Живая струя внут­рен­не­го христианства

В 1812 году импе­ра­тор Алек­сандр I раз­ре­шил кня­зю Алек­сан­дру Нико­ла­е­ви­чу Голи­цы­ну открыть в Петер­бур­ге рус­ский фили­ал Бри­тан­ско­го Биб­лей­ско­го обще­ства. Нуж­но отме­тить, что Алек­сандр I обра­тил­ся к Гос­по­ду и начал читать Биб­лию имен­но бла­го­да­ря про­по­ве­ди Голи­цы­на. Каким же был этот Князь?
В нача­ле его био­гра­фии чита­ем: «Он отды­хал от тру­дов «в чаду моло­до­го раз­гу­лья, в тес­ном кру­гу тогдаш­них пре­лест­ниц», про­во­дя жизнь «в уте­хах и сча­сти­ях… Чело­век моло­дой, но с досто­ин­ством выше лет сво­их». «Но посте­пен­но в кня­зе Голи­цыне назре­ва­ла внут­рен­няя пере­ме­на: «Гос­подь стал при­вле­кать к себе» это­го зло­языч­но­го воль­те­рьян­ца и необуз­дан­но­го эпи­ку­рей­ца» (Рус­ский биогр. сл., Репр., с.83, 1997).
«Всту­пив в долж­ность обер-про­ку­ро­ра, Голи­цын поста­рал­ся осно­ва­тель­но озна­ко­мить­ся с Цер­ков­ны­ми дела­ми и вопро­са­ми; впер­вые в сво­ей жиз­ни стал читать Новый Завет, и под пред­ло­гом долж­ност­ных заня­тий, начал укло­нять­ся от удо­воль­ствий и раз­вле­че­ний, кото­рым рань­ше страст­но пре­да­вал­ся». (Эн. сл. Брок­гауз и Ефрон Т. 9, с.50, 1876).
«Спа­си­тель искру зажег, прон­зил меня к Нему любо­вию, … серд­це вкус име­ет к откры­тию цар­ства Божия внут­ри меня», — так опи­сы­вал Голи­цын свои стрем­ле­ния к гор­не­му миру. «Все чины свои и все охот­но про­ме­няю, быть новою тва­рью», — изли­вал он перед Фоти­ем свои меч­ты о мисти­че­ском обнов­ле­нии». «Князь А.Н. Голи­цын, по при­род­но­му рас­по­ло­же­нию очень мяг­кий и вос­при­им­чи­вый чело­век…, но мистик». (Рус­ский биогр. Сл., Репр., С.86, 1997).
«Это не был мисти­цизм тео­рии, но нрав­ствен­но­го чув­ства и серд­ца. Еван­ге­лие с Боже­ствен­ною запо­ве­дью люб­ви ко всем людям сде­ла­лось его посто­ян­ным спут­ни­ком и руко­во­ди­те­лем. Но, как область нрав­ствен­но­го чув­ства и бла­го­же­ла­тель­но­сти сбли­жа­ет всех людей меж­ду собою, так и Еван­ге­лие, в извест­ном отно­ше­нии, сбли­жа­ет всех хри­сти­ан без раз­ли­чия испо­ве­да­ний. В этих двух сфе­рах вра­ща­лась жизнь и дея­тель­ность Голи­цы­на». Про­дол­жая харак­те­ри­сти­ку Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча, Чисто­вич пишет, что «князь Голи­цын отно­сил­ся оди­на­ко­во к пра­во­слав­ной церк­ви, как и к непра­во­слав­ным церк­вям и испо­ве­да­ни­ям, при­нял под свое покро­ви­тель­ство все сек­ты и рели­ги­оз­ные обще­ства, не исклю­чая «людей Божьих»… Все это было для него явле­ни­ем одно­го и того же Духа Хри­сто­ва, заслу­жи­ва­ю­щим вни­ма­ния и ува­же­ния.
Стрем­ле­ния кня­зя Голи­цы­на скло­ня­лись к тому, что­бы выве­сти рус­ский народ из того усып­ле­ния и рав­но­ду­шия в деле веры, какое каза­лось ему повсе­мест­ным, про­бу­дить в нем выс­шие духов­ные инстинк­ты и через рас­про­стра­не­ние свя­щен­ных книг вве­сти в него живую струю внут­рен­не­го хри­сти­ан­ства» (Чисто­вич И.А. «Исто­рия пере­во­да Биб­лии на рус­ский язык», с. 110, СПб. 1899).

Недоб­ро­же­ла­те­ли кри­ти­ко­ва­ли Голи­цы­на за его веру в Бога, «мисти­цизм», как они это назы­ва­ли, но он не обра­щал на это вни­ма­ния: «Про­ше­ние об изли­я­нии Духа Свя­то­го есть толь­ко суще­ствен­ная обя­зан­ность хри­сти­а­ни­на», — заяв­лял он в офи­ци­аль­ных резо­лю­ци­ях (Рус­ский биогр. Сл., Репр., С.83, 1997).
11 янва­ря 1813 г. состо­я­лось в доме кня­зя Голи­цы­на пер­вое собра­ние для откры­тия Рус­ско­го Биб­лей­ско­го Обще­ства и избра­ния коми­те­та. В этом собра­нии участ­во­ва­ло мно­го высо­ко­по­став­лен­ных лиц, несколь­ко про­те­стант­ских пас­то­ров, рим­ско-като­ли­че­ский мит­ро­по­лит и пра­во­слав­ные иерар­хи.
Враж­да духо­вен­ства к Обще­ству осо­бен­но уси­ли­лась после 1817 г., когда обра­зо­ва­но было мини­стер­ство духов­ных дел и народ­но­го про­све­ще­ния, во гла­ве кото­ро­го постав­лен был все тот же князь Голи­цын. «Но еще более было лиц, кото­рые не мог­ли осво­ить­ся с мыс­лью, что пере­вод изда­ет­ся не Сино­дом, но обще­ством свет­ских лиц, в кото­ром, при­том, весь­ма мно­го было ино­слав­ных, като­ли­ков, люте­ран и проч.» (Эн. сл. Брок­гауз и Ефрон Т. 9, 1876).
Один из при­ме­ров Киев­ско­го Биб­лей­ско­го обще­ства явно сви­де­тель­ству­ет об этом. 11 авгу­ста 1819 года в Кие­ве про­ис­хо­ди­ло тор­же­ствен­ное собра­ние обще­ства. В пер­вых рядах сиде­ли име­ни­тые санов­ни­ки, духов­ные осо­бы, почет­ные пред­ста­ви­те­ли дру­гих сосло­вий.
С речью высту­пил вновь избран­ный вице-пре­зи­дент граф Миха­ил Федо­ро­вич Орлов, один из геро­ев Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 года. Страст­ная речь, про­из­не­сен­ная вице-пре­зи­ден­том, вызва­ла недо­уме­ние и про­те­сты одних, вос­тор­ги — дру­гих. Моло­дой гене­рал обру­шил­ся на реак­ци­о­не­ров, гони­те­лей про­све­ще­ния, «гаси­те­лей» все­го пере­до­во­го, про­грес­сив­но­го: «Защит­ни­ки неве­же­ства, — гово­рил Миха­ил Федо­ро­вич, — все­гда пре­сле­до­ва­ли всех бла­го­мыс­ля­щих людей Рос­сии», и теперь «они упо­треб­ля­ют все уси­лия, что­бы обра­тить его (оте­че­ство) к преж­не­му неве­же­ству и огра­дить непро­ни­ца­е­мой сте­ной от набе­гов нау­ки и худо­жеств… Сии поли­ти­че­ские ста­ро­ве­ры руко­вод­ству­ют­ся самы­ми стран­ны­ми пра­ви­ла­ми, они дума­ют, что все­лен­ная созда­на для них одних… Они вез­де отли­ча­ют­ся одни­ми и теми же нрав­ствен­ны­ми чер­та­ми. Люби­те­ли не древ­но­сти, но ста­ри­ны, не доб­ро­де­те­лей, но толь­ко обы­ча­ев отцов наших, хули­те­ли всех новых изоб­ре­те­ний, вра­ги све­та и стра­жи тьмы, они суть насто­я­щие отрас­ли вар­вар­ства сред­них веков». «Во Фран­ции они про­ти­вят­ся сво­бо­до­мыс­лию и вве­де­нию пред­ста­ви­тель­но­го прав­ле­ния; в Гер­ма­нии они защи­ща­ют остат­ки фео­даль­ных прав; в Испа­нии скуд­ное поле­но для соору­же­ния кост­ров инкви­зи­ции; в Ита­лии… в Тур­ции… Нако­нец, исто­рия наша пол­на их поку­ше­ний про­тив воз­рож­де­ния Рос­сии». «Им одним подо­ба­ет соби­рать вокруг кафед­ры сво­ей тол­пы наро­да, алчу­ще­го Сло­ва Божье­го; тол­ко­вать наме­ре­ния Все­выш­не­го и пред­ста­вить, как хри­сти­ан­ский закон, воз­ник­ший сре­ди раз­ва­лин древ­не­го про­све­ще­ния и раз­ли­тия стра­стей, при­к­ло­нил к устрой­ству госу­дар­ствен­но­му буй­ству­ю­щих вар­ва­ров, навод­нив­ших Евро­пу, воз­об­но­вил забы­тую нрав­ствен­ность, воз­жег потух­ший пла­мен­ник наук и воца­рил тиши­ну и доб­ро­де­тель там, где цар­ство­ва­ли ужас и порок». (Сбор­ник импе­ра­тор­ско­го рус­ско­го исто­ри­че­ско­го обще­ства, т.78, СПб.,1891), (Рус­ская речь № 6,1975).
Реак­ци­о­не­ры во гла­ве с гра­фом Арак­че­е­вым, адми­ра­лом Шиш­ко­вым, мит­ро­по­ли­том Сера­фи­мом и архи­манд­ри­том Фоти­ем, нашим зем­ля­ком, поме­ша­ли рабо­те Биб­лей­ско­го Обще­ства. Они рас­пус­ка­ли слу­хи, что Голи­цын содей­ству­ет рас­про­стра­не­нию рели­ги­оз­ных бро­шюр не пра­во­слав­но­го, а часто даже анти­пра­во­слав­но­го содер­жа­ния, что он стре­мит­ся вве­сти сво­е­го рода все­об­щее Хри­сти­ан­ство. «По мне­нию викар­но­го Петер­бург­ско­го епи­ско­па Гри­го­рия Пост­ни­ко­ва, выра­жен­но­му им в 1824 г. в одном из писем Мос­ков­ско­му архи­епи­ско­пу Фила­ре­ту Дроз­до­ву, под­лин­ной целью орга­ни­за­ции Биб­лей­ско­го обще­ства была Рефор­ма­ция в Рус­ской Церк­ви». ( Исто­рия рус­ской церк­ви, т.8(2), С.9, М.1997) «В 1824 году 15 мая по доно­сам архи­манд­ри­та Фотия импе­ра­тор Алек­сандр 1 отста­вил Голи­цы­на А.Н. от мини­стер­ства и дру­гих дел». (Эн.Сл. Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, Совр.Верс.,С.161,М.,2002).

В декаб­ре 1824 года князь А.Н. Голи­цын был отстра­нен от руко­вод­ства Обще­ства, хотя и оста­вал­ся в мило­сти Госу­да­ре­вой, про­дол­жая обе­дать во Двор­це каж­дый день.
А.И. Кора­бель