Вопрос? – Ответ!

Что име­ет в виду апо­стол, когда пишет о “воз­ды­ха­ни­ях неиз­ре­чен­ных” в Посла­нии к Рим­ля­нам: «Так­же и Дух под­креп­ля­ет нас в немо­щах наших; ибо мы не зна­ем, о чем молить­ся, как долж­но, но Сам Дух хода­тай­ству­ет за нас воз­ды­ха­ни­я­ми неиз­ре­чен­ны­ми » (Рим.8:26)?

Эту часть сво­е­го посла­ния к Рим­ля­нам апо­стол Павел посвя­ща­ет уте­ше­нию и обод­ре­нию веру­ю­щих нахо­дя­щих­ся в посто­ян­ной борь­бе с вли­я­ни­ем сво­их плот­ских жела­ний живу­щих в их теле. Аргу­мент обод­ре­ния хри­сти­ан, нахо­дя­щих­ся в борь­бе с гре­хом, — чудес­ное дей­ствие Свя­то­го Духа, хода­тай­ству­ю­ще­го о них в их прак­ти­че­ских нуж­дах. Суть это­го аргу­мен­та в сле­ду­ю­щем: 
 
1. Одна из про­блем детей Божьих, живу­щих на зем­ле, заклю­ча­ет­ся в том, что они, живя во пло­ти, обра­ща­ясь к Богу в молит­ве, не все­гда про­сят у Него того, что дей­стви­тель­но им нуж­но («не зна­е­те о чём моли­тесь»). 
 
2. Бог поза­бо­тил­ся об этой про­бле­ме. Его Дух, живу­щий в серд­це хри­сти­ан, зна­ет их истин­ную нуж­ду, о кото­рой Он и хода­тай­ству­ет перед Богом. Дру­ги­ми сло­ва­ми, Дух Свя­той, живу­щий в серд­це хри­сти­а­ни­на, осу­ществ­ля­ю­щий ком­му­ни­ка­цию меж­ду ним и Богом, исправ­ля­ет его прось­бы, при­во­дя их в соот­вет­ствие с совер­шен­ной волей Божьей. 
 
3. Этот про­цесс хода­тай­ства Духа Свя­то­го за Божьих детей про­ис­хо­дит неза­мет­но для окру­жа­ю­щих, бла­го­да­ря осо­бо­му спо­со­бу ком­му­ни­ка­ции меж­ду Богом и Духом Свя­тым, живу­щим в серд­це хри­сти­а­ни­на. Апо­стол харак­те­ри­зу­ет этот спо­соб Боже­ствен­ной ком­му­ни­ка­ции как «воз­ды­ха­ния неиз­ре­чен­ные». 
 
В исто­рии хри­сти­ан­ской церк­ви были раз­ные попыт­ки истол­ко­ва­ния это­го упо­мя­ну­то­го апо­сто­лом Пав­лом явле­ния. Люди, ищу­щие оправ­да­ния прак­ти­ке гово­ре­ния на иных язы­ках, пыта­лись видеть в этом тек­сте под­держ­ку сво­ей тео­рии экс­та­ти­че­ской духов­но­сти. Те, кто скло­нен к поис­ку мисти­че­ских пере­жи­ва­ний в сво­ей рели­ги­оз­но­сти, виде­ли в нём нам ёк на суще­ство­ва­ние осо­бых, мисти­че­ских форм молит­вы, кото­рая толь­ко и может дости­гать неба. Но, для того, что­бы видеть подоб­ные объ­яс­не­ния в этом тек­сте, их нуж­но туда при­не­сти туда извне, пото­му, что в нём самом ниче­го подоб­но­го нет. 
 
Что же озна­ча­ет фра­за «воз­ды­ха­ния неиз­ре­чен­ные»? Опи­сы­вая хода­тай­ствен­ное слу­же­ние Духа Свя­то­го, Павел упо­треб­ля­ет два обыч­ных гре­че­ских сло­ва «stenagmoi/j avlalh,toij». Эти сло­ва бук­валь­но озна­ча­ют сле­ду­ю­щее: 
 
Сло­во stenagmoi/j(stenagmois) озна­ча­ет вздох или выдох, выра­жа­ю­щий силь­ное чув­ство. Услы­шав чей-то вздох мож­но опре­де­лить толь­ко то, что чело­век о чём-то пере­жи­ва­ет. То о чём пере­жи­ва­ет чело­век мож­но знать, толь­ко зная мыс­ли взды­ха­ю­ще­го. Этим сло­вом Павел ука­зы­ва­ет на то, что Дух Свя­той сопе­ре­жи­ва­ет тому, о ком он хода­тай­ству­ет. Он зна­ет его дей­стви­тель­ную, насто­я­щую нуж­ду и выра­жа­ет её Богу, в то вре­мя как для людей это абсо­лют­но неза­мет­но. 
 
Вто­рое сло­во avlalh,toij\ (alaleitois) постро­е­но на осно­ве сло­ва «laleo» — что зна­чит «гово­рить» к кото­ро­му добав­ле­на части­ца «а», при помо­щи кото­рой в древ­не­гре­че­ском язы­ке выра­жа­лось отри­ца­ние. Таким обра­зом, alaleitois бук­валь­но озна­ча­ет «него­во­ри­мые» (воз­ды­ха­ния) или то, что невоз­мож­но выра­зить уста­ми. 
 
Апо­стол гово­рит здесь о том, что Дух Свя­той доно­сит до Бога Отца наши дей­стви­тель­ные нуж­ды и при этом мы Его не слы­шим. Пред­по­ло­же­ние, что здесь речь идёт об осо­бом, ангель­ском язы­ке, яко­бы исполь­зу­е­мом, гово­ря­щи­ми на иных язы­ках несо­сто­я­тель­но, пото­му, что воз­ды­ха­ния Духа Свя­то­го «неиз­ре­чен­ные », т.е. не выра­жа­е­мые уста­ми вооб­ще. Попыт­ка уви­деть здесь осо­бую мисти­че­скую фор­му молит­вы так­же обре­че­на на неуда­чу, так как здесь идёт речь о ком­му­ни­ка­ции меж­ду Духом Свя­тым и Богом Отцом, а не об осо­бом спо­со­бе чело­ве­че­ской молит­вы. Речь идёт об обыч­ной молит­ве, кото­рая филь­тру­ет­ся Духом Свя­тым неза­мет­но для людей. 
 
Вме­сто того, что­бы искать в дан­ном тек­сте, какой-то осо­бый, скры­тый смысл, гораз­до луч­ше быть про­сто бла­го­дар­ным Богу за хода­тай­ствен­ное слу­же­ние Свя­то­го Духа, не толь­ко доно­ся­ще­го наши молит­вы к пре­сто­лу небес­но­го Отца, но и исправ­ля­ю­ще­го их в соот­вет­ствии с Его совер­шен­ной волей. 
 
Читая Биб­лию, часто стал­ки­ва­ешь­ся с “труд­ны­ми” места­ми. Навер­ня­ка и у вас, доро­гие чита­те­ли, есть подоб­ные вопро­сы. При­сы­лай­те их к нам в редак­цию, и мы с удо­воль­стви­ем на них ответим!