Звез­да Рождества

Звез­да Рож­де­ства дав­но не дава­ла покоя и людям нау­ки, и богословам.

Что это была за таин­ствен­ная звез­да, кото­рая вела за собой восточ­ных муд­ре­цов и кото­рая оста­но­ви­лась по пове­ле­нию Божье­му над домом Младенца?

Уче­ные дав­но пыта­ют­ся отга­дать загад­ку Рож­де­ствен­ской звезды.

В 1603 году извест­ный аст­ро­ном Кеплер заме­тил соеди­не­ние Юпи­те­ра и Сатур­на в созвез­дии Рыб. Эти боль­шие пла­не­ты состав­ля­ют на небо­склоне звез­ды пер­вой вели­чи­ны. Ока­зав­шись так близ­ко друг от дру­га, они мог­ли быть при­ня­ты за одну необык­но­вен­ную звез­ду. Это явле­ние нача­лось 17 декаб­ря. Вес­ной сле­ду­ю­ще­го года к обе­им этим пла­не­там при­со­еди­нил­ся Марс, уве­ли­чив объ­ем и блеск это­го сия­ния.
10 октяб­ря 1604 года в восточ­ной ноге созвез­дия «Зме­е­но­сец» по сосед­ству Юпи­те­ра и Сатур­на, появи­лась новая звез­да, пре­вос­хо­дя­щая все звез­ды пер­вой вели­чи­ны, звез­да необык­но­вен­но бле­стя­щая и имев­шая осо­бен­ный цвет, искрив­ша­я­ся пере­мен­ны­ми цве­та­ми, «подоб­но короне из дра­го­цен­ных кам­ней». Так выра­жа­ет­ся о ней уче­ник Кепле­ра Бру­нов­ский, напо­ми­ная этим заме­ча­ни­ем опи­са­ние у Игна­тия Бого­нос­ца виф­ле­ем­ской звез­ды, кото­рая, по нему, «искри­лась подоб­но брил­ли­ан­ту, боль­ше всех дру­гих звезд». Про­све­тив ярко око­ло года, а затем посте­пен­но теряя свой блеск, новая звез­да исчез­ла в мар­те 1606 года. Кеплер занял­ся иссле­до­ва­ни­ем, мог ли подоб­ный фено­мен про­изой­ти в эпо­ху рож­де­ства Хри­сто­ва, и при­шел к заклю­че­нию, что такое пла­нет­ное соеди­не­ние про­ис­хо­дит каж­дые 800 лет и долж­но было про­изой­ти в 747 году от осно­ва­ния Рима, за несколь­ко лет до насто­я­ще­го года Рож­де­ства Христова.

Взгля­ды Кепле­ра раз­ви­ты впо­след­ствии Мюн­те­ром, Иде­ле­ром и Визе­ле­ром. По их вычис­ле­ни­ям Юпи­тер и Сатурн долж­ны были соеди­нить­ся 20 мая 747 года. Раз­лич­ные ком­би­на­ции этих пла­нет, имев­шие место в тече­ние неко­то­ро­го вре­ме­ни, мог­ли казать­ся дви­же­ни­ем необы­чай­ной звез­ды, и имен­но с восто­ка на юг, т.е. по тому само­му направ­ле­нию, по кото­ро­му при­шли в Иеру­са­лим восточ­ные мудрецы.

Аст­ро­но­мом Голльд­шмид­том уста­нов­ле­но так­же, что такое звезд­ное явле­ние мог­ло быть види­мо людь­ми, оста­вив­ши­ми Иеру­са­лим, и что оно мог­ло ука­зы­вать им путь почти пред ними, по направ­ле­нию к Виф­ле­е­му и оста­но­вить­ся над ним.

Виз­лер в аст­ро­но­ми­че­ских таб­ли­цах Китая нашел упо­ми­на­ние о пере­мен­ной звез­де, появив­шей­ся в эпо­ху имен­но Рож­де­ства Христова.

Но Прит­чард впо­след­ствии дока­зал, что во вре­мя сво­е­го соеди­не­ния пла­не­ты Юпи­тер и Сатурн не кажут­ся одной звез­дой, так как рас­сто­я­ние меж­ду ними в то вре­мя не менее диа­мет­ра Луны.

Дру­гие, счи­тая звез­ду волх­вов тоже пери­о­ди­че­ской, пола­га­ют пери­од ее воз­вра­та в 317 лет. Такое пред­по­ло­же­ние выска­за­но несколь­ки­ми аст­ро­но­ма­ми по пово­ду появ­ле­ния 20 фев­ра­ля 1901 года в созвез­дии Пер­сея новой звез­ды, назван­ной Nova Persel. Аст­ро­ном Шу по пово­ду это­го появ­ле­ния соста­вил пол­ный спи­сок вре­мен­ных звезд, о кото­рых сохра­ни­лись более досто­вер­ные изве­стия. Пер­вая из них отме­че­на у китай­цев за 143 года до хри­сти­ан­ской эры. У Пли­ния есть упо­ми­на­ние о яркой звез­де за 130 лет до Р.Х. Далее идет ряд годов: 123, 173, 369, и т.д. до 1892 года. Аме­ри­кан­ский аст­ро­ном Тоттл выска­зал пред­по­ло­же­ние, что звез­да в Пер­сее 1901 года – та самая, кото­рая вела волх­вов. Мож­но пред­по­ла­гать, что одна и та же пери­о­ди­че­ская звез­да появ­ля­ет­ся на небо­склоне при­бли­зи­тель­но раз в 317 лет. Прав­да, она то опаз­ды­ва­ет, то спе­шит. Кеплер верил, что эта звез­да воз­вра­ща­ет­ся, при­чем в эпо­хи, пово­рот­ные для чело­ве­че­ства: Ада­ма, Ено­ха, пото­па, … , Хри­ста, реформации…

Боль­шин­ство учи­те­лей Церк­ви при­дер­жи­ва­лись того мне­ния, что звез­да наро­чи­то была созда­на Богом в момент рож­де­ния Спа­си­те­ля. Оди­но­ко сто­ит мне­ние Зла­то­уста, что звез­да – это ангел в обра­зе звезды.

С явле­ни­ем в мир Спа­си­те­ля в него вошел столь обиль­ный при­ток жиз­ни и све­та, что уди­ви­тель­но ли, если небо забли­ста­ло новы­ми све­ти­лами? Но совре­мен­ная нау­ка не име­ет, несмот­ря на все успе­хи свои, над­ле­жа­ще­го зна­ния о мире звезд и о всех чуде­сах пре­муд­ро­сти Божьей, свя­зан­ной с ним.

«Боль­шая кни­га Рождества»