Сколь­ко сто­ит Цар­ство Небесное?

«Ибо Цар­ство Небес­ное подоб­но хозя­и­ну дома, кото­рый вышел рано поут­ру нанять работ­ни­ков в вино­град­ник свой и, дого­во­рив­шись с работ­ни­ка­ми по дина­рию на день, послал их в вино­град­ник свой; вый­дя око­ло тре­тье­го часа, он уви­дел дру­гих, сто­я­щих на тор­жи­ще празд­но, и им ска­зал: «иди­те и вы в вино­град­ник мой, и что сле­до­вать будет, дам вам». Они пошли. Опять вый­дя око­ло шесто­го и девя­то­го часа, сде­лал то же. Нако­нец, вый­дя око­ло один­на­дца­то­го часа, он нашёл дру­гих, сто­я­щих празд­но, и гово­рит им: «что вы сто­и­те здесь целый день празд­но?» Они гово­рят ему: «никто нас не нанял». Он гово­рит им: «иди­те и вы в вино­град­ник мой, и что сле­до­вать будет, полу­чи­те». Когда же насту­пил вечер, гово­рит гос­по­дин вино­град­ни­ка упра­ви­те­лю сво­е­му: «позо­ви работ­ни­ков и отдай им пла­ту, начав с послед­них до пер­вых». И при­шед­шие око­ло один­на­дца­то­го часа полу­чи­ли по дина­рию. При­шед­шие же пер­вы­ми дума­ли, что они полу­чат боль­ше, но полу­чи­ли и они по дина­рию; и, полу­чив, ста­ли роп­тать на хозя­и­на дома и гово­ри­ли: «эти послед­ние рабо­та­ли один час, и ты срав­нял их с нами, пере­нёс­ши­ми тягость дня и зной». Он же в ответ ска­зал одно­му из них: «друг! я не оби­жаю тебя; не за дина­рий ли ты дого­во­рил­ся со мною? возь­ми своё и пой­ди; я же хочу дать это­му послед­не­му то же, что и тебе; раз­ве я не вла­стен в сво­ём делать, что хочу? или глаз твой завист­лив отто­го, что я добр?» Так будут послед­ние пер­вы­ми, и пер­вые послед­ни­ми, ибо мно­го зва­ных, а мало избран­ных». Еван­ге­лие от Мат­фея 20 гла­ва 1–16 стихи

Прит­ча на пер­вый взгляд нело­гич­на, но этим-то она и инте­рес­на. Ведь эту прит­чу рас­ска­зал нам Сам Гос­подь Иисус. Зна­чит и мы долж­ны узнать что-то очень важ­ное из этой притчи. 

Начи­на­ет­ся эта прит­ча сло­вом «ибо», это сло­во как вывод из того, что сле­ду­ет выше. В раз­го­во­ре Иису­са Хри­ста с бога­тым юно­шей, кото­рый задал Ему вопрос; «Что сде­лать мне доб­ро­го, что­бы иметь жизнь веч­ную?» Иисус Хри­стос рас­ска­зы­ва­ет прит­чу, в кото­рой срав­ни­ва­ет Цар­ство Божие с хозя­и­ном, кото­рый нани­ма­ет работ­ни­ков в свой вино­град­ник. Ино­гда мы допус­ка­ем мысль, что жизнь веч­ную мож­но каким-то обра­зом зара­бо­тать или заслу­жить. Мож­но ли себе пред­ста­вить такое доб­рое дело, кото­рое по цене будет рав­но веч­ной жиз­ни? Если спро­сить любо­го бога­то­го чело­ве­ка, сколь­ко он готов запла­тить за то, что­бы жить веч­но, чело­век будет готов отдать все. Но нет на зем­ле цены, кото­рая будет рав­на веч­ной жизни. 

Так как юно­ша сам задал этот вопрос, Хри­стос ска­зал ему: «соблю­ди запо­ве­ди», а юно­ша отве­тил, что испол­ня­ет их с дет­ства. Тогда Хри­стос отве­ча­ет: «если хочешь быть совер­шен­ным, пой­ди, про­дай име­ние твое и раз­дай нищим». Хри­стос пред­ло­жил ему сде­лать то, на что он спо­со­бен. А юно­ша ото­шел в печа­ли. Он мог запла­тить эту цену, но не был готов пла­тить такие деньги. 

И тогда удив­лен­ные уче­ни­ки Хри­ста спра­ши­ва­ют у сво­е­го учи­те­ля: «а кто же может спа­стись?» Хри­стос гово­рит, что людям это вооб­ще невоз­мож­но. Что же Иисус Хри­стос имел в виду, давая зада­ние бога­то­му юно­ше, и разъ­яс­няя сво­им уче­ни­кам смысл это­го зада­ния? Он хотел ска­зать, что нет чело­ве­ка на зем­ле, кото­рый мог бы как-то заслу­жить или «купить» жизнь веч­ную. Жизнь веч­ная — это дар Бога. И Он дает ее тому, кому хочет. Тогда уче­ни­ки спро­си­ли Хри­ста: «Вот, мы оста­ви­ли все и после­до­ва­ли за Тобою; что же будет нам?» (Матф. 19:27). А спра­ши­вая, они срав­ни­ва­ли себя с этим юно­шей. Ведь он-то не захо­тел про­дать свое име­ние — пожа­лел. А уче­ни­ки не толь­ко оста­ви­ли все, но и сами после­до­ва­ли за Ним. Хри­стос отве­тил: «И вся­кий, кто оста­вит домы, или бра­тьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зем­ли, ради име­ни Мое­го, полу­чит во сто крат и насле­ду­ет жизнь веч­ную». (Матф. 19:29). Хри­стос, как бы отве­чая на их пере­жи­ва­ния, уве­ря­ет их в том, что, остав­шись со Хри­стом, они не про­де­ше­ви­ли. Он не толь­ко бла­го­сло­вит их пре­бы­ва­ние на зем­ле, но и пода­рит им Цар­ство Небес­ное (имен­но пода­рит). Пото­му что ни за какие день­ги купить его нель­зя. И очень важ­ная мысль при­сут­ству­ет в Писа­нии, что не уче­ни­ки избра­ли Его, а Он их. «Не вы Меня избра­ли, а Я вас избрал и поста­вил вас, что­бы вы шли и при­но­си­ли плод…» (Иоан. 15:16).

После это­го диа­ло­га Хри­стос гово­рит им прит­чу о работ­ни­ках. На пер­вый взгляд, эта прит­ча повест­ву­ет о том, что Бог нуж­да­ет­ся в работ­ни­ках. Ведь суще­ству­ют церк­ви, хри­сти­ан­ские орга­ни­за­ции, мис­сии. И все они дей­стви­тель­но нуж­да­ют­ся в чело­ве­че­ской помо­щи. Выгля­дит так, как буд­то бы Царь Небес­но­го цар­ства нуж­да­ет­ся в мило­сер­дии, в наших пес­нях хва­лы, в нашем вре­ме­ни, в наших день­гах, но это не явля­ет­ся правдой. 

Любая чело­ве­че­ская орга­ни­за­ция дей­стви­тель­но нуж­да­ет­ся в работ­ни­ках. Когда мы при­хо­дим в цер­ковь, у нас спра­ши­ва­ют: Что ты уме­ешь делать? Чем смо­жешь послу­жить Гос­по­ду? Мы видим и чув­ству­ем, что в нас нуж­да­ют­ся, и часто начи­на­ем думать, что мы настоль­ко неза­ме­ни­мы, что даже Сам Гос­подь про­сит у нас помо­щи. И у нас может сло­жить­ся совер­шен­но невер­ное пред­став­ле­ние о слу­же­нии Богу.

В прит­че Хри­ста дело обсто­ит так: хозя­ин дома выхо­дит и на про­тя­же­нии все­го дня нани­ма­ет работ­ни­ков одно­го за дру­гим. Мы видим, что хозя­ин заме­тил людей, сто­я­щих празд­но. Не наня­тые люди сто­я­ли и жда­ли. Было при­ня­то вовре­мя при­хо­дить на место, где наби­ра­ли работ­ни­ков, для того, что­бы не остать­ся без рабо­ты. Не успел — наня­ли дру­гих, а ты остал­ся ни с чем. Может быть, они жда­ли дру­го­го нани­ма­те­ля или дума­ли, что дру­гой запла­тит им боль­ше, а воз­мож­но, по какой-то при­чине, не при­шли вовре­мя. Но про­сто­яв опре­де­лен­ное вре­мя и остав­шись не наня­ты­ми, они услы­ша­ли при­гла­ше­ние хозя­и­на вино­град­ни­ка. Даль­ше эта исто­рия раз­ви­ва­ет­ся еще инте­рес­нее, хозя­ин при­хо­дит сно­ва и нани­ма­ет дру­гих работ­ни­ков. Так он дела­ет на про­тя­же­нии все­го дня. Но очень стран­но видеть, что он нани­ма­ет работ­ни­ков в самом кон­це рабо­че­го дня, когда оста­ет­ся все­го один час до окон­ча­ния работ.

И еще более уди­ви­тель­но то, что в пери­од сбо­ра вино­гра­да, когда работ­ни­ки нуж­ны и на них есть очень актив­ный спрос, их до само­го вече­ра так никто и не нанял. Хозя­ин вино­град­ни­ка нани­ма­ет и этих работ­ни­ков, но не дого­ва­ри­ва­ет­ся с ними о пла­те. И так как им не на что было уже рас­счи­ты­вать, они согла­ша­ют­ся и идут.

Эта прит­ча откры­ва­ет нам смысл обра­за Хозя­и­на вино­град­ни­ка. На самом деле, в обра­зе Хозя­и­на высту­па­ет Сам Бог. А далее самый важ­ный и дол­го­ждан­ный момент прит­чи. При­шло вре­мя, когда работ­ни­ки долж­ны полу­чить дол­го­ждан­ную награ­ду за свой труд. Хозя­ин поче­му-то начи­на­ет опла­ту с тех, кто при­шел в самом кон­це дня. С тех, кто отра­бо­тал все­го один час. Поче­му хозя­ин вино­град­ни­ка сде­лал имен­но так? Навер­ное, он хотел, что­бы все уви­де­ли, как он рас­счи­ты­ва­ет­ся с наня­ты­ми им работ­ни­ка­ми. И тем, кто отра­бо­тал все­го один час, он дает раз­мер днев­но­го зара­бот­ка. И вот здесь про­ис­хо­дит кон­фликт. Те, кото­рые при­шли пер­вы­ми- воз­му­ти­лись, пото­му что и им хозя­ин запла­тил дина­рий, как и послед­ним. То есть такую же сум­му. При­шед­шие в вино­град­ник пер­вы­ми, посчи­та­ли это дей­ствие неспра­вед­ли­вым. Пер­вые реши­ли, что их непра­виль­но оце­ни­ли. Эти люди опре­де­ля­ли свое досто­ин­ство тем, что они дела­ли, как дела­ли и сколь­ко дела­ли. На их взгляд, они были достой­нее осталь­ных. Часто люди опре­де­ля­ют свое досто­ин­ство, срав­ни­вая себя с дру­ги­ми, а это непра­виль­ная мер­ка, от кото­рой отка­зал­ся Хозя­ин, то есть Гос­подь. Итак, Хри­стос хочет пока­зать нам прин­ци­пы устрой­ства Сво­е­го Небес­но­го Царства.

Наше досто­ин­ство, преж­де все­го, опре­де­ля­ет­ся наши­ми отно­ше­ни­я­ми с Богом и тем, Кому мы слу­жим. Их досто­ин­ство не в том, что они целый день рабо­та­ли, а в том, что хозя­ин вино­град­ни­ка нашел нуж­ным их при­гла­сить. Наше досто­ин­ство опре­де­ля­ет­ся тем, что мы сотво­ре­ны по обра­зу и подо­бию Божье­му. Его любовь к нам опре­де­ля­ет наше досто­ин­ство. Срав­ни­вая себя с дру­ги­ми, мы уни­жа­ем себя. Пото­му что в гла­зах Божи­их мы пред­став­ля­ем для Него боль­шую цен­ность, а не ту цен­ность, кото­рую мож­но уви­деть, срав­ни­вая себя с дру­ги­ми людь­ми. Обра­ти­те вни­ма­ние на то, что ска­за­ли при­шед­шие рабо­тать в вино­град­ник пер­вы­ми: «Эти послед­ние рабо­та­ли один час, и ты срав­нял их с нами, пере­нес­ши­ми тягость дня и зной» (Матф. 20:12). Такой была реак­ция этих людей. С одной сто­ро­ны, их даже мож­но понять, пото­му что они тру­ди­лись целый день, а полу­чи­ли награ­ду, как послед­ние. Так есть ли смысл при­хо­дить с утра, если мож­но прий­ти в кон­це дня и полу­чить ту пла­ту, что и при­шед­шие в нача­ле дня? 

Здесь очень отчет­ли­во вид­но, что пер­вые не совсем пони­ма­ют, поче­му их труд «недо­оце­ни­ли». Они дума­ют, что та опла­та, кото­рую выдал им нани­ма­тель, заслу­жен­на толь­ко ими. Имен­но поэто­му хозя­ин вино­град­ни­ка начи­на­ет опла­ту с послед­них. Он явно пока­зы­ва­ет всем — и послед­ним и пер­вым, что выда­ет опла­ту не за коли­че­ство тру­да. По боль­шо­му сче­ту, все долж­ны были это уви­деть и понять. И если бы он их не нанял, они все без исклю­че­ния оста­лись бы без рабо­ты. Каж­дый из наня­тых работ­ни­ков, дол­жен был уви­деть и ощу­тить щед­рость это­го господина. 

А теперь давай­те раз­бе­рем­ся, кому на самом деле было лег­че? Пер­вым или послед­ним? И те и дру­гие пере­нес­ли тягость дня. Но одни, рабо­тая в вино­град­ни­ке, мог­ли и отдох­нуть, и под­кре­пить свои силы, а самое глав­ное — они име­ли надеж­ду, что в кон­це рабо­че­го дня с ними рас­пла­тят­ся. Тяже­ло было всем, но тяже­лее все­го тем, кто сто­ял на тор­жи­ще, не зная, что слу­чит­ся с ними в буду­щем. Они не име­ли рабо­ты, а день кло­нил­ся к вече­ру и ника­кой надеж­ды у них не было. Раз­ни­ца меж­ду пер­вы­ми и послед­ни­ми была очень суще­ствен­ной. У пер­вых были гаран­тии, была надеж­да спра­вить­ся с труд­но­стя­ми рабо­ты и полу­чить пла­ту за ее выпол­не­ние. А послед­ние, кото­рые, на пер­вый взгляд, каза­лось бы, про­сто отды­ха­ли, на самом деле очень пере­жи­ва­ли, они томи­лись, пони­мая, что нико­му не нуж­ны. Прав­да жиз­ни пока­зы­ва­ет, что быть без Хри­ста очень слож­но. «Никто нас не нанял», — ска­за­ли послед­ние в прит­че. Живя со Хри­стом, люди так­же стра­да­ют, так­же стал­ки­ва­ют­ся с труд­но­стя­ми, но при этом они име­ют надеж­ду на будущее.

В этом мире, кро­ме Хри­ста, мы нико­му не нуж­ны. Ту потреб­ность, кото­рая нахо­дит­ся в душе чело­ве­ка, зна­ет толь­ко Бог. Поэто­му удо­вле­тво­рить ее может толь­ко Он. Мож­но попро­бо­вать мно­гое в этой жиз­ни, но ничто не уто­лит этот голод. И в кон­це жиз­ни каж­до­му чело­ве­ку Гос­подь зада­ет вопрос: «что ты сто­ишь здесь целый день празд­но?» Дру­ги­ми сло­ва­ми: «Поче­му ты не при деле? Поче­му твоя душа пуста? Поче­му ты не удо­вле­тво­рен жиз­нью?», а ответ будет все тем же: «Никто меня не нанял». 

Чело­век дол­жен понять, что никто, кро­ме Хри­ста, не удо­вле­тво­рит тос­ку души. Пото­му что толь­ко Он зна­ет твои нуж­ды и потреб­но­сти. Нико­гда не при­дет дру­гой нани­ма­тель, пото­му что никто не зна­ет ваше­го серд­ца так, как зна­ет его Гос­подь. И даже тогда, когда чело­век стра­да­ет, ему намно­го лег­че пере­но­сить стра­да­ния, если в кон­це его ждет уте­ше­ние. Но это если чело­век пони­ма­ет, что его целью явля­ет­ся Цар­ство Божие.

Послед­няя мысль Хри­ста заклю­ча­ет­ся в Его сло­вах: «…или глаз твой завист­лив отто­го, что я добр?» Хозя­ин добр — в этом и есть глав­ный акцент прит­чи. Полу­ча­ет­ся, что все эти люди, кото­рые рабо­та­ли в вино­град­ни­ке, име­ют дело с очень бога­тым чело­ве­ком. Он пошел нани­мать работ­ни­ков не пото­му, что Он в них нуж­дал­ся. Но Он ищет пред­лог позвать их к Себе. Хозя­ин вино­град­ни­ка пони­мал то, что еще совсем не пони­ма­ли работ­ни­ки. Это Он был им нужен. Они нуж­да­лись в рабо­те, Он им ее и предо­ста­вил. И пла­тит Он не пото­му, что они хоро­шо рабо­та­ют, а пото­му, что Он богат, щедр и добр. «…Я же хочу дать это­му послед­не­му то же, что и тебе, раз­ве я не вла­стен в сво­ем делать, что хочу?…» (Матф. 20:14,15). Он дела­ет то, что хочет. Но Его жела­ние — делать доб­рое.
 
Какие выво­ды мы можем сде­лать для себя из этой пре­крас­ной прит­чи, рас­ска­зан­ной Хри­стом?
 
Пер­вое: когда Бог при­гла­ша­ет людей, нико­гда не нуж­но отка­зы­вать­ся. «Поче­му?», спро­сит кто-то. Пото­му что луч­ше­го пред­ло­же­ния боль­ше нико­гда не будет. А мы, в свою оче­редь, про­сто упу­стим свое время.

Сле­ду­ю­щий урок в том, что усло­вия, кото­рые пред­ла­га­ет Бог, нико­гда не будут наши­ми. Никто и нико­гда не запла­тит боль­ше, чем сам Хри­стос. Его усло­вия самые при­ем­ле­мые, самые спра­вед­ли­вые и самые мило­сти­вые. По боль­шо­му сче­ту, они заклю­ча­ют­ся в том, что­бы дове­рит­ся Богу и пой­ти в Его виноградник.

Тре­тий урок в том, что мы долж­ны смот­реть толь­ко на себя, а не на дру­гих. На себя и на Гос­по­да, на Гос­по­да и на себя. И дер­жать­ся за эту рабо­ту всем сво­им есте­ством. Дру­гой рабо­ты нет. Если выго­нят, то луч­ше уже не най­дешь. И нуж­но все­гда пом­нить: луч­ше толь­ко со Христом.

Послед­ний вывод — самый глав­ный. Мы долж­ны пом­нить, что цена или пла­та за то, в чем мы потру­ди­лись для Гос­по­да, все­гда будет неза­слу­жен­ной нами. То есть, в разы боль­ше того, что долж­ны были бы нам запла­тить. Поче­му? Пото­му что там есть не толь­ко зар­пла­та, но еще и пре­мия. Бог не толь­ко опла­чи­ва­ет нам наши зем­ные ста­ра­ния, но и дарит жизнь веч­ную. Это тот бонус, кото­рый Он дает по Сво­ей вели­кой люб­ви не за что-то, а несмот­ря ни на что. Ту веч­ную жизнь, кото­рую ни за какие заслу­ги не полу­чишь. Она явля­ет­ся вели­ким даром наше­го Спа­си­те­ля Иису­са Христа!

И. А. Корабель