Застиг­ну­тые врасплох

К 190-летию со дня рож­де­ния В. А. Пашкова

Солн­це вста­ло над зем­лею, и все обе­ща­ло ясный и счаст­ли­вый день. Люди вышли на обыч­ную рабо­ту и не пред­ви­де­ли ника­кой поме­хи. Но никто в долине Содо­ма не окон­чил днев­но­го дела сво­е­го. Вдруг набе­жа­ла какая-то небы­ва­лая туча; рас­про­стра­нил­ся мрак. Люди под­ня­ли голо­ву; нико­гда не вида­ли они тако­го неба и удив­ля­лись. Но удив­ле­ние их про­дол­жи­лось недол­го. Мгно­вен­но посы­пал­ся на них огнен­ный и сер­ный дождь, ужас охва­тил их, раз­да­лись кри­ки, вопли, — все напрас­но, они все погиб­ли, застиг­ну­тые врас­плох. «И про­лил Гос­подь на Содом и Гомор­ру дождем серу и огонь от Гос­по­да с неба. И нис­про­верг горо­да сии, и всю окрест­ность сию, и всех жите­лей горо­дов сих, и все про­из­расте­ния зем­ли» (Быт. 19:24 — 25). Но жите­ли были предо­сте­ре­же­ны: нака­нуне вышел Лот и гово­рил с зятья­ми сво­и­ми: «Вый­ди­те из сего места; ибо Гос­подь истре­бит сей город. Но зятьям его пока­за­лось, что он шутит». Они не обра­ти­ли вни­ма­ния на предо­сте­ре­же­ние, быть может, сочли Лота безум­ным. Они не хоте­ли обра­зу­мить­ся, — и погиб­ли во гре­хах своих.

И не в пер­вый раз были греш­ни­ки застиг­ну­ты врас­плох. Тут были истреб­ле­ны два горо­да, но перед тем весь мир был истреб­лен пото­пом. Во вре­ме­на Ноя греш­ни­ки тоже не хоте­ли верить, что будет потоп, несмот­ря на то что предо­сте­ре­же­ние про­дол­жа­лось 120 лет. Апо­стол Петр гово­рит нам, что Ной был «про­по­вед­ник прав­ды» (2 Петр. 2:5). Он, конеч­но, не пере­ста­вал предо­сте­ре­гать сво­их совре­мен­ни­ков. Самое постро­е­ние ков­че­га долж­но было слу­жить предо­сте­ре­же­ни­ем для них. Они не мог­ли не знать, для чего он стро­ил такой огром­ный корабль, сто­ив­ший ему столь­ких тру­дов и 120 лет жиз­ни. Он, веро­ят­но, не скрыл от них, что ска­зал ему Гос­подь: «Я наве­ду на зем­лю поток вод­ный, что­бы истре­бить вся­кую плоть, в кото­рой есть дух жиз­ни, под небе­са­ми; все, что есть на зем­ле, лишит­ся жиз­ни. Но с тобою Я постав­лю завет Мой; и вой­дешь в ков­чег — ты, и сыно­вья твои, и жена твоя, и жены сынов тво­их с тобою» (Быт. 6:17, 18). Но никто не слу­шал его. Без сомне­ния, его счи­та­ли безум­ным, и даже плот­ни­ки, рабо­тав­шие с ним, сме­я­лись над ним; «Кто же, если не безум­ный, ста­нет стро­ить гро­мад­ный ков­чег так дале­ко от моря? Как он дума­ет све­сти его на воду или про­ве­сти воду к нему?». Так, по всей веро­ят­но­сти, рас­суж­да­ли они; но Ной верил сло­ву Божию. И мир про­дол­жал идти по-ста­ро­му и сме­ял­ся над Ноем. Божий час настал. Вошел Ной и семей­ство его; и «затво­рил Гос­подь за ним ков­чег». Тогда полил дождь, како­го не вида­но преж­де; лил­ся он день и ночь — сего­дня, зав­тра, после­зав­тра; люди ста­ли при­за­ду­мы­вать­ся. Насмеш­ни­ки пере­ста­ли сме­ять­ся, когда умно­жи­лась вода на зем­ле и под­ня­ла ков­чег, и он воз­вы­сил­ся над водою. Наста­ло вре­мя ужа­са, когда раз­ли­лись реки и навод­ни­ли доли­ны; при­шлось бежать из жили­ща на горы, но и высо­кие горы ста­ли покры­вать­ся водою. Неуже­ли прав был Ной, и безум­ны­ми ока­жут­ся те, кото­рые закры­ва­ли уши и на его предо­сте­ре­же­ния отве­ча­ли ему насмеш­ка­ми? Что бы дали они теперь, что­бы быть с ним в этом ков­че­ге, кото­рый пла­вал на поверх­но­сти вод! Как упре­ка­ли они себя за свое жесто­ко­сер­дие и неве­рие! Какое отча­я­ние овла­де­ло ими, когда вся­кая надеж­да спа­се­нья про­па­ла, когда достиг­ла их холод­ная поверх­ность воды! Нако­нец, все они погиб­ли, — застиг­ну­тые врас­плох, несмот­ря на предо­сте­ре­же­ние, про­дол­жав­ше­е­ся 120 лет!

Не кажет­ся ли это нам стран­ным, что люди, жив­шие во вре­мя пото­па, не обра­ти­ли вни­ма­ния на предо­сте­ре­же­ние Ноя? Не уди­ви­тель­но ли, что жите­ли Содо­ма при­ня­ли за шут­ку сло­ва Лота, убеж­дав­ше­го их бежать из горо­да, пред­на­зна­чен­но­го к раз­ру­ше­нию? Стран­но и уди­ви­тель­но! — Но что, если люди и в тре­тий раз будут застиг­ну­ты врас­плох? Что, если сами мы будем в чис­ле этих вне­зап­но застигнутых?

Вот что воз­ве­стил нам Судия чело­ве­че­ства: «как было во дни Ноя, так будет и в при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ско­го. Ибо, как во дни перед пото­пом ели, пили, жени­лись и выхо­ди­ли замуж, до того дня, как вошел Ной в ков­чег, и не дума­ли, пока не при­шел потоп и не истре­бил всех: так будет и при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ско­го». «Так же, как было во дни Лота: ели, пили, поку­па­ли, про­да­ва­ли, сади­ли, стро­и­ли; но в день, в кото­рый Лот вышел из Содо­ма, про­лил­ся с неба дождь огнен­ный и сер­ный и истре­бил всех; так будет и в тот день, когда Сын Чело­ве­че­ский явит­ся» (Матф. 24:37; Луки 17:28). «явле­ние Гос­по­да Иису­са с неба, с Анге­ла­ми силы Его, в пла­ме­не­ю­щем огне совер­ша­ю­ще­го отмще­ние не познав­ших Бога и не поко­ря­ю­щим­ся бла­го­вест­во­ва­нию Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, кото­рые под­верг­нут­ся нака­за­нию, веч­ной поги­бе­ли, от лица Гос­по­да и от сла­вы могу­ще­ства Его» (2 Фес. 1:7–9).

Это страш­ные сло­ва. Мир забла­го­вре­мен­но предо­сте­ре­жен о гря­ду­щем суде. Все, пред­ска­зан­ное в Св. Писа­нии, сбы­лось в пред­на­зна­чен­ное вре­мя. Сбу­дет­ся вер­но и то, чему еще над­ле­жит быть.

Два­жды Сын Божий пора­зил греш­ни­ков, спер­ва водою, во вре­мя пото­па, потом огнем, раз­ру­шив­шим винов­ные горо­да Содом и Гомор­ру. Будет и еще суд, когда при­дет с небес Гос­подь Иисус Хри­стос, сидя­щий ныне одес­ную сла­вы. Когда Он воз­но­сил­ся на небо пред оча­ми уче­ни­ков, Анге­лы ска­за­ли им: «Сей Иисус, воз­нес­ший­ся от вас на небо, при­и­дет таким же обра­зом, как вы виде­ли Его вос­хо­дя­щим на небо» (Деян. 1:11). «Се, гря­дет с обла­ка­ми, и узрит Его вся­кое око и те, кото­рые прон­зи­ли Его; и возры­да­ют перед Ним все пле­ме­на зем­ные» (Откр. 1:7).

И тогда, еще раз, мир будет застиг­нут врас­плох. Как во вре­ме­на пото­па, все в мире шло обыч­ным поряд­ком, и никто не верил, что будет потоп; как в Содо­ме и Гомор­ре, все шло обыч­ным поряд­ком, и никто не верил, что спа­дет огонь с неба; но, несмот­ря на это, при­шел потоп, спал огонь, как ска­зал Гос­подь, и люди были застиг­ну­ты врас­плох, пото­му что не хоте­ли пове­рить сло­ву Божию, — так будет и сно­ва. Мир будет застиг­нут врас­плох при­ше­стви­ем Иису­са Хри­ста, пото­му что мир не верит сло­ву Божию, воз­ве­ща­ю­ще­му об этом пришествии.

При­ше­ствие Хри­ста несо­мнен­но. Но вре­мя Его при­ше­ствия сокры­то даже от Анге­лов. Эта неиз­вест­ность долж­на побу­дить нас бодр­ство­вать и быть гото­вы­ми. «О вре­ме­нах и сро­ках нет нуж­ды писать вам, — гово­рит Апо­стол Павел, — ибо сами вы досто­вер­но зна­е­те, что день Гос­по­день так при­дет, как тать ночью. Ибо когда будут гово­рить: „мир и без­опас­ность“, тогда вне­зап­но постиг­нет их пагу­ба, и не избег­нут» (1 Фес. 5:1- 3). Послед­ние сло­ва Биб­лии пере­да­ют нам от име­ни Иису­са Хри­ста воз­ве­ще­ние: «Сви­де­тель­ству­ю­щий сие гово­рит: ей гря­ду скоро!»

Если тогда пове­ще­но было, что Гос­подь гря­дет ско­ро, то теперь при­ше­ствие Его еще несрав­нен­но ближе.

«Итак, бодр­ствуй­те; пото­му что не зна­е­те ни дня, ни часа, в кото­рый при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский» (Матф. 25:13). «А что вам гово­рю, гово­рю всем: бодр­ствуй­те» (Марк. 13:37).

Гос­подь Иисус гово­рит: «Се, иду как тать» (Откр. 16:15), — т. е. неожи­дан­но. «Но это вы зна­е­те, что, если бы ведал хозя­ин дома, в какую стра­жу при­и­дет вор, то бодр­ство­вал бы и не дал бы под­ко­пать дом свой. Пото­му и вы будь­те гото­вы; ибо в кото­рый час не дума­е­те, при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский» (Матф. 24:43, 44).

«Се иду как тать», т. е. в сре­дине ночи, когда люди креп­ко спят. Так, Гос­подь при­и­дет, когда мир будет спать духов­но, в пол­ной бес­печ­но­сти и уве­рен­но­сти, что все будет идти обыч­ным порядком.

«Се иду как тать», т. е. най­ду людей непри­го­тов­лен­ны­ми. «ибо, как во дни перед пото­пом ели, пили, жени­лись и выхо­ди­ли замуж, до того дня, как вошел Ной в ков­чег, и не дума­ли, пока не при­шел потоп и не истре­бил всех» — так будет и при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ско­го (Матф. 24:38, 39).

«Се иду как тать», т. е. вне­зап­но, «ибо, как мол­ния исхо­дит от восто­ка и вид­на быва­ет даже до запа­да, так будет при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ско­го» (Матф. 24:27).

Тор­же­ствен­ные, потря­са­ю­щие сло­ва! Пол­ные уте­ше­ния для тех, кто верою и любо­вью познал Иису­са Хри­ста и упо­ва­ет на Него, как на сво­е­го Спа­си­те­ля; пол­ные ужа­са и горя для тех, кто не зна­ет и не любит Его!

Для любя­щих и ожи­да­ю­щих Его Хри­стос при­не­сет с Собой бла­го­сло­ве­ние и сла­ву; для тех же, кото­рые не Его любят, но любят мир и живут для мира, Он при­не­сет с собой суд и наказание.

Он при­дет сно­ва в этот мир, хозя­ин воз­вра­ща­ет­ся в свой дом и к сво­им слу­гам: «Он посту­пит, как чело­век, кото­рый, отправ­ля­ясь в чужую стра­ну, при­звал рабов сво­их и пору­чил им име­ние свое. И одно­му дал он пять талан­тов, дру­го­му два, ино­му один, каж­до­му по его силе, и тот­час отпра­вил­ся» — «По дол­гом вре­ме­ни, при­хо­дит гос­по­дин рабов тех и тре­бу­ет у них отче­та». Те двое, кото­рые с поль­зою для гос­по­ди­на сво­е­го упо­тре­би­ли име­ние его, полу­чи­ли похва­лу и «вошли в радость гос­по­ди­на сво­е­го» — но лука­вый и лени­вый раб, скрыв­ший талант свой, был ввер­жен в тьму внеш­нюю, где «будет плач и скре­жет зубов!» (Матф. 25:14–30).

Иисус Хри­стос — Гос­подь над все­ми нами. Мы все — рабы Его, или долж­ны были бы быть Его раба­ми, слу­жить Ему, жить для Него, испол­нять Его волю, делать Его дело, ста­рать­ся рас­про­стра­нять на зем­ле Его сла­ву и Его Цар­ство, упо­треб­ляя наше вре­мя, спо­соб­но­сти, что­бы сло­вом и делом про­слав­лять Хри­ста и слу­жить ближним.

«Кто же вер­ный и бла­го­ра­зум­ный раб, кото­ро­го гос­по­дин его поста­вил над слу­га­ми сво­и­ми, что­бы давать им пищу вовре­мя? Бла­жен тот раб, кото­ро­го гос­по­дин его, при­шед­ши, най­дет посту­па­ю­щим так; истин­но гово­рю вам, что над всем име­ни­ем сво­им поста­вит его. Если же раб тот, будучи зол, ска­жет в серд­це сво­ем: „не ско­ро при­дет гос­по­дин мой“, — и нач­нет бить това­ри­щей сво­их и есть и пить с пья­ни­ца­ми, — то при­дет гос­по­дин раба того в день, в кото­рый он не ожи­да­ет, и в час, в кото­рый не дума­ет, и рас­се­чет его, и под­верг­нет его одной уча­сти с лице­ме­ра­ми; там будет плач и скре­жет зубов» (Матф. 24:45–51).

А кто такие лице­ме­ры? Не те ли, кото­рые, назы­вая себя хри­сти­а­на­ми, нико­гда и не поду­ма­ли слу­жить Хри­сту, кото­рые живут для мира, ему слу­жат и о плот­ском толь­ко помыш­ля­ют? Один не хочет ниче­го знать, кро­ме сво­их полей и хозяй­ства, дру­гой — сво­ей лав­ки и при­бы­ли, тре­тий — сво­их свет­ских удо­воль­ствий, чет­вер­тый — сво­е­го често­лю­бия и вли­я­ния, жен­щи­ны — сво­их наря­дов и весе­лья, а иная «сла­сто­лю­би­вая зажи­во умер­ла», — как гово­рит Апо­стол Павел (1 Тим. 5:6). Так посту­па­ли люди и до пото­па, так жили в Содо­ме и Гомор­ре, и грех их состо­ял не в том, что они зани­ма­лись обы­ден­ны­ми дела­ми сво­и­ми, а в том, что они не забо­ти­лись ни о чем, кро­ме благ мира сего. Они отбро­си­ли от себя страх Божий, забы­ли сло­во Его, нару­ши­ли запо­ве­ди Его, сле­дуя толь­ко вле­че­нию серд­ца сво­е­го. Вот что гово­рит о тако­вых Апо­стол Павел: «мно­гие, о кото­рых я часто гово­рил вам, а теперь даже со сле­за­ми гово­рю, посту­па­ют как вра­ги кре­ста Хри­сто­ва, их конец — поги­бель, их бог — чре­во, и сла­ва их — в сра­ме: они мыс­лят о зем­ном» (Филип. 3:18, 19).

Но люди могут быть чест­ны, воз­дер­жа­ны и тру­до­лю­би­вы и тем не менее «мыс­лить толь­ко о зем­ном», забы­вая Бога и живя без Него. Люди могут быть доб­ры, полез­ны, дру­же­люб­ны, могут даже иметь неко­то­рый вид бла­го­че­стия и все-таки «мыс­лить о зем­ном», извле­кая из само­го бла­го­че­стия сво­е­го похва­лу от людей, но «отрек­шись силы его» и не осо­зна­вая, что они «несчаст­ны, жал­ки, нищи, сле­пы и наги» — нуж­да­ют­ся «в белой одеж­де и в золо­те, огнем очи­щен­ном». Но Хри­стос при­дет потре­бо­вать отче­та у рабов Сво­их, и «очи Его, как пла­мень огнен­ный», раз­об­ла­чат вся­кую ложь; и все упо­вав­шие на свое наруж­ное бла­го­че­стие полу­чат осуж­де­ние лице­ме­ров, пото­му что, нося имя Хри­ста, они не люби­ли Его всем серд­цем и не иска­ли слу­жить Ему и делать угод­ное Ему.

Да, наста­нет страш­ный день для мира! Утром, когда все по обык­но­ве­нию вый­дут — кто на днев­ную рабо­ту, кто на днев­ные заба­вы, — или ночью, когда люди спят на ложах сво­их, а иные бодр­ству­ют, зани­ма­ясь дела­ми тьмы, «когда пре­лю­бо­дей ждет суме­рек, гово­ря: ничей глаз не уви­дит меня» (Иова 24:15), воры под­ка­пы­ва­ют­ся под дома, кото­рые днем они заме­ти­ли для себя, — вдруг, по мгно­ве­нию ока, небо будет отвер­сто, и «уви­дят Сына Чело­ве­че­ско­го, гря­ду­ще­го на обла­ках небес­ных с силою и сла­вою вели­кою» (Матф. 24:30). Что будет тогда с греш­ни­ка­ми, когда раз­даст­ся труб­ный звук по всей зем­ле и они пой­мут, что все поте­ря­но на веки!

Когда насту­пит день суда, мир будет застиг­нут врас­плох. Но не пото­му слу­чит­ся так, что не было предо­сте­ре­же­ний, но пото­му, что на них не обра­ща­ли вни­ма­ния. Наше предо­сте­ре­же­ние — Сло­во Божие. Оно гово­рит, что «откры­ва­ет­ся гнев Божий с неба на вся­кое нече­стие и неправ­ду чело­ве­ков» (Римл. 1:18). Оно убеж­да­ет нас бежать от гря­ду­ще­го гне­ва и при­гла­ша­ет, обод­ря­ет, уве­ще­ва­ет нас при­бег­нуть к Хри­сту, Спа­си­те­лю греш­ни­ков, теперь же, пока мож­но гово­рить: «ныне» (Евр. 3:13). Сло­во Божие гово­рит нам, что про­ще­ние гре­хов и мир с Богом дает­ся нам даром, «без сереб­ра и без пла­ты» (Иса­ии 55:1), и что «Бог назна­чил день, в кото­рый будет пра­вед­но судить все­лен­ную, посред­ством Иису­са Хри­ста» (Деян. 17:31).

Кажет­ся, что день этот неда­лек. Зна­ме­ния вре­ме­ни пора­зи­тель­ны. Ука­жем на неко­то­рые из них:

1) Хри­стос при­и­дет, когда умно­жит­ся без­за­ко­ние. «По при­чине умно­же­ния без­за­ко­ния, во мно­гих охла­де­ет любовь» (Матф. 24:12). «Злые люди и обман­щи­ки будут пре­успе­вать во зле, вво­дя в заблуж­де­ние и заблуж­да­ясь» (2 Тим. 3:13). «В послед­ние дни насту­пят вре­ме­на тяж­кие. Ибо люди будут само­лю­би­вы, среб­ро­лю­би­вы, гор­ды, над­мен­ны, зло­ре­чи­вы, роди­те­лям непо­кор­ны, небла­го­дар­ны, нече­сти­вы, недру­же­люб­ны, непри­ми­ри­тель­ны, кле­вет­ни­ки, невоз­дер­жа­ны, жесто­ки, не любя­щие добра, пре­да­те­ли, наг­лы, напы­щен­ны, более сла­сто­лю­би­вы, неже­ли бого­лю­би­вы, име­ю­щие вид бла­го­че­стия, силы же его отрек­ши­е­ся» (2 Тим. 3:1–5).

2) Хри­стос при­и­дет, когда люди будут с неве­ри­ем и насмеш­ка­ми отно­сить­ся к Его при­ше­ствию. «В послед­ние дни явят­ся наг­лые руга­те­ли, посту­па­ю­щие по соб­ствен­ным сво­им похо­тям и гово­ря­щие: „где обе­то­ва­ние при­ше­ствия Его? Ибо с тех пор, как ста­ли уми­рать отцы, от нача­ла тво­ре­ния, все оста­ет­ся так же“» (2 Пет­ра 3:3, 4). «Но вы, воз­люб­лен­ные, помни­те пред­ска­зан­ное Апо­сто­ла­ми Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Они гово­ри­ли вам, что в послед­нее вре­мя появят­ся руга­те­ли, посту­па­ю­щие по сво­им нече­сти­вым похо­тям» (Иуды 17–18).

3) Перед при­ше­стви­ем Хри­ста раз­даст­ся повсю­ду пре­ду­пре­жде­ние. Прит­ча о деся­ти девах ука­зы­ва­ет нам, что и меж­ду веру­ю­щи­ми будет глу­бо­кое усып­ле­ние до само­го явле­ния Гос­­пода; «как жених замед­лил, то задре­ма­ли все и усну­ли. Но в пол­ночь раз­дал­ся крик: вот жених идет!» (Матф. 25:5, 6).

4) Хри­стос при­и­дет, когда боль­шин­ство не будет ожи­дать Его, несмот­ря на пре­ду­пре­жде­ние. «Ибо как во дни перед пото­пом ели, пили, и пр., и не дума­ли, пока не при­шел потоп и не истре­бил всех; так будет и при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ско­го» (Матф. 24:38, 39). Они «не дума­ли», не ожи­да­ли и были застиг­ну­ты врас­плох, когда при­шел потоп; так и мир будет застиг­нут неожи­дан­но при­ше­стви­ем Христа.

5) Хри­стос при­и­дет, когда Еван­ге­лие будет про­по­ве­да­но во всех наро­дах. «И про­по­ве­да­но будет сие Еван­ге­лие Цар­ствия по всей все­лен­ной, во сви­де­тель­ство всем наро­дам; и тогда при­и­дет конец» — (Матф. 24:14).

6) Хри­стос при­и­дет во вре­мя вели­ких смя­те­ний и бес­по­ряд­ков, войн и воз­му­ще­ний в наро­дах. «Вос­ста­нет народ на народ и цар­ство на цар­ство; будут боль­шие зем­ле­тря­се­ния по местам, и гла­ды, и моры, и ужас­ные явле­ния, и вели­кие зна­ме­ния с неба… а на зем­ле уны­ние наро­дов и недо­уме­ние; и море вос­шу­мит и воз­му­тит­ся». «Люди будут изды­хать от стра­ха и ожи­да­ния бед­ствий, гря­ду­щих на все­лен­ную» (Луки 21:10–11, 25–26).

Если все эти при­зна­ки взять в сово­куп­но­сти, то оче­вид­но, что нико­гда не испол­ня­лись они так ясно, как в насто­я­щее вре­мя. Зло уве­ли­чи­ва­ет­ся и умно­жа­ет­ся повсю­ду: под­ло­ги, обма­ны, пьян­ства, без­нрав­ствен­ность, без­бо­жие, неве­рие, без­на­ча­лие воз­рас­та­ют еже­час­но. Даже напо­ми­на­ние о при­ше­ствии Иису­са Хри­ста в сла­ве встре­ча­ет­ся насмеш­кой неве­рия. Несмот­ря на это, слы­шит­ся ясно и пол­ноч­ный крик: «Вот жених идет!» Ожи­да­ние воз­буж­да­ет­ся повсю­ду, при­вле­ка­ет вни­ма­ние неко­то­рых, но не про­буж­да­ет дрем­лю­щих. Еван­ге­лие цар­ствия было про­по­ве­до­ва­но в нашем веке более, неже­ли когда-либо со вре­мен Апо­столь­ских. Мис­си­о­нер­ские и биб­лей­ские обще­ства воз­ник­ли во всех стра­нах, так что немно­го оста­лось стран, куда бы не про­ник­ло еще бла­го­вест­во­ва­ние. Не было так­же недо­стат­ка в вой­нах, воен­ных слу­хах и в раз­ных дру­гих сму­ща­ю­щих явлениях.

Может быть, мно­гие из чита­ю­щих эти стро­ки уви­дят при­ше­ствие Гос­по­да Иису­са Хри­ста на обла­ках небес­ных. Когда раз­даст­ся глас Архан­ге­ла и тру­ба Божия, будем ли мы в чис­ле тех живых бла­жен­ных, кото­рые «вос­хи­ще­ны будут на обла­ках, на воз­ду­хе, в сре­те­ние Гос­по­ду, и таким обра­зом все­гда с Гос­по­дом будут» (1 Фес. 4:17), или в чис­ле тех бла­жен­ных «мерт­вых во Хри­сте, кото­рые вос­крес­нут преж­де» (1 Фес. 4:16), или в чис­ле остав­лен­ных для осуж­де­ния и муки вечной?

Пусть отве­тит совесть каж­до­го. Живет ли он еже­днев­но в обще­нии с Богом, в обще­нии с Отцом и Сыном, так, что при­ше­ствие Иису­са Хри­ста будет для него осу­ществ­ле­ни­ем того, что он пред­вку­шал верою?

Быва­ет ли он в таких сооб­ще­ствах, в таких местах и заня­ти­ях, где он устра­шил­ся бы встре­тить Иису­са Хри­ста, если бы Он вне­зап­но при­шел на зем­лю? Чита­ет ли он такие кни­ги, кото­рые при пер­вых лучах появ­ле­ния Гос­по­да в сла­ве он с ужа­сом бро­сил бы в огонь? Тако­ва ли жизнь его, что, когда Гос­подь при­дет, Он най­дет его тру­дя­щим­ся в Его вино­град­ни­ке, отдав­шим жизнь на слу­же­ние Ему, очи­щен­ным от вся­кой сквер­ны пло­ти и духа, «омы­тым, оправ­дан­ным, освя­щен­ным име­нем Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста и Духом Бога наше­го?» (1 Кор. 6:11).

Если нет, то он будет застиг­нут врас­плох, во вся­ком слу­чае, уви­дит ли он при­ше­ствие Гос­по­да на зем­лю или услы­шит в свой смерт­ный час при­зыв пред­стать перед лицо Божие! Но теперь еще не позд­но: «Вот, теперь вре­мя бла­го­при­ят­ное, вот, теперь день спа­се­ния» (2 Кор. 6:2). Гос­подь мед­лит, что­бы поми­ло­вать всех, обра­ща­ю­щих­ся к Нему; милость Его еще воз­ве­ща­ет­ся повсю­ду; «дух и неве­ста гово­рят: приди!»

И слы­ша­щий да ска­жет: «при­ди!» Жела­ю­щий пусть при­хо­дит. Сви­де­тель­ству­ю­щий сие гово­рит: «ей гря­ду скоро!».

Вар­ша­ва: Тип. С. Оргель­бран­да сыно­вей, 1880. 16 с. 
Пред­по­ло­жи­тель­но текст при­над­ле­жит В. А. Пашкову.