Не опоз­дай!

В Еван­ге­лии от Мат­фея в 24 и 25 гла­вах, мы чита­ем «прит­чу о деся­ти девах»; бого­сло­вы назы­ва­ют эти гла­вы «Малым Апо­ка­лип­си­сом». «Апо­ка­лип­сис» – это гре­че­ское сло­во, пере­ве­ден­ное как «откро­ве­ние». Имен­но так назы­ва­ет­ся послед­няя кни­га Биб­лии, «Откро­ве­ние», или «Апо­ка­лип­сис» по-гре­че­ски. Кни­га эта явля­ет­ся эсха­то­ло­ги­че­ской, то есть, повест­ву­ю­щей о послед­них днях чело­ве­че­ства. Но Хри­стос затро­нул эту тему еще задол­го до напи­са­ния этой кни­ги. С помо­щью обра­зов в «прит­че о деся­ти девах», Хри­стос пока­зы­ва­ет собы­тия послед­них дней все­го человечества.

«Тогда подоб­но будет Цар­ство Небес­ное деся­ти девам, кото­рые, взяв све­тиль­ни­ки свои, вышли навстре­чу жени­ху. Из них пять было муд­рых и пять нера­зум­ных. Нера­зум­ные, взяв све­тиль­ни­ки свои, не взя­ли с собой мас­ла. Муд­рые же, вме­сте со све­тиль­ни­ка­ми сво­и­ми, взя­ли мас­ла в сосу­дах сво­их. И как жених замед­лил, то задре­ма­ли все и усну­ли. Но в пол­ночь раз­дал­ся крик: «Вот, жених идёт, выхо­ди­те навстре­чу ему». Тогда вста­ли все девы те и попра­ви­ли све­тиль­ни­ки свои. Нера­зум­ные же ска­за­ли муд­рым: «Дай­те нам ваше­го мас­ла, пото­му что све­тиль­ни­ки наши гас­нут». А муд­рые отве­ча­ли: «Что­бы не слу­чи­лось недо­стат­ка и у нас, и у вас, пой­ди­те луч­ше к про­да­ю­щим и купи­те себе». Когда же пошли они поку­пать, при­шёл жених, и гото­вые вошли с ним на брач­ный пир, и две­ри затво­ри­лись. После при­хо­дят и про­чие девы, и гово­рят: «Гос­по­ди! Гос­по­ди! Отво­ри нам». Он же ска­зал им в ответ: «Истин­но гово­рю вам: не знаю вас». Итак, бодр­ствуй­те, пото­му что не зна­е­те ни дня, ни часа, в кото­рый при­дёт Сын Человеческий».

От Мат­фея 25 гла­ва — Библия

Прит­ча о при­ше­ствии Сына Божье­го, исполь­зу­ю­щая образ бра­ка, содер­жит важ­ные уро­ки об ожи­да­нии и под­го­тов­ке к при­ше­ствию Хри­ста. Ожи­да­ние Царя всех царей и Спа­си­те­ля мира явля­ет­ся клю­че­вой темой в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. Вопрос о том, ожи­да­ем ли мы Спа­си­те­ля, направ­лен к каж­до­му из нас, что­бы мы заду­ма­лись о состо­я­нии наших сер­дец и готов­но­сти при­нять Его пришествие.

Прит­ча начи­на­ет­ся со сло­ва «тогда», и эта при­вяз­ка ко вре­ме­ни отли­ча­ет ее от всех осталь­ных притч. Рас­ска­зы­вая эту прит­чу, Хри­стос ста­вит нас пред фак­том того, что это обя­за­тель­но слу­чит­ся, при­ше­ствие Сына Божье­го обя­за­тель­но гря­дет, но мно­гие ока­жут­ся него­то­вы­ми к этой встре­че. Вре­мя, про­ве­ден­ное нами на зем­ле, име­ет в прит­че Хри­ста очень важ­ное зна­че­ние, это тот ресурс, кото­рым мы долж­ны рас­по­ря­жать­ся очень серьез­но и разумно.

Бог поме­стил нас посре­ди двух вели­чин бытия. Одна из них про­стран­ство, а дру­гая – вре­мя. Боль­шая часть людей на зем­ле живет в огра­ни­чен­ном про­стран­стве. Огром­ное коли­че­ство про­стран­ства для жиз­ни чело­ве­ку и не нуж­но. Мож­но жить в уют­ной малень­кой квар­тир­ке и не тужить. Взять, к при­ме­ру, чело­ве­ка, нахо­дя­ще­го­ся в тюрем­ном заклю­че­нии: как бы пло­хо и неком­форт­но там было, но и такие усло­вия поз­во­ля­ют жить. А вот вре­мя — это уже совсем дру­гое дело. Оно начи­на­ет­ся и закан­чи­ва­ет­ся. Биб­лия напо­ми­на­ет сего­дня чело­ве­ку о коли­че­стве это­го вре­ме­ни. Пса­лом 89‑й гово­рит о том, что «дней лет наших — семь­де­сят лет, а при боль­шей кре­по­сти — восемь­де­сят лет». Не так-то уж и много.

Все девы вышли навстре­чу жени­ху, все взя­ли све­тиль­ни­ки, и совер­шен­но есте­ствен­но то, что все они ожи­да­ли, но не все, к сожа­ле­нию, дожда­лись. С само­го нача­ла, все, каза­лось бы, дела­ли одно и то же, все ста­ра­лись, но в кон­це прит­чи все изме­ни­лось, закон­чив­шись хоро­шо для одних и совсем печаль­но для других.

Хри­стос в самом нача­ле прит­чи дает нам под­сказ­ку. Он гово­рит, что одни пять дев были муд­ры­ми, а дру­гие нера­зум­ны­ми. В нашей жиз­ни все про­ис­хо­дит в точ­но­сти, как опи­сал Хри­стос. Все вме­сте, все дру­зья. Все зна­ют друг дру­га и нахо­дят­ся рядом. И боль­шой раз­ни­цы меж­ду нами, кажет­ся, и нет. Но день, когда Хри­стос при­дет за сво­и­ми, пока­жет, кто есть кто. Раз­ни­ца меж­ду муд­ры­ми и нера­зум­ны­ми дева­ми была толь­ко в одном. Одни взя­ли с собою мас­ла, а дру­гие нет. Весь тра­гизм состо­ял в том, что у одних мас­ла было чуть – чуть поболь­ше, чем у дру­гих. Огром­ную цистер­ну с мас­лом конеч­но же муд­рые девы с собой взять не мог­ли. Но муд­рые девы, взя­ли с собой мас­ла доста­точ­но. А сде­ла­ли они так, пото­му что не зна­ли, когда при­дет жених. Имен­но в этом и была их муд­рость. Муд­рость заклю­ча­лась в под­го­тов­ке к непред­ви­ден­ной ситу­а­ции. Это, если хоти­те, был их запас­ной пара­шют. Быва­ет так, что по какой-то при­чине, пара­шют может не рас­крыть­ся или стро­пы могут запу­тать­ся. В таком слу­чае пара­шю­тист исполь­зу­ет запас­ной. Так и эти муд­рые девы пони­ма­ли, что не могут пола­гать­ся на случай.

Мно­гие, читая эту прит­чу, зада­ют­ся вопро­сом, поче­му те девы, у кото­рых было мас­ло, не поде­ли­лись со сво­и­ми ближ­ни­ми. Но дело в том, что глав­ная мысль этой прит­чи о посто­ян­ной готов­но­сти. Готов­ность – это внут­рен­нее состо­я­ние чело­ве­ка, в дан­ном слу­чае – духов­ное состо­я­ние. Никто не может под­го­то­вить­ся вме­сто тебя. В этом и заклю­ча­ет­ся при­мер того, что не всем, что чело­век име­ет, он может поде­лить­ся. Если я сыт, то как смо­гу сде­лать сытым голод­но­го? Мы не можем полу­чить диплом, одеть­ся или почи­стить зубы за дру­го­го, и так далее. Точ­но так же с состо­я­ни­ем радо­сти или скор­би, кото­рое мы не можем пере­дать дру­гим. Очень мно­гим мы про­сто не можем поде­лить­ся, а в дан­ном слу­чае, сво­им духов­ным состо­я­ни­ем. Имен­но духов­ное бодр­ство­ва­ние муд­рых дев и ста­ло глав­ной воз­мож­но­стью их встре­чи со Хри­стом. Все в этой жиз­ни нуж­но делать вовре­мя. Про­бле­му нехват­ки мас­ла мож­но было решить, но рань­ше, пока для это­го было время.

НИКТО НЕ МОЖЕТ ПОДГОТОВИТЬСЯ ВМЕСТО ТЕБЯ

«…Вышли на встре­чу жени­ху…», гово­рит Писа­ние, про­цесс ожи­да­ния не толь­ко шел пол­ным ходом, но под­хо­дил к кон­цу. Это все рав­но что, если жених с неве­стой сто­ят у алта­ря, но вдруг выяс­ня­ет­ся, что они забы­ли обру­чаль­ные коль­ца. Это будет очень нелов­кая ситу­а­ция. Поэто­му, такие важ­ные меро­при­я­тия как сва­дьба, или коро­на­ция, или вступ­ле­ние каких-то важ­ных госу­дар­ствен­ных пер­сон на свои посты, долж­ны быть сот­ни раз пере­про­ве­ре­ны и под­го­тов­ле­ны. Такое про­ис­хо­дит один раз в жиз­ни. Поэто­му и оши­бок не долж­но быть ника­ких. Даже в собы­ти­ях зем­ной жиз­ни все гото­вит­ся и про­ве­ря­ет­ся дос­ко­наль­но, а в прит­че Хри­ста идет речь не про­сто о зем­ном, а о встре­че зем­но­го с Небес­ным. Хри­стос при­хо­дит, и Его либо ждут, либо не ждут. Полу­ча­ет­ся, что мож­но быть очень близ­ко к Цар­ству Небес­но­му, так близ­ко как пять нера­зум­ных дев, но не доста­точ­но близ­ко, что­бы вой­ти туда. Они подо­шли к две­рям Небес­но­го Цар­ства, но эти две­ри уже были закры­ты. Не важ­но, что ты зна­ешь, где нахо­дит­ся дверь и как к этой уди­ви­тель­ной две­ри прой­ти, самое глав­ное – успеть в эту дверь войти.

ВСЕ В ЭТОЙ ЖИЗНИ НУЖНО ДЕЛАТЬ ВОВРЕМЯ

Две­рью в Свя­щен­ном писа­нии назван сам Иисус Хри­стос. Это Он так себя назы­ва­ет. «Я есмь дверь», гово­рит Хри­стос. Мож­но смот­реть на эту дверь, вос­хи­щать­ся ею и гово­рить: «Ах, какая пре­крас­ная дверь!» И видеть, как дру­гие люди откры­ва­ют ее и про­хо­дят через эту дверь. Мож­но даже уви­деть, в какую сто­ро­ну пово­ра­чи­ва­ет­ся двер­ная руч­ка и когда дверь откры­ва­ет­ся, уви­деть, какой необыч­ный и при­ят­ный свет исхо­дит из-за этой две­ри. И при этом думать про кого-то: «Вот моло­дец чело­век — вошел!», – но смот­реть на часы и вспо­ми­нать о сво­их «неот­лож­ных» делах. «Я зай­ду в эту дверь, но немно­го поз­же», – вот так дума­ют мно­гие, не зная, что вре­мя уже под­хо­дит к кон­цу. Дело идет к тому, что дверь боль­ше не откро­ет­ся. Она будет запер­та навсе­гда. «О дне же том и часе никто не зна­ет, ни Анге­лы небес­ные, а толь­ко Отец Мой один» (Матф. 24:36). Вот поэто­му и нуж­но, все­гда быть гото­вым. Клю­че­вое сло­во — все­гда. А это уже вопрос посто­ян­ства. И это жиз­нен­но важ­ный вопрос. Мы живы толь­ко пото­му, что наше серд­це бьет­ся посто­ян­но, наше дыха­ние — это посто­ян­ный про­цесс. Духов­ная жизнь, точ­но так же как и физи­че­ская, под­дер­жи­ва­ет­ся посто­ян­ным отно­ше­ни­ем со Хри­стом и Его ожи­да­ни­ем. То есть, ожи­да­ни­ем Хри­ста и Его Небес­но­го Цар­ства. Тот, кто ожи­да­ет это Цар­ство, нико­гда не про­пу­стит его приход.

Есть еще один инте­рес­ный момент в Биб­лии, о кото­ром мы уже упо­ми­на­ли, но он добав­ля­ет нам очень важ­ный акцент. Даже Сын Божий, будучи на зем­ле, не знал вре­ме­ни при­ше­ствия Гос­под­не­го. «О дне же том, или часе, никто не зна­ет, ни Анге­лы небес­ные, ни Сын, но толь­ко Отец» (Мар. 13:32). Воз­ни­ка­ет вопрос, поче­му Иисус Хри­стос не поде­лил­ся точ­ной датой Сво­е­го Вто­ро­го при­ше­ствия? Понят­но, что когда Он был на зем­ле, Он это­го не знал. А после того, как воз­нес­ся во сла­ве, хотел ли Он открыть это сво­им уче­ни­кам, что­бы они рас­ска­за­ли остальным?

Когда мы, к при­ме­ру, устра­и­ва­ем­ся на рабо­ту, нам гово­рят: «Вы долж­ны быть в таком-то месте, в такое-то вре­мя». И люди зара­нее при­ез­жа­ют, пото­му что очень доро­жат этим. А поче­му Хри­стос не назна­чил нам время?

Хри­сти­ане пер­во­го сто­ле­тия ожи­да­ли Вто­ро­го при­ше­ствия Хри­ста, а Хри­стос не при­хо­дил. Сто лет про­хо­дит, Хри­стос не при­хо­дит, две­сти лет – не при­хо­дит, про­шла тыся­ча лет – не при­хо­дит. Но люди, жив­шие даже в пер­вом веке, ожи­да­ли Хри­ста так, как буд­то Он при­дет зав­тра. И поэто­му они с такой лег­ко­стью про­да­ва­ли свои име­ния и сла­га­ли сум­му от про­дан­но­го к ногам апо­сто­лов. Пото­му что ско­ро дол­жен прий­ти Хри­стос. Кто-то может быть ска­жет: «Оши­ба­лись». Да, но это была хоро­шая ошиб­ка. Луч­ше про­дол­жать ждать, несмот­ря ни на что, чем не дождать­ся. И от того, что Хри­стос не при­хо­дил, они ниче­го не поте­ря­ли. Но имен­но в этом и был успех пер­вой церк­ви, что каж­дый свой день они про­жи­ва­ли, как послед­ний. Пото­му что зав­тра, воз­мож­но, при­дет Хри­стос. Исхо­дя из это­го, они все­гда были гото­вы встре­тить­ся со Хри­стом. Клю­че­вое сло­во — все­гда. А это и есть — посто­ян­ство. Хри­стос учит не забо­тить­ся о буду­щем, но гото­вить­ся к нему. Совре­мен­ная куль­ту­ра, напро­тив, часто побуж­да­ет чело­ве­ка как мож­но боль­ше бес­по­ко­ить­ся о бли­жай­шем буду­щем и как мож­но мень­ше думать о вечности.

УСПЕХ ПЕРВОЙ ЦЕРКВИ БЫЛ В ТОМ, ЧТО КАЖДЫЙ СВОЙ ДЕНЬ ОНИ ПРОЖИВАЛИ КАК ПОСЛЕДНИЙ

Апо­стол Петр в сво­ем посла­нии видит во Хри­сте агн­ца, «…пред­на­зна­чен­но­го еще преж­де созда­ния мира, но явив­ше­го­ся в послед­ние вре­ме­на для вас…» (1 Пет. 1:20). То есть, апо­стол Петр назы­ва­ет пер­вое явле­ние Хри­ста на зем­лю послед­ним вре­ме­нем. Мож­но ска­зать, что обрат­ный отсчет начал­ся две тыся­чи лет назад. На сколь­ко же мы сего­дня бли­же к послед­не­му вре­ме­ни? По исто­ри­че­ской шка­ле апо­стол Петр нисколь­ко не ошиб­ся, так дей­стви­тель­но есть, Хри­стос при­шел в кон­це веков. С при­хо­дом Хри­ста на зем­лю, чело­ве­че­ство суще­ство­ва­ло четы­ре тыся­чи лет, после Хри­ста, про­шло лишь две тыся­чи лет.

Очень часто неко­то­рые ком­мен­та­то­ры пыта­ют­ся дать опре­де­ле­ние тому, что такое мас­ло. Кто-то гово­рит, что мас­ло – это Дух Свя­той, дру­гие счи­та­ют, что это вера и так далее. Сло­во Божие срав­ни­ва­ет чело­ве­ка с сосу­дом. Под сосу­дом мож­но пони­мать чело­ве­ка и его внут­рен­нее состо­я­ние, а под мас­лом Боже­ствен­ное, то, от чего све­тиль­ник горит, а чело­век живет пол­но­цен­ной духов­ной жиз­нью. «Вся­кое дая­ние доб­рое и вся­кий дар совер­шен­ный нис­хо­дит свы­ше, от Отца све­тов, у Кото­ро­го нет изме­не­ния и ни тени пере­ме­ны» (Иак. 1:17). Доб­ро – от Гос­по­да, от Него исти­на и свя­тость. Муд­рые девы, вре­мя зря не теря­ли, они запа­са­лись этим уди­ви­тель­ным Свя­тым мас­лом. Мас­ло — это Божье, а све­тиль­ник — это я. И в этом кон­тек­сте Божье­го, мож­но упо­мя­нуть и о вере, и о люб­ви, и о Духе Свя­том, но все это Божье. На осно­ва­нии это­го мож­но вспом­нить Биб­лей­ские сти­хи, гово­ря­щие об этом. «Но Сын Чело­ве­че­ский, при­дя, най­дет ли веру на зем­ле?» (Лук. 18:8). «… и, по при­чине умно­же­ния без­за­ко­ния, во мно­гих охла­де­ет любовь» (Мат. 24:12). Писа­ние напо­ми­на­ет нам, что в послед­ние вре­ме­на будет боль­шой дефи­цит Божье­го. Вера раз­ве не от Гос­по­да, а любовь раз­ве не Божье, а Дух Свя­той раз­ве не Гос­подь? Это все Божье, это Свя­тое, вот об этом и нуж­но забо­тить­ся. Сего­дня церк­ви Божьи откры­ты для каж­до­го при­хо­дя­ще­го: Биб­лия — Сло­во Божие, доступ­но для всех на мно­гих язы­ках; Еван­ге­лие про­по­ве­ду­ет­ся там, где еще не слы­ша­ли о Хри­сте. «Итак, вера – от слы­ша­ния, а слы­ша­ние – от Сло­ва Божия» (Рим. 10:17). Не нуж­но быть осо­бен­ным спе­ци­а­ли­стом, что­бы опре­де­лить место­на­хож­де­ние Боже­ствен­ных ресур­сов. Когда мы хотим поку­шать, идем в сто­ло­вую, когда про­бле­мы с авто­мо­би­лем, выдви­га­ем­ся на стан­цию тех­ни­че­ско­го обслу­жи­ва­ния, нуж­на кни­га, посе­ща­ем биб­лио­те­ку. Но с пустой и голод­ной душой, нам нужен толь­ко Бог. Обсто­я­тель­ства жиз­ни ука­зы­ва­ют нам, где Его нуж­но искать. «Бла­жен­ны нищие духом, ибо их есть Цар­ство Небес­ное» (Мат. 5:3). Нищий духом, то есть, чело­век испы­ты­ва­ю­щий духов­ный голод, имен­но такой чело­век попа­да­ет в Цар­ствие Небес­ное. Попа­да­ет не пото­му, что нищий, а пото­му, что испы­ты­вая голод, он ищет духов­ную пищу и обя­за­тель­но нахо­дит. Так обе­щал Хри­стос: «Про­си­те, и дано будет вам; ищи­те и най­де­те…» (Мат. 7:7). Но порой, у нас нет той духов­ной потреб­но­сти, о кото­рой гово­ри­лось выше.

Не хва­ти­ло мас­ла у нера­зум­ных дев толь­ко пото­му, что они не поза­бо­ти­лись об этом зара­нее и поэто­му, ока­за­лись него­то­вы­ми. В прит­че есть очень хоро­ший и полез­ный посыл муд­рых дев к нера­зум­ным: «пой­ди­те к про­да­ю­щим и купи­те себе». Полу­ча­ет­ся, что они мог­ли когда-то это сде­лать, но весь вопрос был в том, что было уже позд­но. Да бла­го­сло­вит нас всех Гос­подь не жить бес­печ­ной жиз­нью. «Итак бодр­ствуй­те, ибо не зна­е­те, когда при­дет хозя­ин дома: вече­ром, или в пол­ночь, или в пение пету­хов, или поут­ру; что­бы, при­дя вне­зап­но, не нашел вас спя­щи­ми. А что вам гово­рю, гово­рю всем: бодр­ствуй­те» (Мар. 13:35–37). Сего­дня мы живем в такое вре­мя, когда еще есть про­да­ю­щие и мож­но успеть купить. «Жаж­ду­щий пусть при­хо­дит, и жела­ю­щий пусть берет воду жиз­ни даром» (Откр. 22:17).

Иван Кора­бель