Интересно, что знаменитому писателю случилось побывать на собрании евангельских христиан. Ф.М.Достоевский посетил однажды проповедь знаменитого английского проповедника Гренвиль Редстока, о чем он и поведал в своем “Дневнике писателя” за 1876 год.
Мне случалось Гренвиля Редстока слушать в одной зале, на проповеди, и, помню, я не нашел в нем ничего особенного: он говорил ни особенно умно, ни особенно скучно.
А между тем он делает чудеса над сердцами людей: к нему льнут, многие поражены: ищут бедных, чтоб поскорей облагодетельствовать их, и почти хотят раздать свое имение…
Писатель отметил, что пробуждение происходило “в самом изящном обществе нашем”.
Достоевский не расставался с Библией со времени сибирской ссылки. В течение четырех лет каторги единственной книгой для чтения был для него Новый Завет. В этот период, когда общение с заключенными было единственным контактом с людьми, он начинает открывать в библейском тексте всю глубину ответов на волнующие вопросы.
Один из таких вопросов – нравственное воскресение человека и Воскресение будущее, историческое.
Центром романа “Преступление и наказание” является глава, повествующая о том, как Раскольников слушает отрывок о воскрешении Лазаря.
Состояние Раскольникова после совершенного преступления подобно состоянию человека, убившего не только процентщицу, но и себя. Герой живет как в могиле, отделенный от людей барьером, который, он чувствует, не может переступить:
“Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его”.
Во время встречи с Соней в ее убогой комнатке, в обстановке, где все говорит о нищете, но где на стареньком комоде лежит Евангелие, Раскольников первый раз познает доброту, веру, свет.
Именно искренность и теплота Сони приводят их к взаимной открытости и откровению, происходящему также и через чтение всего евангельского отрывка. Этот отрывок крайне важен для девушки, которая основывает на этих словах весь смысл своего несчастного существования.
Благодаря вере героини эти строки становятся живыми и актуальными также и для слушающего их Раскольникова.
Соня со своей любовью и безграничной верой вступается за Раскольникова и ведет его по пути, который он не был бы способен принять и пройти один. Это путь покаяния и глубокого страдания, путь к истинной вере в Бога.
В романе “Идиот” писатель покажет всю значимость Воскресения Христа для человечества. В центре – образ “Христа во гробе”. В доме Рогожина, “похожем на кладбище”, князь Мышкин видит копию картины Гольбейна, являющуюся мрачным символом этого жилища. Изображение тела Того, Кто осужден на смерть, и перенес ужасные мучения. Изображение человека, побежденного темной и мрачной силой. Изображение Христа не воскресшего.
Ипполит не может понять, как ученики Христа, видевшие такое тело Господа, могли поверить в Его воскресение? Никому из героев романа не удается отгадать эту загадку жизни. Даже князю Мышкину, которого многие исследователи романа считают прообразом Христа. На самом деле это не совсем так. Даже если князь и лучший из всех героев по душе своей, навряд ли Достоевский приравнял больного и слабого человека ко Христу. Это, скорее тот самый “не воскресший Христос”.
Этот роман Достоевского – прекрасная иллюстрация к словам апостола Павла: “А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна.… И если мы только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков” (1 Кор. 15:17–19).
Эпиграфом к своему, пожалуй, самому знаменитому роману “Братья Карамазовы” Достоевский выбирает библейские слова о Воскресении:
“Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода” (Ин. 12:24).
В заключительном эпизоде романа автор обратится к мотиву эпиграфа. Дом смертельно больного Илюшечки становится центром, объединяющим во взаимной любви группу товарищей мальчика и Алешу. Слова прощания, произнесенные молодым Карамазовым около камня, где Илюшечка мечтал об иной жизни, содержат многие ссылки на прощальную речь Христа. Илюшечка, школьный товарищ мальчиков, в прошлом обиженный ими, связал всех глубокими взаимными узами любви. Он является тем малым “пшеничным зерном”, которое, умерев, дает свой плод. Именно к такой любви – свободной и бескорыстной – призывает своих маленьких друзей Алеша.
В его речи возникает образ светлого будущего Царствия Небесного и будущего Воскресения: “Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу все, что было …”