За что мило­серд­ный Бог осу­дит людей?

Было вре­мя, когда вра­чи не гово­ри­ли онко­ло­ги­че­ским боль­ным о страш­ном диа­гно­зе, не желая уга­шать в них послед­нюю искор­ку надеж­ды. Обыч­но о беде сооб­ща­ли род­ствен­ни­кам, а стра­даль­цев убеж­да­ли, что когда-нибудь они попра­вят­ся. Теперь поло­же­ние изме­ни­лось. Соглас­но инструк­ции, врач обя­зан: «над­ле­жа­щим обра­зом поста­вить в извест­ность боль­но­го или чле­на семьи о харак­те­ре забо­ле­ва­ния и необ­хо­ди­мых опе­ра­ци­ях так, что­бы они мог­ли стать актив­ны­ми соучаст­ни­ка­ми при про­ве­де­нии лечеб­но-про­фи­лак­ти­че­ской деятельности».

Эти изме­не­ния вполне разум­ны и обос­но­ва­ны: чело­век дол­жен знать прав­ду о сво­ем буду­щем, даже если ниче­го доб­ро­го его впе­ре­ди не ждет. Да, он может про­игно­ри­ро­вать пре­ду­пре­жде­ние, но может и достой­но под­го­то­вить­ся к неиз­беж­но­му исхо­ду: оста­вить вред­ные при­выч­ки, прой­ти лече­ние, напи­сать заве­ща­ние, при­ми­рить­ся с Богом.

Наш Гос­подь руко­вод­ство­вал­ся прин­ци­пом «луч­ше горь­кая прав­да, чем слад­кая ложь». Он не скры­вал от непо­кор­ных слу­ша­те­лей их неза­вид­но­го будущего.

В пред­две­рии Гол­гоф­ской дра­мы Хри­стос про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие и вра­зум­лял злоб­ную эли­ту Изра­и­ля. На дис­пу­те с пер­во­свя­щен­ни­ка­ми он задал вопрос: «Было ли кре­ще­ние Иоан­но­во от Бога или от людей?»

Пер­во­свя­щен­ни­ки вышли из поло­же­ния с помо­щью неза­мыс­ло­ва­той лжи: «Не зна­ем». На самом деле они дав­но опре­де­ли­ли для себя ответ на этот вопрос. Иоанн, по их мне­нию, был само­зван­цем-фана­ти­ком. Но они боя­лись ска­зать откры­то об этом перед наро­дом, что­бы не ока­зать­ся поби­ты­ми кам­ня­ми. В гла­зах наро­да Иоанн был пророком.

Рели­ги­оз­ная эли­та совер­ши­ла ужас­ную ошиб­ку, отка­зав­шись быть чест­ной перед Богом. Бог не ожи­да­ет от нас без­греш­но­сти, но ожи­да­ет чест­но­го отно­ше­ния, во-пер­вых, к Нему и, во-вто­рых, к сво­им гре­хам: «Бла­жен чело­век, …в чьем духе нет лукав­ства» (Пс.31:2).

Бог оправ­дал греш­но­го мыта­ря за его чест­ное испо­ве­да­ние: «Боже, будь мило­стив ко мне греш­но­му!» Про­рок Давид на сво­ем опы­те пере­жил: «С мило­сти­вым Ты посту­па­ешь мило­сти­во, с мужем искрен­ним — искрен­но, с чистым — чисто, а с лука­вым — по лукав­ству его» (Пс.17:26,27).

Избрав лукав­ство пра­ви­лом жиз­ни, руко­во­ди­те­ли Изра­и­ля, избра­ли для себя страш­ный Божий суд.

«И начал Он гово­рить к наро­ду прит­чу сию: один чело­век наса­дил вино­град­ник и отдал его вино­гра­да­рям, и отлу­чил­ся на дол­гое вре­мя; и в свое вре­мя послал к вино­гра­да­рям раба, что­бы они дали ему пло­дов из вино­град­ни­ка; но вино­гра­да­ри, при­бив его, ото­сла­ли ни с чем. Еще послал дру­го­го раба; но они и это­го, при­бив и обру­гав, ото­сла­ли ни с чем. И еще послал тре­тье­го; но они и того, изра­нив, выгна­ли. Тогда ска­зал гос­по­дин вино­град­ни­ка: что мне делать? Пошлю сына мое­го воз­люб­лен­но­го; может быть, уви­дев его, посты­дят­ся. Но вино­гра­да­ри, уви­дев его, рас­суж­да­ли меж­ду собою, гово­ря: это наслед­ник; пой­дем, убьем его, и наслед­ство его будет наше. И, выве­дя его вон из вино­град­ни­ка, уби­ли. Что же сде­ла­ет с ними гос­по­дин вино­град­ни­ка? При­дет и погу­бит вино­гра­да­рей тех, и отдаст вино­град­ник дру­гим. Слы­шав­шие же это ска­за­ли: да не будет! Но Он, взгля­нув на них, ска­зал: что зна­чит сие напи­сан­ное: камень, кото­рый отверг­ли стро­и­те­ли, тот самый сде­лал­ся гла­вою угла? Вся­кий, кто упа­дет на тот камень, разо­бьет­ся, а на кого он упа­дет, того раз­да­вит. И иска­ли в это вре­мя пер­во­свя­щен­ни­ки и книж­ни­ки, что­бы нало­жить на Него руки, но побо­я­лись наро­да, ибо поня­ли, что о них ска­зал Он эту прит­чу» (Лук.20:9–19)

Эта прит­ча опре­де­ля­ет три уни­вер­саль­ные при­чи­ны, по кото­рым чело­век неми­ну­е­мо попа­дет на Божий суд.

1. Бог будет судить людей за пре­не­бре­же­ние Его любовью.

В прит­че гово­рит­ся об осо­бой люб­ви Бога к Изра­и­лю. «И начал Он гово­рить к наро­ду прит­чу сию: один чело­век наса­дил вино­град­ник». Слу­ша­те­ли сра­зу поня­ли, что речь идет об осо­бой люб­ви Бога, про­яв­лен­ной в избра­нии Изра­и­ля. Об этом сви­де­тель­ство­вал за 700 лет до при­хо­да Хри­ста про­рок Исайя: « Вино­град­ник Гос­по­да Сава­о­фа есть дом Изра­и­лев, и мужи Иуды — люби­мое насаж­де­ние Его» (Ис. 5 гл.)

Наро­ды и стра­ны нико­гда не появ­ля­лись на зем­ле слу­чай­но. Соглас­но Биб­лии Бог про­из­во­дит наро­ды, назна­ча­ет пре­де­лы их оби­та­ния во вре­ме­ни и про­стран­стве, ста­вит вла­сти и началь­ства. Одна­ко отно­си­тель­но Изра­и­ля у Бога был осо­бый про­мы­сел: «ибо ты народ свя­тый у Гос­по­да, Бога тво­е­го: тебя избрал Гос­подь, Бог твой, что­бы ты был соб­ствен­ным Его наро­дом из всех наро­дов, кото­рые на зем­ле. Не пото­му, что­бы вы были мно­го­чис­лен­нее всех наро­дов, при­нял вас Гос­подь и избрал вас, — ибо вы мало­чис­лен­нее всех наро­дов, — но пото­му, что любит вас Гос­подь, и для того, что­бы сохра­нить клят­ву, кото­рою Он клял­ся отцам вашим, вывел вас Гос­подь рукою креп­кою и осво­бо­дил тебя из дома раб­ства, из руки фара­о­на, царя Еги­пет­ско­го. Итак знай, что Гос­подь, Бог твой, есть Бог, Бог вер­ный, Кото­рый хра­нит завет [Свой] и милость к любя­щим Его и сохра­ня­ю­щим запо­ве­ди Его до тыся­чи родов, и воз­да­ет нена­ви­дя­щим Его в лице их, погуб­ляя их; Он не замед­лит, нена­ви­дя­ще­му Его само­му лич­но воз­даст» (Втор. 7:6–10).

Бог дал сво­е­му наро­ду зем­лю, зако­ны и празд­ни­ки, а так­же слав­ных геро­ев, кото­рым мож­но было под­ра­жать — Авра­ама, Иса­а­ка, Иако­ва, Мои­сея, Иису­са Нави­на, Дави­да, Соло­мо­на, Езе­кию, Иоса­фа­та… Толь­ко у Изра­и­ля были Божьи про­ро­ки и свер­ша­лись чуде­са. Толь­ко Изра­иль был избран доне­сти языч­ни­кам Божье сло­во, толь­ко от Изра­и­ля вос­си­ял наш слав­ный Гос­подь Иисус Христос.

Так­же любовь Бога про­яви­ла себя в дове­рии к вождям наро­да: «и отдал его вино­гра­да­рям, и отлу­чил­ся на дол­гое вре­мя». Вино­гра­да­ри — это пра­ви­те­ли Изра­и­ля и судьи. Вы нико­гда не дове­ри­те цен­ные для вас вещи тому, кто не заслу­жил дове­рия в ваших гла­зах. Бог же пору­чил эли­те Изра­и­ля управ­лять Его дра­го­цен­ным наро­дом. Управ­лять не в сво­их инте­ре­сах, а в инте­ре­сах Бога, выра­жен­ных в Его Писа­ни­ях. Одна­ко духов­ные и поли­ти­че­ские вожди исполь­зо­ва­ли власть в целях лич­но­го обо­га­ще­ния. Они пред­по­чли «забыть» о том, что кому мно­го дано, с того мно­го и спросится…

Про­стой народ так­же дол­жен был ценить любовь Бога, про­яв­лен­ную через избра­ние и дове­рие, и все­ми сила­ми стре­мить­ся хра­нить эти сокро­ви­ща. Одна­ко: «народ сей осле­пил гла­за свои и ока­ме­нил серд­це свое, да не видят гла­за­ми, и не ура­зу­ме­ют серд­цем, и не обра­тят­ся, что­бы Я исце­лил их» (Иоан.12:40). Вот поче­му Изра­иль неод­но­крат­но под­вер­гал­ся Божье­му суду, но так и не сде­лал из это­го над­ле­жа­щих выводов.

Доро­гие дру­зья! Гос­подь Бог про­яв­ля­ет по отно­ше­нию к вам не мень­шую любовь. Он дал вам жизнь, место оби­та­ния, под­дер­жи­ва­ет ваше здо­ро­вье, снаб­жа­ет пищей и водой, «пове­ле­ва­ет солн­цу Сво­е­му вос­хо­дить над злы­ми и доб­ры­ми и посы­ла­ет дождь на пра­вед­ных и непра­вед­ных» (Матф.5:45). Не ценить Божью любовь — чер­ная небла­го­дар­ность и тяже­лое пре­ступ­ле­ние! Про­ве­рим себя — не повин­ны ли мы в этом? Кто из нас бла­го­да­рит Бога за Его любовь? Кто в ответ на нее отве­ча­ет любо­вью и состра­да­ни­ем? К наше­му сты­ду, укор Бога к Сво­е­му наро­ду зву­чит и для нас акту­аль­но: «Сын чтит отца и раб — гос­по­ди­на сво­е­го; если Я отец, то где почте­ние ко Мне? и если Я Гос­подь, то где бла­го­го­ве­ние пре­до Мною?» (Мал.1:6)

Мно­гим из наших совре­мен­ни­ков гро­зит Божий суд за рав­но­ду­шие к Божьей Люб­ви! Печаль­ное тому под­твер­жде­ние — резуль­та­ты недав­не­го опро­са Лева­да-цен­тра об отно­ше­нии жите­лей Рос­сии к рели­гии. «За послед­ние десять лет чис­ло людей, при­чис­ля­ю­щих себя к пра­во­слав­ным веру­ю­щим, вырос­ло на 12%. В то же вре­мя коли­че­ство людей, не счи­та­ю­щих себя веру­ю­щи­ми, зна­чи­тель­но сокра­ти­лось с 2002 года — с 32% до 19%. Тем не менее, экс­пер­ты не склон­ны рас­смат­ри­вать эти резуль­та­ты как знак воз­рос­шей рели­ги­оз­но­сти рос­си­ян. Несмот­ря на уве­ли­че­ние чис­ла пра­во­слав­ных людей, тех, кто посе­ща­ет рели­ги­оз­ные бого­слу­же­ния чаще раза в год, за тот же пери­од не ста­ло больше.

Напро­тив, их чис­ло сокра­ти­лось за послед­ние шесть лет с 37 про­цен­тов до 31. Более того, око­ло 30% людей, при­чис­ля­ю­щих себя к пра­во­слав­ным, вооб­ще пола­га­ют, что Бога нет». Раз­ве подоб­ное отно­ше­ние к Богу не вызо­вет осуждение?

2. Бог будет судить людей за отвер­же­ние Его слова.

«И в свое вре­мя послал к вино­гра­да­рям раба, что­бы они дали ему пло­дов из вино­град­ни­ка; но вино­гра­да­ри, при­бив его, ото­сла­ли ни с чем. Еще послал дру­го­го раба; но они и это­го, при­бив и обру­гав, ото­сла­ли ни с чем. И еще послал тре­тье­го; но они и того, изра­нив, выгнали».

Иисус гово­рит о про­ро­ках, кото­рых Бог посы­лал к Изра­и­лю. Они воз­ве­ща­ли людям не свои суж­де­ния и пла­ны, но Божье сло­во. Две основ­ные темы зву­ча­ли в их при­зы­ве. Во-пер­вых, они пре­ду­пре­жда­ли о Божьих судах — голо­де, эпи­де­ми­ях, раз­ру­ши­тель­ных вой­нах, пле­не­нии. Эти суды совер­ша­лись за кон­крет­ные пре­ступ­ле­ния — идо­ло­по­клон­ство, пьян­ство, блуд, мздо­им­ство, при­тес­не­ние бед­ных, непра­вед­ные суды, рели­ги­оз­ный фор­ма­лизм. К сожа­ле­нию, люди не при­ни­ма­ли все­рьез Божьих угроз и не рас­ка­и­ва­лись в гре­хах. Наро­ду были по душе сло­ва лже­про­ро­ков, гово­рив­ших о понят­ном и при­ят­ном. Про­рок Михей писал: «Если бы какой-либо вет­ре­ник выду­мал ложь и ска­зал: „я буду про­по­ве­ды­вать тебе о вине и сике­ре“, то он и был бы угод­ным про­по­вед­ни­ком для это­го наро­да» (Мих.2:11).

Далее, Божии про­ро­ки нес­ли и доб­рые вести. Они гово­ри­ли о Божьей люб­ви к наро­ду, о Его заве­те с ним, об обе­ща­ни­ях его вос­ста­нов­ле­ния и гря­ду­щем цар­стве Мес­сии. Эти сло­ва долж­ны были вдох­но­вить людей рас­ка­ять­ся в непра­виль­ном обра­зе жиз­ни, в сокру­ше­нии обра­тить­ся к Гос­по­ду и стро­ить с Ним лич­ные и глу­бо­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния. Но и это­го не после­до­ва­ло. Гос­подь сету­ет через про­ро­ка Осию: «Народ Мой закос­нел в отпа­де­нии от Меня, и хотя при­зы­ва­ют его к гор­не­му, он не воз­вы­ша­ет­ся еди­но­душ­но» (Ос.11:7)

Дело не огра­ни­чи­ва­лось мораль­ным отвер­же­ни­ем про­ро­ков. Их еще гна­ли и уби­ва­ли. Сте­фан спра­вед­ли­во спра­ши­вал чле­нов синед­ри­о­на: «кого из про­ро­ков не гна­ли отцы ваши?» Прак­ти­че­ски всех на про­тя­же­нии исто­рии Изра­и­ля! Про­ро­ка Мои­сея не слу­ша­ли и не раз поку­ша­лись убить. Про­ро­ка Илию гна­ли, Исайю уби­ли, Иере­мию томи­ли в тем­ни­це, Иоан­на Кре­сти­те­ля обез­гла­ви­ли. Иеру­са­лим стал горо­дом-убий­цей Гос­под­них послан­ни­ков, воз­ве­щав­ших Сло­во Божие.

Доро­гие дру­зья! Не повто­ряй­те ошиб­ки Изра­и­ля, отвер­гая Божье Сло­во! Уде­ляй­те ему долж­ное вни­ма­ние в сво­ей жиз­ни, не упус­кай­те ни еди­ной воз­мож­но­сти слу­шать его на бого­слу­же­ни­ях! Не отвер­гай­те его, когда оно обли­ча­ет вас! Не под­ра­жай­те царю Иудей­ско­му Иоаки­му, кото­рый сжег посла­ние про­ро­ка Иере­мии в жаровне, пото­му что оно пока­за­лось ему недо­ста­точ­но пат­ри­о­тич­ным. Бог осу­дил царя: «не будет от него сидя­ще­го на пре­сто­ле Дави­до­вом, и труп его будет бро­шен на зной днев­ной и на холод ноч­ной; и посе­щу его и пле­мя его и слуг его за неправ­ду их, и наве­ду на них и на жите­лей Иеру­са­ли­ма и на мужей Иуды все зло, кото­рое Я изрек на них, а они не слу­ша­ли» (Иер.36:30–31).

Поду­май­те, сво­им неве­ри­ем Божье­му Сло­ву Иоаким погу­бил не толь­ко себя, но сво­их детей, свой народ и сто­ли­цу Изра­и­ля. Отвер­же­ние Божье­го сло­ва не оста­нет­ся безнаказанным!

Увы! Нема­ло так назы­ва­е­мых «бого­сло­вов» име­ют дер­зость уни­чи­жать Божье сло­во. Пра­во­слав­ный блоггер Сер­гей Ога­ры­шев с воз­му­ще­ни­ем писал: «На послед­них Чте­ни­ях в 2013 г. послуш­ник Санкт-Петер­бург­ско­го подво­рья Опти­ной Пусты­ни, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук Алек­сей Пав­лов высту­пал с докла­дом „Как нам отно­сить­ся к Биб­лей­ско­му повест­во­ва­нию о Все­мир­ном пото­пе?“. Вот что он сказал:

„Повест­во­ва­ние о Все­мир­ном пото­пе, кото­рое судя по мне­нию спе­ци­а­ли­стов, явля­ет­ся про­дол­же­ни­ем поэ­ти­че­ско­го эпо­са шумер­ско­го и вави­лон­ско­го. По сути дела эта поэ­ма, кото­рая пре­крас­но дости­га­ла сво­ей цели, она пора­жа­ла вооб­ра­же­ние людей жив­ших в те вре­ме­на сво­им кра­соч­ным опи­са­ни­ем собы­тий, дава­ла им опре­де­лен­ную нрав­ствен­ную пара­диг­му и все это конеч­но не без уча­стия Свя­то­го Духа“. Полу­ча­ет­ся, что мы чита­ем не Свя­щен­ное Писа­ние, не Сло­ва Бога Живо­го, а пре­да­ние шуме­ров (кото­рое им под­ска­за­ли бесы, их боги), а Дух Свя­той их под­кор­рек­ти­ро­вал. Чудо­вищ­ное бого­хуль­ство, чудо­вищ­ная хула на Духа Свя­то­го». К это­му нече­го доба­вить, кро­ме слез­ных молитв о пока­я­нии «веру­ю­щих», не веря­щих Божье­му Слову.

3. Бог будет судить за отвер­же­ние Его Сына.

«Тогда ска­зал гос­по­дин вино­град­ни­ка: что мне делать? Пошлю сына мое­го воз­люб­лен­но­го; может быть, уви­дев его, посты­дят­ся. Но вино­гра­да­ри, уви­дев его, рас­суж­да­ли меж­ду собою, гово­ря: это наслед­ник; пой­дем, убьем его, и наслед­ство его будет наше. И, выве­дя его вон из вино­град­ни­ка, уби­ли. Что же сде­ла­ет с ними гос­по­дин вино­град­ни­ка? При­дет и погу­бит вино­гра­да­рей тех, и отдаст вино­град­ник дру­гим. Слы­шав­шие же это ска­за­ли: да не будет! Но Он, взгля­нув на них, ска­зал: что зна­чит сие напи­сан­ное: камень, кото­рый отверг­ли стро­и­те­ли, тот самый сде­лал­ся гла­вою угла? Вся­кий, кто упа­дет на тот камень, разо­бьет­ся, а на кого он упа­дет, того раз­да­вит. И иска­ли в это вре­мя пер­во­свя­щен­ни­ки и книж­ни­ки, что­бы нало­жить на Него руки, но побо­я­лись наро­да, ибо поня­ли, что о них ска­зал Он эту прит­чу». (Лук.20:9–19)

В этой прит­че Хри­стос исчер­пы­ва­ю­ще объ­яс­нил, для чего Отец послал Его на зем­лю — усты­дить людей в гре­хах и при­звать их к пока­я­нию. Бог не спе­шит с осуж­де­ни­ем. Преж­де чем его про­из­ве­сти, Он пред­при­ни­ма­ет все уси­лия изба­вить людей от него: через про­ро­ков и Сына Сво­е­го убеж­да­ет испра­вить греш­ные пути. Одна­ко это не вра­зу­ми­ло рели­ги­оз­ную эли­ту Изра­и­ля. Она при­сво­и­ла себе пол­ное пра­во рас­по­ря­жать­ся Божьим наро­дом. Мес­сия-послан­ник ей толь­ко мешал.

Хри­стос дал понять пра­ви­те­лям и наро­ду, какое страш­ное буду­щее они для себя избра­ли. Изра­иль дол­жен прой­ти через вели­кие бед­ствия — утра­ту госу­дар­ства, рас­се­я­ние по всем стра­нам мира, нена­висть и пре­сле­до­ва­ние. У мно­гих евре­ев неиз­беж­но воз­ник­нет при этом вопрос: за что Бог так жесто­ко обо­шел­ся с нами? Кто-то решит ото­мстить за себя языч­ни­кам. Бог пока­зы­ва­ет, что при­чи­на бед не в Нем, а в гре­хов­ном выбо­ре людей. «И ска­жут все наро­ды: за что Гос­подь так посту­пил с сею зем­лею? какая вели­кая ярость гне­ва Его! И ска­жут: за то, что они оста­ви­ли завет Гос­по­да Бога отцов сво­их, кото­рый Он поста­вил с ними, когда вывел их из зем­ли Еги­пет­ской» (Втор.29:24,25).

Мы верим, что все пред­ре­ше­но Богом, одна­ко в этом пред­ре­ше­нии Бог дей­ству­ет с уче­том чело­ве­че­ских поступ­ков. Это хоро­шо пони­мал книж­ник Езд­ра: «Со дней отцов наших мы в вели­кой вине до сего дня, и за без­за­ко­ния наши пре­да­ны были мы, цари наши, свя­щен­ни­ки наши, в руки царей ино­зем­ных, под меч, в плен и на раз­граб­ле­ние и на посрам­ле­ние, как это и ныне» (Ездр.9:7). Изра­иль мог винить толь­ко себя за свои стра­да­ния. В 70 году нашей эры испол­ни­лось пред­ска­зан­ное Хри­стом: «Вся­кий, кто упа­дет на тот камень, разо­бьет­ся, а на кого он упа­дет, того раз­да­вит» — рим­ляне раз­ру­ши­ли город и погу­би­ли мил­ли­о­ны евре­ев. С Гос­по­дом опас­но бороть­ся! Он сотрет в поро­шок пре­пи­ра­ю­щих­ся с Ним.

Доро­гие дру­зья! Вели­кий чеш­ский рефор­ма­тор Ян Гус неустан­но повто­рял: «Хри­сти­а­нин, дер­жись прав­ды, отста­и­вай прав­ду, гово­ри прав­ду, защи­щай прав­ду до самой смер­ти!». На осно­ва­нии вер­но­го Божье­го сло­ва мы гово­рим вам прав­ду о том, где вы буде­те про­во­дить веч­ность. Если вы не люби­те Бога, пре­не­бре­га­е­те Его сло­вом и не под­чи­ни­ли себя гос­под­ству Хри­ста, вас ожи­да­ет Божий суд. Бог зара­нее пре­ду­пре­дил вас о тра­ги­че­ских послед­стви­ях ваше­го выбо­ра, что­бы вы пере­смот­ре­ли свои взгля­ды и избра­ли для себя иную судь­бу — любить Бога, жить по Его сло­ву и доро­жить подви­гом Хри­ста. Спа­си­тель ска­зал: «Истин­но, истин­но гово­рю вам: слу­ша­ю­щий сло­во Мое и веру­ю­щий в Послав­ше­го Меня име­ет жизнь веч­ную, и на суд не при­хо­дит, но пере­шел от смер­ти в жизнь» (Иоан.5:24).

Вик­тор Рягузов