В Евангелии от Матфея в 24 и 25 главах, мы читаем «притчу о десяти девах»; богословы называют эти главы «Малым Апокалипсисом». «Апокалипсис» – это греческое слово, переведенное как «откровение». Именно так называется последняя книга Библии, «Откровение», или «Апокалипсис» по-гречески. Книга эта является эсхатологической, то есть, повествующей о последних днях человечества. Но Христос затронул эту тему еще задолго до написания этой книги. С помощью образов в «притче о десяти девах», Христос показывает события последних дней всего человечества.
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «Вот, жених идёт, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! Отвори нам». Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий».
От Матфея 25 глава — Библия
Притча о пришествии Сына Божьего, использующая образ брака, содержит важные уроки об ожидании и подготовке к пришествию Христа. Ожидание Царя всех царей и Спасителя мира является ключевой темой в христианской традиции. Вопрос о том, ожидаем ли мы Спасителя, направлен к каждому из нас, чтобы мы задумались о состоянии наших сердец и готовности принять Его пришествие.
Притча начинается со слова «тогда», и эта привязка ко времени отличает ее от всех остальных притч. Рассказывая эту притчу, Христос ставит нас пред фактом того, что это обязательно случится, пришествие Сына Божьего обязательно грядет, но многие окажутся неготовыми к этой встрече. Время, проведенное нами на земле, имеет в притче Христа очень важное значение, это тот ресурс, которым мы должны распоряжаться очень серьезно и разумно.
Бог поместил нас посреди двух величин бытия. Одна из них пространство, а другая – время. Большая часть людей на земле живет в ограниченном пространстве. Огромное количество пространства для жизни человеку и не нужно. Можно жить в уютной маленькой квартирке и не тужить. Взять, к примеру, человека, находящегося в тюремном заключении: как бы плохо и некомфортно там было, но и такие условия позволяют жить. А вот время — это уже совсем другое дело. Оно начинается и заканчивается. Библия напоминает сегодня человеку о количестве этого времени. Псалом 89‑й говорит о том, что «дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет». Не так-то уж и много.
Все девы вышли навстречу жениху, все взяли светильники, и совершенно естественно то, что все они ожидали, но не все, к сожалению, дождались. С самого начала, все, казалось бы, делали одно и то же, все старались, но в конце притчи все изменилось, закончившись хорошо для одних и совсем печально для других.
Христос в самом начале притчи дает нам подсказку. Он говорит, что одни пять дев были мудрыми, а другие неразумными. В нашей жизни все происходит в точности, как описал Христос. Все вместе, все друзья. Все знают друг друга и находятся рядом. И большой разницы между нами, кажется, и нет. Но день, когда Христос придет за своими, покажет, кто есть кто. Разница между мудрыми и неразумными девами была только в одном. Одни взяли с собою масла, а другие нет. Весь трагизм состоял в том, что у одних масла было чуть – чуть побольше, чем у других. Огромную цистерну с маслом конечно же мудрые девы с собой взять не могли. Но мудрые девы, взяли с собой масла достаточно. А сделали они так, потому что не знали, когда придет жених. Именно в этом и была их мудрость. Мудрость заключалась в подготовке к непредвиденной ситуации. Это, если хотите, был их запасной парашют. Бывает так, что по какой-то причине, парашют может не раскрыться или стропы могут запутаться. В таком случае парашютист использует запасной. Так и эти мудрые девы понимали, что не могут полагаться на случай.
Многие, читая эту притчу, задаются вопросом, почему те девы, у которых было масло, не поделились со своими ближними. Но дело в том, что главная мысль этой притчи о постоянной готовности. Готовность – это внутреннее состояние человека, в данном случае – духовное состояние. Никто не может подготовиться вместо тебя. В этом и заключается пример того, что не всем, что человек имеет, он может поделиться. Если я сыт, то как смогу сделать сытым голодного? Мы не можем получить диплом, одеться или почистить зубы за другого, и так далее. Точно так же с состоянием радости или скорби, которое мы не можем передать другим. Очень многим мы просто не можем поделиться, а в данном случае, своим духовным состоянием. Именно духовное бодрствование мудрых дев и стало главной возможностью их встречи со Христом. Все в этой жизни нужно делать вовремя. Проблему нехватки масла можно было решить, но раньше, пока для этого было время.
НИКТО НЕ МОЖЕТ ПОДГОТОВИТЬСЯ ВМЕСТО ТЕБЯ
«…Вышли на встречу жениху…», говорит Писание, процесс ожидания не только шел полным ходом, но подходил к концу. Это все равно что, если жених с невестой стоят у алтаря, но вдруг выясняется, что они забыли обручальные кольца. Это будет очень неловкая ситуация. Поэтому, такие важные мероприятия как свадьба, или коронация, или вступление каких-то важных государственных персон на свои посты, должны быть сотни раз перепроверены и подготовлены. Такое происходит один раз в жизни. Поэтому и ошибок не должно быть никаких. Даже в событиях земной жизни все готовится и проверяется досконально, а в притче Христа идет речь не просто о земном, а о встрече земного с Небесным. Христос приходит, и Его либо ждут, либо не ждут. Получается, что можно быть очень близко к Царству Небесному, так близко как пять неразумных дев, но не достаточно близко, чтобы войти туда. Они подошли к дверям Небесного Царства, но эти двери уже были закрыты. Не важно, что ты знаешь, где находится дверь и как к этой удивительной двери пройти, самое главное – успеть в эту дверь войти.
ВСЕ В ЭТОЙ ЖИЗНИ НУЖНО ДЕЛАТЬ ВОВРЕМЯ
Дверью в Священном писании назван сам Иисус Христос. Это Он так себя называет. «Я есмь дверь», говорит Христос. Можно смотреть на эту дверь, восхищаться ею и говорить: «Ах, какая прекрасная дверь!» И видеть, как другие люди открывают ее и проходят через эту дверь. Можно даже увидеть, в какую сторону поворачивается дверная ручка и когда дверь открывается, увидеть, какой необычный и приятный свет исходит из-за этой двери. И при этом думать про кого-то: «Вот молодец человек — вошел!», – но смотреть на часы и вспоминать о своих «неотложных» делах. «Я зайду в эту дверь, но немного позже», – вот так думают многие, не зная, что время уже подходит к концу. Дело идет к тому, что дверь больше не откроется. Она будет заперта навсегда. «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф. 24:36). Вот поэтому и нужно, всегда быть готовым. Ключевое слово — всегда. А это уже вопрос постоянства. И это жизненно важный вопрос. Мы живы только потому, что наше сердце бьется постоянно, наше дыхание — это постоянный процесс. Духовная жизнь, точно так же как и физическая, поддерживается постоянным отношением со Христом и Его ожиданием. То есть, ожиданием Христа и Его Небесного Царства. Тот, кто ожидает это Царство, никогда не пропустит его приход.
Есть еще один интересный момент в Библии, о котором мы уже упоминали, но он добавляет нам очень важный акцент. Даже Сын Божий, будучи на земле, не знал времени пришествия Господнего. «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мар. 13:32). Возникает вопрос, почему Иисус Христос не поделился точной датой Своего Второго пришествия? Понятно, что когда Он был на земле, Он этого не знал. А после того, как вознесся во славе, хотел ли Он открыть это своим ученикам, чтобы они рассказали остальным?
Когда мы, к примеру, устраиваемся на работу, нам говорят: «Вы должны быть в таком-то месте, в такое-то время». И люди заранее приезжают, потому что очень дорожат этим. А почему Христос не назначил нам время?
Христиане первого столетия ожидали Второго пришествия Христа, а Христос не приходил. Сто лет проходит, Христос не приходит, двести лет – не приходит, прошла тысяча лет – не приходит. Но люди, жившие даже в первом веке, ожидали Христа так, как будто Он придет завтра. И поэтому они с такой легкостью продавали свои имения и слагали сумму от проданного к ногам апостолов. Потому что скоро должен прийти Христос. Кто-то может быть скажет: «Ошибались». Да, но это была хорошая ошибка. Лучше продолжать ждать, несмотря ни на что, чем не дождаться. И от того, что Христос не приходил, они ничего не потеряли. Но именно в этом и был успех первой церкви, что каждый свой день они проживали, как последний. Потому что завтра, возможно, придет Христос. Исходя из этого, они всегда были готовы встретиться со Христом. Ключевое слово — всегда. А это и есть — постоянство. Христос учит не заботиться о будущем, но готовиться к нему. Современная культура, напротив, часто побуждает человека как можно больше беспокоиться о ближайшем будущем и как можно меньше думать о вечности.
УСПЕХ ПЕРВОЙ ЦЕРКВИ БЫЛ В ТОМ, ЧТО КАЖДЫЙ СВОЙ ДЕНЬ ОНИ ПРОЖИВАЛИ КАК ПОСЛЕДНИЙ
Апостол Петр в своем послании видит во Христе агнца, «…предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас…» (1 Пет. 1:20). То есть, апостол Петр называет первое явление Христа на землю последним временем. Можно сказать, что обратный отсчет начался две тысячи лет назад. На сколько же мы сегодня ближе к последнему времени? По исторической шкале апостол Петр нисколько не ошибся, так действительно есть, Христос пришел в конце веков. С приходом Христа на землю, человечество существовало четыре тысячи лет, после Христа, прошло лишь две тысячи лет.
Очень часто некоторые комментаторы пытаются дать определение тому, что такое масло. Кто-то говорит, что масло – это Дух Святой, другие считают, что это вера и так далее. Слово Божие сравнивает человека с сосудом. Под сосудом можно понимать человека и его внутреннее состояние, а под маслом Божественное, то, от чего светильник горит, а человек живет полноценной духовной жизнью. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Добро – от Господа, от Него истина и святость. Мудрые девы, время зря не теряли, они запасались этим удивительным Святым маслом. Масло — это Божье, а светильник — это я. И в этом контексте Божьего, можно упомянуть и о вере, и о любви, и о Духе Святом, но все это Божье. На основании этого можно вспомнить Библейские стихи, говорящие об этом. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8). «… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мат. 24:12). Писание напоминает нам, что в последние времена будет большой дефицит Божьего. Вера разве не от Господа, а любовь разве не Божье, а Дух Святой разве не Господь? Это все Божье, это Святое, вот об этом и нужно заботиться. Сегодня церкви Божьи открыты для каждого приходящего: Библия — Слово Божие, доступно для всех на многих языках; Евангелие проповедуется там, где еще не слышали о Христе. «Итак, вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия» (Рим. 10:17). Не нужно быть особенным специалистом, чтобы определить местонахождение Божественных ресурсов. Когда мы хотим покушать, идем в столовую, когда проблемы с автомобилем, выдвигаемся на станцию технического обслуживания, нужна книга, посещаем библиотеку. Но с пустой и голодной душой, нам нужен только Бог. Обстоятельства жизни указывают нам, где Его нужно искать. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мат. 5:3). Нищий духом, то есть, человек испытывающий духовный голод, именно такой человек попадает в Царствие Небесное. Попадает не потому, что нищий, а потому, что испытывая голод, он ищет духовную пищу и обязательно находит. Так обещал Христос: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете…» (Мат. 7:7). Но порой, у нас нет той духовной потребности, о которой говорилось выше.
Не хватило масла у неразумных дев только потому, что они не позаботились об этом заранее и поэтому, оказались неготовыми. В притче есть очень хороший и полезный посыл мудрых дев к неразумным: «пойдите к продающим и купите себе». Получается, что они могли когда-то это сделать, но весь вопрос был в том, что было уже поздно. Да благословит нас всех Господь не жить беспечной жизнью. «Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мар. 13:35–37). Сегодня мы живем в такое время, когда еще есть продающие и можно успеть купить. «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).
Иван Корабель