К 190-летию со дня рождения В. А. Пашкова
Солнце встало над землею, и все обещало ясный и счастливый день. Люди вышли на обычную работу и не предвидели никакой помехи. Но никто в долине Содома не окончил дневного дела своего. Вдруг набежала какая-то небывалая туча; распространился мрак. Люди подняли голову; никогда не видали они такого неба и удивлялись. Но удивление их продолжилось недолго. Мгновенно посыпался на них огненный и серный дождь, ужас охватил их, раздались крики, вопли, — все напрасно, они все погибли, застигнутые врасплох. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастения земли» (Быт. 19:24 — 25). Но жители были предостережены: накануне вышел Лот и говорил с зятьями своими: «Выйдите из сего места; ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит». Они не обратили внимания на предостережение, быть может, сочли Лота безумным. Они не хотели образумиться, — и погибли во грехах своих.
И не в первый раз были грешники застигнуты врасплох. Тут были истреблены два города, но перед тем весь мир был истреблен потопом. Во времена Ноя грешники тоже не хотели верить, что будет потоп, несмотря на то что предостережение продолжалось 120 лет. Апостол Петр говорит нам, что Ной был «проповедник правды» (2 Петр. 2:5). Он, конечно, не переставал предостерегать своих современников. Самое построение ковчега должно было служить предостережением для них. Они не могли не знать, для чего он строил такой огромный корабль, стоивший ему стольких трудов и 120 лет жизни. Он, вероятно, не скрыл от них, что сказал ему Господь: «Я наведу на землю поток водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой; и войдешь в ковчег — ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:17, 18). Но никто не слушал его. Без сомнения, его считали безумным, и даже плотники, работавшие с ним, смеялись над ним; «Кто же, если не безумный, станет строить громадный ковчег так далеко от моря? Как он думает свести его на воду или провести воду к нему?». Так, по всей вероятности, рассуждали они; но Ной верил слову Божию. И мир продолжал идти по-старому и смеялся над Ноем. Божий час настал. Вошел Ной и семейство его; и «затворил Господь за ним ковчег». Тогда полил дождь, какого не видано прежде; лился он день и ночь — сегодня, завтра, послезавтра; люди стали призадумываться. Насмешники перестали смеяться, когда умножилась вода на земле и подняла ковчег, и он возвысился над водою. Настало время ужаса, когда разлились реки и наводнили долины; пришлось бежать из жилища на горы, но и высокие горы стали покрываться водою. Неужели прав был Ной, и безумными окажутся те, которые закрывали уши и на его предостережения отвечали ему насмешками? Что бы дали они теперь, чтобы быть с ним в этом ковчеге, который плавал на поверхности вод! Как упрекали они себя за свое жестокосердие и неверие! Какое отчаяние овладело ими, когда всякая надежда спасенья пропала, когда достигла их холодная поверхность воды! Наконец, все они погибли, — застигнутые врасплох, несмотря на предостережение, продолжавшееся 120 лет!
Не кажется ли это нам странным, что люди, жившие во время потопа, не обратили внимания на предостережение Ноя? Не удивительно ли, что жители Содома приняли за шутку слова Лота, убеждавшего их бежать из города, предназначенного к разрушению? Странно и удивительно! — Но что, если люди и в третий раз будут застигнуты врасплох? Что, если сами мы будем в числе этих внезапно застигнутых?
Вот что возвестил нам Судия человечества: «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех: так будет и пришествие Сына Человеческого». «Так же, как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Матф. 24:37; Луки 17:28). «явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавших Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:7–9).
Это страшные слова. Мир заблаговременно предостережен о грядущем суде. Все, предсказанное в Св. Писании, сбылось в предназначенное время. Сбудется верно и то, чему еще надлежит быть.
Дважды Сын Божий поразил грешников, сперва водою, во время потопа, потом огнем, разрушившим виновные города Содом и Гоморру. Будет и еще суд, когда придет с небес Господь Иисус Христос, сидящий ныне одесную славы. Когда Он возносился на небо пред очами учеников, Ангелы сказали им: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают перед Ним все племена земные» (Откр. 1:7).
И тогда, еще раз, мир будет застигнут врасплох. Как во времена потопа, все в мире шло обычным порядком, и никто не верил, что будет потоп; как в Содоме и Гоморре, все шло обычным порядком, и никто не верил, что спадет огонь с неба; но, несмотря на это, пришел потоп, спал огонь, как сказал Господь, и люди были застигнуты врасплох, потому что не хотели поверить слову Божию, — так будет и снова. Мир будет застигнут врасплох пришествием Иисуса Христа, потому что мир не верит слову Божию, возвещающему об этом пришествии.
Пришествие Христа несомненно. Но время Его пришествия сокрыто даже от Ангелов. Эта неизвестность должна побудить нас бодрствовать и быть готовыми. «О временах и сроках нет нужды писать вам, — говорит Апостол Павел, — ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо когда будут говорить: „мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба, и не избегнут» (1 Фес. 5:1- 3). Последние слова Библии передают нам от имени Иисуса Христа возвещение: «Свидетельствующий сие говорит: ей гряду скоро!»
Если тогда повещено было, что Господь грядет скоро, то теперь пришествие Его еще несравненно ближе.
«Итак, бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф. 25:13). «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Марк. 13:37).
Господь Иисус говорит: «Се, иду как тать» (Откр. 16:15), — т. е. неожиданно. «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу приидет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дом свой. Потому и вы будьте готовы; ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф. 24:43, 44).
«Се иду как тать», т. е. в средине ночи, когда люди крепко спят. Так, Господь приидет, когда мир будет спать духовно, в полной беспечности и уверенности, что все будет идти обычным порядком.
«Се иду как тать», т. е. найду людей неприготовленными. «ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» — так будет и пришествие Сына Человеческого (Матф. 24:38, 39).
«Се иду как тать», т. е. внезапно, «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Матф. 24:27).
Торжественные, потрясающие слова! Полные утешения для тех, кто верою и любовью познал Иисуса Христа и уповает на Него, как на своего Спасителя; полные ужаса и горя для тех, кто не знает и не любит Его!
Для любящих и ожидающих Его Христос принесет с Собой благословение и славу; для тех же, которые не Его любят, но любят мир и живут для мира, Он принесет с собой суд и наказание.
Он придет снова в этот мир, хозяин возвращается в свой дом и к своим слугам: «Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе, и тотчас отправился» — «По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета». Те двое, которые с пользою для господина своего употребили имение его, получили похвалу и «вошли в радость господина своего» — но лукавый и ленивый раб, скрывший талант свой, был ввержен в тьму внешнюю, где «будет плач и скрежет зубов!» (Матф. 25:14–30).
Иисус Христос — Господь над всеми нами. Мы все — рабы Его, или должны были бы быть Его рабами, служить Ему, жить для Него, исполнять Его волю, делать Его дело, стараться распространять на земле Его славу и Его Царство, употребляя наше время, способности, чтобы словом и делом прославлять Христа и служить ближним.
«Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, пришедши, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: „не скоро придет господин мой“, — и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 24:45–51).
А кто такие лицемеры? Не те ли, которые, называя себя христианами, никогда и не подумали служить Христу, которые живут для мира, ему служат и о плотском только помышляют? Один не хочет ничего знать, кроме своих полей и хозяйства, другой — своей лавки и прибыли, третий — своих светских удовольствий, четвертый — своего честолюбия и влияния, женщины — своих нарядов и веселья, а иная «сластолюбивая заживо умерла», — как говорит Апостол Павел (1 Тим. 5:6). Так поступали люди и до потопа, так жили в Содоме и Гоморре, и грех их состоял не в том, что они занимались обыденными делами своими, а в том, что они не заботились ни о чем, кроме благ мира сего. Они отбросили от себя страх Божий, забыли слово Его, нарушили заповеди Его, следуя только влечению сердца своего. Вот что говорит о таковых Апостол Павел: «многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова, их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме: они мыслят о земном» (Филип. 3:18, 19).
Но люди могут быть честны, воздержаны и трудолюбивы и тем не менее «мыслить только о земном», забывая Бога и живя без Него. Люди могут быть добры, полезны, дружелюбны, могут даже иметь некоторый вид благочестия и все-таки «мыслить о земном», извлекая из самого благочестия своего похвалу от людей, но «отрекшись силы его» и не осознавая, что они «несчастны, жалки, нищи, слепы и наги» — нуждаются «в белой одежде и в золоте, огнем очищенном». Но Христос придет потребовать отчета у рабов Своих, и «очи Его, как пламень огненный», разоблачат всякую ложь; и все уповавшие на свое наружное благочестие получат осуждение лицемеров, потому что, нося имя Христа, они не любили Его всем сердцем и не искали служить Ему и делать угодное Ему.
Да, настанет страшный день для мира! Утром, когда все по обыкновению выйдут — кто на дневную работу, кто на дневные забавы, — или ночью, когда люди спят на ложах своих, а иные бодрствуют, занимаясь делами тьмы, «когда прелюбодей ждет сумерек, говоря: ничей глаз не увидит меня» (Иова 24:15), воры подкапываются под дома, которые днем они заметили для себя, — вдруг, по мгновению ока, небо будет отверсто, и «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф. 24:30). Что будет тогда с грешниками, когда раздастся трубный звук по всей земле и они поймут, что все потеряно на веки!
Когда наступит день суда, мир будет застигнут врасплох. Но не потому случится так, что не было предостережений, но потому, что на них не обращали внимания. Наше предостережение — Слово Божие. Оно говорит, что «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Римл. 1:18). Оно убеждает нас бежать от грядущего гнева и приглашает, ободряет, увещевает нас прибегнуть к Христу, Спасителю грешников, теперь же, пока можно говорить: «ныне» (Евр. 3:13). Слово Божие говорит нам, что прощение грехов и мир с Богом дается нам даром, «без серебра и без платы» (Исаии 55:1), и что «Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством Иисуса Христа» (Деян. 17:31).
Кажется, что день этот недалек. Знамения времени поразительны. Укажем на некоторые из них:
1) Христос приидет, когда умножится беззаконие. «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф. 24:12). «Злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13). «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:1–5).
2) Христос приидет, когда люди будут с неверием и насмешками относиться к Его пришествию. «В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: „где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же“» (2 Петра 3:3, 4). «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуды 17–18).
3) Перед пришествием Христа раздастся повсюду предупреждение. Притча о десяти девах указывает нам, что и между верующими будет глубокое усыпление до самого явления Господа; «как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот жених идет!» (Матф. 25:5, 6).
4) Христос приидет, когда большинство не будет ожидать Его, несмотря на предупреждение. «Ибо как во дни перед потопом ели, пили, и пр., и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех; так будет и пришествие Сына Человеческого» (Матф. 24:38, 39). Они «не думали», не ожидали и были застигнуты врасплох, когда пришел потоп; так и мир будет застигнут неожиданно пришествием Христа.
5) Христос приидет, когда Евангелие будет проповедано во всех народах. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда приидет конец» — (Матф. 24:14).
6) Христос приидет во время великих смятений и беспорядков, войн и возмущений в народах. «Восстанет народ на народ и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба… а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится». «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Луки 21:10–11, 25–26).
Если все эти признаки взять в совокупности, то очевидно, что никогда не исполнялись они так ясно, как в настоящее время. Зло увеличивается и умножается повсюду: подлоги, обманы, пьянства, безнравственность, безбожие, неверие, безначалие возрастают ежечасно. Даже напоминание о пришествии Иисуса Христа в славе встречается насмешкой неверия. Несмотря на это, слышится ясно и полночный крик: «Вот жених идет!» Ожидание возбуждается повсюду, привлекает внимание некоторых, но не пробуждает дремлющих. Евангелие царствия было проповедовано в нашем веке более, нежели когда-либо со времен Апостольских. Миссионерские и библейские общества возникли во всех странах, так что немного осталось стран, куда бы не проникло еще благовествование. Не было также недостатка в войнах, военных слухах и в разных других смущающих явлениях.
Может быть, многие из читающих эти строки увидят пришествие Господа Иисуса Христа на облаках небесных. Когда раздастся глас Архангела и труба Божия, будем ли мы в числе тех живых блаженных, которые «восхищены будут на облаках, на воздухе, в сретение Господу, и таким образом всегда с Господом будут» (1 Фес. 4:17), или в числе тех блаженных «мертвых во Христе, которые воскреснут прежде» (1 Фес. 4:16), или в числе оставленных для осуждения и муки вечной?
Пусть ответит совесть каждого. Живет ли он ежедневно в общении с Богом, в общении с Отцом и Сыном, так, что пришествие Иисуса Христа будет для него осуществлением того, что он предвкушал верою?
Бывает ли он в таких сообществах, в таких местах и занятиях, где он устрашился бы встретить Иисуса Христа, если бы Он внезапно пришел на землю? Читает ли он такие книги, которые при первых лучах появления Господа в славе он с ужасом бросил бы в огонь? Такова ли жизнь его, что, когда Господь придет, Он найдет его трудящимся в Его винограднике, отдавшим жизнь на служение Ему, очищенным от всякой скверны плоти и духа, «омытым, оправданным, освященным именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего?» (1 Кор. 6:11).
Если нет, то он будет застигнут врасплох, во всяком случае, увидит ли он пришествие Господа на землю или услышит в свой смертный час призыв предстать перед лицо Божие! Но теперь еще не поздно: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2). Господь медлит, чтобы помиловать всех, обращающихся к Нему; милость Его еще возвещается повсюду; «дух и невеста говорят: приди!»
И слышащий да скажет: «приди!» Желающий пусть приходит. Свидетельствующий сие говорит: «ей гряду скоро!».
Варшава: Тип. С. Оргельбранда сыновей, 1880. 16 с.
Предположительно текст принадлежит В. А. Пашкову.