Встре­ча Рож­де­ства с апо­сто­лом Павлом

Но когда при­шла пол­но­та вре­ме­ни, Бог послал Сына Сво­е­го [Еди­но­род­но­го], Кото­рый родил­ся от жены, под­чи­нил­ся зако­ну, что­бы иску­пить под­за­кон­ных, дабы нам полу­чить усы­нов­ле­ние. А как вы — сыны, то Бог послал в серд­ца ваши Духа Сына Сво­е­го, вопи­ю­ще­го: «Авва, Отче!» Посе­му ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наслед­ник Божий через Иису­са Хри­ста (Посла­ние Гала­там 4:4–7)

Я назы­ваю этот отры­вок так, пото­му что в нем гово­рит­ся о Боге, послав­шем в наш мир Сво­е­го Сына в опре­де­лен­ный момент истории.

Павел гово­рит об этом момен­те, как о «пол­но­те вре­ме­ни», кото­рое ста­ло наи­бо­лее бла­го­при­ят­ным для при­хо­да в мир Божье­го Сына. Спо­соб, кото­рым Сын вхо­дит в мир, тот же самый, кото­рым каж­дый из нас появил­ся на свет: через рож­де­ние чело­ве­ка. Божий Сын был рож­ден женщиной.

Этот отры­вок из Посла­ния Гала­тий­ским церк­вам содер­жит в сово­куп­но­сти все дета­ли, кото­рые име­ют­ся в дру­гих текстах Свя­щен­но­го Писа­ния, и кото­рые мы лег­ко соот­но­сим с Рождеством.

Одна­ко Павел дела­ет акцент на резуль­та­тах это­го при­хо­да. Сын послан в мир для того, что­бы мы мог­ли быть при­ня­ты Небес­ным Отцом как Его дети. Дру­ги­ми сло­ва­ми, Хри­стос, в силу Сво­ей при­ро­ды, явля­ет­ся Божьим Сыном, по спра­вед­ли­во­сти. Его появ­ле­ние сре­ди нас, поз­во­ля­ет нам счи­тать­ся так­же Божьи­ми детьми, детьми не в силу спра­вед­ли­во­сти, но как дар; детьми не по при­ро­де, а при­ня­ты­ми, усыновленными.

При­ня­тие людей в Божью семью — наше усы­нов­ле­ние, явля­ет­ся неотъ­ем­ле­мым аспек­том Рож­де­ства, о кото­ром ред­ко упо­ми­на­ют в силу сосре­до­то­чен­но­сти на дей­стви­ях, пред­ше­ству­ю­щих празд­но­ва­нию 25 декаб­ря. Исти­на или утвер­жде­ние о том, что Божий Сын вопло­ща­ет­ся в обра­зе чело­ве­че­ской лич­но­сти, кото­рой был Иисус, сама по себе явля­ет­ся уже заме­ча­тель­ной. Это собы­тие несет в себе весть о том, что людям есть место в боже­ствен­ной жизни.

Божий Сын, послан­ный в мир Отцом, родил­ся от Девы Марии в кон­крет­ный момент исто­рии и кон­крет­ном месте. В силу это­го, люди, рож­ден­ные в мир в каком-либо месте и вре­ме­ни, рож­да­ясь зано­во — рож­де­ние свы­ше, полу­ча­ют жизнь, кото­рая явля­ет­ся веч­ной. Для чело­ве­че­ства, при­ня­то­го Богом, Сын ста­но­вит­ся для бес­чис­лен­но­го коли­че­ства людей, вклю­чая вас и меня, сред­ством для полу­че­ния боже­ствен­ной жиз­ни, источ­ни­ком кото­рой явля­ет­ся Свя­тая Троица.

Таким обра­зом, Рож­де­ствен­ский пода­рок, явля­ясь еди­ным, явля­ет­ся вели­ким, общим и уни­каль­ным. И этим веч­ным подар­ком явля­ет­ся рож­де­ние Божье­го Сына, Его вопло­ще­ние — вход в этот мир, как каж­до­го из нас. Небес­ный Отец сде­лал этот пода­рок для всех наро­дов, на все вре­ме­на. И вме­сте с этим, этот пода­рок про­яв­ля­ет­ся в его мно­го­об­ра­зии по отно­ше­нию к каж­до­му чело­ве­ку, оста­ва­ясь лич­ным и опре­де­лен­ным: боже­ствен­ная жизнь, доступ­ная каж­до­му из нас вме­сто смер­ти и обра­ще­ния в прах. При­ня­тие это­го подар­ка людь­ми ста­ло воз­мож­ным, в конеч­ном резуль­та­те, бла­го­да­ря мис­сии Хри­ста в зем­ном слу­же­нии миру.

В этом слу­чае мы долж­ны быть бра­тья­ми и сест­ра­ми веч­но­го Сына, и никак не мень­ше это­го. Он явля­ет­ся Стар­шим Бра­том в род­ной семье, преж­де сотво­ре­ния мира, а мы, с дру­гой сто­ро­ны, явля­ем­ся по сво­ей при­ро­де детьми вре­ме­ни, при­ня­ты­ми в семью чудес­ным образом.

Это уча­стие того, что явля­ет­ся боже­ствен­ным, в том, что явля­ет­ся чело­ве­че­ским, а так­же того, что явля­ет­ся чело­ве­че­ским, в том, что явля­ет­ся боже­ствен­ным — это есть пол­но­та бла­го­да­ти и мило­сти, про­яв­лен­ной по отно­ше­нию к нам, боже­ствен­ное совер­шен­ство и вели­ко­ду­шие, отве­ча­ю­щие на посто­ян­ную, глу­бо­кую тос­ку, тос­ку, часто выра­жа­е­мую без слов, кото­рые харак­те­ри­зу­ют чело­ве­че­ские стрем­ле­ния, в их выс­шей степени.

Таким обра­зом, Он соиз­во­лил при­знать и назвать нас Сво­и­ми детьми, детьми через усы­нов­ле­ние, но, тем не менее, пол­но­стью и без­ого­во­роч­но при­ни­ма­е­мы­ми с Его сто­ро­ны. Через это про­яв­ля­ет­ся неж­ность, бли­зость, доб­ро­сер­деч­ное при­ня­тие, кото­рые пре­вы­ше нашей спо­соб­но­сти постиг­нуть это. Если мы насла­жда­лись любо­вью истин­ных роди­те­лей, если мы были истин­ны­ми роди­те­ля­ми, если мы дей­ство­ва­ли как истин­ные роди­те­ли, тогда мы можем начать жить новой жиз­нью, но начи­нать надо с того, что­бы пред­ста­вить без­мер­ность неиз­мен­ной люб­ви, кото­рая изли­ва­ет­ся Небес­ным Отцом на каж­до­го из нас. Любовь Небес­но­го Отца к каж­до­му из Его детей, без раз­бо­ра и усло­вий, явля­ет­ся чем-то таким, что невоз­мож­но переоценить.

Одна­ко в сво­ем празд­но­ва­нии Рож­де­ства Павел ведет нас даль­ше. Бог посы­ла­ет Сво­е­го Сына на Крест за нас, что­бы мы мог­ли быть при­ня­ты­ми как Его дети и воз­ве­де­ны на рав­ный уро­вень с Иису­сом. Пода­рок, кото­рый Он дела­ет нам, явля­ет­ся двой­ным, пото­му что это пода­рок и для Себя.

Мало того, что Сло­во ста­но­вит­ся пло­тью. Мало того, что Бог посы­ла­ет Сво­е­го Сына в мир, так что­бы мы мог­ли радо­вать­ся веч­ной жиз­ни, так Он посы­ла­ет в мир Свя­то­го Духа, Кото­рый будет сви­де­тель­ство­вать о Сыне, уча от Его Име­ни. Он посы­ла­ет Свя­то­го Духа в дру­гой мир, не менее тем­ный и недру­же­люб­ный. Бог посы­ла­ет Свя­то­го Духа, рав­но­го Отцу и Сыну, в глу­би­ны наших сер­дец, что­бы обре­сти там место для веч­но­го пре­бы­ва­ния, осве­щая нашу тем­ную сущ­ность и пре­об­ра­жая в образ Мужа совершенного.

Это Свя­той Дух, Кото­ро­го мы при­зы­ва­ем Име­нем Сына пре­бы­вать в нас, как источ­ник жиз­ни, что­бы Он жил в нас и поз­во­лял нам жить.

И таким обра­зом, Дух хода­тай­ству­ет за нас, отра­жая наше пре­крас­ней­шее поло­же­ние, как Божьих детей. Это искрен­няя и истин­ная молит­ва, она доста­точ­на про­ста и явля­ет­ся кри­ком души: «Авва! Отче!» Эти два сло­ва име­ют оди­на­ко­вое зна­че­ние. Дух побуж­да­ет нас молить­ся (Рим.8:26–27), быть в близ­ких отно­ше­ни­ях — меж­ду боже­ствен­ным роди­те­лем и чело­ве­че­ским ребен­ком. Эта молит­ва подоб­на отно­ше­нию, кото­рое она отра­жа­ет, она подоб­на боже­ствен­но­му дару. Она не начи­на­ет­ся с нас. Вме­сто это­го, она явля­ет­ся нашим уча­сти­ем в бес­ко­неч­ном и бес­сло­вес­ном обще­нии с Богом, Кото­рый явля­ет­ся Еди­ной Троицей.

Рас­смот­ри­те свою соб­ствен­ную молит­ву, кото­рую вы смо­же­те при­знать, как вашу соб­ствен­ную молит­ву. Как и любой из нас, вы може­те почув­ство­вать неудо­вле­тво­ре­ние от того, как вы помо­ли­лись. Вре­ме­на­ми ваша молит­ва может ока­зать­ся вялой, корот­кой, эго­и­стич­ной, лишен­ной внут­рен­не­го поры­ва, скуч­ной или поверх­ност­ной. Ино­гда ваше внут­рен­нее состо­я­ние может быть настоль­ко сухим, что вы не осме­ли­ва­е­тесь даже утвер­ждать, что вы молитесь.

Одна­ко запом­ни­те эту вели­кую исти­ну: во всех этих или подоб­ных слу­ча­ях вы оста­е­тесь Божьим ребен­ком. Дух Божье­го Сына все еще живет в вас, воз­мож­но, настоль­ко глу­бо­ко в вас, что это нахо­дит­ся вне ваше­го ощу­ще­ния или даже надеж­ды. Одна­ко Свя­той Дух все еще про­дол­жа­ет взы­вать от ваше­го име­ни: «Авва! Отче!» Хотя чело­ве­че­ские сло­ва и стрем­ле­ния могут ино­гда под­во­дить вас, одна­ко Дух про­дол­жа­ет непре­рыв­но взывать.

Ваши неуда­чи не могут уни­что­жить тот факт, что Бог послал в мир Сво­е­го Сына, кото­рый вопло­тил­ся в чело­ве­ка, что­бы мы смог­ли стать сыно­вья­ми и доче­ря­ми Бога.

Ваши неуда­чи не могут пога­сить голос Духа, исхо­дя­щий молит­вой из глу­би­ны вашей души, и при этом они не могут отлу­чить вас от Бога (Рим.8:39), пото­му что вы сотво­ре­ны по Его обра­зу и свя­ты в Нем навсегда.

Мы, люди, явля­ем­ся раба­ми мно­же­ства раз­лич­ных вещей. Как бы мы не назы­ва­ли это поло­же­ние — гре­хом, или нару­ше­ни­ем в отно­ше­ни­ях, или духов­ной сле­по­той, в любом слу­чае оно ука­зы­ва­ет на зави­си­мость или раб­ство, кото­рое пре­пят­ству­ет рабо­те Тро­и­цы от наше­го имени.

В сего­дняш­ней Рож­де­ствен­ской исто­рии Павел, извест­ный сво­и­ми сме­лы­ми заяв­ле­ни­я­ми, дела­ет одно из самых сме­лых утвер­жде­ний. Он сме­ло гово­рит каж­до­му веру­ю­ще­му из Гала­тии: «Ты уже не раб» (Гал.4:7). «Ты боль­ше не раб» отно­сит­ся к каж­до­му из нас в сего­дняш­нем мире, неза­ви­си­мо от наше­го поло­же­ния. Вме­сто это­го зву­чит утвер­жде­ние: «Сын… наслед­ник Божий через Иису­са Хри­ста». То есть, если вы Божье дитя, то тогда вы так­же и наслед­ник Бога, наслед­ник Цар­ства Божье­го. Вы явля­е­тесь цар­ской пер­со­ной, в резуль­та­те дара и доб­ро­де­тель­но­сти Бога, про­яв­ле­ни­ем люб­ви, кото­рая реа­ли­зу­ет­ся через рабо­ту Троицы.

Павел отва­жи­ва­ет­ся при­звать нас выстра­и­вать наши жиз­ни в соот­вет­ствии с нашим пони­ма­ни­ем исти­ны. Мы име­ем сме­лость, дан­ную нам Богом, посту­пать как род­ствен­ни­ки Иису­са и дети Царя, наслед­ни­ки Цар­ства. Аминь. Аминь.

Н. А. Сыроватко