Встре­чи

Недав­но мы с бра­тья­ми посе­ти­ли Фин­лян­дию. Веру­ю­щие дру­зья при­гла­си­ли нас поучаст­во­вать в еван­ге­ли­за­ци­он­ных меро­при­я­ти­ях, кото­рые тра­ди­ци­он­но про­хо­дят в этой стране на день Ива­на Купа­лы. Этот язы­че­ский празд­ник в послед­ние 20 лет поме­нял для фин­нов свое зна­че­ние, пото­му что хри­сти­ане про­во­дят в эти дни гран­ди­оз­ные еван­ге­ли­за­ци­он­ные собра­ния по всей стране. Мы виде­ли, как мно­же­ство людей со всей Фин­лян­дии, на сво­их маши­нах-вагон­чи­ках с боль­ши­ми при­це­па­ми, съез­жа­лись на Бого­слу­же­ния. В пер­вый день мы были на слу­же­нии, на кото­ром при­сут­ство­ва­ло 3 000 чело­век, на дру­гой день – 15 000. В эти дни в Фин­лян­дии про­шло Бого­слу­же­ние, на кото­ром при­сут­ство­ва­ло 30 000 чело­век. На этом собра­нии веру­ю­щие соста­ви­ли бла­го­дар­ствен­ное пись­мо пре­зи­ден­ту сво­ей стра­ны и совер­ши­ли общую молит­ву за него.
В день наше­го при­ез­да мы встре­ти­лись с пас­то­ром еван­гель­ской церк­ви посел­ка Ких­ние. Он при­гла­сил нас поехать на то место, где будут про­хо­дить слу­же­ния, что­бы посмот­реть, как идет под­го­тов­ка к пред­сто­я­ще­му празд­ни­ку. По пути мы заеха­ли к ним в цер­ковь. Сна­ру­жи – неболь­шое скром­ное зда­ние, внут­ри – про­стор­ный зал для Бого­слу­же­ний, клас­сы для заня­тий Вос­крес­ной шко­лы, сто­ло­вая. В этот вечер цер­ковь была похо­жа на мура­вей­ник: мно­же­ство сестер тру­ди­лись, каж­дая зани­ма­лась сво­им делом: моло­дежь дела­ла само­дель­ные кон­фе­ты и слад­кие уго­ще­ния для празд­нич­ных сто­лов, сест­ры постар­ше при­го­тов­ля­ли раз­лич­ные бутер­бро­ды и дру­гие блю­да. Каза­лось бы, что под­го­тов­ка к тако­му боль­шо­му празд­ни­ку долж­на при­не­сти мно­го суе­ты и пере­жи­ва­ний, но в рабо­те этих жен­щин не было ни суе­ты, ни бес­по­ряд­ка, но сла­жен­ность и един­ство, необык­но­вен­ная радость в гла­зах; ощу­ща­лось Божье при­сут­ствие и Его любовь. Нам ска­за­ли, что у сестер есть такой уго­вор: ко вся­ко­му подоб­но­му цер­ков­но­му меро­при­я­тию каж­дая сест­ра долж­на что-нибудь при­го­то­вить дома и при­не­сти, поми­мо того, что они все вме­сте гото­ви­ли в церк­ви: как четыр­на­дца­ти­лет­ние, так и вось­ми­де­ся­ти­лет­ние. В этом тру­де задей­ство­ва­но почти все 100% сестер этой церк­ви. Так друж­но они соби­ра­ют­ся вме­сте не пото­му, что их кто-то застав­ля­ет, а пото­му что у них есть огром­ное жела­ние и рев­ность слу­жить сво­е­му Гос­по­ду. Гля­дя на этот сест­рин­ский «мура­вей­ник», я вспом­нил место из Писа­ния: «Пой­ди к мура­вью, лени­вец, посмот­ри на дей­ствия его, и будь муд­рым. Нет у него ни началь­ни­ка, ни при­став­ни­ка, ни пове­ли­те­ля …» (Прит.6:6–7).
Мы поеха­ли даль­ше. В лесу за чер­той горо­да бра­тья уже уста­но­ви­ли огром­ную палат­ку для про­ве­де­ния еван­ге­ли­за­ци­он­ных слу­же­ний. Так­же как и сест­ры, все бра­тья были заня­ты делом: при­го­тов­ля­ли сто­ян­ку для машин, рас­став­ля­ли сто­лы, бла­го­устра­и­ва­ли тер­ри­то­рию. Как мы узна­ли, зем­лю для про­ве­де­ния празд­ни­ка предо­ста­вил один из веру­ю­щих. Дру­гой веру­ю­щий пожерт­во­вал мясо со сво­ей фер­мы для горя­чих блюд. Фин­ские хри­сти­ане очень жертвенные. 
На сле­ду­ю­щий день начал­ся празд­ник. Веру­ю­щие в Фин­лян­дии по-осо­бен­но­му отно­сят­ся к слу­же­нию: в день Бого­слу­же­ния никто по домам не рас­хо­дит­ся, целый день про­во­дят в обще­нии. И каж­дый обя­за­тель­но что-то дела­ет для Бога. Вот она поет в хоре, после собра­ния спе­шит раз­да­вать бутер­бро­ды, потом уби­ра­ет сто­лы, затем сно­ва Бого­слу­же­ние – сно­ва поет в хоре, после сно­ва — в сто­ло­вую, моет посу­ду, выно­сит кор­зи­ны с мусо­ром, потом – опять Бого­слу­же­ние, и так целый день, с 10 утра до 10 вечера. 
Запом­нил­ся мне один ста­рец. Ему уже 84 года, а он энер­гич­ный, подвиж­ный, так сви­де­тель­ство­вал горя­чо. Из зала он при­гла­сил на сце­ну сво­их детей, 8 чело­век, все веру­ю­щие. И он спел «рус­ский» гимн, кото­рый выучил 80 лет назад, когда-то в дет­стве, когда ему было 4 года, «Луч­шие дни нашей жиз­ни». И еще я с удив­ле­ни­ем узнал, что наш гимн «Огонь небес­ный, сой­ди ско­рей!», кото­рый мы обыч­но завер­ша­ем сло­ва­ми «Про­бу­ди уснув­ший Нов­го­род­ский край», тоже напи­сан в Фин­лян­дии, одной из доче­рей это­го стар­ца. Толь­ко поют фин­ны о про­буж­де­нии сво­ей «Суо­ми». Хотя фин­ская речь для рус­ско­го чело­ве­ка зву­чит небла­го­звуч­но, поют они очень красиво.
Очень запом­ни­лись мне фин­ские цыгане. Совсем не похо­жи на наших рос­сий­ских. Фин­ны гово­рят, что цыгане – эли­та их обще­ства. Живут осед­ло, бога­то и в достат­ке. Ходят в цер­ковь – почти все фин­ские цыгане веру­ю­щие. А какие они чистюли! Жен­щи­на хотя бы один раз в день моет полы в доме, а неко­то­рые и не один раз. И ребя­тиш­ки цыган­ские чистень­кие, кра­си­вые. Сами цыган­ки оде­ты как баро­нес­сы. Блу­зы, рас­ши­тые золо­том, все в кру­же­вах, да юбки чер­ные, тяже­лые бар­хат­ные. Во вре­мя слу­же­ний бра­тья-цыгане пели гим­ны, мне не пере­дать сло­ва­ми, как это было красиво.
Самое глав­ное, что боль­шин­ство фин­нов – хри­сти­ане. Не про­сто назы­ва­ют­ся так, а живут по-хри­сти­ан­ски. Поэто­му Бог и бла­го­слов­ля­ет их стра­ну, церк­ви и семьи.

В. В. Колов