Вик­тор Кли­мен­ко в Хра­ме Христа

15 сен­тяб­ря в зале «Хра­ма Хри­ста» состо­ял­ся кон­церт извест­но­го фин­ско­го хри­сти­ан­ско­го пев­ца, арти­ста теат­ра и кино Вик­то­ра Клименко.

РОЖДЕНИЕ

Роди­те­ли Вик­то­ра Кли­мен­ко про­ис­хо­дят из рода кубан­ских каза­ков. Отец Вик­то­ра, Сав­ва Ива­но­вич Кли­мен­ко в нача­ле 1930‑х годов был рас­ку­ла­чен и выслан в Каре­лию. Там он женил­ся на Оль­ге Михай­ловне Гло­то­вой, тоже выслан­ной из род­ных мест. О даль­ней­шей судь­бе семьи, месте и дате рож­де­ния Вик­то­ра Кли­мен­ко име­ет­ся несколь­ко про­ти­во­ре­чи­вая инфор­ма­ция. Так, англо­языч­ные источ­ни­ки сооб­ща­ют, что артист родил­ся на тер­ри­то­рии Совет­ско­го Сою­за, в Каре­лии, в лаге­ре для воен­но­плен­ных Свет­на­вал­ка (англ. Svetnavalka). Рус­ско­языч­ные источ­ни­ки сооб­ща­ют, что Вик­тор родил­ся на юге Рос­сии (Кубань).

В 2012 году фин­ское печат­ное изда­ние, посвя­щен­ное 50-летию сце­ни­че­ской карье­ры Вик­то­ра Кли­мен­ко («Taiteilijan Riemuvuosi 50 — Legenda. Viktor Klimenko») опуб­ли­ко­ва­ло фото­гра­фию стра­ни­цы доку­мен­та на фин­ском язы­ке, в кото­ром ука­за­но место и дата рож­де­ния Вик­то­ра и его стар­ше­го бра­та Алек­сандра Кли­мен­ко, а так­же инфор­ма­ция о раз­ме­ще­нии их в конц­ла­ге­ре (одна­ко ста­тус их там неясен — воз­мож­но, бежен­цы). Судя по запи­си, брат Вик­то­ра Алек­сандр родил­ся в горо­де Мед­ве­жье­гор­ске (фин. Karhumаki) 16 янва­ря 1940 года. Извест­но, что 25 июня 1941 года нача­лась Совет­ско-фин­ская вой­на (1941—1944), а 5 декаб­ря 1941 года части Карель­ской армии Фин­лян­дии вошли в Мед­ве­жье­горск и вла­де­ли горо­дом до 23 июня 1944 года, когда Совет­ские вой­ска вер­ну­ли Мед­ве­жье­горск под свой кон­троль. Но к это­му вре­ме­ни семья Кли­мен­ко уже нахо­ди­лась на тер­ри­то­рии Фин­лян­дии, вда­ли от гра­ни­цы. Сам Вик­тор Кли­мен­ко не был точ­но уве­рен, где имен­но и когда он родил­ся, но в упо­мя­ну­том доку­мен­те его место рож­де­ния ука­за­но как «Пюхя­ни­е­ми» (фин. Pyhаniemi). В годы Совет­ско-фин­ской вой­ны (1941—1944) близ дерев­ни нахо­дил­ся конц­ла­герь совет­ских воен­но­плен­ных), а дата рож­де­ния — 26 нояб­ря 1942 года (воз­мож­но, что в этот день ребен­ка кре­сти­ли и ука­за­ли эту дату как дату рождения).

После вой­ны семья Кли­мен­ко оста­лась жить в Финляндии.

ДЕТСТВО

В одном интер­вью Вик­тор Кли­мен­ко гово­рил: «Я был бед­ный эми­грант, на кото­ро­го все пле­ва­ли, гово­ри­ли „ты русак, в Фин­лян­дии ты наш враг!“, били меня, малень­ко­го маль­чи­ка, было такое огор­че­ние…». Роди­те­ли Вик­то­ра были веру­ю­щи­ми людь­ми и вос­пи­ты­ва­ли его в хри­сти­ан­ской атмо­сфе­ре, но уже в ран­нем воз­расте у Вик­то­ра про­яви­лись арти­сти­че­ские спо­соб­но­сти, и энер­гич­ный под­ро­сток вско­ре пере­стал посе­щать цер­ковь и обще­ство хри­сти­ан. Его боль­ше заин­те­ре­со­вал театр, искусство.

В юно­сти он увлек­ся эст­рад­ной музы­кой. После окон­ча­ния сред­ней шко­лы Вик­тор отпра­вил­ся в Хель­син­ки, что­бы начать карье­ру акте­ра и музы­кан­та. Он пел в тавер­нах и ресто­ра­нах, поз­же стал акте­ром теат­ра, участ­во­вал в спек­так­лях. Кли­мен­ко был заме­чен на одном музы­каль­ном кон­кур­се, и Вик­то­ру пред­ло­жи­ли вести попу­ляр­ную дет­скую теле­ви­зи­он­ную передачу.

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ

Кли­мен­ко начал свою пев­че­скую карье­ру в 1962 году, заклю­чив кон­тракт с извест­ным в Хель­син­ки музы­каль­ным тор­го­вым домом и изда­тель­ством Musiikki-Fazer (изда­тель­ство осно­ва­но Конра­дом Геор­гом Фаце­ром – бра­том фин­ско­го пиа­ни­ста, дири­же­ра Эдвар­да Фаце­ра и осно­ва­те­ля кон­ди­тер­ской ком­па­нии Fazer Кар­ла Фаце­ра). В 1963 году была выпу­ще­на пер­вая пла­стин­ка Кли­мен­ко на фин­ском языке.

Пер­вый син­гл «Tuhansien järvien maa» не был успе­шен, но выпу­щен­ный в 1964 году «Jokaiselle joku on kai rakkain» (Дин Мар­тин «Everybody Loves Somebody») стал хитом. В том же году Вик­тор Кли­мен­ко стал луч­шим пев­цом Финляндии.

В 1965 году он уже пред­став­лял свою стра­ну в фина­ле на кон­кур­се пес­ни Евро­ви­де­ние в Неа­по­ле, испол­нив «Aurinko laskee länteen» (музы­ка Той­во Кяр­ки, сти­хи Рей­но Хелисмаа).

После кон­кур­са он под­пи­сал кон­тракт с Хель­синк­ским город­ским теат­ром и про­дол­жил карье­ру артиста.

В 1968 году Вик­тор поки­нул театр, создав ансамбль «Сво­бод­ный казак». В репер­ту­а­ре груп­пы были каза­чьи и цыган­ские пес­ни, рус­ская народ­ная музы­ка и роман­сы. Но в Совет­ский Союз Кли­мен­ко не пускали.

КАРЬЕРНЫЙ ВЗЛЕТ

В 1969 году выхо­дит фильм «Vodkaa, komisario Palmu» (режис­сер Мат­ти Кас­си­ла) с уча­сти­ем Вик­то­ра Кли­мен­ко в роли Seppo Sonkavaara.

В.Клименко - Стенька РазинВ 1970 году (в 1969 году по дру­гим дан­ным) году вышел пер­вый аль­бом Кли­мен­ко «Стень­ка Разин». Неожи­дан­но аль­бом при­об­ре­та­ет огром­ную попу­ляр­ность. Аль­бом был издан более чем в 60 стра­нах мира. Толь­ко в Фин­лян­дии было про­да­но 50 000 его экзем­пля­ров, таким обра­зом, там аль­бом полу­чил ста­тус пла­ти­но­во­го дис­ка. Аль­бо­мы откры­ва­ют пев­цу путь во мно­гие стра­ны. Поз­же, с боль­шим успе­хом про­хо­ди­ли его гастро­ли в Англии, Ирлан­дии, Гер­ма­нии, Гол­лан­дии, Гре­ции, Ита­лии и Испа­нии. Он стал попу­ля­рен в обра­зе лихо­го бес­ша­баш­но­го рус­ско­го каза­ка. На его выступ­ле­ни­ях люди дохо­ди­ли до безу­мия: тан­це­ва­ли и исте­ри­че­ски ора­ли, били посу­ду, швы­ря­ли под ноги пев­цу огром­ные деньги.

В 1972 году выхо­дит аль­бом «Милая», кото­рый вско­ре полу­ча­ет золо­той ста­тус. Вме­сте с каза­ка­ми Кли­мен­ко про­дол­жа­ет путе­ше­ство­вать по все­му миру с кон­цер­та­ми, участ­ву­ет в теле­ви­зи­он­ных и радио передачах.

В 1973 году Вик­тор Кли­мен­ко полу­ча­ет из рук пре­зи­ден­та Фин­лян­дии Урхо Кек­ко­не­на пас­порт граж­да­ни­на Фин­лян­дии. В этом же году выхо­дит аль­бом «Country & Eastern».

В 1970‑е годы выхо­дят еще несколь­ко аль­бо­мов: в 1975 году «Saanhan Luvan» и «Коляд­ки», в 1977 году «До Дна», «Loista, pala, rakasta!» и «Надя» в 1978.

В 1980 году Вик­тор заклю­чил дого­вор с париж­ским каба­ре «Лидо», где высту­пал со сво­им кол­лек­ти­вом «Сво­бод­ный казак», так­же гастро­ли­ро­вал по миру.

ДЕПРЕССИЯ

Вот, что гово­рил сам Кли­мен­ко в 2003 году в интер­вью газе­те «Камень Краеугольный»:

— Когда мы гастро­ли­ро­ва­ли во Фран­ции, со мной что-то слу­чи­лось. Я разо­рвал свой кон­тракт с ансам­блем, воз­вра­тил­ся домой в Фин­лян­дию и начал серьез­но искать выход из сво­е­го духов­но­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са. Я был в очень глу­бо­кой депрес­сии. За вре­мя кон­церт­ной рабо­ты я про­сто «сго­рел». Уже сего­дня я вижу, что таким обра­зом Бог про­сто вовре­мя меня остановил.

Арти­сту не помо­га­ла даже йога, кото­рой Вик­тор зани­мал­ся с 1962 года. В интер­вью Кли­мен­ко говорил:

— Йога — это, в первую оче­редь, рели­гия. Я достиг уров­ня, когда мог уже выхо­дить из тела. …Йога очень силь­но меня­ет свою фор­му и мето­ды, как хаме­ле­он. И сей­час я вижу, что йога очень силь­но син­кре­ти­ро­ва­ла с хри­сти­ан­ством. …Это очень страш­но! Кто начи­на­ет зани­мать­ся йогой, тот выхо­дит на связь с диа­воль­ски­ми духа­ми. Йога име­ет сата­нин­ское осно­ва­ние… …Меня к тако­му тяже­ло­му депрес­сив­но­му состо­я­нию при­ве­ли напря­жен­ная эст­рад­ная рабо­та и йога.

В дру­гом сво­ем интер­вью Вик­тор Кли­мен­ко сказал:

— В 1980 году я уже соби­рал­ся покон­чить жизнь самоубийством.

По сло­вам пев­ца, вес­ной 1980 года, перед пас­хой, он закрыл­ся в рабо­чем каби­не­те и достал писто­лет. Он при­ста­вил писто­лет к вис­ку, обвел взгля­дом ком­на­ту и уви­дел на книж­ной пол­ке Биб­лию. Тогда он отло­жил писто­лет, взял Биб­лию, открыл и про­чи­тал стих, кото­рый пер­вым попал­ся на гла­за: «какая поль­за чело­ве­ку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе сво­ей повре­дит? или какой выкуп даст чело­век за душу свою?» Еван­ге­лие от Мат­фея 16:26.

Вик­тор вспоминает:

— В этой кри­зис­ной ситу­а­ции, я думал: «А что если Бог есть? Раз­ве Он может изме­нить что-то в моей жиз­ни?» Мои роди­те­ли посе­ща­ли цер­ковь пяти­де­сят­ни­ков, но я сра­зу не пошел в эту цер­ковь, пото­му что церк­вей и кон­фес­сий было мно­го. Был состав­лен спи­сок, и я обо­шел все круп­ней­шие церк­ви в Хельсинки…

ВИКТОР КЛИМЕНКО КАК ИСПОЛНИТЕЛЬ ДУХОВНЫХ ПЕСЕН

В.КлименкоВик­тор Кли­мен­ко стал глу­бо­ко веру­ю­щим чело­ве­ком. Он решил, что как толь­ко вый­дет из депрес­сии — уйдет с эст­ра­ды. Кли­мен­ко гово­рил: «Я про­сто уже боял­ся того, чем зани­мал­ся — эст­ра­да, шоу, теле­ви­де­ние. Это меня почти уби­ло». Но по сове­ту дру­зей вер­нул­ся к эст­ра­де и к музы­каль­но­му искус­ству, но толь­ко уже в хри­сти­ан­ском кон­тек­сте. Вско­ре артист ста­но­вит­ся вид­ным испол­ни­те­лем духов­ной музы­ки и про­по­вед­ни­ком. Его часто при­гла­ша­ют на раз­лич­ные рели­ги­оз­ные собра­ния и празд­ни­ки, где высту­па­ет перед боль­шим коли­че­ством публики.

Кли­мен­ко начи­на­ет выпус­кать аль­бо­мы духов­ной музы­ки. Аль­бом «Иисус есть Гос­подь» полу­ча­ет ста­тус золо­то­го дис­ка в Фин­лян­дии и Шве­ции. Но меж­ду­на­род­ное вни­ма­ние как хри­сти­ан­ский певец он при­влек в 1985 году, когда выпу­стил аль­бом «Jerusalem… minun silmаterаni» (Иеру­са­лим… зени­ца ока). Аль­бом был запи­сан и выпу­щен в четы­рех вари­ан­тах — на фин­ском, швед­ском, англий­ском и рус­ском язы­ках. Попу­ляр­ные еврей­ские пес­ни «Хава наги­ла» и «Тум-бала­лай­ка» в его испол­не­нии ста­ли насто­я­щи­ми хита­ми. Кли­мен­ко про­дол­жа­ет выпус­кать в основ­ном аль­бо­мы духов­ной музы­ки: «Мама», «Любо­вью живы», «Исце­ли» и дру­гие. Наря­ду с хри­сти­ан­ской дея­тель­но­стью он испол­ня­ет каза­чьи пес­ни. В послед­ние годы выпус­кал сбор­ни­ки луч­ших песен.

Кли­мен­ко ведет мис­си­о­нер­скую дея­тель­ность сре­ди евре­ев-эми­гран­тов в Гер­ма­нии, Англии и дру­гих стра­нах Евро­пы. Высту­пал в несколь­ких горо­дах Рос­сии. В 1988 году Вик­тор был при­гла­шен пас­то­ром церк­ви Киши­не­ва Лео­ни­дом Ага­фо­но­вым на 1000-летие кре­ще­ния Руси, что послу­жи­ло боль­шим бла­го­сло­ве­ни­ем для хри­сти­ан Мол­да­вии. В нача­ле 90‑х на цен­траль­ном рес­пуб­ли­кан­ском спор­тив­ном ста­ди­оне Мол­до­вы состо­ял­ся кон­церт еврей­ской духов­ной музы­ки с уча­сти­ем Вик­то­ра Кли­мен­ко. В 1992 году состо­ял­ся кон­церт во все­мир­но извест­ном Одес­ском наци­о­наль­ном ака­де­ми­че­ском теат­ре опе­ры и бале­та. В 1997 году певец был при­гла­шен по слу­чаю Дня Неза­ви­си­мо­сти госу­дар­ства на Укра­и­ну. В 2000 году высту­пал в Ново­си­бир­ске и на ста­ди­оне Луж­ни­ки в Москве. В 2002 году состо­ял­ся кон­церт в честь 60-летия пев­ца и 40-летия его музы­каль­ной карье­ры в Finlandia Hall (Дво­рец «Фин­лян­дия»).

В репер­ту­а­ре Вик­то­ра Кли­мен­ко есть мелан­хо­лич­ные мело­дии и цыган­ские бал­ла­ды, пол­ные огня, шан­сон, клас­си­че­ские цер­ков­ные пес­но­пе­ния, совре­мен­ный госпел, еврей­ская народ­ная и тан­це­валь­ная музы­ка, еван­гель­ские песни.

В насто­я­щее вре­мя Вик­тор Кли­мен­ко мно­го разъ­ез­жа­ет по миру с рели­ги­оз­ны­ми про­грам­ма­ми, участ­ву­ет в фести­ва­лях хри­сти­ан­ских песен. В 2012 году певец отме­тил 70-лет­ний юби­лей и 50-тиле­тие музы­каль­ной карье­ры. Глав­ный кон­церт в честь двух юби­ле­ев Вик­то­ра Кли­мен­ко, как и в 2002 году, про­шел в «Finlandia Hall».

ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

Отец Сав­вы (дед Вик­то­ра Кли­мен­ко) и три его бра­та умер­ли от голода.

В 2008 году вышел фин­ско-чеш­ский фильм «Сау­на» (режис­сер Анти-Юсси Анни­ла) с уча­сти­ем Вик­то­ра Кли­мен­ко в роли героя Semenski. Кли­мен­ко ска­зал, что снял­ся в филь­ме, пото­му что фильм гово­рит о гре­хах и рас­ка­я­нии за их совер­ше­ние, и это напом­ни­ло ему о его душев­ном состо­я­нии в 1980 году, когда он чуть не совер­шил самоубийство.

Вик­тор Кли­мен­ко участ­во­вал в про­грам­ме «Угол» пас­то­ра церк­ви «Дом Хле­ба» Алек­сандра Шев­чен­ко, где подроб­но опи­сал свое обра­ще­ние ко Христу.

За свою карье­ру пев­ца Вик­тор Кли­мен­ко запи­сал 10 золо­тых и 2 пла­ти­но­вых дис­ка. 
Вик­тор Кли­мен­ко поет в четы­рех­ок­тав­ном диа­па­зоне — от глу­бо­ко­го баса до самых высо­ких нот фаль­це­том. В част­но­сти, фаль­це­том артист испол­ня­ет часть ком­по­зи­ции «Одно­звуч­но гре­мит коло­коль­чик» (фин­ский вари­ант «Yksinаinen Aisakello»).

Кли­мен­ко испол­ня­ет пес­ни на фин­ском, рус­ском, швед­ском, еврей­ском (иврит и идиш), англий­ском, немец­ком и укра­ин­ском языке.

«Иеру­са­лим… зени­ца ока» — самая рас­про­стра­нен­ная из всех запи­сей на фин­ском, швед­ском, англий­ском и рус­ском язы­ке (доступ­ная на CD)

В янва­ре 2010 года Вик­тор Кли­мен­ко высту­пал в Рос­сии на V Меж­ду­на­род­ном Фести­ва­ле Еван­гель­ской Куль­ту­ры «Кре­щен­ские Вече­ра» в Санкт-Петер­бур­ге 23 янва­ря в церк­ви Еван­гель­ских Хри­сти­ан Бап­ти­стов и 24 янва­ря в Пет­ри­кир­хе. В янва­ре 2013 года певец сно­ва участ­во­вал в фести­ва­ле, а 19 янва­ря в церк­ви Еван­гель­ских Хри­сти­ан Бап­ти­стов про­хо­дил 70-лет­ний юби­лей Вик­то­ра Кли­мен­ко в России.

Вик­тор Кли­мен­ко при­ни­мал уча­стие в кон­цер­те «Сбли­же­ние музы­каль­ных миров», кото­рый про­хо­дил в БКЗ «Октябрь­ский», в Санкт-Петер­бур­ге 22 мая 2010 года. Кро­ме В. Кли­мен­ко в кон­цер­те участ­во­ва­ли: аме­ри­кан­ский хор «Мес­сия — про­ект», хорео­гра­фи­че­ская груп­па «Talk Dance», соли­сты из Лат­вии, Мол­до­вы, США, и Оркестр Госу­дар­ствен­но­го Эрми­та­жа «Санкт-Петер­бург Каме­ра­та». Впер­вые при уча­стии соли­стов, хора и оркест­ра с бале­том, испол­ня­лась ора­то­рия «Мес­сия» Геор­га Фри­дри­ха Ген­де­ля. 30 мая 2010 года этот вокаль­но-сим­фо­ни­че­ский кон­церт с уча­сти­ем Вик­то­ра Кли­мен­ко состо­ял­ся на сцене Госу­дар­ствен­но­го Крем­лев­ско­го Двор­ца в Москве. Днем рань­ше состо­ял­ся кон­церт в Хра­ме Хри­ста.

Вики­пе­дия