Вопро­сы смер­ти и болез­ни в све­те Библии

Болезнь и смерть — сест­ры, про­ис­те­ка­ю­щие из одно­го и того источ­ни­ка. Их при­чи­на — в тра­ги­че­ском исто­ри­че­ском собы­тии, о кото­ром Биб­лия повест­ву­ет в 3 гла­ве кни­ги Бытие.
Пер­вые люди вос­ста­ли про­тив запо­ве­ди Божьей. Мятеж начи­на­ет­ся не в руках чело­ве­ка, а в его серд­це. Преж­де чем стать дей­стви­ем, грех суще­ству­ет в мыс­лях, в созна­нии. Пер­вая чело­ве­че­ская чета Адам и Ева поте­ря­ла дове­рие к сво­е­му Твор­цу, отка­за­лась верить Ему без­услов­но. Они поз­во­ля­ют лжи­вой про­па­ган­де сата­ны под­бить себя на грех. И так ско­ро они видят, что сата­на их попро­сту обма­нул. Рай уте­рян и послед­ствия ужас­ны — раз­де­ле­ние с Богом. И эти раз­де­ле­ния име­ют послед­ствия: нару­ше­ны отно­ше­ния меж­ду людьми.
Уже сре­ди сыно­вей Ада­ма и Евы начи­на­ет­ся убий­ство (Бытие, 4). Изгнан­ный из рая чело­век дол­жен бороть­ся с уста­ло­стью, с боля­ми и болез­ня­ми. Кто раз­де­лен с веч­ным Богом, тот ста­но­вит­ся при­хо­дя­щим, смертным. 
Апо­стол Павел поды­то­жи­ва­ет: “Воз­мез­дие за грех — смерть” (Рим. 6:23). Поче­му Бог выбрал нака­за­ни­ем за грех смерть? Адам и Ева под­би­ва­е­мые сата­ной хоте­ли “быть как боги”. Смер­тью Бог ста­вит им гра­ни­цу, кото­рую они не могут пре­одо­леть. И эта гра­ни­ца отныне пока­зы­ва­ет раз­ли­чие меж­ду чело­ве­ком и Богом — Бог вечен, чело­век же пре­хо­дящ. Мы все пре­ступ­ни­ки, мы участ­ву­ем в мяте­же про­тив свя­то­го Бога и Его запо­ве­дей. Мы сто­им перед пра­вед­ным судом Божьим. Поэто­му все долж­ны уме­реть. Врач Мар­тын Ллойд-Джонс (1899–1981) срав­ни­вал рабо­ту вра­ча со слу­же­ни­ем про­по­вед­ни­ка. “Пер­вое о чем спра­ши­ва­ет врач сво­е­го паци­ен­та, это его жало­бы и симп­то­мы”. Он зна­ко­мить­ся с исто­ри­ей болез­ни. Про­по­вед­ни­ку же не нуж­но всех фак­тов из жиз­ни сво­их под­опеч­ных, пото­му что он зна­ет, чем боль­ны все люди, сидя­щие перед ним — гре­хом. Симп­то­мы у людей раз­ные, но зада­ча про­по­вед­ни­ка в том, что­бы лечить не толь­ко симп­то­мы, но и саму болезнь.
В чем угро­за болез­ней и смер­ти для чело­ве­ка? — через воро­та смер­ти чело­век при­хо­дит на суд Божий. В момент смер­ти чело­ве­ка его грех уве­ко­ве­чи­ва­ет­ся. Дру­ги­ми сло­ва­ми, кто перед сво­ей смер­тью не искал и не полу­чил про­ще­ние сво­их гре­хов после смер­ти будет при­ко­ван к этим грехам.
Биб­лия пре­ду­пре­жда­ет, что после смер­ти позд­но обра­щать­ся к Богу и полу­чать у Него про­ще­ние. Апо­стол Павел гово­рит: “Итак, зная страх Гос­по­день, мы вра­зум­ля­ем людей” (2 Кор. 5:11). Павел пишет, что не смерть явля­ет­ся нашей глав­ной про­бле­мой, а после­ду­ю­щий суд. Бог с вели­кой любо­вью создал чело­ве­ка, и после гре­хо­па­де­ния он не пре­кра­ща­ет звать это­го чело­ве­ка в свои любя­щие отцов­ские объятия. 
К слу­же­нию Иису­са Хри­ста отно­си­лось исце­ле­ние мно­гих боль­ных (Матф. 4:23, 9:35). Он вос­кре­шал и мерт­вых (Луки 7:14, 8:54). Этим Гос­подь дока­зал свою суве­рен­ную власть над болез­нью и смер­тью. Чуде­са были дока­за­тель­ством его мес­си­ан­ства. Он пока­зал малый образ того, как будет в Его веч­ном Цар­стве, где болез­ни и смерть не будут иметь ника­кой вла­сти (Откр. 21:1). Конеч­ное дока­за­тель­ство тому, что живой Бог силь­нее болез­ни и смер­ти, при­нес­ло вос­кре­се­ние Иису­са Хри­ста из мертвых. 
Бог не обе­щал дать на этой зем­ле любой ценой сво­бо­ду от всех болез­ней. Но он обе­щал, что любя­щим Бога, при­зван­ным по Его изво­ле­нию, все содей­ству­ет ко бла­гу. В этом смыс­ле апо­стол Павел при любых жиз­нен­ных обсто­я­тель­ствах мог ска­зать: “Все могу в укреп­ля­ю­щем меня Иису­се Хри­сте” (Фил. 4:3).
При­чи­ну болез­ни и смер­ти, корен­ную про­бле­му гре­ха, Иисус Хри­стос решил за нас. Веру­ю­щий в Него полу­ча­ет оправ­да­ние от Бога. И это воз­мож­но пото­му, что Иисус Хри­стос пол­но­стью иску­пил нашу вину, понес нака­за­ние за весь наш грех. 
Сво­ей смер­тью Иисус Хри­стос лишил вла­сти болез­ни и смерть. Наши гре­хи уже не могут отде­лить нас от Бога. А этим побеж­де­на угро­за болез­ни и смер­ти. Ибо нам уже не нуж­но боять­ся суда Божье­го. Кто скло­нит­ся перед Иису­сом, как перед сво­им Спа­си­те­лем, тот уже в этой жиз­ни полу­ча­ет оправ­да­ние. Он вырван из лап духов­ной гибе­ли и воз­рож­ден для жиз­ни веч­ной. Иисус гово­рит что вся­кий веру­ю­щий в Него име­ет жизнь веч­ную (Ион. 3:16). А этим для хри­сти­ан смерть телес­ная ста­но­вит­ся две­рью в веч­ность с Богом. 
Одни после смер­ти при­да­ют­ся суду и веч­ной гибе­ли, дру­гих смерть ведет пря­мо в веч­ность с Богом. Для хри­сти­а­ни­на болезнь и смерть не страш­ны. И дети Божьи поют: “Мой дом на небе, за обла­ка­ми, где жиз­ни веч­ной уж нет конца”.
Прав был Мар­тин Лютер, гово­ря: “Смерть, что ты пуга­ешь меня? Раз­ве ты не зна­ешь Того, Кто ска­зал: “Я побе­дил мир?” Ты можешь кла­цать зуба­ми, но пожрать меня не смо­жешь. Ведь сам Бог пода­рил нам побе­ду над тобой”.
Если твой врач — Иисус Хри­стос, ты можешь радо­вать­ся веч­ной жизни.

Мате­ри­ал взят из докла­да пас­то­ра церк­ви, док­то­ра В. Нестерогеля

Под­го­то­ви­ла к публикации 
врач-тера­певт В. К. Павлова