Рецензия на книгу «Via Sacra. Святой путь»
Анатолий Иванович Корабель воскрешает страницы истории Евангельского движения в России, которая, так казалось при Советской власти, навсегда канула в Лету. Второе издание написанной им книги «VIA SACRA. Святой путь» говорит о живом интересе народа к словам проповедников Cвятого благовествования, к Господу нашему Иисусу Христу, чей крестный путь запечатлён на карте России и в судьбах евангельских братьев. На Cевере нашей страны возникли первые баптистские общины, проповедники Евангелия посещали Петербург, увлекая живой проповедью аристократов и простых мирян. Сегодня нам трудно представить религиозно-идейную жизнь рубежа XIX-XX веков, когда многие жили в ожидании необычайных событий, что находило отражение и в газетной полемике, и в произведениях писателей, и в спорах рабочих на фабриках и заводах. Евангельская весть, которую люди напрямую могли получать из чтения Нового Завета, пришла благодаря усилиям протестантов, переводивших Священное Писание и распространявших переводы задолго до Синодального издания перевода Библии на современный русский язык. Не будет преувеличением сказать, что вся русская история правления последних Романовых предстаёт в ином свете, в тонком сиянии подвижничества, когда мы прочитаем эту книгу.
Как пишет Анатолий Иванович, началось всё с его интереса к истории баптисткой церкви на его родной Новгородчине и соседней Латвии. Он обращался к биографиям забытых ревнителей веры, сожалея, что многое утрачено навек: “О судьбах многих братьев сегодня никто не знает. Светские историки утверждали, что у них якобы «Никто не забыт и ничто не забыто” (О. Берггольц), а что мы знаем сегодня на самом деле? Многие годы евангелистов и баптистов было запрещено хоронить на общем кладбище, в результате чего появилось евангельское кладбище на Новгородчине.
Исторически обозначенный путь Евангельского христианства — это наш кровный путь, который мы не только должны помнить и изучать. Израильскому народу Бог заповедовал: “И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой… чтобы смирить тебя, и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет” — Вт. 8,2».
Поэтому наполнились новым звучанием проповеди епископа и настоятеля Храма Христа, с которыми А.И. Корабель обращается к прихожанам. За каждым его словом стоят судьбы протестантских провозвестников, таких известных, как И.С. Проханов, В.А. Пашков, лорд Редсток, В.Ф. Гагарина, и только сейчас открывшихся нам имён подвижников из простого народа. Не будет преувеличением назвать книгу «VIA SACRA. Святой путь» энциклопедией протестантизма. Написанная доступным языком, она содержит и теоретические изыскания, и воспоминания современников о гонениях на евангельских братьев. За скупыми документами предстают судьбы людей, нашедших опору в Святом Духе наперекор тяготам и мучениям. Несмотря на изгнание, В.А. Пашков в 70‑е и 80‑е возглавлявший евангельское движение в России, на чужбине участвовал в миссионерской деятельности и участвовал в жизни братьев. Похоронен в Риме, на Протестантском кладбище Тестаччо, где нашли последний приют многие деятели русской культуры и проповедники Евангелия. По воспоминанию Софьи Ливен: «На его похоронах в Риме, мы пели по-русски такой гимн:
Кто, кто сии и кем облечены,
В светлые ризы снежной белизны?»
- пишет А.И. Корабель, призывая читателя разделить радость от приближения воскресения светлых братьев во Христе.
Книгу можно назвать своеобразной проповедью, идущей от сердца к сердцу, богатый биографический материал убеждает в том, что нам пора признать всю сложность отношения власти к неофициальной тогда религии, больше узнать о подвиге многих протестантов, несломленных безбожной властью большевиков, разделивших Крестный Путь. А.И. Корабель вспоминает М.И. Сорокина, Старшего пресвитера общин Северо-Запада и его единомышленников, собиравших и преумножавших общины ВСЕХБ в 60‑е и 70‑е годы прошлого века. Это были очень скромные люди, не выносившие на показ трудности, с которыми им пришлось столкнуться, казалось бы, уже не в людоедское время.
Судьба автора книги проступает как на ладони Господа. О себе он пишет скупо, говоря о том, что пришёл к Богу в 1979 году и стал общаться с евангельскими братьями, перетерпевшими гонения. Тогда же он внял зачитанному письму пресвитера церкви В.С. Корнева, просившему собирать свидетельства о евангельском и баптистском движении на Новгородчине: «Пожалуйста, соберите этот бесценный материал о вашей церкви и вышлите старшему пресвитеру или в Москву…» Так заронённое слово упало на благодатную почву, когда из идеи и призыва пресвитера рождался замысел книги о Евангельском движении, не знающем границ, стирающем все ограничения между братьями во Христе.
Мне довелось прикоснуться к работе над первым изданием книги, когда мысль её автора направлялась духовными исканиями и попечительством Господа. Эти счастливые часы мне хотелось бы разделить вновь с сегодняшним читателем издания, над которым есть Путь и Истина, направляющая по стопам Спасителя по незавершённой дороге познания.
Алексей Филимонов, член Союза писателей России