VIII Науч­но-исто­ри­че­ская конференция

VIII Науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция «Фено­мен Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма» — 2020

VIII откры­тая науч­но — исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция «Фено­мен Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма» про­шла с 11 по 13 сен­тяб­ря 2020 г. в Вели­ком Нов­го­ро­де, в церк­ви «Храм Хри­ста». Основ­ная тема кон­фе­рен­ции это­го года — «К 100-летию сов­мест­но­го съез­да бап­ти­стов и еван­гель­ских христиан».

Конеч­но, осве­ще­ние обще­ствен­ной зна­чи­мо­сти и акту­аль­ных тен­ден­ций раз­ви­тия Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма явля­лись основ­ны­ми аспек­та­ми кон­фе­рен­ции. Вел эту бла­го­сло­вен­ную встре­чу ее орга­ни­за­тор и вдох­но­ви­тель Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель, епи­скоп церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской обла­сти, магистр бого­сло­вия, исто­рик. Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции — пред­ста­ви­те­ли раз­ных кон­фес­сий (исто­ри­ки, бого­сло­вы, архи­ва­ри­усы, слу­жи­те­ли церк­вей, жур­на­ли­сты) при­бы­ли из Санкт-Петер­бур­га, Моск­вы, горо­дов Нов­го­род­ской обла­сти, вклю­чая и Вели­кий Новгород.

В вос­крес­ный день 13 сен­тяб­ря про­шло тор­же­ствен­ное бого­слу­же­ние, посвя­щен­ное празд­ни­ку Жат­ва. На бого­слу­же­нии при­сут­ство­ва­ли слу­жи­те­ли мно­гих церк­вей и групп Нов­го­род­чи­ны. Слу­жи­те­ли церк­вей дели­лись Сло­вом Божи­ем; про­слав­ля­ли Гос­по­да хор, музы­каль­ные груп­пы, духо­вой оркестр.

Бла­го­сло­вен­ную кон­фе­рен­цию при­вет­ство­вал ее посто­ян­ный участ­ник экс-пред­се­да­тель РС ЕХБ Юрий Кирил­ло­вич Сип­ко. На откры­тии кон­фе­рен­ции в адрес Ана­то­лия Ива­но­ви­ча Кора­бель и участ­ни­ков было зачи­та­но при­вет­ствен­ное пись­мо от пред­се­да­те­ля Рос­сий­ско­го Сою­за еван­гель­ских хри­сти­ан- бап­ти­стов Пет­ра Валь­те­ро­ви­ча Мицкевича.

Веду­щий кон­фе­рен­ции епи­скоп Ана­то­лий Ива­но­вич в сво­ем выступ­ле­нии, рас­кры­вая основ­ную тему, отме­тил акту­аль­ность и важ­ность темы един­ства хри­сти­ан сего­дня, ведь это при­зыв Само­го Хри­ста ко всем хри­сти­а­нам и Его молит­ва об этом (Иоан. 17:21). На про­тя­же­нии суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства веру­ю­щие стре­ми­лись к единству.

В июне 1920 г. состо­ял­ся сов­мест­ный Съезд бап­ти­стов и еван­гель­ских хри­сти­ан в Москве. До это­го в янва­ре того же года в Санкт-Петер­бур­ге состо­я­лась встре­ча деле­га­тов — 5 чело­век от Про­ха­нов­ско­го Еван­гель­ско­го Сою­за и 5 чело­век от Сою­за бап­ти­стов. На этой встре­че дого­во­ри­лись про­ве­сти объ­еди­нен­ный Съезд, нача­ли выпус­кать сов­мест­ный бюл­ле­тень с инте­рес­ной эмбле­мой из кни­ги про­ро­ка Заха­рии гла­ва 11 стих 7: «И возь­му Себе два жез­ла, и назо­ву один — бла­го­во­ле­ни­ем, дру­гой — уза­ми, и ими буду пасти овец». К сожа­ле­нию, цель съез­да не была достиг­ну­та. Об этом напи­са­но в «Исто­рии еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов СССР»: «Одна­ко, когда руко­во­дя­щие бра­тья пере­шли к орга­ни­за­ци­он­ной сто­роне сли­я­ния сою­зов, обна­ру­жи­лись серьез­ные раз­но­гла­сия во мне­ни­ях, при­вед­шие к печаль­ным послед­стви­ям. Труд­ность заклю­ча­лась не в наиме­но­ва­нии, а в том, кому воз­гла­вить объ­еди­нен­ный Союз, и где будет про­хо­дить Совет Сою­за». Дело даль­ше не пошло, пото­му что одни хоте­ли кол­ле­ги­аль­ное прав­ле­ние, дру­гие — инди­ви­ду­аль­ное под пред­се­да­тель­ством И. С. Про­ха­но­ва. Как отме­ча­ет Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель: «Может быть это печаль­но, но, тем не менее, мы взя­ли эту дату, пото­му что это вооб­ще зна­ме­на­тель­ное собы­тие. Я счи­таю, един­ство хри­сти­ан — это очень акту­аль­ный вопрос, и в Писа­нии мы чита­ем: „Хоро­шо быть бра­тьям вме­сте“. Но чело­ве­че­ский фак­тор сыг­рал свою роль, и объ­еди­не­ние сою­зов не состо­я­лось тогда, а состо­я­лось намно­го поз­же. А ведь един­ство — это идея Хри­ста. Сама цер­ковь осу­ществ­ля­ет эту идею, Она была созда­на для того, что­бы собрать всех вме­сте. Цер­ковь — это собра­ние, то есть сово­куп­ность людей для духов­но­го обще­ния в этом слу­чае… Нуж­но все­гда стре­мить­ся к един­ству. Имея поло­жи­тель­ный и отри­ца­тель­ный опыт в этом вопро­се, будем наде­ять­ся, что при­дет день, когда наши веру­ю­щие будут стре­мить­ся к тому, что­бы быть вместе».

Пер­вый день кон­фе­рен­ции закон­чил­ся уни­каль­ным духов­ным вече­ром в исто­ри­че­ском месте Вели­ко­го Нов­го­ро­да — Доме Буту­зо­вой. В кон­це девят­на­дца­то­го века его при­об­ре­ла нов­го­род­ская мещан­ка Пела­гея Буту­зо­ва. А в 1918 году там про­хо­ди­ли рели­ги­оз­ные собра­ния, где соби­ра­лись для покло­не­ния Гос­по­ду еван­гель­ские веру­ю­щие. Побы­ва­ли там и наши извест­ные еван­гель­ские лиде­ры. Про­во­дить бого­слу­же­ния и обще­ние веру­ю­щих в тот тяже­лый 1918 г. — было на уровне духов­но­го подви­га веры.

А в этот вечер 11 октяб­ря 2020 г. участ­ни­ки кон­фе­рен­ции вни­ма­ли, слу­шая выступ­ле­ние Ана­то­лия Ива­но­ви­ча, исто­рии наших бра­тьев и сестер того дале­ко­го опас­но­го вре­ме­ни в годы Граж­дан­ской вой­ны. На вече­ре про­зву­ча­ли сти­хи хри­сти­ан­ской поэтес­сы того пери­о­да Ели­за­ве­ты Лам­берт — Кутей­ни­ко­вой (Дон­ская) и пес­но­пе­ния на ее сти­хи. Сло­во обод­ре­ния пере­дал при­сут­ству­ю­щим пас­тор Юрий Кирил­ло­вич Сипко.

Науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция это­го года как все­гда явля­лась хоро­шей пло­щад­кой, как отме­ча­ют его участ­ни­ки, для духов­но­го обра­зо­ва­ния и духов­но­го раз­ви­тия лич­но­сти, как через исто­рию еван­гель­ских хри­сти­ан, так и через пред­став­лен­ные бого­слов­ские иссле­до­ва­ния извест­ных в свое вре­мя пред­ста­ви­те­лей про­те­стант­ской и дру­гих конфессий.

Докла­ды каса­лись исто­рии рос­сий­ско­го еван­гель­ско­го дви­же­ния, жиз­ни извест­ных лич­но­стей, кото­рые внес­ли весо­мый вклад в сози­да­ние и духов­ное про­све­ще­ние общества.

После каж­до­го докла­да были дис­кус­сии по теме выступления.

012Татья­на Кирил­лов­на Николь­ская, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, член Сою­за писа­те­лей Рос­сии, доцент Санкт-Петер­бург­ско­го хри­сти­ан­ско­го уни­вер­си­те­та, пред­ста­ви­ла доклад на тему «Про­дукт про­па­ган­ды или пер­вый совет­ский трил­лер: фильм „Тучи над Бор­ском“ в кон­тек­сте эпохи».

Хотя этот фильм вышел в дале­ком 1961 г., но его нега­тив­ный посыл в адрес еван­гель­ских веру­ю­щих до сих пор нахо­дит отклик в обществе.

Так сама Татья­на Кирил­лов­на гово­рит о при­чине обра­ще­ния к этой теме: «Это фильм, вышед­ший на экра­ны в 1961 г., посвя­щен рус­ским про­те­стан­там. Они там пока­за­ны в виде таких ковар­ных и зло­вред­ных сек­тан­тов, чья под­лая сущ­ность ста­но­вит­ся понят­ной зри­те­лям не сра­зу. Фильм снят талант­ли­во, но тем он, пожа­луй, и стра­шен. Он до сих пор про­из­во­дит впе­чат­ле­ние. На мой взгляд, авто­ров сце­на­рия С. Лун­ги­на и И. Нуси­но­ва озна­ко­ми­ли с каки­ми-то след­ствен­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, кото­рые гото­ви­лись про­тив мос­ков­ских пяти­де­сят­ни­ков. Сюжет филь­ма пере­кли­ка­ет­ся с обви­не­ни­я­ми, про­зву­чав­ши­ми на судеб­ном про­цес­се. В част­но­сти, про­по­вед­ник Иван Федо­тов был тогда обви­нен в том, что он яко­бы под­стре­кал жен­щи­ну к жерт­во­при­но­ше­нию ребен­ка (впо­след­ствии И. П. Федо­тов был реа­би­ли­ти­ро­ван). И подоб­ный страш­ный эпи­зод, где «сек­тан­ты» пыта­ют­ся при­не­сти в жерт­ву юную девуш­ку, был пока­зан в филь­ме. Кар­ти­на появи­лась в кино­про­ка­те парал­лель­но с тем судеб­ным про­цес­сом про­тив мос­ков­ских пяти­де­сят­ни­ков вес­ной 1961 г. Мне кажет­ся, зада­чей вла­стей было объ­еди­нить эти два собы­тия, что­бы у людей сло­жи­лось впе­чат­ле­ние: это не про­сто какая-то фан­та­зия, ужа­стик, а реаль­ная дей­стви­тель­ность. И, зна­чит, реаль­ным веру­ю­щим не надо сочув­ство­вать, они — пре­ступ­ни­ки и заслу­жи­ли уго­лов­но­го наказания.

Этот фильм до сих пор смот­рят, и он до сих пор про­из­во­дит впе­чат­ле­ние. У меня впе­чат­ле­ние, что мно­гие наши рос­сий­ские люди до сих пор судят о про­те­стан­тах по этой кар­тине, создав­шей невер­ный, но такой навяз­чи­вый стереотип.

Кро­ме того, мне хоте­лось этим докла­дом, потом ста­тьей, при­влечь вни­ма­ние про­те­стан­тов Рос­сии к про­бле­ме отсут­ствия талант­ли­вых и объ­ек­тив­ных филь­мов о про­те­стант­ском сооб­ще­стве и необ­хо­ди­мо­сти содей­ство­вать устра­не­нию неспра­вед­ли­вых клише.

Инте­рес­ным и позна­ва­тель­ным был доклад «Паш­ков­цы и пра­во­сла­вие» Вла­ди­ми­ра Андре­еви­ча Сте­па­но­ва, исто­ри­ка-архи­ви­ста, где он пока­зал, что заста­ви­ло Паш­ко­ва и его после­до­ва­те­лей — пра­во­слав­ных по рож­де­нию — вый­ти из пра­во­сла­вия. Вла­ди­мир Андре­евич так заяв­ля­ет о цели сво­е­го докла­да: «Мне было важ­но пока­зать с помо­щью архив­ных доку­мен­тов, что выход из пра­во­сла­вия Паш­ко­ва и его после­до­ва­те­лей про­изо­шел, пото­му что у паш­ков­цев не полу­чи­лось обно­вить пра­во­сла­вие. Они хоте­ли сна­ча­ла через эту еван­гель­скую струю духов­но­го про­буж­де­ния при­вне­сти и ожи­вить пра­во­слав­ную цер­ковь, но свя­щен­ни­ки к это­му были не гото­вы, не согла­си­лись и нача­ли гоне­ния на пашковцев».

Далее он пред­ста­вил свою боль­шую кни­гу «Рос­сия в огне пяти­де­сят­ни­цы», над кото­рой рабо­тал пять лет. Зада­ча этой кни­ги, по его сло­вам, рас­ска­зать, когда впер­вые в Рос­сию при­шло пяти­де­сят­ни­че­ство. Исто­рия в кни­ге дохо­дит до 1929 г. По сло­вам Сте­па­но­ва: «За модель была взя­та кни­га Дея­ния Апо­сто­лов, как Кни­га, кото­рая пока­зы­ва­ет дей­ствия Свя­то­го Духа и живые исто­рии рас­про­стра­не­ния ран­не­го хри­сти­ан­ства, а здесь в моей кни­ге — ран­не­го пяти­де­сят­ни­че­ства в Россию».

010Оль­га Нико­ла­ев­на Соко­ло­ва, фило­лог, магистр тео­ло­гии пред­ста­ви­ла инте­рес­ный и глу­бо­кий доклад «Нил Сор­ский: кри­ти­че­ский метод иссле­до­ва­ния Свя­щен­но­го Писа­ния» о выда­ю­щем­ся пра­во­слав­ном бого­сло­ве из дале­ко­го вре­ме­ни Ниле Сор­ском и его духов­ном ана­ли­зе Свя­щен­но­го Писания.

Оль­га Нико­ла­ев­на гово­рит о сво­ем докла­де: «Тема мое­го докла­да: „Нил Сор­ский: кри­ти­че­ский метод иссле­до­ва­ния Свя­щен­но­го Писа­ния“. Эта тема при­шла ко мне совер­шен­но слу­чай­но. Я иска­ла мате­ри­а­лы по бого­сло­вию ката­ров, и вдруг наткну­лась на мате­ри­ал о Ниле Сор­ском и на его кри­ти­че­ский метод иссле­до­ва­ния Свя­щен­но­го Писа­ния. Обыч­но Нил пред­став­ля­ет­ся у нас как отец нес­тя­жа­тель­ства, автор Уста­ва скит­ской жиз­ни. Вне­зап­но я наткну­лась на его пись­ма сво­им уче­ни­кам, где он ука­зы­ва­ет бук­валь­но пять прин­ци­пов иссле­до­ва­ния Писа­ния, и ука­зы­ва­ет имен­но на кри­ти­че­ский метод. Меня это силь­но вдох­но­ви­ло, и я реши­ла доне­сти это до нашей конференции».

08Акту­аль­ная тема для нынеш­не­го вре­ме­ни «Совре­мен­ная Цер­ковь в Рос­сии в век IT тех­но­ло­гий и интер­не­та» была пред­став­ле­на Пав­лом Юрье­ви­чем Цвет­ко­вым, свя­щен­ни­ком люте­ран­ской церк­ви Ингрии, маги­стром тео­ло­гии, дья­ко­ном Церк­ви Св. Ели­за­ве­ты (г. Крон­штадт) и Церк­ви Св. Иоан­на (г. Ломоносов).

Он гово­рил о важ­ном духов­но-нрав­ствен­ном вли­я­нии СМИ на людей, о важ­но­сти уча­стии в про­цес­се раз­ви­тия хри­сти­ан­ских СМИ, вклю­чая и про­сто­ры интер­не­та, и о роли в этом ответ­ствен­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей церк­вей. Павел Цвет­ков и его супру­га были пер­вый раз на кон­фе­рен­ции. Для них это было осо­бым благословением.

09Моло­дой исто­рик из Санкт-Петер­бур­га Филипп Нико­ла­е­вич Ники­тин вдох­но­вен­но пред­ста­вил свой иссле­до­ва­тель­ский доклад: «Исто­ри­че­ская память и совре­мен­ное еван­гель­ское сооб­ще­ство: на при­ме­ре В. А. Пашкова».

На кон­фе­рен­ции так­же про­зву­ча­ли докла­ды: «Раз­ра­бот­ка новой кон­цеп­ции тем­по­раль­но­сти в сочи­не­нии Авгу­сти­на Авре­лия «Испо­ведь» (Олег Гри­го­рье­вич Шала­мов, пас­тор церк­ви (г. Томск), аспи­рант СПЕБА, магистр тео­ло­гии), «Власть в Биб­лии: сакраль­ная и про­фан­ная» (Дмит­рий Геор­ги­е­вич Добы­кин, доцент кафед­ры биб­ле­и­сти­ки Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии, кан­ди­дат богословия).

Сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми и поже­ла­ни­я­ми поде­ли­лись неко­то­рые орга­ни­за­то­ры и участ­ни­ки конференции:

— Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель, епи­скоп церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской обла­сти, магистр бого­сло­вия, историк.

Сла­ва Богу, что кон­фе­рен­ция состо­я­лась, и на ней был под­нят вопрос о един­стве, к кото­ро­му нуж­но все­гда стре­мить­ся. Имея и поло­жи­тель­ный и отри­ца­тель­ный опыт в этом вопро­се, будем наде­ять­ся, что при­дет день, когда наши веру­ю­щие будут вместе.

Неко­то­рые доклад­чи­ки не при­е­ха­ли, пото­му что пан­де­мия тоже сыг­ра­ла свою роль, но думаю, что все про­шло хоро­шо. Про­зву­ча­ли очень инте­рес­ные доклады.

Мы при­вет­ству­ем докла­ды любо­го направ­ле­ния. Хотя кон­фе­рен­ция и назы­ва­ет­ся «науч­но-исто­ри­че­ской», мы при­вет­ству­ем докла­ды и на бого­слов­ские темы. Если гово­рить о бого­сло­вии, то оно как бы сти­ра­ет меж­де­но­ми­на­ци­он­ные рам­ки и раз­ли­чия. Исто­рия — это фак­ты, а бого­сло­вие — это объ­яс­не­ние каких-то обя­за­тель­ных док­трин, во мно­гом общих для раз­ных хри­сти­ан­ских кон­фес­сий и дено­ми­на­ций, начи­ная с собо­ра 325 года, и мы нику­да не денем­ся от это­го. Раз­ве будет кто-то отвер­гать Тро­и­цу, пото­му что это люте­ране, пра­во­слав­ные, или като­ли­ки?! Есть какие-то точ­ки сопри­кос­но­ве­ния, кото­рые не могут раз­де­лять людей.

— Кто может участ­во­вать в вашей конференции?

Исто­ри­ки, бого­сло­вы, архи­ви­сты, пас­то­ры церк­вей, работ­ни­ки СМИ. Исто­рия важ­на для всех, она не при­над­ле­жит толь­ко исто­ри­кам. Если работ­ник СМИ не зна­ет исто­рию, то он такой же «Иван, не пом­ня­щий родства».

— Ваши поже­ла­ния буду­щим участ­ни­кам конференции?

Желаю буду­щим доклад­чи­кам, участ­ни­кам кон­фе­рен­ции, что­бы они не теря­лись, и не было ника­ких пани­че­ских настро­е­ний в свя­зи пан­де­ми­ей. Что­бы гото­ви­лись к кон­фе­рен­ции. Это тоже будет под­чер­ки­вать, в сво­ем роде, един­ство тех, кто хочет вме­сте тру­дить­ся, иссле­до­вать нашу исто­рию и за про­шед­ший путь бла­го­да­рить Бога.

Татья­на Кирил­лов­на Николь­ская кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, член Сою­за писа­те­лей Рос­сии, док­то­рант Инсти­ту­та Исто­рии РАН, стар­ший пре­по­да­ва­тель СПБХУ.

— Для Вас эта кон­фе­рен­ция актуальна?

Для меня эта кон­фе­рен­ция акту­аль­на, пото­му что я каж­дый раз узнаю что-то новое, какие-то новые иссле­до­ва­ния, выхо­дят сбор­ни­ки по преды­ду­щим кон­фе­рен­ци­ям, кото­рые хочет­ся потом исполь­зо­вать. Один экзем­пляр я пере­даю в Биб­лио­те­ку Санкт-Петер­бург­ско­го Хри­сти­ан­ско­го Университета.

На кон­фе­рен­ции очень хоро­шая атмо­сфе­ра, кото­рая побуж­да­ет искренне делить­ся теми про­бле­ма­ми, вопро­са­ми, кото­рые вол­ну­ют. Такое не вез­де есть.

— Есть ли глу­бин­ные про­бе­лы в про­те­стан­тиз­ме, о кото­рых мы не знаем?

Мне кажет­ся, что у нас в Рос­сии про­те­стан­тизм пока пло­хо изу­чен, в част­но­сти, какие-то отдель­ные пери­о­ды, общи­ны, кон­фес­сии. Да и в целом рус­ский про­те­стан­тизм как явле­ние духов­ной, куль­тур­ной, наци­о­наль­ной жиз­ни рус­ско­го наро­да пока еще мало изучен.

— Вы быва­е­те на мно­гих кон­фе­рен­ци­ях. Какая осо­бен­ность этих кон­фе­рен­ций в Вели­ком Новгороде?

Осо­бен­ность этой кон­фе­рен­ции, во-пер­вых, реги­о­наль­ная. Хотя докла­ды зву­чат раз­ные, но осо­бый акцент на Нов­го­род­чине, Севе­ро-запа­де Рос­сии, зву­чат докла­ды о При­бал­ти­ке. Во-вто­рых, сло­жил­ся такой кол­лек­тив вза­им­но инте­рес­ных друг дру­гу людей, кото­рые при­ез­жа­ют на эту кон­фе­рен­цию, кото­рые отры­ты к новым участ­ни­кам кон­фе­рен­ции. Такую атмо­сфе­ру надо ценить.

Осо­бо хочу отме­тить госте­при­им­ство Хра­ма Хри­ста Нов­го­род­ско­го и Ана­то­лия Ива­но­ви­ча Кора­бель и всех бра­тьев и сестер, кото­рые нас при­ни­ма­ют, забо­тят­ся о нас.

— Каков уро­вень конференции?

Дан­ная кон­фе­рен­ция, так ска­зать, свой флаг дер­жит и уро­вень докла­дов ста­биль­но качественный.

— Какие темы вы бы хоте­ли услы­шать на таких конференциях?

На таких кон­фе­рен­ци­ях мож­но под­ни­мать очень мно­го про­блем, пред­став­лять иссле­до­ва­ния. Когда мы под­во­ди­ли ито­ги кон­фе­рен­ции, я выска­за­ла такое поже­ла­ние, что­бы в рам­ках кон­фе­рен­ции устра­и­вать круг­лый стол. В этом могут участ­во­вать не толь­ко уче­ные, но и прак­ти­ки — слу­жи­те­ли, мож­но было бы рас­суж­дать о какой-то про­бле­ме, кото­рая явля­ет­ся клю­че­вой для дан­ной кон­фе­рен­ции. Напри­мер, кон­фе­рен­ция посвя­ще­на исто­рии хри­сти­ан­ско­го обра­зо­ва­ния или про­те­стант­ско­му искус­ству. На круг­лом сто­ле мож­но порас­суж­дать, как вооб­ще хри­сти­ан­ское искус­ство может дей­ство­вать на чело­ве­ка. В пра­во­слав­ном сооб­ще­стве это дела­ет­ся более успешно.

— Поже­ла­ние Ана­то­лию Ива­но­ви­чу, организаторам?

Желаю орга­ни­за­то­рам не уны­вать и вооду­шев­ле­ния, обод­ре­ния. Конеч­но, хоте­лось бы поже­лать, что­бы люди боль­ше это цени­ли и выра­жа­ли бла­го­дар­ность. Пото­му что чело­век дела­ет колос­саль­ное очень важ­но и цен­ное дело. Это свя­за­но и с финан­са­ми и с орга­ни­за­тор­ски­ми момен­та­ми. А зача­стую, вме­сто обод­ре­ния, бла­го­дар­но­сти слы­шит сло­ва, типа: «зачем это и кому это нуж­но». При­чем гово­рят люди, кото­рые в силу сво­ей неком­пе­тент­но­сти не в сто­я­нии понять, насколь­ко это нуж­но. Ведь цер­ковь без исто­рии — это сек­та. Мы живо отка­тим­ся во вре­ме­на филь­ма «Тучи над Бор­ском», если не будем сами себя ува­жать, отно­сить­ся к самим себе, как к каким — то убо­гим, нико­му не инте­рес­ным и нико­му не нуж­ным. К сожа­ле­нию, сре­ди рус­ских про­те­стан­тов это есть. Хотя в про­те­стан­тиз­ме мно­го геро­ев веры и есть инте­рес­ные бого­сло­вы, уче­ные, выда­ю­щи­е­ся люди.

Павел Юрье­вич Цвет­ков, свя­щен­ник люте­ран­ской церк­ви Ингрии, магистр тео­ло­гии, дья­кон Церк­ви Св. Ели­за­ве­ты (г. Крон­штадт) и Церк­ви Св. Иоан­на (г. Ломоносов).

— Ваши впе­чат­ле­ния о конференции?

Заме­ча­тель­ная кон­фе­рен­ция, пре­крас­ные темы докла­дов. Услы­шал хоро­шие идеи, позна­ко­мил­ся с инте­рес­ны­ми людь­ми. Мно­го все­го инте­рес­но­го, полез­но­го узнал и для сво­е­го раз­ви­тия, и для зна­ком­ства, общения.

— Вам, как для бого­сло­ва, было полезно?

Абсо­лют­но. Очень инте­рес­но. Если позо­вут, буду участвовать.

— Поже­ла­ние Ана­то­лию Ивановичу?

Ана­то­лию Ива­но­ви­чу поже­лаю бла­го­сло­ве­ния, здо­ро­вья, финан­со­вых воз­мож­но­стей и доне­сти, что эти кон­фе­рен­ции очень важ­ны и необ­хо­ди­мы, что­бы рож­да­лись новые идеи, про­ек­ты, кото­рые под­ни­ма­ли свою исто­рию, что­бы не быть, дей­стви­тель­но, «Ива­на­ми, незна­ю­щи­ми род­ства», но думать и о буду­щем. Наши вос­по­ми­на­ния быва­ют пла­чев­ны­ми, пото­му что жили в Совет­ском Сою­зе в пери­од гоне­ний, но нуж­но смот­реть впе­ред более пози­тив­но, тогда будет про­гресс и интерес.

013Вла­ди­мир Андре­евич Сте­па­нов, исто­рик — архи­вист, г. Санкт-Петербург.

— Впе­чат­ле­ние о конференции?

Для меня уже ста­ло тра­ди­ци­ей при­ез­жать на эти кон­фе­рен­ции. С 2014 года не про­пус­кал ни разу. Лич­но мне в этом году было важ­но поде­лить­ся теми нара­бот­ка­ми, что мною были сде­ла­ны — это тема «Паш­ков­цы и пра­во­сла­вие», в кото­рой я пока­зал, что заста­ви­ло паш­ков­цев — пра­во­слав­ных по рож­де­нию — вый­ти из православия.

Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель сде­лал доклад по основ­ной теме кон­фе­рен­ции «К 100-летию сов­мест­но­го съез­да бап­ти­стов и еван­гель­ских хри­сти­ан» — теме един­ства еван­гель­ских веру­ю­щих. Он сде­лал исто­ри­че­ский экс­курс по этой теме, посвя­щен­ной объ­еди­нен­но­му съез­ду 1920 года.

— Важ­но такую глав­ную тему обозначать?

Конеч­но, но для меня более важ­но, что­бы исто­ри­ки поде­ли­лись тем, где они осу­ще­стви­ли некий про­рыв в изу­че­нии исто­рии про­те­стан­тиз­ма. С дру­гой сто­ро­ны, так при­ня­то — посвя­щать кон­фе­рен­цию опре­де­лен­ной теме. Это обыч­но юби­лей­ные даты. Дру­гие докла­ды могут быть самые раз­ные: кто о чем раз­мыш­лял, про­де­лал какую-то рабо­ту, и есть, что ска­зать об осо­бен­но­стях Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма как основ­ном направ­ле­нии кон­фе­рен­ций. Я счи­таю это правильно.

— Как луч­ше доне­сти инфор­ма­цию о кон­фе­рен­ци­ях, что­бы слу­жи­те­ли жела­ли при­е­хать на нее?

Думаю, что мож­но сде­лать две вещи. С одной сто­ро­ны, кон­фе­рен­ция про­шла, ее необ­хо­ди­мо осве­тить через СМИ. Нуж­но позна­ко­мить с резуль­та­та­ми кон­фе­рен­ции. Во-вто­рых, в про­цес­се под­го­тов­ки новой кон­фе­рен­ции вый­ти на более широ­кие кру­ги исто­ри­ков, слу­жи­те­лей, бого­сло­вов. Ведь исто­ри­ков не так мно­го, тех, кто актив­но рабо­та­ет. Про­сто целе­на­прав­лен­но всех про­ин­фор­ми­ро­вать зара­нее и при­гла­сить. Рас­ши­ре­ние кру­га участ­ни­ков — исто­ри­ков, заин­те­ре­со­ван­ных пас­то­ров, бого­сло­вов — самый боль­шой ресурс для про­дви­же­ния впе­ред. Напри­мер, пас­тор Юрий Кирил­ло­вич Сип­ко при­ез­жа­ет и что-то от это­го полу­ча­ет, и при этом нам дает духов­ное бла­го­сло­ве­ние сво­им пас­тор­ским сло­вом. А если он был бы не один, а несколь­ко чело­век при­е­ха­ло послу­шать и ска­зать? Ведь здесь идет и обра­зо­ва­ние, и духов­ное раз­ви­тие личности.

Гали­на Пав­лов­на Вла­ди­ми­ро­ва, жур­на­лист, рабо­та­ла на Радио Мария, закан­чи­ва­ет бого­слов­скую Еван­ге­ли­че­скую Ака­де­мию в г. Санкт- Петербурге.

— На кон­фе­рен­ции тре­тий раз. Все вре­мя откры­ваю для себя что-то новое, зву­чат очень инте­рес­ные докла­ды, потом ана­ли­зи­рую полу­чен­ную инфор­ма­цию, при­ез­жаю домой, нахо­жу эти кни­ги и читаю, изучаю.

— Важ­на ли для слу­жи­те­лей такая конференция?

Кон­фе­рен­ция важ­на и полез­на для всех, вклю­чая слу­жи­те­лей и про­сто веру­ю­щих — чле­нов церк­вей. Мы долж­ны само­об­ра­зо­вы­вать­ся. На таких кон­фе­рен­ци­ях это происходит.

— Какие бы темы Вы хоте­ли услы­шать на конференциях?

Я хоте­ла бы послу­шать более подроб­но о самом нача­ле еван­гель­ско­го дви­же­ния у нас в России.

— Поже­ла­ние Ана­то­лию Ивановичу?

Желаю Ана­то­лию Ива­но­ви­чу здо­ро­вья, дол­го­тер­пе­ния и энер­гии, пото­му что он дела­ет такое вели­кое дело — орга­ни­зо­вы­ва­ет и про­во­дит кон­фе­рен­цию. Ему нуж­но пода­рить «веч­ную бата­рей­ку», что­бы это Божье дело не прекращалось.

Оль­га Нико­ла­ев­на Соко­ло­ва, фило­лог, магистр теологии.

— Важ­ность таких конференций?

Эти кон­фе­рен­ции помо­га­ют нам воз­рас­тать духов­но и общать­ся друг с дру­гом, обме­ни­вать­ся зна­ни­я­ми. Дру­гой пло­щад­ки, где бы люди, начи­ная с Сиби­ри, закан­чи­вая Фин­лян­ди­ей, мог­ли бы общать­ся и обме­ни­вать­ся опы­том, я пока не вижу. На кон­фе­рен­ции может при­е­хать уче­ный от любой кон­фес­сии и поде­лить­ся с бра­тья­ми и сест­ра­ми сво­и­ми науч­ны­ми изысканиями.

— Важ­но ли объ­еди­нять кон­фе­рен­ции вокруг одной темы?

Ука­зы­ва­ет­ся одна веду­щая тема, но каж­дый может напи­сать доклад сво­бод­но по сво­ей излюб­лен­ной теме. По глав­ной теме, как пра­ви­ло, пишет­ся одна, две ста­тьи. Напри­мер. Йозеф Барон писал о Люте­ре, Алек­сей Васи­лен­ко о Каль­вине и др. Каж­дый гово­рит о набо­лев­шем. Задан­ная тема: «Кто такие еван­гель­ские хри­сти­ане?» вско­лых­ну­ла наши умы и заста­ви­ла порыть­ся в исто­рии и не толь­ко в исто­рии еван­гель­ских хри­сти­ан. Выяс­ни­лось, что и в пра­во­сла­вии, и сре­ди запад­ных бого­сло­вов уже в дав­ние вре­ме­на пыта­лись иссле­до­вать Писа­ние, жить по Еван­ге­лию, и сво­ею соб­ствен­ной жиз­нью пока­зы­ва­ли при­мер еван­гель­ской жизни.

— Поче­му Вы взя­ли имен­но такую тему доклада?

Тема мое­го докла­да: «Нил Сор­ский: кри­ти­че­ский метод иссле­до­ва­ния Свя­щен­но­го Писа­ния». Эта тема при­шла ко мне совер­шен­но слу­чай­но. Я иска­ла мате­ри­а­лы по бого­сло­вию ката­ров, и вдруг наткну­лась на мате­ри­ал о Ниле Сор­ском и на его кри­ти­че­ский метод иссле­до­ва­ния Свя­щен­но­го Писа­ния. Меня это очень заинтересовало.

— Какие бы темы Вы хоте­ли осве­тить на конференциях?

Мне было бы инте­рес­но напи­сать несколь­ко докла­дов по совре­мен­но­му хри­сти­ан­ству, совре­мен­но­му бого­сло­вию, бого­сло­вию совре­мен­но­сти, пото­му что о нем поче­му-то умал­чи­ва­ет­ся. Счи­та­ет­ся, что даль­ше 1950 г. бого­сло­вия не было. На самом деле есть очень боль­шой пласт като­ли­че­ско­го бого­сло­вия имен­но тако­го обнов­лен­че­ско­го тол­ка. Суще­ству­ет нев­скры­тый, или наме­рен­но забы­тый пласт немец­ко­го бого­сло­вия. Об этом не гово­рит­ся в ака­де­ми­ях, к сожалению.

— Поже­ла­ние Ана­то­лию Ивановичу?

Ана­то­лию Ива­но­ви­чу желаю напи­сать еще одну кни­гу. Что­бы ему хва­ти­ло вре­ме­ни, вдох­но­ве­ния ее закон­чить и пред­ста­вить нам на кон­фе­рен­ции. Задум­ки у него очень инте­рес­ные. В кни­ге будет гово­рить­ся о его обще­нии и с Бил­ли Грэмом и с вели­ки­ми про­по­вед­ни­ка­ми современности.

Несо­мнен­но, нуж­но про­дол­жать кон­фе­рен­ции. Эти кон­фе­рен­ции нуж­ны как воз­дух нам, моло­дым уче­ным, кото­рые, как я уже гово­ри­ла, не име­ют дру­гой пло­щад­ки для духов­но­го обще­ния! А сюда даже из Сиби­ри люди при­ез­жа­ют, лишь бы побы­вать на Нов­го­род­ской науч­но-иссле­до­ва­тель­ской кон­фе­рен­ции, как ее назвал Петр Валь­те­ро­вич Миц­ке­вич, пред­се­да­тель Рос­сий­ско­го Сою­за ЕХБ. Хочет­ся, что­бы она дей­стви­тель­но была иссле­до­ва­тель­ской, а не про­сто исто­ри­че­ской. Что­бы иссле­до­ва­ний было больше!

07Юрий Кирил­ло­вич Сип­ко, экс-пред­се­да­тель РСЕХБ

— Ваше впе­чат­ле­ние от слу­же­ния в церк­ви «Храм Христа»?

На серд­це фавор сла­вы Божи­ей! Это такое боль­шое собы­тие! Нов­го­род­чи­на все­гда уме­ла делать празд­ни­ки. Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель в этом деле мастер, у него все рас­счи­та­но. Такое насы­ще­ние талан­тов, что трех часов было мало. Важ­но то, что все талант­ли­вые участ­ни­ки, были под­го­тов­лен­ные к слу­же­нию: про­по­ве­ди, пение — соль­ное, хоро­вое, духо­вой оркестр. Такая гам­ма впе­чат­ле­ний от бого­слу­же­ния! Это отли­ча­ет Нов­го­род­скую цер­ковь. На Нов­го­род­чине осо­бая брат­ская общ­ность, кото­рую создал Ана­то­лий Ива­но­вич. Они были участ­ни­ка­ми в орга­ни­за­ции новых церк­вей. Сохра­ня­ют такие тес­ные брат­ские отно­ше­ния, живут одной семьей.

— Ваши впе­чат­ле­ния о конференции?

Про­шла исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция, став­шая уже тра­ди­ци­он­ной. Это еще одно сви­де­тель­ство такой жиз­ни и силы в церк­ви Вели­ко­го Новгорода.

— Как при­влечь слу­жи­те­лей к подоб­ным собы­ти­ям, что­бы они жела­ли обра­зо­вы­вать­ся через такие конференции?

Мы посто­ян­но обра­зо­вы­ва­ем­ся. Мы же уче­ни­ки. Уче­ник — это не толь­ко зва­ние. А такой дол­жен быть внут­рен­ний дух — учить­ся. Как Павел гово­рит: «Я хочу позна­вать. Не почи­таю себя достигшим».

А как нас разо­греть? Нужен хоро­ший бич, как Хри­стос сде­лал в хра­ме. Обле­ни­лись! Обло­мов­щи­на — наш фир­мен­ный знак! В Вели­ком Нов­го­ро­де про­во­дят кон­фе­рен­ции, на кото­рые при­ез­жа­ют и свет­ские и пра­во­слав­ные люди, люте­ране, что­бы поучаст­во­вать, поде­лить­ся сво­и­ми иссле­до­ва­ни­я­ми. Это же наш хлеб. Хри­стос гово­рит: «Я Хлеб, при­шед­ший с Небес!» Здесь орга­ни­зо­ван этот хлеб. Я счи­таю, что наше­му брат­ству, руко­вод­ству, исто­ри­че­ско­му отде­лу, семи­на­рии, исто­ри­кам по сво­е­му при­зва­нию — луч­шей пло­щад­ки нет! Да ее вооб­ще сей­час нет, кро­ме Нов­го­ро­да. Кон­фе­рен­ция тра­ди­ци­он­но, уве­рен­но уже 8 раз про­хо­дит. Я хочу видеть, что­бы тут были бра­тья из Даль­не­го Восто­ка, Сиби­ри, Ура­ла. Это бы допол­ня­ло кар­ти­ну, но я вижу холо­док и рав­но­ду­шие к это­му. Сожа­ле­ние к рус­ско­му брат­ству. Ведь имея неме­ре­ные воз­мож­но­сти, мы «тяп ляп» отно­сим­ся к соб­ствен­но­му богатству.

Писа­ние нам пред­пи­сы­ва­ет: «Помни весь путь. Помни настав­ни­ков. Помни Гос­по­да Иису­са Хри­ста». Где мы эту память вос­ста­нав­ли­ва­ем и хра­ним? На этих кон­фе­рен­ци­ях! Когда мы изу­ча­ем исто­рию жиз­ни Про­ха­но­ва, Паш­ко­ва, Фет­ле­ра или той сест­ры в Гос­по­де, в доме кото­рой мы были в пер­вый день кон­фе­рен­ции и где сей­час Музей кино. А в этом доме про­хо­ди­ли рели­ги­оз­ные собра­ния в 1918 г. На кон­фе­рен­ции мы изу­ча­ем исто­рии тех, име­на кото­рых мы вооб­ще не зна­ем. Они здесь, в пери­од Граж­дан­ской вой­ны, отда­ва­ли свой дом, соби­ра­лись на бого­слу­же­ния, моли­лись, писа­ли сти­хи. Это наша жизнь. Когда мы об этом узна­ем, то вдох­нов­ля­ем­ся, пря­мо вырас­та­ют кры­лья! Ведь это дей­ствие Духа Свя­то­го и это наше брат­ство. У нас сей­час глав­ная вой­на с без­де­льем, ленью.

— Каков экс­клю­зив этой конференции?

На кон­фе­рен­ции зву­чат докла­ды и о про­те­стан­тах и о пра­во­слав­ных. Мне дове­ри­ли читать доклад «Власть в Биб­лии: сакраль­ная и про­фан­ная» Добы­ки­на Дмит­рия Геор­ги­е­ви­ча, доцен­та кафед­ры биб­ле­и­сти­ки Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии, кан­ди­да­та бого­сло­вия. Доклад очень инте­рес­ный. Он пре­крас­но изло­жил биб­лей­ские раз­мыш­ле­ния об отно­ше­нии к вла­сти, что очень важ­но раз­де­лил — власть сакраль­ную и про­фан­ную. Ведь мы ее вооб­ще не раз­де­ля­ем. Это вре­мя осо­бен­ное. Нам навя­за­ли такую покор­ность вла­сти, что для нас ста­ла власть выше, чем Бог.

Меня пря­мо завлек Вла­ди­мир Андре­евич Сте­па­нов сво­ей кни­гой «Рос­сия в огне пяти­де­сят­ни­цы», кото­рая все­го лишь пер­вый том этой исто­рии. Она, конеч­но, напи­са­на по заяв­кам един­ствен­ни­ков. Но сама по себе исто­рия, когда он про­сле­жи­ва­ет от пер­вых апо­столь­ских дней нашу общую исто­рию дей­ствия Духа Свя­то­го. Ведь не сек­рет, что мы — бап­ти­сты не даем место дей­ствию Духа Свя­то­го. Мы ведь такие раци­о­наль­ные, обра­зо­ван­ные. Мы все зна­ем и уме­ем. А Дух Свя­той — это Тот, Кто созда­ет Цер­ковь. Гос­подь ска­зал: «Я пошлю Уте­ши­те­ля, кото­рый вас наста­вит, научит. Он теперь будет всем управ­лять». Мы все, что дела­ет Дух Свя­той, что в бук­ву не вме­ща­ет­ся, выхо­ло­сти­ли, отверг­ли. Когда Вла­ди­мир Андре­евич изло­жил такую исто­рию, это ста­ло пред­ме­том для серьез­ной бого­слов­ской дис­кус­сии, для насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния, про­ник­но­ве­ния в тай­ну Духа Свя­то­го, как Он дей­ству­ет. А доклад о Ниле Сор­ском! Это древ­няя исто­рия, кото­рая всплы­ла здесь через доклад Оль­ги Нико­ла­ев­ны Соко­ло­вой! Это наше богат­ство. Цер­ковь тогда была в сво­ем мла­ден­че­ском, заблуж­да­ю­щем­ся виде. Об этом надо говорить.

Люте­ра­нин Павел Юрье­вич Цвет­ков пред­ста­вил важ­ную совре­мен­ную тему о циф­ро­вой тех­но­ло­гии, кото­рая сего­дня наше поле деятельности.

Для меня эта кон­фе­рен­ция очень полез­на и инте­рес­на. Я в вос­тор­ге! Огром­ное мно­го­об­ра­зие тем, а это все Цер­ковь Хри­сто­ва. Я бы дал Ана­то­лию Ива­но­ви­чу Кора­бель медаль за такую кон­фе­рен­цию! А всем бра­тьям, кото­рые игно­ри­ру­ют, я бы ска­зал: «Ребя­та, про­верь­те свое хри­сти­ан­ство! Где ваше брат­ство? Где ваша соли­дар­ность, чув­ство лок­тя?» Они же про­яв­ля­ют­ся на таких встре­чах. Если тут моло­де­жи не будет, если моло­дые люди не будут питать­ся такой пищей, они же могут и уйти из церк­ви, будут питать­ся ядо­ви­той тра­вой заблуж­де­ний. Мы сего­дня про­иг­ры­ва­ем по всем ста­тьям. Вме­сто того, что­бы пони­мать моло­дых людей, давать им путев­ку на такие встре­чи, мы пря­чем­ся сами, при­ду­мы­ва­ем причины.

— Какие бы Вы хоте­ли услы­шать темы на таких конференциях?

Любые темы. Тут было такое соче­та­ние и древ­ней­ше­го вре­ме­ни, кото­рое отно­сит­ся к Нилу Сор­ско­му, и циф­ро­вые тех­но­ло­гии. Все вме­ща­ет­ся. И тут же в базе 100-летие пер­во­му объ­еди­ня­ю­ще­му съез­ду бап­ти­стов и еван­гель­ских хри­сти­ан. Это тоже наша кро­во­то­ча­щая рана. 1961 г. Совет церк­вей ЕХБ будет празд­но­вать свою эпо­ху осво­бож­де­ния, воз­рож­де­ния в 2021 г. 60 лет раз­де­ле­ния. Там были плю­сы и мину­сы. Об этом надо говорить.

Нуж­но знать эту исто­рию! А мы ее не зна­ем, мол­чим и не гово­рим! Нуж­но исце­лять­ся от этой боли раз­де­ле­ния! Мы не чужие, не вра­ги, не кон­ку­рен­ты. Мы — бра­тья и сест­ры, дети одно­го Отца! Важ­но создать эту атмо­сфе­ру. Но опять дела­ем свою струк­ту­ру жест­че, забо­ра­ми ограж­да­ем. Мы уби­ва­ем жизнь, а жизнь — шту­ка подвиж­ная. Дви­же­ние обнов­ле­ния. Исто­рия помо­га­ет нам жить.

— Поже­ла­ние Ана­то­лию Ивановичу.

Ана­то­лию Ива­но­ви­чу желаю так дер­жать! При всей меня­ю­щей­ся внешне атри­бу­ти­ке жиз­ни зало­жен пре­крас­ный фун­да­мент, сфор­ми­ро­ва­на пре­крас­ная коман­да здесь в церк­ви в г. Вели­ком Нов­го­ро­де и во всей Нов­го­род­чине. Важ­ные цен­но­сти поло­же­ны в осно­ва­нии брат­ства — един­ство. У него на высо­ком уровне дис­ци­пли­на. Это тоже очень духов­ное досто­ин­ство. Через эти кон­фе­рен­ции про­сле­жи­ва­ет­ся связь поко­ле­ний. Его лич­ная увле­чен­ность исто­ри­ей. В церк­ви хоро­шая моло­дежь, актив­ная, тру­дит­ся в церк­ви, дет­ское слу­же­ние. Сам храм по сво­е­му внеш­не­му устрой­ству — образ­цо­вый храм, чисто­та и поря­док. Это лицо, пото­му что встре­ча­ют по одеж­ке. Вести­бюль укра­шен клас­си­че­ски­ми кар­ти­на­ми. Здесь про­сто хочет­ся жить. Желаю коман­ду слу­жи­те­лей фор­ми­ро­вать на пер­спек­ти­ву, рас­ши­рять тер­ри­то­рию сво­е­го мис­си­о­нер­ско­го вли­я­ния, хотя обще­ство отвер­ну­лось от Еван­ге­лия, все рав­но сда­вать­ся не надо. Надо под­дер­жи­вать бла­го­ве­стие. Я за то, что­бы моло­дых людей сно­ва поощ­рять и при­вле­кать даже из дру­гих любых кон­фес­сий. Биб­лей­ское пове­ле­ние, когда Павел гово­рит: «Поставь по всем горо­дам пре­сви­те­ров, как я при­ка­зы­вал тебе» — Павел гово­рит Ана­то­лию Ива­но­ви­чу: «Ты здесь пре­сви­тер, ста­рей­ши­на горо­да. Духов­ное попе­че­ние горо­да на тебя воз­ло­же­но. Все груп­пы хри­сти­ан­ские — это твоя ответственность».

06Зоя Алек­се­ев­на Бар­ди­на, кор­ре­спон­дент Рос­сий­ско­го Сою­за ЕХБ, гово­ри­ла о важ­но­сти духов­но­го про­све­ще­ния через хри­сти­ан­ские СМИ, отме­тив духов­но-про­све­ти­тель­скую мис­сию для рос­си­ян жур­на­ла РСЕХБ «Хри­сти­ан­ское сло­во», кото­ро­му недав­но испол­ни­лось 30 лет. В честь это­го юби­лея был выпу­щен спе­ци­аль­ный выпуск жур­на­ла «Хри­сти­ан­ское сло­во», где осве­ща­ет­ся как исто­рия наших хри­сти­ан­ских еван­гель­ских СМИ, так и основ­ные момен­ты раз­ви­тия и вли­я­ния СМИ на обще­ство. Юби­лей­ный номер жур­на­ла был пред­став­лен на конференции.

По мате­ри­а­лам кон­фе­рен­ции пла­ни­ру­ет­ся выпуск науч­но — исто­ри­че­ско­го сборника.

КОРОНАВИРУС В БЕЗДНУ!

Наш мир охва­чен пан­де­ми­ей… 
Тако­го не было в помине, 
Чтоб весь народ зем­ной стра­дал… 
И кто-то даже уми­рал. 
Страх пани­ки все­лил­ся в души, 
Никто не зна­ет: «Будет ль лучше?»

Ужас­ный вирус все лета­ет, 
Защи­та мас­ки не спа­са­ет 
От непо­нят­но­го COVIDа, 
И, кажет­ся, кон­ца невид­но… 
Страх в души наши запол­за­ет, 
Надеж­да на побе­ду тает…

Но надо пом­нить всем, дру­зья, 
Что в Храм души попасть нель­зя 
Коро­на­ви­ру­су — COVIDу, 
Не даст Гос­подь Наш всех в оби­ду! 
И душу нашу не убьет, 
Посколь­ку там Сам Бог живет!

Он Веч­ность с Ним душе дает. 
Дает лишь тем, кто всей душой 
К Нему стре­мит­ся на Покой! 
Чтоб тот Покой Отца Небес 
В тебя вошел, и страх исчез. 
Тогда душа лику­ет сча­стьем, 
Побе­да будет над ненастьем!

Гос­подь помо­жет побе­дить, 
От зла, поро­ков сохра­нить, 
Коро­на­ви­рус сверг­нуть с тро­на! 
И в без­дну поле­тит корона!

Поверь­те в Бога вы ско­рей. 
Открой­те серд­це-дверь быст­рей! 
Еще Он ждет всех вас, дру­зья! 
И мед­лить, знай­те, уж нельзя!

Зоя Бар­ди­на 
Июль 2020 г.