтернативы, где можно собраться так, именно на базе церкви. Анатолий Иванович, безусловно, заслуживает большой поддержки, благодарности, потому что это колоссальный труд.
– Служителям церквей важно быть на такой конференции?
– Если человек верующий и ходит в церковь, у него должен возникнуть вопрос: В чем состоит наша идентичность? Почему у нас такие духовные практики?» Почему у нас три проповеди, такой порядок богослужения? На мой взгляд, современный верующий должен сделать какой-то экскурс в историю, и это очень важно. Ты должен понимать, кто ты есть и как складывалась история твоей конфессии.
- Галина Павловна Владимирова, радиожурналист, учится в Богословской евангелической Академии, церковь «Дом Евангелие», г. Санкт-Петербург.
– На конференции я третий раз. Такие конференции дают очень большую пользу для меня, как верующего человека, приобретаю особые знания. Доклады очень глубокие, продуманные, хорошо усваиваются. Важна центральная тема о личности Проханова. Конечно, я знала о таком известном лидере евангельского движения, но очень мало. Здесь получила очень ценную информацию о Проханове, евангельском движении в России. Хочется потом, по приезду домой, еще самой прочитать, изучить это. Полученные знания вдохновили, побудили на изучение истории.
Такая конференция нужна и для самих служителей, для верующих и для общества, но нужно уметь преподнести эти знания о протестантах в доступной форме для общества.
– Какие бы вы хотели темы здесь услышать?
– Многие неверующие считают, что протестантское движение пришло к нам с Запада, Америки, мол, своего у нас нет. Нужно показать Евангельского движение в России, историю Руси от начальных истоков, что было до этого, например, молокане, стригольники.
– Пожелание организаторам?
– Анатолию Ивановичу пожелаю здоровья и терпения. Чтобы больше спрашивал с докладчиков, чтобы была лучше дисциплина у них.
Юрий Кириллович Сипко, экс-председатель РСЕХБ.
– Юрий Кириллович, что Вы взяли с этой конференции для себя, для всего братства баптистов?
– Можно много говорить о конференции. Во-первых, прикоснулся через все прозвучавшие доклады еще раз к богатству истории Евангельского движения в той царской России, в советской эпохе, в современной действительности – в таком большом многообразии. Истории богатейшей, полной славы Божией, потрясающей силы действия Духа Святого. Во-вторых, что в нашем братстве, конечно, живет такая энергия связей поколений, которые через века канули в Лету, через режим Гулага и другое. А здесь, в Великом Новгороде, конечно, прежде всего, по инициативе Анатолия Ивановича, продолжается уже седьмой год подряд научно-историческая конференция, в которой звучат доклады, потрясающие своей необычностью и глубиной. Иногда, кажется, малозначительные эпизоды вдруг обретают особое значение в цепи прошедших событий. В‑третьих, лично в моем сердце есть некоторая расхлябанность. А через такое соприкосновение с историей на конференции я как-то устыдился этой расхлябанности, и захотелось более серьезного проникновения в жизнь братства, во всех его вчерашних и сегодняшних исторических моментах. Я радуюсь, что прошла уже седьмая конференции. Что Анатолий Иванович показал образец. Мы принимали решение в Союзе ЕХБ, в нашем братстве, чтобы каждый год проводить такие исторические конференции вообще в российском братстве. Я тут высказал пожелание Анатолию Ивановичу, чтобы создать Евангельское историческое общество, поднять исторические вопросы, которые были озвучены на конференции. Они будут очень ценными для нас сегодня, чтобы соединять поколения, географические точки нашей страны и даже мира. Мы же славяне, есть сегодня во всей Европе, Америке, Латинской Америке, Африке, Юго-восточной Азии, Китае, Индии, Вьетнаме. Это или беженцы, или выехавшие по разным причинам за каким-то счастьем. Ими связь с Родиной уже воспринимается по-другому, чем нами здесь живущими. Для них ценны эти элементы: кто мы и как мы. Историческое общество могло бы помочь нам эту связь восстановить и увидеть в ней силу, передать нашим людям там, в рассеянии, внутреннюю энергию, ощущение что они принадлежат большой семье, которая под руководством Господа совершает великое служение.
– Полезны ли такие конференции для служителей церквей?
– Конференции для служителей и полезны, и актуальны! К сожалению, наши служители перегружены административными заботами. Стал преобладающим формализм. Главными стали вопросы: структурные, уставные, соответствие внешним требованиям секулярного мира. И, конечно, подавление индивидуальности тех, которые в церкви собраны Господом! Каждая индивидуальность – это целый кладезь, талант. Есть свой опыт, особые ресурсы, дарования. В каждом человек – просто Вселенная! Мы угнетаем, сажая всех в одну эту лодку, на которой один кормчий, который направляет куда-то весло. А эта вся лодка никуда и не плывет.
Поэтому есть нужда в таких конференциях, где раскрывается дух. Тут надо быть служителям, всем верующим и организаторам, и внимать тому, что снимает покровы, ограничения, страхи, которыми мы все скованы. На таких конференциях и рождается инициативы, энтузиазм.
Мы наблюдали историю на праздничном богослужении в Храме Христа, вспоминали 25-летие закладки камня Храма, видели эти кадры, где Анатолий Иванович – молодой, дерзновенный, а рядом с ним несколько человек – старички, чуть побольше женщин. И он ринулся в эту пустыню, как Моисей. Над ним вполне мог стоять мудрый дедушка, который мог сказать: «Куда ты прешь, «сосунок, молокосос». Ты еще не нюхал пороху. Вот мы там знаем, мы прошли такое!» И это везде так. Посмотрите теперь результат. Когда стоит Храм, собираются люди, изучается Писание, служат дети, здесь духовой оркестр, который гремит во Славу Божию. А могло бы не быть этого всего! За одним человеком, который дерзновенно и верно пошел в этот бой и в эту сечу пошли другие, закрыв глаза на все страхи. Бог был с ним, Бог был верен!
- Анатолий Иванович Корабель, епископ церквей ЕХБ Новгородской области, магистр богословия, историк.
– В этот раз некоторые докладчики не смогли приехать. Я переживал из-за этого. Но получилось удачно. Так как было достаточно времени, доклады получились более объемные, глубокие, с интересными дискуссиями. Я очень удовлетворен. Очень хорошо. Мы не меняем основную генеральную тему самой конференции «Феномен Российского протестантизма». В этом ключе могут быть различные подтемы. Некоторые темы мы привязываем к событиям местным или общеисторическим. Интересны все темы, которые пересекаются с религией. Поэтому мы взяли доклад о поэте Блоке «Семь светильников» Александра Блока. Христианские мотивы в поэме «Двенадцать».
– Тема об Иване Проханове глубоко изучена?
– Эта тема изучена частично. До конца она не может быть изучена. Не о многих предметах можно сказать, что они изучены до конца. Для меня важно, что история Проханова вообще не изучена во время его посещения Великого Новгорода, я нашел эту информацию. Нигде об этом не упоминается. Это написано в журнале «Христинин» за 1910 г. также об этом было написано в светских и православных изданиях того времени. Великий Новгород посещал Иванов и Проханов. Личный секретарь Проханова Дубровский бывал не один раз в Великом Новгороде. Моя теща, Екатерина Васильевна (1913 г.р.) также об этом рассказывала. Есть свидетели этому. Иван Проханов и братья проводили евангелизационные собрания в общественном клубе. Для православных это было своего рода шоком: такое посещение и такие события. Это же территория «испокон веков» православная.
– Подобный лидер как Проханов есть сегодня?
– Последователи были и есть. А подобного лидера и не может быть! Какой лидер из наших служителей написал столько стихотворений, гимнов, статьей, выпускал журналы, газеты?! Им была учреждена Христианская демократическая партия! На афишах о Проханове было написано: «Вождь Евангельских христиан Союза Евангельских христиан России».
– Вы также отпраздновали 150-летие первой евангельской церкви на Новгородчине. 25-летие закладки камня для постройки Храма Христа, 25-летие вашего рукоположения в сан пресвитера.
– Я сегодня смотрю на себя, каким я был 25 лет назад и просто поражаюсь тому, каким я был дерзновенным! Сегодня бы на это не решился! Конечно, сегодня есть зрелость, опыт, которые приходят с возрастом. А то дерзновение молодецкое – уходит! Молодость – это сила, желание, стремление, все впереди. Есть к чему стремиться. Но мне и сейчас, кроме основных моих обязанностей, интересно заниматься и историей, и газетой, и музыкой. Если нет интереса, то и жизнь будет серой и ненужной.
Когда-то я услышал о том, что Иван Проханов сделал очень много, но у него была одна ошибка – он не построил ни одного Молитвенного дома. Это было у меня в голове. И я все время думал, что нужно построить Молитвенный дом. Стал молиться и действовать.
– Что вы бы пожелали молодежи? Ведь когда-то вы молодым человеком пошли по вере, и на пустом месте появился Храм Христа.
– Не надо бояться. Я никогда не боялся начинать что-нибудь новое. Бог направит и даст силы и мудрость! Под лежачий камень вода не течет. У того кто служит Богу по-настоящему, есть результат. Дерзновение должно быть всегда! И обязательно должна быть воля Божия!
– Какие еще актуальные вопросы вы бы подняли на этих конференциях?
– Во-первых, я организую эти конференции, потому что мне это интересно. Во-вторых, нужно исторически подтвердить наше существование фактами достойными уважения, а не только крещением Воронина. Чем больше будет этих фактов, тем больше будут с нами – евангельскими верующими – считаться. Тогда не будут про нас говорить, что это самозванцы или еретики, западная культура. Надо заниматься историей, исследовать. Я считаю, что пора дату начала евангельского движения в России отодвигать. Чтобы все было обосновано. Должно быть новое откровение, новизна которого была бы принята априори без всяких споров, как факт, данность.
Например, по 150-летию первой евангельской церкви на Новгородчине. Прогрессивный человек Кристиан Вальдемар, редактор Санкт-Петербургской газеты, высокого уровня чиновник купил несколько имений на Новгородской земле и пригласил сюда 600 семей из Прибалтики, а приехали 2000 семей. Часть потом возвратились обратно в Прибалтику. Здесь похоронена мать Вальдемара. По документам из архива Баптистского Союза Латвии сюда в это время приехало много семей баптистов. Тогда это были граждане России, поскольку Прибалтика входила тогда в Россию. Конечно, тогда и стали собираться первые евангельские церкви, куда входили и латыши, и русские.
– Ваше приглашение на конференцию?
– Мы всегда рады всем. Конференция открытая. Приглашаем историков, архивистов, религиоведов, служителей, писателей. Кому это интересно, приглашаем всех. Всегда можно почерпнуть для себя что-то новое.
Зоя Бардина.