Живой путь вос­кре­ше­ния истории

Рецен­зия на кни­гу «Via Sacra. Свя­той путь»

Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель вос­кре­ша­ет стра­ни­цы исто­рии Еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии, кото­рая, так каза­лось при Совет­ской вла­сти, навсе­гда кану­ла в Лету. Вто­рое изда­ние напи­сан­ной им кни­ги «VIA SACRA. Свя­той путь» гово­рит о живом инте­ре­се наро­да к сло­вам про­по­вед­ни­ков Cвя­то­го бла­го­вест­во­ва­ния, к Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту, чей крест­ный путь запе­чат­лён на кар­те Рос­сии и в судь­бах еван­гель­ских бра­тьев. На Cеве­ре нашей стра­ны воз­ник­ли пер­вые бап­тист­ские общи­ны, про­по­вед­ни­ки Еван­ге­лия посе­ща­ли Петер­бург, увле­кая живой про­по­ве­дью ари­сто­кра­тов и про­стых мирян. Сего­дня нам труд­но пред­ста­вить рели­ги­оз­но-идей­ную жизнь рубе­жа XIX-XX веков, когда мно­гие жили в ожи­да­нии необы­чай­ных собы­тий, что нахо­ди­ло отра­же­ние и в газет­ной поле­ми­ке, и в про­из­ве­де­ни­ях писа­те­лей, и в спо­рах рабо­чих на фаб­ри­ках и заво­дах. Еван­гель­ская весть, кото­рую люди напря­мую мог­ли полу­чать из чте­ния Ново­го Заве­та, при­шла бла­го­да­ря уси­ли­ям про­те­стан­тов, пере­во­див­ших Свя­щен­ное Писа­ние и рас­про­стра­няв­ших пере­во­ды задол­го до Сино­даль­но­го изда­ния пере­во­да Биб­лии на совре­мен­ный рус­ский язык. Не будет пре­уве­ли­че­ни­ем ска­зать, что вся рус­ская исто­рия прав­ле­ния послед­них Рома­но­вых пред­ста­ёт в ином све­те, в тон­ком сия­нии подвиж­ни­че­ства, когда мы про­чи­та­ем эту книгу.

Как пишет Ана­то­лий Ива­но­вич, нача­лось всё с его инте­ре­са к исто­рии бап­тист­кой церк­ви на его род­ной Нов­го­род­чине и сосед­ней Лат­вии. Он обра­щал­ся к био­гра­фи­ям забы­тых рев­ни­те­лей веры, сожа­лея, что мно­гое утра­че­но навек: “О судь­бах мно­гих бра­тьев сего­дня никто не зна­ет. Свет­ские исто­ри­ки утвер­жда­ли, что у них яко­бы «Никто не забыт и ничто не забы­то” (О. Берг­гольц), а что мы зна­ем сего­дня на самом деле? Мно­гие годы еван­ге­ли­стов и бап­ти­стов было запре­ще­но хоро­нить на общем клад­би­ще, в резуль­та­те чего появи­лось еван­гель­ское клад­би­ще на Новгородчине.

Исто­ри­че­ски обо­зна­чен­ный путь Еван­гель­ско­го хри­сти­ан­ства — это наш кров­ный путь, кото­рый мы не толь­ко долж­ны пом­нить и изу­чать. Изра­иль­ско­му наро­ду Бог запо­ве­до­вал: “И помни весь путь, кото­рым вел тебя Гос­подь, Бог твой… что­бы сми­рить тебя, и узнать, что в серд­це тво­ем, будешь ли хра­нить запо­ве­ди Его или нет” — Вт. 8,2».

Поэто­му напол­ни­лись новым зву­ча­ни­ем про­по­ве­ди епи­ско­па и насто­я­те­ля Хра­ма Хри­ста, с кото­ры­ми А.И. Кора­бель обра­ща­ет­ся к при­хо­жа­нам. За каж­дым его сло­вом сто­ят судь­бы про­те­стант­ских про­воз­вест­ни­ков, таких извест­ных, как И.С. Про­ха­нов, В.А. Паш­ков, лорд Ред­сток, В.Ф. Гага­ри­на, и толь­ко сей­час открыв­ших­ся нам имён подвиж­ни­ков из про­сто­го наро­да. Не будет пре­уве­ли­че­ни­ем назвать кни­гу «VIA SACRA. Свя­той путь» энцик­ло­пе­ди­ей про­те­стан­тиз­ма. Напи­сан­ная доступ­ным язы­ком, она содер­жит и тео­ре­ти­че­ские изыс­ка­ния, и вос­по­ми­на­ния совре­мен­ни­ков о гоне­ни­ях на еван­гель­ских бра­тьев. За ску­пы­ми доку­мен­та­ми пред­ста­ют судь­бы людей, нашед­ших опо­ру в Свя­том Духе напе­ре­кор тяго­там и муче­ни­ям. Несмот­ря на изгна­ние, В.А. Паш­ков в 70‑е и 80‑е воз­глав­ляв­ший еван­гель­ское дви­же­ние в Рос­сии, на чуж­бине участ­во­вал в мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти и участ­во­вал в жиз­ни бра­тьев. Похо­ро­нен в Риме, на Про­те­стант­ском клад­би­ще Тестач­чо, где нашли послед­ний при­ют мно­гие дея­те­ли рус­ской куль­ту­ры и про­по­вед­ни­ки Еван­ге­лия. По вос­по­ми­на­нию Софьи Ливен: «На его похо­ро­нах в Риме, мы пели по-рус­ски такой гимн:

Кто, кто сии и кем обле­че­ны,
В свет­лые ризы снеж­ной белизны?»

- пишет А.И. Кора­бель, при­зы­вая чита­те­ля раз­де­лить радость от при­бли­же­ния вос­кре­се­ния свет­лых бра­тьев во Христе.

Кни­гу мож­но назвать свое­об­раз­ной про­по­ве­дью, иду­щей от серд­ца к серд­цу, бога­тый био­гра­фи­че­ский мате­ри­ал убеж­да­ет в том, что нам пора при­знать всю слож­ность отно­ше­ния вла­сти к неофи­ци­аль­ной тогда рели­гии, боль­ше узнать о подви­ге мно­гих про­те­стан­тов, неслом­лен­ных без­бож­ной вла­стью боль­ше­ви­ков, раз­де­лив­ших Крест­ный Путь. А.И. Кора­бель вспо­ми­на­ет М.И. Соро­ки­на, Стар­ше­го пре­сви­те­ра общин Севе­ро-Запа­да и его еди­но­мыш­лен­ни­ков, соби­рав­ших и пре­умно­жав­ших общи­ны ВСЕХБ в 60‑е и 70‑е годы про­шло­го века. Это были очень скром­ные люди, не выно­сив­шие на показ труд­но­сти, с кото­ры­ми им при­шлось столк­нуть­ся, каза­лось бы, уже не в людо­ед­ское время.

Судь­ба авто­ра кни­ги про­сту­па­ет как на ладо­ни Гос­по­да. О себе он пишет ску­по, гово­ря о том, что при­шёл к Богу в 1979 году и стал общать­ся с еван­гель­ски­ми бра­тья­ми, пере­тер­пев­ши­ми гоне­ния. Тогда же он внял зачи­тан­но­му пись­му пре­сви­те­ра церк­ви В.С. Кор­не­ва, про­сив­ше­му соби­рать сви­де­тель­ства о еван­гель­ском и бап­тист­ском дви­же­нии на Нов­го­род­чине: «Пожа­луй­ста, собе­ри­те этот бес­цен­ный мате­ри­ал о вашей церк­ви и вышли­те стар­ше­му пре­сви­те­ру или в Моск­ву…» Так заро­нён­ное сло­во упа­ло на бла­го­дат­ную поч­ву, когда из идеи и при­зы­ва пре­сви­те­ра рож­дал­ся замы­сел кни­ги о Еван­гель­ском дви­же­нии, не зна­ю­щем гра­ниц, сти­ра­ю­щем все огра­ни­че­ния меж­ду бра­тья­ми во Христе.

Мне дове­лось при­кос­нуть­ся к рабо­те над пер­вым изда­ни­ем кни­ги, когда мысль её авто­ра направ­ля­лась духов­ны­ми иска­ни­я­ми и попе­чи­тель­ством Гос­по­да. Эти счаст­ли­вые часы мне хоте­лось бы раз­де­лить вновь с сего­дняш­ним чита­те­лем изда­ния, над кото­рым есть Путь и Исти­на, направ­ля­ю­щая по сто­пам Спа­си­те­ля по неза­вер­шён­ной доро­ге познания.

Алек­сей Фили­мо­нов, член Сою­за писа­те­лей России