Еван­ге­лие Сретения

До шесто­го века празд­ник Сре­те­ния отме­чал­ся не очень при­мет­но. Все изме­ни­лось с тех пор, как в 544 году в Антио­хии слу­чи­лась моро­вая язва, нещад­но опу­сто­шав­шая город. Одно­му хри­сти­а­ни­ну было ука­за­но свы­ше отпразд­но­вать достой­но празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня. Свя­щен­но­на­ча­лие горо­да при­ня­ло реше­ние совер­шить все­нощ­ное бде­ние и крест­ный ход. Язва отсту­пи­ла и хри­сти­ане полу­чи­ли урок о рев­ност­ном празд­но­ва­нии еван­гель­ских празд­ни­ков. Нам не нуж­но таких серьез­ных побуж­де­ний, как моро­вая язва, что­бы тор­же­ствен­но отме­тить Сре­те­ние. Нам доста­точ­но побуж­де­ния, исхо­дя­ще­го от сло­ва Божьего.

«Тогда был в Иеру­са­ли­ме чело­век, име­нем Симе­он. Он был муж пра­вед­ный и бла­го­че­сти­вый, чаю­щий уте­ше­ния Изра­и­ле­ва; и Дух Свя­тый был на нем. Ему было пред­ска­за­но Духом Свя­тым, что он не уви­дит смер­ти, доко­ле не уви­дит Хри­ста Гос­под­ня. И при­шел он по вдох­но­ве­нию в храм. И, когда роди­те­ли при­нес­ли Мла­ден­ца Иису­са, что­бы совер­шить над Ним закон­ный обряд, он взял Его на руки, бла­го­сло­вил Бога и ска­зал: Ныне отпус­ка­ешь раба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по сло­ву Тво­е­му, с миром, ибо виде­ли очи мои спа­се­ние Твое, кото­рое Ты уго­то­вал пред лицем всех наро­дов, свет к про­све­ще­нию языч­ни­ков и сла­ву наро­да Тво­е­го Изра­и­ля. Иосиф же и Матерь Его диви­лись ска­зан­но­му о Нем. И бла­го­сло­вил их Симе­он и ска­зал Марии, Мате­ри Его: се, лежит Сей на паде­ние и на вос­ста­ние мно­гих в Изра­и­ле и в пред­мет пре­ре­ка­ний, — и Тебе Самой ору­жие прой­дет душу, — да откро­ют­ся помыш­ле­ния мно­гих сер­дец». (Лук.2:25–39).

В этот день Свя­той Дух свел в хра­ме пра­вед­ни­ков, нико­гда не знав­ших друг дру­га, и им дал вели­че­ствен­ное откро­ве­ние о Спа­си­те­ле мира Иису­се Хри­сте. По сути дела, Сре­те­ние ста­ло мощ­ным про­воз­гла­ше­ни­ем Еван­ге­лия, повто­ром рож­де­ствен­ской вести, про­зву­чав­шей в вифли­ем­ских полях.

1. Сре­те­ние про­воз­гла­ша­ло, что Хри­стос есть источ­ник спасения.

Ста­рец Семи­он, бла­го­слов­ляв­ший мла­ден­ца Иису­са, про­из­нес уди­ви­тель­ные сло­ва: «Ныне отпус­ка­ешь раба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по сло­ву Тво­е­му, с миром, ибо виде­ли очи мои спа­се­ние Твое, кото­рое Ты уго­то­вал пред лицем всех наро­дов, свет к про­све­ще­нию язычников».

Смерть все­гда пуга­ла людей — моло­дых и ста­рых. Пуга­ла не тем, что отни­ма­ет зем­ную жизнь, а тем, что при­во­дит чело­ве­ка на спра­вед­ли­вый Божий Суд. Смерть была послед­стви­ем гре­хо­па­де­ния и назы­ва­ет­ся Писа­ни­ем вра­гом чело­ве­ка. Симео­ну было пред­ска­за­но, что после встре­чи с Мес­си­ей его уста сомкнут­ся и гла­за закро­ют­ся навсе­гда. Одна­ко Симе­он бес­страш­но смот­рит на при­бли­же­ние цари­цы ужа­сов. Для него смерть не была прыж­ком в адскую без­дну. Она ста­ла для него слу­жан­кой, открыв­шей дверь в веч­ную жизнь. Такую уве­рен­ность Симе­он обрел толь­ко через Хри­ста: «виде­ли очи мои спа­се­ние Твое». Во Хри­сте, а не в духов­ных подви­гах и пра­вед­ной жиз­ни пола­гал ста­рец свою надеж­ду. Хри­стос назван винов­ни­ком спа­се­ния Веч­но­го (Евр.5:9), без Него нам не о чем было бы гово­рить и не о чем радоваться!

И эта надеж­да на спа­се­ние даро­ва­на не толь­ко Симео­ну. Ста­рец утвер­ждал: «спа­се­ние Твое, кото­рое Ты уго­то­вал пред лицем всех наро­дов». Бог не соби­рал­ся «подраз­нить» спа­се­ни­ем, Он обе­щал его им дать: «Все наро­ды, Тобою сотво­рен­ные, при­и­дут и покло­нят­ся пред Тобою, Гос­по­ди, и про­сла­вят имя Твое» (Пс.85:9). Кто усо­мнит­ся в испол­не­нии это­го про­ро­че­ства? Про­по­ведь о Хри­сте гром­ко зву­чит на всех кон­ти­нен­тах. Спа­се­ние пред­на­зна­ча­ет­ся для людей любой наци­о­наль­но­сти и вся­ко­го соци­аль­но­го поло­же­ния. Хри­сти­ан­ский жур­нал «Спек­трум» заве­рил, что через пять лет вели­кое пору­че­ние Хри­ста о про­по­ве­ди еван­ге­лия будет выпол­не­но — каж­дый народ услы­шит о нем и уве­ро­вав­шие будут спасены. 

2. Сре­те­ние про­воз­гла­ша­ло, что Хри­стос есть источ­ник нашей сла­вы, «свет к про­све­ще­нию языч­ни­ков и сла­ва наро­да Тво­е­го Израиля».

Самые горь­кие сло­ва Биб­лии: «…все согре­ши­ли и лише­ны сла­вы Божи­ей» (Рим.3:23). Бес­слав­ны были языч­ни­ки, ибо из поко­ле­ния в поко­ле­ние пре­бы­ва­ли непро­све­щен­ны­ми в нрав­ствен­ном отно­ше­нии созда­ни­я­ми. Апо­стол Павел напо­ми­нал им: «вы были в то вре­мя без Хри­ста, отчуж­де­ны от обще­ства Изра­иль­ско­го, чуж­ды заве­тов обе­то­ва­ния, не име­ли надеж­ды и были без­бож­ни­ки в мире» (Еф.2:12). Клей­мо про­кля­тия было постав­ле­но на каж­дом языч­ни­ке: чужд все­го разум­но­го, свя­то­го и доброго.

Одна­ко через Хри­ста это бес­сла­вие чуж­до­сти было сня­то: «А теперь во Хри­сте Иису­се вы, быв­шие неко­гда дале­ко, ста­ли близ­ки Кро­вию Хри­сто­вою. Ибо Он есть мир наш, соде­лав­ший из обо­их одно и раз­ру­шив­ший сто­яв­шую посре­ди пре­гра­ду, упразд­нив враж­ду Пло­тию Сво­ею, а закон запо­ве­дей уче­ни­ем, дабы из двух создать в Себе Самом одно­го ново­го чело­ве­ка, устрояя мир» (Еф.2:13–15). Бла­го­да­ря Хри­сту все веру­ю­щие обре­ли сла­ву сынов­ства Богу, сла­ву пра­вед­ни­ков и сла­ву сози­да­те­лей цар­ствия Божье­го на земле.

Что каса­ет­ся наро­да Изра­иль­ско­го, его извеч­ным бес­сла­ви­ем явля­лось непо­слу­ша­ние. Пра­вед­ный Сте­фан уко­рял пра­вя­щую эли­ту: «Жесто­ко­вый­ные! люди с необ­ре­зан­ным серд­цем и уша­ми! вы все­гда про­ти­ви­тесь Духу Свя­то­му, как отцы ваши, так и вы. Кого из про­ро­ков не гна­ли отцы ваши? Они уби­ли пред­воз­ве­стив­ших при­ше­ствие Пра­вед­ни­ка, Кото­ро­го пре­да­те­ля­ми и убий­ца­ми сде­ла­лись ныне вы, — вы, кото­рые при­ня­ли закон при слу­же­нии Анге­лов и не сохра­ни­ли» (Деян.7:51–53).

Хри­стос при­шел, что­бы снять это бес­сла­вие. «…и так весь Изра­иль спа­сет­ся, как напи­са­но: при­дет от Сио­на Изба­ви­тель, и отвра­тит нече­стие от Иако­ва» (Рим.11:26). Пока немно­гие потом­ки Авра­ама слу­жат Хри­сту. Вре­мя пора­до­вать мир сво­ей сла­вой у Изра­и­ля еще впе­ре­ди. Этот народ ска­жет могу­ще­ствен­ное сло­во спа­се­ния и пове­дет циви­ли­за­цию за собой! Наш долг молить­ся об Изра­и­ле во спа­се­ние! Ведь мы пере­жи­вем бла­го, бла­го­да­ря их несча­стию. Апо­стол Павел писал: «В отно­ше­нии к бла­го­ве­стию, они вра­ги ради вас; а в отно­ше­нии к избра­нию, воз­люб­лен­ные [Божии] ради отцов. …так и они теперь непо­слуш­ны для поми­ло­ва­ния вас, что­бы и сами они были поми­ло­ва­ны» (Рим.11:31.28)» 

3. Сре­те­ние про­воз­гла­ша­ло, что Хри­стос при­но­сит серьез­ные про­бле­мы «…се, лежит Сей на паде­ние и на вос­ста­ние мно­гих в Изра­и­ле и в пред­мет пре­ре­ка­ний, — и Тебе Самой ору­жие прой­дет душу, — да откро­ют­ся помыш­ле­ния мно­гих сердец».

Я вижу три про­бле­мы, создан­ные Христом.

Пер­вая про­бле­ма — оже­сто­че­ние: «лежит сей на паде­ние… в пред­мет пре­ре­ка­ний». Одно и то же солн­це сушит гли­ну и рас­тап­ли­ва­ет воск. Так и солн­це Хри­сто­вой люб­ви одних оже­сто­ча­ет, дру­гих сокру­ша­ет. Для неве­ру­ю­щих весть о Хри­сте явля­ет­ся безу­ми­ем. Они ее ярост­но отвер­га­ют. Так пра­ви­тель Фест кри­чал на апо­сто­ла Пав­ла, гово­рив­ше­го о лич­ной встре­че со Хри­стом: «Безум­ству­ешь, ты, Павел! боль­шая уче­ность дово­дит тебя до сума­сше­ствия» (Деян.26:24).

Таких фестов-бого­бор­цев было нема­ло в исто­рии. Они писа­ли анти­хри­сти­ан­ские кни­ги и ста­тьи, орга­ни­зо­вы­ва­ли физи­че­ские рас­пра­вы над хри­сти­а­на­ми. Они будут появ­лять­ся еще, под­твер­ждая право­ту про­ро­че­ства Симеона.

Некий посе­ти­тель мое­го бло­га обо­звал хри­сти­ан рели­ги­оз­ны­ми фаши­ста­ми, а Бога боль­ным пато­ло­ги­че­ским сади­стом. Как боль­но было читать эти неспра­вед­ли­вые обви­не­ния! Я отве­тил ему: «Бог умо­ля­ет вас не идти в ад. Но вы туда направ­ля­е­тесь и пото­му ста­но­ви­тесь сами для себя фашистом».

Вто­рая про­бле­ма: труд­ный выбор. «се, лежит Сей …на вос­ста­ние мно­гих в Изра­и­ле». Речь идет о тех, кто вос­ста­нет от гре­хов­но­го сна. О как труд­но дает­ся людям это про­буж­де­ние! Сколь­ко тяже­лой внут­рен­ней борь­бы они пере­жи­вут, пока решат­ся после­до­вать за Иису­сом как за Спа­си­те­лем и Богом! И тому оке­ан свидетельств.

Тре­тья про­бле­ма: стра­да­ния Хри­ста ради. Мария услы­ша­ла: «Ты пере­жи­вешь огнен­ную скорбь. На тво­е­го Сыны будут вос­ста­вать, Его будут ярост­но отвер­гать. Ты ста­нешь сви­де­тель­ни­цей Его рас­пя­тия и это горе, слов­но меч, прон­зит твою душу. Смерть Хри­ста откро­ет гла­за миру на его про­тив­ле­ние истине, на его злую испор­чен­ность». Через стра­да­ния Хри­ста ради она ста­ла «бла­го­сло­вен­ной меж­ду жена­ми» (Лук.1:42), жен­щи­ной слав­но­го подви­га, вдох­нов­ля­ю­щей людей тер­пе­ли­во сно­сить страдания.

Сле­до­ва­ние за Хри­стом реша­ет одни про­бле­мы, но созда­ет дру­гие: про­тив­ле­ние мира, пло­ти и дья­во­ла: «…вам дано ради Хри­ста не толь­ко веро­вать в Него, но и стра­дать за Него» (Фил.1:29). Но как Бог помог Марии прой­ти через огни и воды скор­би, так помо­жет и нам. Нынеш­ние про­бле­мы непре­мен­но обер­нуть­ся вели­ки­ми бла­го­сло­ве­ни­я­ми. Тако­во Еван­ге­лие празд­ни­ка Сретения!

В. С. Рягузов