Зачем нам нуж­ны тан­цы с веером?

Кни­га Откро­ве­ния, 2 гла­ва: «Анге­лу Ефес­ской церк­ви напи­ши: так гово­рит Дер­жа­щий семь звезд в дес­ни­це Сво­ей, Ходя­щий посре­ди семи золо­тых све­тиль­ни­ков: знаю дела твои, и труд твой, и тер­пе­ние твое, и то, что ты не можешь сно­сить раз­врат­ных, и испы­тал тех, кото­рые назы­ва­ют себя апо­сто­ла­ми, а они не тако­вы, и нашел, что они лже­цы; ты мно­го пере­но­сил и име­ешь тер­пе­ние, и для име­ни Мое­го тру­дил­ся и не изне­мо­гал. Но имею про­тив тебя то, что ты оста­вил первую любовь твою. Итак вспом­ни, отку­да ты нис­пал, и покай­ся, и тво­ри преж­ние дела; а если не так, ско­ро при­ду к тебе, и сдви­ну све­тиль­ник твой с места его, если не пока­ешь­ся. (…) Впро­чем то в тебе хоро­шо, что ты нена­ви­дишь дела Нико­ла­и­тов, кото­рые и Я нена­ви­жу. Име­ю­щий ухо да слы­шит, что Дух гово­рит церк­вам: побеж­да­ю­ще­му дам вку­шать от дре­ва жиз­ни, кото­рое посре­ди рая Божия. И Анге­лу Смирн­ской церк­ви напи­ши: так гово­рит Пер­вый и Послед­ний, Кото­рый был мертв, и се, жив». 
 
Каж­дый из нас не один раз читал этот отры­вок Свя­щен­но­го Писа­ния. Гос­подь обли­ча­ет Ефес­скую Цер­ковь, в том, что она оста­ви­ла первую любовь. Но перед этим Он гово­рит: «Знаю дела твои и труд твой и тер­пе­ние твое, и ты мно­го пере­но­сил…» Поче­му Гос­подь гово­рит эти сло­ва? Поче­му Он сра­зу не начал обли­чать цер­ковь? Зачем нуж­ны эти «тан­цы с вее­ром»? Мож­но ли счи­тать эти сти­хи слу­чай­ны­ми? Если вни­ма­тель­но про­чи­тать все посла­ния семи церк­вям, вид­но, что Бог сна­ча­ла хва­лит их и нахо­дит у всех что-то хоро­шее. И не одно что-нибудь хоро­шее нахо­дит, а мно­го, мы можем уви­деть коли­че­ствен­ное соот­но­ше­ние меж­ду стро­гим сло­вом и обод­ря­ю­щим сло­вом: в сред­нем это 5–6 обод­ря­ю­щих слов к 1 обли­чи­тель­но­му. Сего­дня я хочу пораз­мыш­лять не об обли­че­нии, но о том доб­ром, что Бог нахо­дит в ефес­ской церк­ви. 
 
Цер­ковь ведь жен­ско­го рода! 
 
Давай­те посмот­рим друг на дру­га: како­ва наша мис­сия в этом мире, что мы несем окру­жа­ю­щим: доб­рое или стро­гое? Даже само сло­во Еван­ге­лия озна­ча­ет «Бла­гая весть». А Бла­гая – это зна­чит доб­рая, хоро­шая. И если мы с вами бла­го­вест­ни­ки, зна­чит, мы с вами люди с хоро­шей ново­стью. Недав­но в нашей стране отме­чал­ся празд­ник 8 мар­та и, навер­ное, в каж­дой семье поздрав­ля­ли жен­щин и гово­ри­ли им доб­рые сло­ва. Есть такая пого­вор­ка, что жен­щи­на любит уша­ми. А Цер­ковь тоже ведь жен­ско­го рода! Может быть, поэто­му Хри­стос, обра­ща­ясь к Церк­ви, гово­рит сна­ча­ла мно­го доб­рых слов. Может быть, это такой ход так­ти­че­ский? Но мы зна­ем, что цер­ковь состо­ит не толь­ко из жен­щин и не толь­ко жен­щи­нам нуж­но доб­рое сло­во. Какие сло­ва гово­рят веру­ю­щие? Под­ра­жа­ем ли мы Хри­сту? Ведь мы долж­ны быть свя­ты, как и Он свят! Будь­те совер­шен­ны, как совер­ше­нен Отец ваш небес­ный! Совер­шен­ны ли мы в сло­вах обод­ре­ния, уте­ше­ния подоб­но Гос­по­ду, или мы суро­вы боль­ше, чем сле­ду­ет? Мы живем в боль­шом дефи­ци­те доб­рых, бла­гих слов. Люди руга­ют друг дру­га, часть даже нецен­зур­но. Недав­но на ули­це я наблю­дал. как один чело­век бега­ет за дру­гим и, изры­гая про­кля­тья, пыта­ет­ся уда­рить его бутыл­кой. Такая дикая кар­ти­на! Как-буд­то я ока­зал­ся в джун­глях и застал двух чело­ве­ко­об­раз­ных за выяс­не­ни­ем отно­ше­ний. Конеч­но, они были нетрез­вые. И такие кар­ти­ны про­ис­хо­дят и в транс­пор­те, и дома: люди гово­рят друг дру­гу недоб­рое. 
 
Наша мис­сия в этом мире – как ска­зал Хри­стос – бла­го­слов­лять, а не про­кли­нать. Даже вра­гов нуж­но бла­го­слов­лять, пото­му что этот мир пере­на­сы­щен злом. Стро­го­сти очень мно­го в этом мире, а вот уме­ем ли мы гово­рить доб­рое, уме­ем ли мы хва­лить? Кни­га Прит­чей, 16 гла­ва, 24 стих: При­ят­ная речь – сото­вый мед, слад­ка для души и целеб­на для костей. Сло­ва срав­ни­ва­ют­ся с медом, кото­рый сла­док и целе­бен. Доб­рые сло­ва име­ют двой­ное дей­ствие: уте­ша­ют душу и исце­ля­ют физи­че­ски. Даже вра­чи гово­рят, что мно­гие болез­ни у чело­ве­ка от нер­вов. От того, что тво­рит­ся у него в голо­ве, он начи­на­ет болеть, чах­нуть. А Биб­лия гово­рит, что весе­лое серд­це бла­го­твор­но, как вра­чев­ство, а уны­лый дух сушит кости (Прит.17:22) 
 
Гос­подь хочет, что­бы мы были теми людь­ми, через кото­рых при­хо­дит уте­ше­ние. Помни­те сло­ва Гос­по­да к слу­жи­те­лям? – «Уте­шай­те народ мой!» А мы его слу­жи­те­ли, веру­ю­щие Ново­го Заве­та все явля­ют­ся свя­щен­ни­ка­ми в этом мире. Может быть, в церк­ви мы не чув­ству­ем себя свя­щен­ни­ка­ми. Но когда мы выхо­дим в мир, мы про­сто обя­за­ны ими быть. Пото­му что так ска­зал Гос­подь: (1Пет.2:9): Но вы – род избран­ный, цар­ствен­ное свя­щен­ство, народ свя­той, люди, взя­тые в удел, дабы воз­ве­щать совер­шен­ства При­звав­ше­го вас из тьмы в чуд­ный Свой свет. 
 
Цар­ствен­ные свя­щен­ни­ки – это не про­сто свя­щен­ни­ки. Это не обо­зна­ча­ет, что мы долж­ны с цар­ствен­ным видом дефи­ли­ро­вать по цен­траль­ной ули­це горо­да, сво­им видом пока­зы­вая, кто здесь глав­ный. Это зна­чит, что мы долж­ны нести слу­же­ние цар­ствен­ное. Слу­жить людям. как слу­жил наш царь Иисус. Дарить людям любовь. Это не зна­чит, что мы долж­ны успо­ка­и­вать и гово­рить: «Милень­кий, доро­гой, ты идешь в ад, не вол­нуй­ся, все в поряд­ке, улы­бай­ся!» Мы долж­ны гово­рить прав­ду о веч­ной поги­бе­ли, кото­рая ждет чело­ве­ка. Но нам надо выдер­жи­вать соот­но­ше­ние обли­че­ний и люб­ви, кото­рое выдер­жи­вал сам Гос­подь. Даже неве­ру­ю­щие люди гово­рят, что на одно сло­во обли­че­ния или уко­ра (даже спра­вед­ли­во­го), чело­век дол­жен слы­шать 5 слов обод­ре­ния, – тогда про­ис­хо­дит некий баланс. 
 
Хочу при­ве­сти иссле­до­ва­ния одно­го чело­ве­ка, кото­рый изу­чал усло­вия рабо­ты на про­из­вод­стве. И вот такие дан­ные полу­чил: Люди в 2 раза реже уволь­ня­ют­ся с рабо­ты, если их хотя бы 2 раза в неде­лю хва­лит началь­ник. Сотруд­ни­ки ста­но­вят­ся более доволь­ны сво­ей зар­пла­той. Это свет­ские иссле­до­ва­ния. То же в семье. Один чело­век, – Джон Гоф­ман, один из веду­щих миро­вых иссле­до­ва­те­лей семей­ных про­блем, – про­вел такое иссле­до­ва­ние: про­те­сти­ро­вал 700 пар моло­до­же­нов. На при­е­ме видео­ка­ме­ра запи­сы­ва­ла, как они обща­ют­ся. Через 10 лет иссле­до­ва­тель сно­ва встре­тил­ся с эти­ми семья­ми и срав­нил резуль­та­ты. Ока­за­лось, что соот­но­ше­ние эмо­ций нега­тив­ных и пози­тив­ных было 1 к 1, брак был прак­ти­че­ски обре­чен. 
 
Жен­щи­на не чебу­раш­ка! 
 
Недав­но я читал одну ста­тью, назы­ва­лась она «жен­щи­на не чебу­раш­ка». Хоть она и любит уша­ми, но она не чебу­раш­ка что­бы толь­ко, раз­ве­сив уши, слы­шать при­ят­ные сло­ва. Жен­щи­на хочет, что­бы были и какие-то дела. Так­же и Гос­подь хочет от нас. Он гово­рит: «что вы при­хо­ди­те топ­тать дво­ры Гос­под­ни, что вы мне при­но­си­те вот эти жерт­вы и когда потом друг дру­га угры­за­е­те и съе­да­е­те?» При­ве­ду один при­мер из сво­ей жиз­ни. Мы отды­ха­ли за горо­дом и сни­ма­ли квар­ти­ру. Жена попро­си­ла меня натя­нуть верев­ки на бал­коне, что­бы мож­но было пове­сить дет­ские вещи. Я хотя не сра­зу, но все таки натя­нул эти верев­ки. Жена посмот­ре­ла на меня и гово­рит детям в моем при­сут­ствии: «Смот­ри­те, наш папа то какой чудес­ник! Какой поря­док навел на бал­коне!» Я необык­но­вен­ный такой при­лив сил почув­ство­вал в этот момент и спро­сил, может быть еще чего-то надо сде­лать? Через неко­то­рое вре­мя я ана­ли­зи­ро­вал все это: если бы она ска­за­ла: «ну нако­нец-то, натя­нул верев­ку, пой­ди, хоть что ли, в туа­ле­те лам­поч­ку вкру­ти…», то у меня бы не было тако­го энту­зи­аз­ма. Но доб­рое сло­во пло­до­твор­но повли­я­ло и на душу мою и на кости мои, кото­рые кину­лись еще что-нибудь сде­лать. 
 
Поче­му-то в Церк­ви не очень при­ня­то гово­рить друг дру­гу доб­рые сло­ва. Знаю, что пло­хо слиш­ком мно­го хва­лить чело­ве­ка, так и Биб­лия гово­рит: « хва­ля­щий бра­та сво­е­го рас­став­ля­ет сеть ногам его». Ино­гда мы дума­ем, что если мы чело­ве­ку ска­жем что доб­рое, то заби­ра­ет у него награ­ду, кото­рую он дол­жен полу­чить на небе­сах. Одна­ко Хри­стос гово­рит столь­ко доб­рых слов церк­вям! Понят­но, что не для того, что­бы их обо­красть. Ска­зал бы сра­зу: «Покай­ся вер­ни свою любовь! где твоя любовь?» Но Он так не гово­рит. Он гово­рит: «знаю твой труд, твое тер­пе­ние». Он не при­ду­мы­ва­ет, а нахо­дит реаль­ное, за что мож­но похва­лить. 
 
Еще не один жиз­нен­ный при­мер. 
 
Одна­жды один мой друг при­нес мне почи­тать свои сти­хи и послу­шать, что я ска­жу. Моя мама мно­го лет про­ра­бо­та­ла заме­сти­те­лем глав­но­го редак­то­ра в одном из изда­тельств, и мне, навер­ное, от нее пере­дал­ся очень такой редак­ци­он­ный взгляд на вся­ко­го рода пуб­ли­ци­сти­ку. И я про­чи­тал эти сти­хи и ска­зал: «зна­ешь, брат, давай без лиш­них сан­ти­мен­тов. Сти­хи твои не о чем. Одно сти­хо­тво­ре­ние – ниче­го, а осталь­ное ерун­да какая-то. Ты при­шел ко мне и зна­ешь, что я чело­век пря­мой. Хочешь прав­ду услы­шать? – вот она тебе!» Он побла­го­да­рил и ушел. И потом про­шло какое-то вре­мя, он пере­ехал в дру­гой город, и мы летом при­е­ха­ли к нему отды­хать, и за чаш­кой чая он пред­ло­жил нам спеть пес­ню. Я ее похва­лил и спро­сил, где он взял такие хоро­шие сти­хи. Он ска­зал, что сам сочи­нил, на что я отве­тил, что надо сочи­нять еще. А он ска­зал: «Антон, мне так нра­вит­ся с вами общать­ся, и ты мой хоро­ший друг, но я хочу одну вещь ска­зать. Пом­нишь, лет 25 назад, я к тебе при­хо­дил и при­но­сил свои сти­хи? И после того, что ты мне ска­зал, я два года не мог взять каран­даш в руки, чтоб напи­сать хотя бы одну строч­ку…» Я готов был сквозь зем­лю про­ва­лить­ся в тот момент! Чув­ство­вал себя, как слон в посуд­ной лав­ке, со сво­ей чест­но­стью. Решив прав­ду всю ска­зать, я убил мое­го бра­та на два года. Про­сто убил в нем вся­кое жела­ние что-то писать. Как часто мы это дела­ем, про­сто неза­мет­но, в сво­ей семье, в сво­ей церк­ви. 
 
Напри­мер, когда чело­век выхо­дит и начи­на­ет слу­жить, мы сра­зу пыта­ем­ся ему помочь, под­ска­зать, где у него что-то не так. Я пом­ню когда в нашей церк­ви один брат, кото­рый сей­час видео­слу­же­ни­ем зани­ма­ет­ся, начал сни­мать свои филь­мы. Пер­вые ком­мен­та­рии в интер­не­те были такие «Ты бы хоть лин­зы-то про­тер, у тебя пыль на объ­ек­ти­ве». И он мне пишет: «Антон, я не знаю, может, это не мое слу­же­ние? Может, мне оста­вить его? У меня ниче­го не полу­ча­ет­ся, послу­шай, что бра­тья гово­рят, а они име­ют опыт!» Мне было так боль­но и за него, и за них. Я гово­рил: « Леша, ну потер­пи, они ведь доб­ро­го тебе хотят. Про­сто они не все пони­ма­ют». Как часто мы, вос­пи­ты­вая сво­их детей, гово­рим отри­ца­тель­ные сло­ва, хотя и желая им добра. 
 
Ино­гда я смот­рю на сво­их детей и вижу: они какие-то груст­ные, и заду­мы­ва­юсь: не слиш­ком ли я строг с ними? Как-то одна сест­ра попро­си­ла отвез­ти ее на клад­би­ще, посе­тить моги­лу мужа. И она рас­ска­за­ла мне, что ее дочь и зять не любят ее. И не хотят ее возить. И всю доро­гу она рас­ска­зы­ва­ла мне про дочь и про зятя пло­хое: они неве­ру­ю­щие люди, ведут себя пло­хо и по отно­ше­нию к ней неува­жи­тель­но. И я про­ник­ся таким сожа­ле­ни­ем и сочув­стви­ем к сест­ре! Мне было при­ят­но что, я ей помо­гаю в этот момент. Мы при­е­ха­ли на клад­би­ще, шел дождь. И долж­ны были подъ­е­хать ее дочь с зятем. Мы сидим 5 и 10 минут, а они не при­ез­жа­ют. Она доста­ет мобиль­ник и начи­на­ет им зво­нить: «ну где вы»? Они же начи­на­ют ей объ­яс­нять, что поеха­ли купить цве­ты, но попа­ли в проб­ку и поэто­му опаз­ды­ва­ют. А она в ответ: «Веч­но у вас куча при­чин! Что­бы толь­ко не при­е­хать, посе­тить моги­лу отца., вам дела нет до сво­ей мате­ри, вот вы же сами себе соби­ра­е­те про­бле­мы, вот вы умре­те, и к вам на моги­лу никто не при­е­дет…» И так через каж­дые 15 минут. В какой-то момент я не выдер­жал и гово­рю: «Сест­ра, для чего вы так мно­го гово­ри­те пло­хо­го?» Я попро­сил пред­ста­вить такую ситу­а­цию: «Что будет, если все мы сей­час умрем: напри­мер, дере­во упа­дет на нашу маши­ну? И что оста­нет­ся в памя­ти у детей? пусть даже они пло­хие люди и заслу­жи­ва­ют само­го стро­го­го осуж­де­ния! Но они будут вспо­ми­нать, что была у нас бабуш­ка-бап­тист­ка, непри­ят­ной, злой, раз­дра­жи­тель­ной жен­щи­ной. Но если бы Вы, им зво­ня, гово­ри­ли: «Ниче­го страш­но­го. Мы в машине сидим, мы подо­ждем, не торо­пи­тесь, хоро­шо, что вы цве­ты купи­ли. Мы за вас помо­лим­ся, что­бы вы бла­го­по­луч­но дое­ха­ли… тогда после Вашей смер­ти они ска­жут: уди­ви­тель­ная была у нас мама, мы ей столь­ко зла сде­ла­ли. А она нас бла­го­слов­ля­ла, моли­лась о нас, все­гда нахо­ди­ла доб­рые сло­ва!» Затем я спро­сил сест­ру: «В каком слу­чае боль­ше веро­ят­но­сти, что они обра­тят­ся к Богу после вашей смер­ти? Конеч­но, во вто­ром! Помни­те, как Хри­стос на кре­сте гово­рил в ответ тем людям, кото­рые пле­ва­ли в Него и сме­я­лись. Он не гово­рил: подо­жди­те, еще будет Божий суд на вас. Он гово­рил: Отче, про­сти им, ибо не веда­ют что тво­рят. Может, поэто­му напи­са­но, что народ шел и бил себя в грудь. Навер­ное, эта молит­ва заста­ви­ла их бить себя в грудь?» 
 
Корин­фяне – свя­той народ. 
 
Часто наши ближ­ние заслу­жи­ва­ют доста­точ­но обли­че­ний… но вот Павел – насколь­ко был пря­мой чело­век – и посмот­ри­те, что гово­рит: (1 Корин­фя­нам) «Церк­ви Божи­ей, нахо­дя­щей­ся в Корин­фе, освя­щен­ным во Хри­сте Иису­се, при­зван­ным свя­тым, со все­ми при­зы­ва­ю­щи­ми имя Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, во вся­ком месте, у них и у нас: бла­го­дать вам и мир от Бога Отца наше­го и Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Непре­стан­но бла­го­да­рю Бога мое­го за вас, ради бла­го­да­ти Божи­ей, даро­ван­ной вам во Хри­сте Иису­се, пото­му что в Нем вы обо­га­ти­лись всем, вся­ким сло­вом и вся­ким позна­ни­ем,- ибо сви­де­тель­ство Хри­сто­во утвер­ди­лось в вас, – так что вы не име­е­те недо­стат­ка ни в каком даро­ва­нии, ожи­дая явле­ния Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, Кото­рый и утвер­дит вас до кон­ца, [что­бы вам быть] непо­вин­ны­ми в день Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Верен Бог, Кото­рым вы при­зва­ны в обще­ние Сына Его Иису­са Хри­ста, Гос­по­да наше­го. Умо­ляю вас, бра­тия, име­нем Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, что­бы все вы гово­ри­ли одно, и не было меж­ду вами раз­де­ле­ний, но что­бы вы соеди­не­ны были в одном духе и в одних мыс­лях. Ибо от [домаш­них] Хло­и­ных сде­ла­лось мне извест­ным о вас, бра­тия мои, что меж­ду вами есть спо­ры. Я разу­мею то, что у вас гово­рят: «я Пав­лов»; «я Апол­ло­сов»; «я Кифин»; «а я Хри­стов». (1Кор.1:2–12). 
 
Он назы­ва­ет их свя­ты­ми. Какие же «свя­тые», если даль­ше мы чита­ем: «у вас такое блу­до­де­я­ние, кото­ро­го нет у языч­ни­ков..» Но он гово­рит эти сло­ва: «Свя­тые, при­зван­ные!» Это не про­сто ком­пли­мен­ты, это то, что с ними сде­лал Бог, и Он напо­ми­на­ет им, и этим обод­ря­ет их. Нам надо быть муд­ры­ми! Нуж­но про­сить у Бога этой муд­ро­сти, что­бы сло­во было при­прав­ле­но бла­го­да­тью. А бла­го­дать – это неза­слу­жен­ный дар. 
Давай поку­ша­ем с тобой сего­дня вечером! 

Как Хри­стос при­об­ре­тал себе людей? Напри­мер, Зак­хея? Он не при­шел и не ска­зал: « Зак­хей, весь город на тебя уже смот­реть не может, до чего ты людей довел, уже оста­но­вись ты, сколь­ко зла сде­лал, когда же ты нако­нец пока­ешь­ся?» Хри­стос подо­шел к нему и ска­зал: «слу­шай, друг, давай поужи­на­ем у тебя сего­дня вече­ром!» И вот этих про­стых слов было доста­точ­но, что­бы серд­це Зак­хея про­сто рас­та­я­ло. Он ждал, что Хри­стос-Учи­тель ска­жет ему все, что есть про него. Но Он ска­зал: «Давай поку­ша­ем сего­дня с тобой вече­ром!» И это­го было доста­точ­но! Серд­це Зак­хей сокру­ши­лось, он не про­сто ска­зал: «отдам у кого чего украл», но: «и воз­дам вчет­ве­ро». Я думаю, мно­гие из нас в тот момент захо­те­ли бы ока­зать­ся долж­ни­ка­ми Зак­хея! А поче­му он так поме­нял­ся? – Божья любовь, доб­рое сло­во! Помни­те сама­рян­ку? Помни­те жен­щи­ну, взя­тую в пре­лю­бо­де­я­нии и мно­гих-мно­гих дру­гих? И мы долж­ны быть, как наш учи­тель Иисус. 
 
Хри­стос жив и силен!