«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: «что вы стоите здесь целый день праздно?» Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите». Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной». Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». Евангелие от Матфея 20 глава 1–16 стихи
Притча на первый взгляд нелогична, но этим-то она и интересна. Ведь эту притчу рассказал нам Сам Господь Иисус. Значит и мы должны узнать что-то очень важное из этой притчи.
Начинается эта притча словом «ибо», это слово как вывод из того, что следует выше. В разговоре Иисуса Христа с богатым юношей, который задал Ему вопрос; «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус Христос рассказывает притчу, в которой сравнивает Царство Божие с хозяином, который нанимает работников в свой виноградник. Иногда мы допускаем мысль, что жизнь вечную можно каким-то образом заработать или заслужить. Можно ли себе представить такое доброе дело, которое по цене будет равно вечной жизни? Если спросить любого богатого человека, сколько он готов заплатить за то, чтобы жить вечно, человек будет готов отдать все. Но нет на земле цены, которая будет равна вечной жизни.
Так как юноша сам задал этот вопрос, Христос сказал ему: «соблюди заповеди», а юноша ответил, что исполняет их с детства. Тогда Христос отвечает: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим». Христос предложил ему сделать то, на что он способен. А юноша отошел в печали. Он мог заплатить эту цену, но не был готов платить такие деньги.
И тогда удивленные ученики Христа спрашивают у своего учителя: «а кто же может спастись?» Христос говорит, что людям это вообще невозможно. Что же Иисус Христос имел в виду, давая задание богатому юноше, и разъясняя своим ученикам смысл этого задания? Он хотел сказать, что нет человека на земле, который мог бы как-то заслужить или «купить» жизнь вечную. Жизнь вечная — это дар Бога. И Он дает ее тому, кому хочет. Тогда ученики спросили Христа: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Матф. 19:27). А спрашивая, они сравнивали себя с этим юношей. Ведь он-то не захотел продать свое имение — пожалел. А ученики не только оставили все, но и сами последовали за Ним. Христос ответил: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». (Матф. 19:29). Христос, как бы отвечая на их переживания, уверяет их в том, что, оставшись со Христом, они не продешевили. Он не только благословит их пребывание на земле, но и подарит им Царство Небесное (именно подарит). Потому что ни за какие деньги купить его нельзя. И очень важная мысль присутствует в Писании, что не ученики избрали Его, а Он их. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…» (Иоан. 15:16).
После этого диалога Христос говорит им притчу о работниках. На первый взгляд, эта притча повествует о том, что Бог нуждается в работниках. Ведь существуют церкви, христианские организации, миссии. И все они действительно нуждаются в человеческой помощи. Выглядит так, как будто бы Царь Небесного царства нуждается в милосердии, в наших песнях хвалы, в нашем времени, в наших деньгах, но это не является правдой.
Любая человеческая организация действительно нуждается в работниках. Когда мы приходим в церковь, у нас спрашивают: Что ты умеешь делать? Чем сможешь послужить Господу? Мы видим и чувствуем, что в нас нуждаются, и часто начинаем думать, что мы настолько незаменимы, что даже Сам Господь просит у нас помощи. И у нас может сложиться совершенно неверное представление о служении Богу.
В притче Христа дело обстоит так: хозяин дома выходит и на протяжении всего дня нанимает работников одного за другим. Мы видим, что хозяин заметил людей, стоящих праздно. Не нанятые люди стояли и ждали. Было принято вовремя приходить на место, где набирали работников, для того, чтобы не остаться без работы. Не успел — наняли других, а ты остался ни с чем. Может быть, они ждали другого нанимателя или думали, что другой заплатит им больше, а возможно, по какой-то причине, не пришли вовремя. Но простояв определенное время и оставшись не нанятыми, они услышали приглашение хозяина виноградника. Дальше эта история развивается еще интереснее, хозяин приходит снова и нанимает других работников. Так он делает на протяжении всего дня. Но очень странно видеть, что он нанимает работников в самом конце рабочего дня, когда остается всего один час до окончания работ.
И еще более удивительно то, что в период сбора винограда, когда работники нужны и на них есть очень активный спрос, их до самого вечера так никто и не нанял. Хозяин виноградника нанимает и этих работников, но не договаривается с ними о плате. И так как им не на что было уже рассчитывать, они соглашаются и идут.
Эта притча открывает нам смысл образа Хозяина виноградника. На самом деле, в образе Хозяина выступает Сам Бог. А далее самый важный и долгожданный момент притчи. Пришло время, когда работники должны получить долгожданную награду за свой труд. Хозяин почему-то начинает оплату с тех, кто пришел в самом конце дня. С тех, кто отработал всего один час. Почему хозяин виноградника сделал именно так? Наверное, он хотел, чтобы все увидели, как он рассчитывается с нанятыми им работниками. И тем, кто отработал всего один час, он дает размер дневного заработка. И вот здесь происходит конфликт. Те, которые пришли первыми- возмутились, потому что и им хозяин заплатил динарий, как и последним. То есть такую же сумму. Пришедшие в виноградник первыми, посчитали это действие несправедливым. Первые решили, что их неправильно оценили. Эти люди определяли свое достоинство тем, что они делали, как делали и сколько делали. На их взгляд, они были достойнее остальных. Часто люди определяют свое достоинство, сравнивая себя с другими, а это неправильная мерка, от которой отказался Хозяин, то есть Господь. Итак, Христос хочет показать нам принципы устройства Своего Небесного Царства.
Наше достоинство, прежде всего, определяется нашими отношениями с Богом и тем, Кому мы служим. Их достоинство не в том, что они целый день работали, а в том, что хозяин виноградника нашел нужным их пригласить. Наше достоинство определяется тем, что мы сотворены по образу и подобию Божьему. Его любовь к нам определяет наше достоинство. Сравнивая себя с другими, мы унижаем себя. Потому что в глазах Божиих мы представляем для Него большую ценность, а не ту ценность, которую можно увидеть, сравнивая себя с другими людьми. Обратите внимание на то, что сказали пришедшие работать в виноградник первыми: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Матф. 20:12). Такой была реакция этих людей. С одной стороны, их даже можно понять, потому что они трудились целый день, а получили награду, как последние. Так есть ли смысл приходить с утра, если можно прийти в конце дня и получить ту плату, что и пришедшие в начале дня?
Здесь очень отчетливо видно, что первые не совсем понимают, почему их труд «недооценили». Они думают, что та оплата, которую выдал им наниматель, заслуженна только ими. Именно поэтому хозяин виноградника начинает оплату с последних. Он явно показывает всем — и последним и первым, что выдает оплату не за количество труда. По большому счету, все должны были это увидеть и понять. И если бы он их не нанял, они все без исключения остались бы без работы. Каждый из нанятых работников, должен был увидеть и ощутить щедрость этого господина.
А теперь давайте разберемся, кому на самом деле было легче? Первым или последним? И те и другие перенесли тягость дня. Но одни, работая в винограднике, могли и отдохнуть, и подкрепить свои силы, а самое главное — они имели надежду, что в конце рабочего дня с ними расплатятся. Тяжело было всем, но тяжелее всего тем, кто стоял на торжище, не зная, что случится с ними в будущем. Они не имели работы, а день клонился к вечеру и никакой надежды у них не было. Разница между первыми и последними была очень существенной. У первых были гарантии, была надежда справиться с трудностями работы и получить плату за ее выполнение. А последние, которые, на первый взгляд, казалось бы, просто отдыхали, на самом деле очень переживали, они томились, понимая, что никому не нужны. Правда жизни показывает, что быть без Христа очень сложно. «Никто нас не нанял», — сказали последние в притче. Живя со Христом, люди также страдают, также сталкиваются с трудностями, но при этом они имеют надежду на будущее.
В этом мире, кроме Христа, мы никому не нужны. Ту потребность, которая находится в душе человека, знает только Бог. Поэтому удовлетворить ее может только Он. Можно попробовать многое в этой жизни, но ничто не утолит этот голод. И в конце жизни каждому человеку Господь задает вопрос: «что ты стоишь здесь целый день праздно?» Другими словами: «Почему ты не при деле? Почему твоя душа пуста? Почему ты не удовлетворен жизнью?», а ответ будет все тем же: «Никто меня не нанял».
Человек должен понять, что никто, кроме Христа, не удовлетворит тоску души. Потому что только Он знает твои нужды и потребности. Никогда не придет другой наниматель, потому что никто не знает вашего сердца так, как знает его Господь. И даже тогда, когда человек страдает, ему намного легче переносить страдания, если в конце его ждет утешение. Но это если человек понимает, что его целью является Царство Божие.
Последняя мысль Христа заключается в Его словах: «…или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Хозяин добр — в этом и есть главный акцент притчи. Получается, что все эти люди, которые работали в винограднике, имеют дело с очень богатым человеком. Он пошел нанимать работников не потому, что Он в них нуждался. Но Он ищет предлог позвать их к Себе. Хозяин виноградника понимал то, что еще совсем не понимали работники. Это Он был им нужен. Они нуждались в работе, Он им ее и предоставил. И платит Он не потому, что они хорошо работают, а потому, что Он богат, щедр и добр. «…Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе, разве я не властен в своем делать, что хочу?…» (Матф. 20:14,15). Он делает то, что хочет. Но Его желание — делать доброе.
Какие выводы мы можем сделать для себя из этой прекрасной притчи, рассказанной Христом?
Первое: когда Бог приглашает людей, никогда не нужно отказываться. «Почему?», спросит кто-то. Потому что лучшего предложения больше никогда не будет. А мы, в свою очередь, просто упустим свое время.
Следующий урок в том, что условия, которые предлагает Бог, никогда не будут нашими. Никто и никогда не заплатит больше, чем сам Христос. Его условия самые приемлемые, самые справедливые и самые милостивые. По большому счету, они заключаются в том, чтобы доверится Богу и пойти в Его виноградник.
Третий урок в том, что мы должны смотреть только на себя, а не на других. На себя и на Господа, на Господа и на себя. И держаться за эту работу всем своим естеством. Другой работы нет. Если выгонят, то лучше уже не найдешь. И нужно всегда помнить: лучше только со Христом.
Последний вывод — самый главный. Мы должны помнить, что цена или плата за то, в чем мы потрудились для Господа, всегда будет незаслуженной нами. То есть, в разы больше того, что должны были бы нам заплатить. Почему? Потому что там есть не только зарплата, но еще и премия. Бог не только оплачивает нам наши земные старания, но и дарит жизнь вечную. Это тот бонус, который Он дает по Своей великой любви не за что-то, а несмотря ни на что. Ту вечную жизнь, которую ни за какие заслуги не получишь. Она является великим даром нашего Спасителя Иисуса Христа!
И. А. Корабель