Жизнь в служении

Хоро­шо — сло­во, кото­рое мы еже­днев­но исполь­зу­ем в сво­ей речи. На стра­ни­цах Писа­ния его мож­но встре­тить прак­ти­че­ски в каж­дой гла­ве. На пер­вой стра­ни­це Биб­лии опи­сан про­цесс тво­ре­ния Зем­ли. «И назвал Бог сушу зем­лею, а собра­ние вод назвал моря­ми. И уви­дел Бог, что это хоро­шо» (Быт. 1:10). Дру­ги­ми сло­ва­ми, все то, что тво­рит Бог, есть хоро­шо, поэто­му зако­но­мер­но, что чело­век, будучи сотво­рен­ным Богом по обра­зу и подо­бию Божье­му, стре­мит­ся ко все­му хоро­ше­му. И Биб­лия — это наш жиз­нен­ный дорож­ный ука­за­тель, кото­рый сви­де­тель­ству­ет, как нуж­но посту­пать, что­бы нам было хорошо.

Вро­де все про­сто: все хотят жить хоро­шо, но в резуль­та­те гре­хо­па­де­ния все поня­тия в созна­нии чело­ве­ка искрив­ле­ны: то, что с точ­ки зре­ния Биб­лии одно­знач­но хоро­шо, обще­ство может не при­ни­мать. Напри­мер, если веру­ю­щий чело­век уда­ля­ет­ся от зла, ему могут при­шить ярлык сек­тан­та. С дру­гой сто­ро­ны, часто мож­но слы­шать сло­во­со­че­та­ния «хоро­шие сига­ре­ты» или «хоро­шая вод­ка», в то вре­мя как в этих и подоб­ных им вещах ниче­го хоро­ше­го нет и быть не может. Каж­дый чита­тель жур­на­ла зна­ет исто­рии из жиз­ни о том, как нор­маль­ные люди из-за алко­го­ля попа­да­ли в раз­ные пере­дря­ги, неред­ко при­во­див­шие их в места лише­ния сво­бо­ды. И я не гово­рю сей­час об алко­го­ли­ках; а гово­рю о тех, кто про­сто выпил и «вля­пал­ся» в исто­рию, в кото­рую нико­гда бы не попал, если бы был трезв… В Биб­лии по это­му пово­ду чита­ем: «Горе тем, кото­рые зло назы­ва­ют доб­ром и доб­ро — злом, тьму почи­та­ют све­том и свет — тьмою, горь­кое почи­та­ют слад­ким и слад­кое — горь­ким!» (Ис. 5:20). Жизнь чело­ве­ка мож­но назвать бла­го­сло­вен­ной, если он ищет и нахо­дит лишь то, что явля­ет­ся хоро­шим с точ­ки зре­ния Библии.

В 10‑й гла­ве кни­ги Дея­ния Апо­сто­лов опи­са­но спа­се­ние сот­ни­ка Кор­ни­лия. «Тот­час послал я к тебе, и ты хоро­шо сде­лал, что при­шел…» — ска­зал Кор­ни­лий апо­сто­лу Пет­ру (Деян. 10:33). Какие же дей­ствия оха­рак­те­ри­зо­ва­ны в дан­ном отрыв­ке наре­чи­ем «хоро­шо»? Сот­ник Кор­ни­лий был пред­ста­ви­те­лем язы­че­ско­го наро­да, но на каком-то эта­пе сво­ей жиз­ни он уве­ро­вал в Бога. Бла­го­че­сти­вый и боя­щий­ся Бога чело­век — такую харак­те­ри­сти­ку дает ему Писа­ние. Но это­го было недо­ста­точ­но для спа­се­ния, поэто­му в виде­нии Кор­ни­лию явил­ся ангел, кото­рый пове­лел ему послать за Пет­ром. Но апо­стол Петр не мог про­сто так взять и пой­ти к рим­ско­му сот­ни­ку, пото­му что Петр был евре­ем, а Закон запре­щал евре­ям общать­ся с языч­ни­ка­ми. Если посмот­реть на этот Закон с совре­мен­ной точ­ки зре­ния, то он может пока­зать­ся даже наци­о­на­ли­сти­че­ским, но смысл Зако­на был не в том, что­бы кого-то уни­зить, напро­тив, Закон был при­зван защи­тить избран­ный народ Божий от вли­я­ния язы­че­ства: изра­иль­тяне хотя и покло­ня­лись Еди­но­му Богу, но лег­ко соблаз­ня­лись от язы­че­ских наро­дов и начи­на­ли слу­жить их богам. После смер­ти и вос­кре­се­ния Иису­са Хри­ста насту­пи­ла новая эра — эпо­ха Ново­го Заве­та, рас­про­стра­не­ние Бла­гой вести сре­ди всех наро­дов. Иисус гово­рил Сво­им уче­ни­кам, что Еван­ге­лие будет про­по­ве­да­но по все­му миру, но после Его смер­ти Закон еще имел свое дей­ствие в умах и серд­цах апо­сто­лов. И поэто­му апо­сто­лы моли­лись; молил­ся и Петр, и Бог ему тоже послал виде­ние. И вот что Петр ска­зал Кор­ни­лию: «…вы зна­е­те, что Иудею воз­бра­не­но сооб­щать­ся или сбли­жать­ся с ино­пле­мен­ни­ком; но мне Бог открыл, что­бы я не почи­тал ни одно­го чело­ве­ка сквер­ным или нечи­стым. Посе­му я, будучи позван, и при­шел бес­пре­ко­слов­но…» (Деян. 10:28–29).

Итак, у Пет­ра была вера, поэто­му он молил­ся; у него было жела­ние слу­жить Хри­сту, поэто­му он выпол­нил то пове­ле­ние, кото­рое ему дал Гос­подь, и в конеч­ном ито­ге его дей­ствия были оха­рак­те­ри­зо­ва­ны сло­вом «хоро­шо». Кор­ни­лий любил дела мило­сер­дия (см. Деян. 10:2), и Бог отве­тил на его молит­ву, на его стрем­ле­ние делать доб­рое, в резуль­та­те чего Кор­ни­лий и его дру­зья при­ня­ли Хри­ста как сво­е­го Спа­си­те­ля. Более того, это собы­тие послу­жи­ло толч­ком к мас­со­во­му обра­ще­нию языч­ни­ков в хри­сти­ан­ство. И с тех пор любой чело­век, кото­рый молит­ся, чита­ет Биб­лию и ста­ра­ет­ся посту­пать так, как в ней напи­са­но, посту­па­ет хоро­шо, пото­му что нет ниче­го луч­ше­го, чем слу­жить Богу.

Мно­гие чита­те­ли, воз­мож­но, не стре­мят­ся к духов­ным вер­ши­нам — про­сто хотят, что­бы у них было все хоро­шо на быто­вом уровне, что­бы была ста­биль­ная жизнь, доста­ток, семья. В этом жела­нии нет ниче­го пло­хо­го, но, если чело­век про­сто насла­жда­ет­ся обы­ден­ной жиз­нью и не стре­мит­ся к вере в Бога, ему вряд ли при­хо­дит­ся рас­счи­ты­вать на жизнь веч­ную. Поэто­му Бог часто допус­ка­ет, что мы теря­ем какие-то бла­га и ком­форт, что­бы заста­вить нас заду­мать­ся о том, отку­да мы и куда идем. Мно­гие не заду­мы­ва­лись о духов­ном, когда было все хоро­шо. Но когда сво­бо­да огра­ни­че­на, нет семьи, близ­ких и нет эле­мен­тар­ных быто­вых вещей, люди начи­на­ют читать духов­ную лите­ра­ту­ру и думать. Думать о сво­ей жиз­ни, думать о Боге. И часто Бог пото­му и огра­ни­чи­ва­ет наш доступ к бла­гам повсе­днев­ной жиз­ни, что­бы дать нам нечто лучшее.

Сло­во Божье гово­рит: «Во сви­де­те­ли пред вами при­зы­ваю сего­дня небо и зем­лю: жизнь и смерть пред­ло­жил я тебе, бла­го­сло­ве­ние и про­кля­тие. Избе­ри жизнь, дабы жил ты и потом­ство твое, любил Гос­по­да Бога тво­е­го, слу­шал глас Его и при­леп­лял­ся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и дол­го­та дней тво­их…» (Вт.30:19–20). Выбе­ри жизнь, что­бы жить. Что­бы было тебе хорошо.

Лео­нид Каночкин