Выходец из Моравии, Коменский чувствовал себя духовным наследником, преемником общеславянских просветителей Кирилла и Мефодия. Последний Епископ Общины чешских и моравских братьев, чья деятельность являлась продолжением деятельности Яна Гуса.
Родившийся 28 марта 1592 года в Нивнице недалеко от моравского города Угерский Брод, Ян – позже взявший себе второе, библейское имя Амос и прозвание Коменский по месту происхождения его отца – с детских лет был воспитанником Общины чешских и моравских братьев.
После обучения в Герборнском университете он вернулся в Моравию и был определен главой братской школы в Пршерове, а в 1618 году Община назначила его проповедником в городке Фулнек, где он также стал руководить местной школой.
Между тем в землях Чешского королевства разгорался острейший религиозный и политический конфликт, давший толчок кровопролитной Тридцатилетней войне в Европе. Начались преследования протестантов – и Коменский был вынужден скрыться.
Тем временем в Фулнеке умирают от чумы его первая жена и двое сыновей, гибнет в огне собранная Коменским богатая библиотека…
Императорские эдикты 1624 и 1627 годов предписали под страхом смертной казни перейти всем протестантам в католицизм или покинуть страну. В 1628 Коменский вместе со второй женой и новорожденным сыном, как и еще тридцать тысяч семей протестантов, отправляется в эмиграцию.
Последовало тринадцать лет изгнания в польском городке Лешно. Здесь он продолжает особо важное для поддержания дела изгнанной Общины преподавание в братской школе, а также теоретическое осмысление собственного педагогического опыта, вылившееся, в частности, в такие всемирно известные труды, как “Великая дидактика” и учебник латыни “Врата языков отверстые”.
В 1648 году Коменского избирают Епископом Общины, и он на два года возвращается в Лешно. Вестфальский мирный договор положил конец тридцатилетней войне и развеял надежды чешских протестантов вернуться на родину.
В 1650 году Ян пишет единоверцам и соотечественникам аллегорическое завещание под названием “Завет умирающей матери Общины братской”. В этом произведении из авторского перечисления передаваемых потомкам ценностей вполне очевидны программные приоритеты Коменского. В ряду их выделяется “прежде всего любовь к правде Божией чистой, что нам первым среди прочих народов начинал являть Господь устами учителя нашего Гуса…” Вторым главнейшим достоянием признается Библия…
Правила поведения для юношества, собранные в 1653 году
О нравах вообще
1. Основание благонравия есть такое настроение человеческого духа, в силу которого человеку приятно вести себя таким образом, чтобы быть любезным Богу и добрым людям.
2. Юноша, где бы ты ни был, помни о том, что ты всегда перед лицом Бога и ангелов, а может быть, и людей.
3. Да будет чист дух твой ради Господа и твоей совести; ради же ангелов и людей да будут чисты и честны лицо твое и поведение, речь и весь внешний облик.
В церкви
1. Если тебе дороги слава Божия и собственное спасение, не уклоняйся от участия в Богослужении.
2. Каждый должен носить с собою в церковь Псалтирь и Библию…
3. Заняв свое место, склонись перед Богом и вручи Ему свою душу.
4. В храме все время веди себя так, как если бы ты был перед лицом Господа: не допускай ни словом, ни жестом ничего неподобающего перед Богом.
5. Когда община поет псалмы, не молчи, как новичок среди христиан, но да обратит каждый сердце и уста свои в органы славы Божией.
О появлении в обществе
1. Никогда не являйся на людях иначе, как вымывшись, причесавшись и прилично одевшись.
2. На улице и повсюду, где на тебя смотрят, веди себя благопристойно, чтобы никто не упрекнул тебя в чем-либо.
О речи
1. Речь пусть служит тому, чтобы учить или учиться; иначе лучше молчать.
2. Если говоришь, то мысль должна опережать язык, а не наоборот, чтобы тебе не запинаться и не брать назад свои слова, сказанные невпопад.
3. Голос должен быть мягким и спокойным, а не крикливым, раздражающим слух, однако внятным, чтобы он мог дойти до собеседника.
За столом
1. Не забывай молиться до и после трапезы, которую да осенит благословение свыше.
2. Лишь неотесанным людям свойственно:
- садиться без позволения
- занимать неподобающее место
- выхватывать у других лучший кусок
- подсовывать соседям свои объедки
- жевать и говорить одновременно
3. Юноша должен есть для подкрепления сил, а не для чревоугодия.
Каждый из родителей несет ответственность перед Богом за свое чадо: как воспитал, чему научил, куда направил… Какой смысл успел сформировать в душе ребенка. А смысл жизни можно помочь наaйти другому лишь тогда, когда ты сам хорошо знаешь, где его искать. Верующий твердо знает, что смысл жизни, счастье и гармония ее заключена лишь только в Боге и в личных взаимоотношениях Бога и человека. Но, как говорится, свои мозги не вставишь… А и не надо их никому вставлять! Достаточно жить так, как учишь, выполнять то, что требуешь, и не делать того, что запрещаешь. Наглядность – лучший способ обучения, образ жизни родителей – лучший урок для детей. Жизнь, лишенная смысла, источник многих проблем нашего общества. Об этом же говорят и исследования ученых:
Доктор психологических наук и доктор философии Сергей Ковалев, беседуя недавно с обозревателем “Известий – Наука” Т.Батеневой, корни проблемы роста подростковой преступности видит в следующем. Он указывает три причины насилия: усталость от ожидания результатов бесконечных реформ, серьезные духовные проблемы нашего общества, ценностная агрессия и утрата смыслов. А проявления насилия, которые мы видим, ученый считает лишь верхушкой айсберга. Он утверждает, что наступило время злых детей, которые мстят родителям, у которых нет никаких родительских норм.
В фашистском концлагере психолог Франкл вывел закономерность: даже там выживали только те, у которых был хоть какой-то смысл существования. Из этого родилась логотерапия – терапия смысла, которая доказала, что человек может преодолевать любые препятствия, если видит смысл этого.